Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников умения планировать свои действия 7
1.1 Проблемы исследования вопросов формирования у
младших школьников умения планировать свои действия в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Условия формирования у младших школьников умения
планировать свои действия 12
Глава 2 Экспериментальное исследование процесса формирования у младших школьников умения планировать свои действия 23
2.1 Выявление уровня сформированности умения планировать
свои действия у младших школьников 23
2.2 Содержание программы по формированию у младших
школьников умения планировать свои действия 34
2.3 Динамика в уровне сформированности умения планировать
свои действия у младших школьников (контрольный срез) 43
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 54
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 55
Приложение В Программа формирования у младших школьников умения планировать свои действия 56
Приложение Г Количественные результаты на контрольном этапе эксперимента 61
Актуальность исследования. Задача начального общего образования заключается в формировании гармоничной разносторонне развитой личности, обладающей необходимыми знаниями, навыками и умениями, которые более обширно отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). При этом наиболее важно в период младшего школьного возраста заложить обучающимся навыки определения учебных целей, планирования способов их достижения, самоконтроля и самооценки, то есть тех навыков, которые позволят им учиться самостоятельно.
В частности одним из наиболее значимых регулятивных универсальных учебных действий выступает умение планировать свои действия. Под данным умением в общем виде понимается способность обучающихся анализировать собственную предстоящую деятельность для последующей организации алгоритма действий для ее реализации.
Формирование умения планировать свои действия необходимо осуществлять уже с первого класса начальной школы, поскольку от этого зависит успешность обучения ребенка, развитие у него осознанности выполняемой деятельности и формирование самостоятельности. Также это обусловлено наибольшей восприимчивостью детей младшего школьного возраста к усвоению новых навыков.
Изучением проблемы формирования у детей младшего школьного возраста умения планировать свои действия занимались такие исследователи, как - А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, В.В. Давыдов, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.А. Дубовская, Г.В. Бурменская, Л.А. Венгер и другие. Данные авторы отмечают важность формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников, в том числе и умения планировать, для осуществления продуктивной учебной деятельности.
Рассматриваемая проблема остается актуальной и на сегодняшний день, что обусловлено требованиями ФГОС НОО, поиском наиболее эффективных методов формирования у обучающихся умения планировать и рациональным их применением в ходе учебной деятельности.
На основании вышеизложенного установлено противоречие между необходимостью формирования у младших школьников умения планировать свои действия и недостаточностью методического обеспечения по формированию данного умения. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковым должно быть содержание программы для эффективного формирования у младших школьников умения планировать свои действия. Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у младших школьников умения планировать свои действия».
Цель исследования: разработать программу по формированию у младших школьников умения планировать свои действия и оценить ее эффективность.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: программа по формированию у младших школьников умения планировать свои действия.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс формирования у младших школьников умения планировать свои действия будет наиболее эффективен, если проводить целенаправленную программу, в которую включены:
- беседы на осознание младшими школьниками важности и необходимости процесса планирования собственных действий;
- практические виды деятельности, позволяющие обучающимся проявлять навыки планирования.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников умения планировать свои действия.
2. Выявить начальный уровень сформированности умения планировать свои действия у младших школьников.
3. Разработать содержание работы по формированию у младших школьников умения планировать свои действия и реализовать ее на практике.
4. Выявить динамику в уровне сформированности умения планировать свои действия у младших школьников посредством проведения контрольного среза.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Новизна исследования: разработана эффективная программа по формированию у младших школьников умения планировать свои действия.
Практическая значимость исследования: разработанная программа по формированию у младших школьников умения планировать свои действия может быть непосредственно использована в учебной работе в начальной школе.
Экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участие 24 младших школьника - обучающихся 3Б класса ГКОУ «Калужская школа-интернат № 1».
Структура бакалаврской работы: введение, две главы - первая глава имеет два раздела, вторая - три раздела, заключение, список используемой литературы (33 источника), четыре приложения.
Под умением планировать свои действия следует понимать способность определять последовательность промежуточных целей, выбирать наиболее эффективные способы их достижения, самостоятельно выстраивать план выполнения задачи и следовать ему для достижения конечного результата.
Умение планировать свои действия относится к регулятивным универсальным учебным действиям, которое следует формировать у обучающегося с первого класса начальной школы, поскольку данный навык определяет успешность обучения, развитие осознанности выполняемой деятельности, а также формирование самостоятельности.
Для формирования умения планировать свои действия учителю начальных классов важно создавать необходимые условия, которые будут положительно влиять на формирование у младших школьников умения планировать свои действия, в частности - применять практические формы работы с составлением планов решения учебных задач, использовать игровые методы, содержащие последовательный план действий, предлагать упражнения и задания на восстановление плана действий или обнаружение лишних неэффективных действий.
