Закон о защите прав потребителей
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ……… 6
1.1 Понятие и функции защиты прав потребителей…………….......... ..6
1.2 Правовой статус субъекта в сфере защиты прав потребителей…… 7
1.3 Понятие и формы защиты прав потребителей……………………. .15
1.4 Гражданско- правовые средства охраны прав потребителей…….. 20
2 ПРАВОВЫЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ………… 25
2.1 Защита прав потребителей в сфере розничной торговли……….... 25
2.2 Защита прав потребителей в сфере выполнения работы оказания услуг………………27
2.3 Особенности государственного урегулирования защиты прав потребителей…30
2.4 Проблемы искового производства в сфере защиты прав потребителей………………34
2.5 Особенности возмещения вреда в сфере защиты прав потребителей……………… 38
3 СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДЕЛАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ…………………… 44
3.1 Сущность судебного решения по делам о защите прав потребителей…44
3.2 Содержание судебного решения…57
3.3 Заочное решение и судебный приказ…64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………… 73
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ……… 6
1.1 Понятие и функции защиты прав потребителей…………….......... ..6
1.2 Правовой статус субъекта в сфере защиты прав потребителей…… 7
1.3 Понятие и формы защиты прав потребителей……………………. .15
1.4 Гражданско- правовые средства охраны прав потребителей…….. 20
2 ПРАВОВЫЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ………… 25
2.1 Защита прав потребителей в сфере розничной торговли……….... 25
2.2 Защита прав потребителей в сфере выполнения работы оказания услуг………………27
2.3 Особенности государственного урегулирования защиты прав потребителей…30
2.4 Проблемы искового производства в сфере защиты прав потребителей………………34
2.5 Особенности возмещения вреда в сфере защиты прав потребителей……………… 38
3 СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДЕЛАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ…………………… 44
3.1 Сущность судебного решения по делам о защите прав потребителей…44
3.2 Содержание судебного решения…57
3.3 Заочное решение и судебный приказ…64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………… 73
Актуальность исследования заключается в том, что за последние два с лишним десятилетия законодательство о защите прав потребителей проделало существенный путь. Первоначально довольно лаконичный, Закон 1992 г. расширился за счет новых положений и сфер регулирования, появились специальные законы, относящиеся к сфере финансовых услуг, значительный вклад внесла обширная судебная практика, подытоженная позициями высших судебных органов.
Тем не менее пространство для развития остается, и мы хотели бы привлечь внимание к следующему обстоятельству. Не будет ошибочным начать с утверждения (как не будет ошибочным и само это утверждение), что действующее законодательство о защите прав потребителей построено по ситуационному принципу - содержит большое количество норм, которые окажутся полезными потребителю в конкретных ситуациях. Но мы не найдем в нем четкой системы принципов, на которых потребителю предоставляется правовая защита. Понятно, что ситуационный подход может обнаружить свою несостоятельность, когда возникает сто первая ситуация, а в законе описаны только сто, - в этих случаях хорошую службу может сослужить именно понимание тех принципов, на которых потребительская защита основывается. Более того, без таких принципов мы несем риск, что защита не будет предоставлена там, где ее следовало бы предоставить, и наоборот, будет предоставлена там, где ее можно посчитать излишней.
Мы хотим предпринять более чем скромную попытку даже не восполнить, а, скорее, указать на этот "принципиально-правовой" пробел. Но сразу сделаем важное замечание. Речь пойдет не о том, какие общие принципы могут быть выведены из массы конкретных норм, которые содержатся в Законе, а о тех принципах, на которых должно основываться законодательство о защите прав потребителей исходя из главной его цели - восстановить баланс интересов между потребителем и профессиональной стороной. Добавим, что такая задача стоит не только на уровне российского законодательства, но и на наднациональном уровне, поскольку современное право защиты потребителей, Consumer Law, является своеобразным "правом народов", которое в зависимости от политической ситуации становится международным или региональным (Европейский союз (ЕС)) либо заимствуется в качестве такового государствами, не обязанными в этом аспекте следовать каким-либо международно-правовым обязательствам.
