Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младших школьников умения планировать свои действия

Работа №118713

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2022
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников умения планировать свои действия 7
1.1 Проблемы исследования вопросов формирования у
младших школьников умения планировать свои действия в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Условия формирования у младших школьников умения
планировать свои действия 12
Глава 2 Экспериментальное исследование процесса формирования у младших школьников умения планировать свои действия 23
2.1 Выявление уровня сформированности умения планировать
свои действия у младших школьников 23
2.2 Содержание программы по формированию у младших
школьников умения планировать свои действия 34
2.3 Динамика в уровне сформированности умения планировать
свои действия у младших школьников (контрольный срез) 43
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 54
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 55
Приложение В Программа формирования у младших школьников умения планировать свои действия 56
Приложение Г Количественные результаты на контрольном этапе эксперимента 61


Актуальность исследования. Задача начального общего образования заключается в формировании гармоничной разносторонне развитой личности, обладающей необходимыми знаниями, навыками и умениями, которые более обширно отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). При этом наиболее важно в период младшего школьного возраста заложить обучающимся навыки определения учебных целей, планирования способов их достижения, самоконтроля и самооценки, то есть тех навыков, которые позволят им учиться самостоятельно.
В частности одним из наиболее значимых регулятивных универсальных учебных действий выступает умение планировать свои действия. Под данным умением в общем виде понимается способность обучающихся анализировать собственную предстоящую деятельность для последующей организации алгоритма действий для ее реализации.
Формирование умения планировать свои действия необходимо осуществлять уже с первого класса начальной школы, поскольку от этого зависит успешность обучения ребенка, развитие у него осознанности выполняемой деятельности и формирование самостоятельности. Также это обусловлено наибольшей восприимчивостью детей младшего школьного возраста к усвоению новых навыков.
Изучением проблемы формирования у детей младшего школьного возраста умения планировать свои действия занимались такие исследователи, как - А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, В.В. Давыдов, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.А. Дубовская, Г.В. Бурменская, Л.А. Венгер и другие. Данные авторы отмечают важность формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников, в том числе и умения планировать, для осуществления продуктивной учебной деятельности.
Рассматриваемая проблема остается актуальной и на сегодняшний день, что обусловлено требованиями ФГОС НОО, поиском наиболее эффективных методов формирования у обучающихся умения планировать и рациональным их применением в ходе учебной деятельности.
На основании вышеизложенного установлено противоречие между необходимостью формирования у младших школьников умения планировать свои действия и недостаточностью методического обеспечения по формированию данного умения. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковым должно быть содержание программы для эффективного формирования у младших школьников умения планировать свои действия. Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у младших школьников умения планировать свои действия».
Цель исследования: разработать программу по формированию у младших школьников умения планировать свои действия и оценить ее эффективность.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: программа по формированию у младших школьников умения планировать свои действия.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс формирования у младших школьников умения планировать свои действия будет наиболее эффективен, если проводить целенаправленную программу, в которую включены:
- беседы на осознание младшими школьниками важности и необходимости процесса планирования собственных действий;
- практические виды деятельности, позволяющие обучающимся проявлять навыки планирования.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников умения планировать свои действия.
2. Выявить начальный уровень сформированности умения планировать свои действия у младших школьников.
3. Разработать содержание работы по формированию у младших школьников умения планировать свои действия и реализовать ее на практике.
4. Выявить динамику в уровне сформированности умения планировать свои действия у младших школьников посредством проведения контрольного среза.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Новизна исследования: разработана эффективная программа по формированию у младших школьников умения планировать свои действия.
Практическая значимость исследования: разработанная программа по формированию у младших школьников умения планировать свои действия может быть непосредственно использована в учебной работе в начальной школе.
Экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участие 24 младших школьника - обучающихся 3Б класса ГКОУ «Калужская школа-интернат № 1».
Структура бакалаврской работы: введение, две главы - первая глава имеет два раздела, вторая - три раздела, заключение, список используемой литературы (33 источника), четыре приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под умением планировать свои действия следует понимать способность определять последовательность промежуточных целей, выбирать наиболее эффективные способы их достижения, самостоятельно выстраивать план выполнения задачи и следовать ему для достижения конечного результата.
Умение планировать свои действия относится к регулятивным универсальным учебным действиям, которое следует формировать у обучающегося с первого класса начальной школы, поскольку данный навык определяет успешность обучения, развитие осознанности выполняемой деятельности, а также формирование самостоятельности.
Для формирования умения планировать свои действия учителю начальных классов важно создавать необходимые условия, которые будут положительно влиять на формирование у младших школьников умения планировать свои действия, в частности - применять практические формы работы с составлением планов решения учебных задач, использовать игровые методы, содержащие последовательный план действий, предлагать упражнения и задания на восстановление плана действий или обнаружение лишних неэффективных действий.
С целью изучения особенностей и условий формирования у младших школьников умения планировать свои действия было реализовано экспериментальное исследование. Так на констатирующем этапе было диагностировано, что низкий уровень сформированности умения планировать свои действия выявлен у 42 % детей экспериментальной и у 33 % контрольной группы, при этом по половине обеих исследовательских групп имеет средний уровень.
На формирующем этапе исследования было разработано и апробировано содержание программы по формированию у младших школьников умения планировать свои действия. Полученные результаты на контрольном этапе исследования подтвердили эффективность проведенной работы. Также были подтверждены положения исходной гипотезы исследования, а значит, процесс формирования у младших школьников умения планировать свои действия будет наиболее эффективен, если проводить целенаправленную программу, в которую включены: беседы на осознание младшими школьниками важности и необходимости процесса планирования собственных действий; практические виды деятельности, позволяющие обучающимся проявлять навыки планирования.
По итогу, тема бакалаврской работы раскрыта и изучена полностью, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена экспериментально. Разработанная программа по формированию у младших школьников умения планировать свои действия может быть непосредственно использована в учебной работе в начальной школе.



