Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уголовно-правовая защита религиозных чувств верующих и проблемы её реализации

Работа №118709

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы47
Год сдачи2021
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Защита религиозных чувств верующих в уголовном праве 7
1.1 Понятие «религиозные чувства верующих» 7
1.2 Исторический аспект защиты религиозных прав и чувств верующих в
российском уголовном праве 11
1.3 Защита религиозных прав и чувств верующих в зарубежном уголовном
праве 17
Глава 2 Проблемы уголовно-правовой защиты религиозных чувств верующих 24
2.1 Определение объективных признаков состава преступления, предусмотренного статьёй 148 УК РФ 24
2.2 Определение субъективных признаков состава преступления,
предусмотренного статьёй 148 УК РФ 29
2.3 Отграничение состава преступления по статье 148 УК РФ от составов
статей 136, 213, 214, 244, 282 УК РФ, статьи 5.26 КоАП РФ 33
Заключение 38
Список используемой литературы и используемых источников 40


В 90-е и начало 2000-х российский народ прошёл через религиозное возрождение. Распад СССР повлиял на реабилитацию прежних церковных институтов и проникновение на территорию России религий из других стран. Глобалистические тенденции современного мира привели к необходимости защиты религиозных чувств верующих, более того, религия начинает пользоваться популярностью у представителей высшей государственной власти и в некоторой мере ассоциироваться с нею и с традиционным русским укладом. Согласно соцопросу, проведённому ВЦИОМ, 63% опрошенных россиян относят себя к православной деноминации, из которых только 20% приняли осознанное решение стать православными христианами [36]. 29 июня 2013 года Федеральным собранием был принят закон, внёсший изменения в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Однако, особое выделение православия в законах РФ, как и попытка устранить религиозные противоречия, так или иначе возникающие в мультинациональной стране, могут привести и приводят уже к нарушению положений Конституции Российской Федерации и актов международного права. Хотя защита религиозных чувств сама по себе отвечает содержанию принципов уголовного права, определение понятий «религиозные», «чувства» и «верующие» крайне проблематично и касается не только областей уголовного права, но и философии права, и исторического контекста, в рамках которых они постулируются. Нужно ли защищать чувства тех представителей религии, чья вера основана на противодействии государству? Не смывается ли в таком случае грань между «одобренными» религиями и фактической государственной идеологией? Как в принципе измерить уровень чувства и его наличие? Нужно ли было принимать статью 148 при наличии схожих статей?
Актуальность данной работы для российского правового контекста заключается в том, что с тех пор, как в 2013 году были приняты поправки к УК РФ, включающие в себя статью 148, законодатель не уточнил, что подразумевается под религиозными чувствами верующих. Вследствие чего проблема реализации их защиты остаётся и продолжает вызывать дискуссии в научной среде.
В зарубежном контексте примером актуальности служат как исламские страны, например, Саудовская Аравия, в которой доктора Хамзу Аль- Мазиани, высказавшегося в одной из своих статей об ухудшении образования из-за иностранных исламистов, лишили свободы за богохульство, так и европейские страны, например, Греция, где осудили на условный тюремный срок сатирика Герхарда Хадерера, изобразившего Христа в образе хиппи.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся при реализации уголовно-правовой защиты религиозных чувств верующих.
Предмет исследования уголовно-правовые нормы, регламентирующие основные положения о нарушении права на свободу совести и вероисповедания, их квалификация и толкование.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы раскрыть сущность защиты религиозных чувств верующих, а также выявить и попытаться решить проблемы её реализации.
Работа включает в себя следующие задачи: во-первых, проанализировать понятия «религиозный», «чувство» и «верующие» в уголовном праве, ссылаясь как на судебную практику, так и на более широкий теоретический аспект данных понятий; во-вторых, проследить исторический путь защиты религиозных чувств в России и за рубежом; в третьих, определить субъективные и объективные признаки по статье 148 УК; в четвёртых, сопоставить состав преступления по статье 148 УК РФ с составами преступления по другим статьям.
Методы работы. В работе с данными задачами использован как диалектический метод, так и общелогические методы. Кроме того, применены также общенаучные методы (системный, конкретно-исторический) и юридические (толкование, технико-юридический анализ).
Тема «Уголовно-правовая защита религиозных чувств верующих и проблемы её реализации», несмотря на умеренную степень научной разработанности, содержит ещё немало аспектов, которые необходимо исследовать.
Структура настоящей работы состоит из введения, двух глав с тремя параграфами, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Теоретическая основа исследования. Работа выполнена со ссылками на таких ведущих специалистов в области юриспруденции как З.М. Бешукова, А.А. Акельева, В.Г. Кокорев, А.К. Погасий и др.
При составлении Выпускной квалификационной работы использованы труды религиоведов, религиозных публицистов и исторических деятелей, историков права.
Нормативная основа исследования. Нормативные акты российского и международного права, исторические правовые документы, в частности, Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ, УК РФ, ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ, Уголовные кодексы зарубежных стран; нормы античного, древнерусского, российско- имперского и советского права.
Исследования в области уголовного права составляют высокую практическую значимость и, как мы надеемся, послужат развитию уголовно-правовой науки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение настоящей дипломной работы, следуя целям, указанным в введении, а именно: раскрыть сущность защиты религиозных чувств верующих и выявить, а также попытаться решить проблемы её реализации, представляем следующие выводы.
Во-первых, как было показано в первой главе, вместить религию, а соответственно и защиту религиозных чувств, в юриспруденцию невозможно, возможно лишь выставить определённые внешние границы её социального значения и проявления, но эти границы всегда останутся шаткими в силу того, что юриспруденция не работает с личностью человека, она работает с портретом, меняющимся в зависимости от времени и господствующих в обществе представлений. Иными словами, уголовное право защищает не чувства верующих, как таковые, а понимание этих чувств, как оно раскрывается в трудах учёных юристов и в торжествующей общественной идеологии. Часть 1 статьи 148 УК РФ - бессмысленная с этой точки зрения. Сама мысль каким-либо образом контролировать или устанавливать степень оскорблённости религиозных чувств чужда науке, работающей с сухим, формализованным законом, исключающим сферу духовного опыта.
Второе, хотя законодатель не способен свести религию к формуле, он по крайней мере может выставить такие границы, которые защищали бы общественный порядок, связанный с правом на определённую религиозную или нерелигиозную самоидентификацию (уже имеющееся статья 213 УК РФ), и законную деятельность религиозных организаций (часть 3 статьи 148 УК РФ). Вместо того, чтобы оценивать внутреннюю жизнь личности и следить за перепитиями религиозно-атеистических споров и перфомансов, ему стоило бы контролировать лишь то, что относится к юридической деятельности религиозных организаций и праву на проведение ими церемоний, все же попытки нарушить общественный порядок путём посягательства на данное право и на свободу действовать в соответствии с вероисповеданием квалифицировать как нарушение статьи 213 УК РФ, не обращая внимания на абстрактные понятия наподобие «чувств», которые якобы могут оскорбиться.
Защита данного общественного порядка должна учитывать не только религиозные организации и группы (в действующее редакции, как мы уже говорили, указание на группы отсутствует), но и организации, заявленные как пропагандирующие светский гуманизм и научный скептицизм, поэтому законодателю следует позаботиться о приведении вышеуказанных норм в соответствие с Конституцией РФ.
На наш взгляд, попытки запретить какие-либо выпады в сторону религиозных или атеистически настроенных лиц, ссылаясь на оскорбление чьих-либо чувств и создавая видимость объективности их оценки, угрожают общественному порядку не в меньшей степени, чем сами выпады. Часть 1 и часть 2 статьи 148 УК РФ требуется, как максимум, вовсе исключить или, как минимум, переформулировать таким образом, чтобы не были нарушены права атеистов выражать критическое отношение к религии, а инакомыслящих - несогласие с главенствующей конфессиональной доктриной.
Таким образом, вероятно, наиболее оптимальный способ решить проблемы уголовно-правовой защиты религиозных чувств верующих - это покончить с какими-либо попытками защищать их, сосредоточившись на внешней деятельности религиозного сообщества и защите общественного порядка.