Цель исследования: комплексное исследование защиты прав потребителей: современное состояние и перспективы развития.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- рассмотреть понятие и функции защиты прав потребителей;
- изучить правовой статус субъекта в сфере защиты прав потребителей;
- рассмотреть понятие и формы защиты прав потребителей;
- рассмотреть гражданско- правовые средства охраны прав потребителей;
- рассмотреть защиту прав потребителей в сфере розничной торговли;
- изучить защиту прав потребителей в сфере выполнения работы оказания услуг;
- рассмотреть особенности государственного урегулирования защиты прав потребителей;
- изучить проблемы искового производства в сфере защиты прав потребителей;
- рассмотреть особенности возмещения вреда в сфере защиты прав потребителей;
- изучить сущность судебного решения по делам о защите прав потребителей;
- рассмотреть содержание судебного решения;
- изучить заочное решение и судебный приказ.
Объектом исследования являются общественные отношения, опосредующие защиту прав потребителей.
Предметом исследования выступает совокупность правовых норм, регулирующих защиту прав потребителей.
Теоретической основой Выпускной квалификационной работы являлись труды таких ученых, как Агапцов С.А., Дегтярев Г.П., Гутников О.В., Роик В., Мачульская Е.Е., Турбанов А.В., Ярославцев В.В., Тиунов О.И., Серебровский В.И., Михайлюк П.А., Ершова Е.А и др.
Методологической основой исследования является всеобщий диалектический метод познания для объективного, всестороннего и конкретного рассмотрения защиты прав потребителей, а также общие и частные (специальные) методы исследования: системный, сравнительно-правовой, структурно-логический для разработки рекомендаций по совершенствованию защиты прав потребителей в РФ.
Эмпирической основой исследования является судебная практика, общая и специальная литература, электронные ресурсы, судебные акты
Работа состоит из введения, трех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и списка источников.
Тем не менее пространство для развития остается, и мы хотели бы привлечь внимание к следующему обстоятельству. Не будет ошибочным начать с утверждения (как не будет ошибочным и само это утверждение), что действующее законодательство о защите прав потребителей построено по ситуационному принципу - содержит большое количество норм, которые окажутся полезными потребителю в конкретных ситуациях. Но мы не найдем в нем четкой системы принципов, на которых потребителю предоставляется правовая защита. Понятно, что ситуационный подход может обнаружить свою несостоятельность, когда возникает сто первая ситуация, а в законе описаны только сто, - в этих случаях хорошую службу может сослужить именно понимание тех принципов, на которых потребительская защита основывается. Более того, без таких принципов мы несем риск, что защита не будет предоставлена там, где ее следовало бы предоставить, и наоборот, будет предоставлена там, где ее можно посчитать излишней.
Мы хотим предпринять более чем скромную попытку даже не восполнить, а, скорее, указать на этот "принципиально-правовой" пробел. Но сразу сделаем важное замечание. Речь пойдет не о том, какие общие принципы могут быть выведены из массы конкретных норм, которые содержатся в Законе, а о тех принципах, на которых должно основываться законодательство о защите прав потребителей исходя из главной его цели - восстановить баланс интересов между потребителем и профессиональной стороной. Добавим, что такая задача стоит не только на уровне российского законодательства, но и на наднациональном уровне, поскольку современное право защиты потребителей, Consumer Law, является своеобразным "правом народов", которое в зависимости от политической ситуации становится международным или региональным (Европейский союз (ЕС)) либо заимствуется в качестве такового государствами, не обязанными в этом аспекте следовать каким-либо международно-правовым обязательствам.
Цель исследования: комплексное исследование защиты прав потребителей: современное состояние и перспективы развития.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- рассмотреть понятие и функции защиты прав потребителей;
- изучить правовой статус субъекта в сфере защиты прав потребителей;
- рассмотреть понятие и формы защиты прав потребителей;
- рассмотреть гражданско- правовые средства охраны прав потребителей;
- рассмотреть защиту прав потребителей в сфере розничной торговли;
- изучить защиту прав потребителей в сфере выполнения работы оказания услуг;
- рассмотреть особенности государственного урегулирования защиты прав потребителей;
- изучить проблемы искового производства в сфере защиты прав потребителей;
- рассмотреть особенности возмещения вреда в сфере защиты прав потребителей;
- изучить сущность судебного решения по делам о защите прав потребителей;
- рассмотреть содержание судебного решения;
- изучить заочное решение и судебный приказ.