1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя. М. : Просвещение, 2008. 151 с.
2. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М. : Педагогика, 1989. 558 с.
3. Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. Самара : Учебная литература, 2013. 96 с.
4. Блинофатова Е. В. Педагогические условия формирования действия планирования у учащихся начальной школы на предметном языковом материале // Современное образование. 2019. С. 17-22.
5. Волков Б. С. Психология младшего школьника. М. : Академический Проект, 2005. 206 с.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2003. 512 с.
7. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. М. : Книжный дом «Университет», 2004. 332 с.
8. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. М. : Педагогическое общество России, 2009. 512 с.
9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТЕРО, 2006. 174 с.
10. Диагностика «Логические задачи» Зак А. З. [Электронный ресурс].
URL: https://infourok.ru/diagnostika-logicheskie-zadachi-zak-az-2198051.html
(дата обращения: 27.05.2022).
11. Диагностика особенностей развития поискового планирования [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/diagnostika-osobennostej- razvitiya-poiskovogo-planirovaniya-4240294.html(дата обращения: 27.05.2022).
12. Долгошеева Е. В. Формирование у младших школьников умения осуществлять перспективное планирование // Гносеологические основы образования. Елец. 2015. С. 195-198.
13. Дубовская Н. А. Планирование учебных действий младшего школьника в процессе учебной деятельности // Молодые ученые. 2015. № 6. С. 327-329.
14. Дунилова Р. А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников // Управление начальной школой. 2013. № 5. С. 5-11.
15. Ионова М. С. К проблеме психолого-педагогического сопровождения формирования умственных действий планирования и прогнозирования у младших школьников // Российский научный журнал. 2011. № 23. С. 204-209.
16. Исаев Е. И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников //Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 52-60.
17. Ковалева Г. С., Логинова О. Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. М. : Педагогика, 2010. 336 с.
18. Ковалева Г. С., Логинова О. Б. Планируемые результаты начального общего образования. М. : Просвещение, 2009. 86 с.
19. Кузнецов А. А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С. 3-6.
20. Магкаев В. Х. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 17-25.
21. Мамоджанова А. К. Возрастные особенности формирования компонентов регулятивных УУД у младших школьников // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 7-8. С. 26-29.
Т1. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб. : Прайм-Еврознак, 2004. 672 с.
23. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология формирования. М. : Академия, 2006. 285 с.
24. Осмоловская И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. 2012. № 10. С. 6-10.
25. Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника // Молодой ученый. 2011. № 5. С. 45-78.
26. Пономарев Я. А. Психология творчества. М. : Наука, 1976. 302 с.
27. Попова А. А., Титаренко Н. Н., Махмутова Л. Г. Универсальные учебные действия в начальном общем образовании. Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2011. 147 с.
28. Приложение. Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата
обращения: 13.02.2022).
29. Прохорова С. Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников // Управление начальной школой. 2013. № 8. С. 57-63.
30. Психологический мониторинг уровня развития УУД (ФГОС) [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/psihologicheskiy-monitoring- urovnya-razvitiya-uud-fgos-3278270.html(дата обращения: 27.05.2022).
31. Фролова П. И., Горина А. В., Бубынина М. Г. Психология и педагогика: учебное пособие. Омск: СибАДИ, 2015. 429 с.
32. Эльконин Д. Б. Детская психология. М. : Академия. 2005. 384 с.
33. Якубенко О. В. Проблемы адаптации обучающихся в условиях модернизации образования // Novalnfo.ru. 2016. С. 292-294.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