Введение 4
1 Теоретические основы управления маркетинговой деятельностью на
предприятии 6
1.1 Роль маркетинговых исследований в маркетинговой деятельности 6
1.2 Маркетинговый анализ: принципы и методы 13
2 Анализ маркетинговой деятельности компании ПАО "Магнит» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина 21
2.2 Оценка маркетинговой деятельности магазина Магнит 30
3 Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности в
магазине «Магнит» 44
3.1 Мероприятия направленные на расширение ассортиментной
политики компании и улучшение обслуживания клиентов 44
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 49
Заключение 53
Список используемой литературы
Актуальность темы заключается в том, что маркетинговые исследования являются важной частью системы, предоставляющей такие данные. Исследования могут повысить качество управленческих решений путем предоставления актуальной, точной и своевременной информации. Каждое конкретное решение связано с уникальной потребностью в информации. Методология маркетинговых исследований объединяет методы статистики, эконометрики, социометрии, квалиметрии и др.
Деятельность любой организации зависит от внешней среды: государственной политики; решений органов местного самоуправления; социально-демографической среды; уровня доходов населения; наличия конкурентов в отрасли и многих других. Для того, чтобы эффективно работать на рынке, компании требуется разнообразная информация о состоянии окружающей среды. Получение, анализ и обработка такой информации является особой деятельностью, которая называется маркетинговыми исследованиями.
Целью исследования выпускных квалификационных роботов является совершенствование маркетинговой деятельности компании ПАО «Магнит».
Задачи для достижения этой цели:
- Рассмотрение теоретических основ маркетинговой деятельности предприятия;
- Описание организационно - экономических характеристик ПАО «Магнит» и дана оценка маркетинговой деятельности предприятия;
- Разработка мероприятий, направленных на расширение спектра и повышение качества обслуживания клиентов.
Предметом исследования бакалаврской работы является маркетинговая деятельность предприятия.
Объектом исследования является розничная компания ПАО «Тандер» «Магнит» г. Самара.
Информационной базой исследования выпускной квалификационной работы является устав, внутренние документы и годовая бухгалтерская отчетность ПАО «Тандер» «Магнит» г. Самара за 2015-2017 г.г., а также труды отечественных и зарубежных ученых в области управления конкурентоспособностью предприятия.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы состоящей из 20 источников. Общий объем работы, без приложений, 65 стр., включая 12 таблиц, 9 рисунков.
В бакалаврской работе были рассмотрены теоретические основы управления маркетинговой деятельностью предприятия, которые в себя включали, основной понятийный аппарат, сущность маркетинговых исследований и методы их проведения. Был описан маркетинговый комплекс включающий в себя следующие составляющие:
-порядок проведения анализа внешней и внутренней среды, анализа товарной политики, ценовой политики, политики сбыта и коммуникационной политики.
Анализ второй главы включал в себя оценку организационно- экономической характеристики предприятия, с расчетом технико-экономических показателей деятельности предприятия.
Одним из важнейших экономических показателей любой торговой организации является годовой товарооборот. В 2017 году произошло увеличение данного показателя на сумму 25 913 тыс. рублей, что означает увеличение данного показателя по отношению к 2016 году на 7,51%.
Увеличение данного показателя является позитивным изменением в компании, так же за 2017 году происходит увеличение чистой прибыли8,96%. Численность персонала магазина Магнит с каждым годом растет на 5 человек, следовательно увеличивается и фонд оплаты труда.
Максимальная стоимость чистых активов достигла в 2016 году, при этом показатель составил 82 млн рублей, по сравнению с 2015 годом увеличился на 13 млн рублей.
Стоимость основных фондов с каждым годом уменьшается в среднем на 5%. Производительность труда работающих, так же имеет тенденцию к снижению. Но при этом рентабельность предприятия с каждым годом увеличивается и в 2017 году составляет 15,3%. Таким образом можно сделать вывод, что экономическая составляющая деятельности предприятия в целом имеет положительную динамику.
Так же во второй главе были проведены маркетинговые исследования деятельности предприятия ЗАО «Магнит», которые в себя включали анализ конкурентов, поставщиков, потребителей, а так же ассортиментной политики магазин. Был построен и проанализирован SWOT-анализ.
В результате маркетинговых исследований был построен SWOT-анализ компании "Магнит дома", были выявлены сильные стороны, к которым относятся узнаваемость бренда, сотрудничество с другими компаниями поставщиками известных брендов, доступная цена, высокие продажи.