Объектом исследования являются общественные отношения, опосредующие защиту прав потребителей.
Предметом исследования выступает совокупность правовых норм, регулирующих защиту прав потребителей.
Теоретической основой Выпускной квалификационной работы являлись труды таких ученых, как Агапцов С.А., Дегтярев Г.П., Гутников О.В., Роик В., Мачульская Е.Е., Турбанов А.В., Ярославцев В.В., Тиунов О.И., Серебровский В.И., Михайлюк П.А., Ершова Е.А и др.
Методологической основой исследования является всеобщий диалектический метод познания для объективного, всестороннего и конкретного рассмотрения защиты прав потребителей, а также общие и частные (специальные) методы исследования: системный, сравнительно-правовой, структурно-логический для разработки рекомендаций по совершенствованию защиты прав потребителей в РФ.
Эмпирической основой исследования является судебная практика, общая и специальная литература, электронные ресурсы, судебные акты
Работа состоит из введения, трех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и списка источников.
Таким образом, законодательство о защите прав потребителей представляет собой большое количество правовых норм, которые регулируют одну из жизненно важных областей гражданского права. Самая главная цель данного законодательства состоит в создании и обеспечении потребителя дополнительными правовыми гарантиями соблюдения его прав и законных интересов, и возможностями их защиты как более «слабого» участника по отношению к контрагенту. Данный аспект проявляется через внесение особого публичного начала в регулирование гражданско-правовых отношений, в которых одной из сторон является потребитель. Наглядное выражение публичного начала можно увидеть на примере установления дополнительных правовых гарантий для потребителя за счет исключений из общепризнанных принципов юридического равенства сторон в гражданско-правовых отношениях. В качестве иллюстрации можно привести пример, о ничтожности условий договора, которые каким- либо образом ущемляют права потребителей и предоставляют ему меньший круг возможностей по сравнению с законодательством.
У потребителя в арсенале существует большой круг требований, которые он может предъявить к исполнителю (продавцу). В число данных требований может входить выплата неустойки, выплата морального вреда, выплата штрафа и т.д. Так же, государство предусматривает ряд мер, целью которых является стимулирование добровольного удовлетворения продавцом (изготовителем) требований потребителя. Безусловно, российское законодательство о защите прав потребителей непрерывно совершенствуется. Однако, учитывая сложное экономическое положение проблемы и пробелы в законодательстве все же остаются. В первую очередь, по моему мнению, необходимо конкретизировать ряд терминов Закона о «Защите прав потребителей», а также устранить пробелы в законодательстве путем принятия новых или дополнения уже действующих правовых актов в сфере защиты прав потребителей.
Прежде всего, следует обратить внимание на правовой статус потребителя, как центральной фигуры на рынке товаров и услуг. Мы должны формировать свое понимание о категории потребителей не только с теоретической стороны, но и с практической. Для достижения данной цели законодательство должно включать в себя нормы и положения, определяющие статус потребителя и определяющие отношение к нему со стороны контрагентов.
Кроме того, особое внимание в условиях, отягощённых кризисом, следует уделить внимание правам потребителя на получение полной и достоверной информации, безопасность товаров (работ, услуг), получение защиты со сторону компетентных органов и на защиту своего права в суде, как лично, так и через органы, указанные в ст. 46 ГПК. РФ. Таким образом, законодательство о защите прав потребителей находится в процессе динамичного развития. Однако, его действенность зависит не только от разработки и наличия прочной теоретической и законодательной базы, а также и от поэтапного становления потребительской политики, которая заключается в правовом, организационном и информационном обеспечении.