С целью изучения особенностей и условий формирования у младших школьников умения планировать свои действия было реализовано экспериментальное исследование. Так на констатирующем этапе было диагностировано, что низкий уровень сформированности умения планировать свои действия выявлен у 42 % детей экспериментальной и у 33 % контрольной группы, при этом по половине обеих исследовательских групп имеет средний уровень.
На формирующем этапе исследования было разработано и апробировано содержание программы по формированию у младших школьников умения планировать свои действия. Полученные результаты на контрольном этапе исследования подтвердили эффективность проведенной работы. Также были подтверждены положения исходной гипотезы исследования, а значит, процесс формирования у младших школьников умения планировать свои действия будет наиболее эффективен, если проводить целенаправленную программу, в которую включены: беседы на осознание младшими школьниками важности и необходимости процесса планирования собственных действий; практические виды деятельности, позволяющие обучающимся проявлять навыки планирования.
По итогу, тема бакалаврской работы раскрыта и изучена полностью, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена экспериментально. Разработанная программа по формированию у младших школьников умения планировать свои действия может быть непосредственно использована в учебной работе в начальной школе.
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя. М. : Просвещение, 2008. 151 с.
2. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М. : Педагогика, 1989. 558 с.
3. Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. Самара : Учебная литература, 2013. 96 с.
4. Блинофатова Е. В. Педагогические условия формирования действия планирования у учащихся начальной школы на предметном языковом материале // Современное образование. 2019. С. 17-22.
5. Волков Б. С. Психология младшего школьника. М. : Академический Проект, 2005. 206 с.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2003. 512 с.
7. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. М. : Книжный дом «Университет», 2004. 332 с.
8. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. М. : Педагогическое общество России, 2009. 512 с.
9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТЕРО, 2006. 174 с.
10. Диагностика «Логические задачи» Зак А. З. [Электронный ресурс].
URL: https://infourok.ru/diagnostika-logicheskie-zadachi-zak-az-2198051.html
(дата обращения: 27.05.2022).
11. Диагностика особенностей развития поискового планирования [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/diagnostika-osobennostej- razvitiya-poiskovogo-planirovaniya-4240294.html(дата обращения: 27.05.2022).
12. Долгошеева Е. В. Формирование у младших школьников умения осуществлять перспективное планирование // Гносеологические основы образования. Елец. 2015. С. 195-198.
13. Дубовская Н. А. Планирование учебных действий младшего школьника в процессе учебной деятельности // Молодые ученые. 2015. № 6. С. 327-329.
14. Дунилова Р. А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников // Управление начальной школой. 2013. № 5. С. 5-11.
15. Ионова М. С. К проблеме психолого-педагогического сопровождения формирования умственных действий планирования и прогнозирования у младших школьников // Российский научный журнал. 2011. № 23. С. 204-209.
16. Исаев Е. И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников //Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 52-60.
17. Ковалева Г. С., Логинова О. Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. М. : Педагогика, 2010. 336 с.
18. Ковалева Г. С., Логинова О. Б. Планируемые результаты начального общего образования. М. : Просвещение, 2009. 86 с.
19. Кузнецов А. А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С. 3-6.
20. Магкаев В. Х. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 17-25.
21. Мамоджанова А. К. Возрастные особенности формирования компонентов регулятивных УУД у младших школьников // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 7-8. С. 26-29.
Т1. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб. : Прайм-Еврознак, 2004. 672 с.
23. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология формирования. М. : Академия, 2006. 285 с.
24. Осмоловская И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. 2012. № 10. С. 6-10.
25. Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника // Молодой ученый. 2011. № 5. С. 45-78.
26. Пономарев Я. А. Психология творчества. М. : Наука, 1976. 302 с.
27. Попова А. А., Титаренко Н. Н., Махмутова Л. Г. Универсальные учебные действия в начальном общем образовании. Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2011. 147 с.
28. Приложение. Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата
обращения: 13.02.2022).
29. Прохорова С. Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников // Управление начальной школой. 2013. № 8. С. 57-63.
30. Психологический мониторинг уровня развития УУД (ФГОС) [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/psihologicheskiy-monitoring- urovnya-razvitiya-uud-fgos-3278270.html(дата обращения: 27.05.2022).
31. Фролова П. И., Горина А. В., Бубынина М. Г. Психология и педагогика: учебное пособие. Омск: СибАДИ, 2015. 429 с.
32. Эльконин Д. Б. Детская психология. М. : Академия. 2005. 384 с.
33. Якубенко О. В. Проблемы адаптации обучающихся в условиях модернизации образования // Novalnfo.ru. 2016. С. 292-294.