Слабые стороны магазина "Магнит" большое количество конкурентов на рынке, потеря продукции для продажи в торговом зале, связанные с ненадлежащим соблюдением сроков и условий хранения. Отсутствие головного офиса в городе Тольятти, низкое качество обслуживания, небольшое количество офисов, низкая заработная плата и нехватка высококвалифицированных кадров, узкий ассортимент продаваемых товаров. Также в SWOT-анализе были представлены возможности и угрозы, в свою очередь, возможности расширения сферы услуг, расширения рынков сбыта и возможности найма высококвалифицированных кадров. Угрозами в данном случае являются экономический кризис, снижение уровня рентабельности населения, рост инфляции, что сказывается на росте цен на продукцию, наличие санкций, которые не позволяют реализовывать импортные товары на территории Российской Федерации.
В третьей главе бакалаврской работы были предложены мероприятия направленные на совершенствование маркетинговой деятельности магазина «Магнит». Суть данных мероприятий заключалась в открытии в одном из магазинов «Магнит» пекарни по производству хлебобулочных изделий. Это позволит решить такую проблему как узкий ассортимент продаваемой продукции.
Вторым мероприятием является разработка новых систем скидок. Был проведен расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Таким образом, на основании данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод, что компания, после открытия магазина, пекарня, выручка увеличилась до 383.632 тыс. рублей на капитальные вложения увеличение штата сотрудников, а следовательно и заработной платы привело к росту издержек и сделал 63.768 тыс. рублей, увеличила чистую прибыль на 573 тыс. В Новый год 57.576 тыс. руб., Также увеличилась численность персонала на 3 человек, а фонд заработной платы составил 14.082 тыс. рублей. При этом маржа снизилась на 0,3%.
Следовательно, предлагаемые мероприятия эффективны.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42-46 и 47.1 / Е. В. Бадулина, Н. В. Бандурина, А. А. Борисенко [и др.] ; под ред. П. В. Крашенинников. — Электрон. текстовые данные. — М.: Статут, 2018. — 400 с.
2. Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г.), 2015. — 36 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / . — Электрон. текстовые данные. — : Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2017. — 1269 с.
4. Делятицкая А. В. Маркетинг: учебное пособие / А. В. Делятицкая, А. В. Косова. —М. : Российский государственный университет правосудия, 2016. — 120 с.
5. Дианова В.А. Маркетинговые исследования: учебное наглядное пособие для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Менеджмент» / В.А. Дианова, А.А. Романов. — Краснодар, Саратов: Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 114 c.
6. Егорова М. М. Маркетинг: учебное пособие / М. М. Егорова, Е. Ю. Логинова, И. Г. Швайко. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c.
7. Коротков А. В. Маркетинговые исследования: учебное пособие для вузов / А. В. Коротков.— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 303 c.
8. Красина Ф. А. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Ф. А. Красина. — 2-е изд.— Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2015. — 126 c.
9. Курс по маркетинговым исследованиям — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, Норматика, 2016. — 119 c.
10. Латышев Д. В. Маркетинговые технологии и стратегии в управленческой деятельности организации. Теоретический курс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. В. Латышев, Т. М. Гомаюнова. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019. — 135 с.
11. Лужнова Н. В. Стратегическое маркетинговое управление: учебник / Н. В. Лужнова, О. М. Калиева.— Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 289 с
12. Лунева Е. А. Современные маркетинговые технологии: учебное пособие / Е. А. Лунева.— Омск : Омский государственный технический университет, 2017. — 112 с.
13. Мазилкина Е. И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / Е. И. Мазилкина. — 3-е изд. — М. : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 300 с.
14. Ноздрева Р. Б. Маркетинг: учебник / Р. Б. Ноздрева.— М. : Аспект Пресс, 2016. — 448 с.
15. Пичурин И. И. Основы маркетинга. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Коммерция (торговое дело)», «Маркетинг» / И. И. Пичурин, О. В. Обухов, Н. Д. Эриашвили. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с.
16. Романов А. А. Маркетинговые исследования : учебное пособие / А. А. Романов, В. П. Басенко, В. А. Дианова. — Краснодар : Южный институт менеджмента, 2008. — 174 с.
17. Bivona E., CeresiaF.Designing long term oriented polities to build strong Manufacturer-Dealers relationships: a system dynamics approach [Text] / E. Bivona, F. Ceresia - Palermo: ResearchGate, 2013. - PP. 1-2.
18. Relich M. Portfolio selection of new product projects: a product reliability perspective [Text] / M. Relich - ZielonaGora: Eksploatacja i Niezawodnosc - Maintenance and Reliability, 2016. - 613p.
19. Ulonska S., Welo T. On the use of product portfolio and variant maps as visualization tools to support platform-based development strategies [Text] / S. Ulonska, T. Welo -Trondheim, Norway: Concurrent Engineering: Research and Applications, 2016. - PP. 1-2.
20. Gauci D., Hill R. Goods and Services Differences in Television Advertising: an Australian Replication [Text] / D. Gauci, R. Hill -Australia: Australasian Marketing Journal, 2003. - 34p.