Потребитель имеет достаточно широкие правомочия по защите своих нарушенных прав. Права, которыми обладает потребитель при обнаружении недостатков в товаре, являются: требование замены на товар этой же марки/модели/артикула; замена на такой же товар другой марки/модели/артикулы с перерасчетом покупной цены; соразмерное уменьшение покупной цены; возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказ от исполнения договора купли-продажи и требование возврата уплаченной за товар суммы. А также потребитель имеет право требовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества
В настоящее время в российском правовом поле сформирована система иерархично выстроенных нормативных актов, регулирующих правоотношения с участием потребителя, закрепляющих гарантии их реализации. Действующий в настоящее время Закон РФ «О защите прав потребителей» установил понятие «потребителя», закрепил основные права потребителя, задекларированные на международном уровне, определил систему нормативных актов, регулирующих правоотношения с участием потребителя. Важным новшеством законодательства о защите прав потребителей стало установление повышенной защиты потребителей от причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу товарами, услугами. Для этого Закон установил десятилетний срок ответственности изготовителя, которую он несет перед потребителем или третьими лицами. Дополнительная реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности защиты прав потребителей, реализуется в рамках Стратегии, которая предусматривает повышение значения претензионного порядка разрешения споров, более активного участия общественных организаций, и просвещение граждан в рассматриваемой сфере. Таким образом, в связи с развитием в России рыночных механизмов экономики, увеличением участия страны в экономических и информационных процессах на международном уровне, движение консьюмеризма начало формироваться и в России — условия «дикого рынка», свобода предпринимательской деятельности, тотальный дефицит, отсутствие культуры потребления остро продемонстрировали необходимость специального законодательства.
По-настоящему системный подход к развитию законодательства о защите прав потребителей может быть в самом общем виде представлен как баланс между:
1) интересами потребителя как слабой стороны, чьи права могут быть в значительной степени ущемлены в силу объективной информационной и договорной диспропорции;
2) обязанностью потребителя проявлять должную разумность и осмотрительность при заключении сделок, с принятием на себя неблагоприятных последствий неосмотрительности и невнимательности;
3) интересами рынка в целом, что предполагает в том числе соразмерность предоставляемых потребителям средств защиты, с одной стороны, и нормальным функционированием рынка - с другой.
Мы не претендуем на создание исчерпывающей системы принципов потребительской защиты. Но мы озвучили некоторые полезные, с нашей точки зрения, подходы для привлечения внимания к той методологии потребительской защиты, необходимость в которой давно назрела для создания действительно эффективной защиты прав потребителей. Высказанные в статье мысли являются, конечно же, дискуссионными и при переводе их на язык законодательства требуют тщательной текстуальной проработки. Помимо прочего, мы менее всего ратуем за ослабление потребительской защиты, особенно в сферах, где потребитель действительно беззащитен перед неимоверно более сильным субъектом (например, в сфере финансовых услуг), но все же призываем не быть в плену традиционной для "потребительского права" парадигмы слабой стороны, а уделить внимание поиску баланса интересов сторон, что, собственно, и является основной задачей гражданского права.
У потребителя в арсенале существует большой круг требований, которые он может предъявить к исполнителю (продавцу). В число данных требований может входить выплата неустойки, выплата морального вреда, выплата штрафа и т.д. Так же, государство предусматривает ряд мер, целью которых является стимулирование добровольного удовлетворения продавцом (изготовителем) требований потребителя. Безусловно, российское законодательство о защите прав потребителей непрерывно совершенствуется. Однако, учитывая сложное экономическое положение проблемы и пробелы в законодательстве все же остаются. В первую очередь, по моему мнению, необходимо конкретизировать ряд терминов Закона о «Защите прав потребителей», а также устранить пробелы в законодательстве путем принятия новых или дополнения уже действующих правовых актов в сфере защиты прав потребителей.
Прежде всего, следует обратить внимание на правовой статус потребителя, как центральной фигуры на рынке товаров и услуг. Мы должны формировать свое понимание о категории потребителей не только с теоретической стороны, но и с практической. Для достижения данной цели законодательство должно включать в себя нормы и положения, определяющие статус потребителя и определяющие отношение к нему со стороны контрагентов.
Кроме того, особое внимание в условиях, отягощённых кризисом, следует уделить внимание правам потребителя на получение полной и достоверной информации, безопасность товаров (работ, услуг), получение защиты со сторону компетентных органов и на защиту своего права в суде, как лично, так и через органы, указанные в ст. 46 ГПК. РФ. Таким образом, законодательство о защите прав потребителей находится в процессе динамичного развития. Однако, его действенность зависит не только от разработки и наличия прочной теоретической и законодательной базы, а также и от поэтапного становления потребительской политики, которая заключается в правовом, организационном и информационном обеспечении.
Потребитель имеет достаточно широкие правомочия по защите своих нарушенных прав. Права, которыми обладает потребитель при обнаружении недостатков в товаре, являются: требование замены на товар этой же марки/модели/артикула; замена на такой же товар другой марки/модели/артикулы с перерасчетом покупной цены; соразмерное уменьшение покупной цены; возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказ от исполнения договора купли-продажи и требование возврата уплаченной за товар суммы. А также потребитель имеет право требовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества
В настоящее время в российском правовом поле сформирована система иерархично выстроенных нормативных актов, регулирующих правоотношения с участием потребителя, закрепляющих гарантии их реализации. Действующий в настоящее время Закон РФ «О защите прав потребителей» установил понятие «потребителя», закрепил основные права потребителя, задекларированные на международном уровне, определил систему нормативных актов, регулирующих правоотношения с участием потребителя. Важным новшеством законодательства о защите прав потребителей стало установление повышенной защиты потребителей от причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу товарами, услугами. Для этого Закон установил десятилетний срок ответственности изготовителя, которую он несет перед потребителем или третьими лицами. Дополнительная реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности защиты прав потребителей, реализуется в рамках Стратегии, которая предусматривает повышение значения претензионного порядка разрешения споров, более активного участия общественных организаций, и просвещение граждан в рассматриваемой сфере. Таким образом, в связи с развитием в России рыночных механизмов экономики, увеличением участия страны в экономических и информационных процессах на международном уровне, движение консьюмеризма начало формироваться и в России — условия «дикого рынка», свобода предпринимательской деятельности, тотальный дефицит, отсутствие культуры потребления остро продемонстрировали необходимость специального законодательства.
По-настоящему системный подход к развитию законодательства о защите прав потребителей может быть в самом общем виде представлен как баланс между:
1) интересами потребителя как слабой стороны, чьи права могут быть в значительной степени ущемлены в силу объективной информационной и договорной диспропорции;
2) обязанностью потребителя проявлять должную разумность и осмотрительность при заключении сделок, с принятием на себя неблагоприятных последствий неосмотрительности и невнимательности;
3) интересами рынка в целом, что предполагает в том числе соразмерность предоставляемых потребителям средств защиты, с одной стороны, и нормальным функционированием рынка - с другой.
Мы не претендуем на создание исчерпывающей системы принципов потребительской защиты. Но мы озвучили некоторые полезные, с нашей точки зрения, подходы для привлечения внимания к той методологии потребительской защиты, необходимость в которой давно назрела для создания действительно эффективной защиты прав потребителей. Высказанные в статье мысли являются, конечно же, дискуссионными и при переводе их на язык законодательства требуют тщательной текстуальной проработки. Помимо прочего, мы менее всего ратуем за ослабление потребительской защиты, особенно в сферах, где потребитель действительно беззащитен перед неимоверно более сильным субъектом (например, в сфере финансовых услуг), но все же призываем не быть в плену традиционной для "потребительского права" парадигмы слабой стороны, а уделить внимание поиску баланса интересов сторон, что, собственно, и является основной задачей гражданского права.
Подобные работы
- Особенности надзора за исполнением законодательства о защите прав потребителей
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Защита прав потребителей по законодательству Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ПО ДОГОВОРУ ПОДРЯДА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности медицинских споров, связанных с защитой прав потребителей
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2023 - Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО ДОГОВОРУ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Защита прав потребителей: гражданско-правовые аспекты (Дальневосточный государственный университет путей сообщения)
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ
ТОВАРОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016