1. Акельева А.А. Проблема разграничения оскорбления религиозных чувств и свободы слова. // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. 2020. № 6-2. - С. 63-67
2. Акция "Pussy Riot"была спланирована заранее и преследовала цель унизить чувства христиан, заявляет прокурор (дополненная версия). [Электронный ресурс] // «Интерфакс», 30.07.2012. URL: http://www.interfax- religion.ru/?act=news&div=46698. (Дата обращения: 11 апреля 2021 года).
3. Андрощук В. В. Общий характер религиозных деликтов, их виды и место среди уголовно-наказуемых деяний. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2011. № 8 (18) - С. 18-21.
4. Архим. Феогност (Пушков). Евангельское учение о вечных муках: слова и притчи Христа [Электронный ресурс] // Православный портал «Иисус». 23.11.2020. URL: https://jesus-portal.ru/truth/articles/evangel-skoe-uchenie-o-vechnykh-mukakh-slova-i-pritchi-khrista.(Дата обращения: 28 марта 2021 года).
5. Барбиерато Ф. Как принять неприемлемое. Богохульство и атеизм в судебной практике римской инквизиции в XVII веке // Г осударство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 2 (35). - С. 74-91.
6. Бешукова З. М. Соотношение права на свободу выражения своего мнения с запретом на возбуждение вражды (по материалам Европейского Суда по правам человека) // Общество и право. 2010. № 1 (28). 268 - С. 268-275.
7. Библия в переводе Международного Библейского Общества (Новый
русский перевод): [Электронный ресурс] // Библия онлайн. URL:
https://bibleonline.ru/bible/nrt/. (Дата обращения: 24 апреля 2021 года).
8. Булгаков С. Н. Тихие думы. - М. : Республика, 1996. - 508 с.
9. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948): [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Документы. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/. (Дата обращения: 13 мая 2021 года).
10. Годелье М. Загадка дара. - М.: Восточная литература РАН, 2007. - 293 с.
11. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений (Принята 25.11.1981 Резолюцией 36/55 на 73-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // КонсультантПлюс. Документы. URL: http://www.consultant.rU/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=16882#034254083201338204.(Дата обращения: 13 мая 2021 года).
12. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Исследование человеческой природы / Пер. с англ. В.Г. Малахиевой-Мирович, М.В. Шик, под ред. СВ. Лурье. - М. : Академический проект, 2017. - 415 с.
13. Джaмaлoвa Э.К., Скулаков Р.М. О взаимосвязи религии, правосознания, правовой культуры человека и территориальной целостности государства // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2016. № 4. - С. 41-45.
14. Дорская А. А. Правовой статус подданого Российской империи в начале ХХ века: вероисповедный аспект. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002. № 2(215) - С. 213-224.
15. Жамурзов И.А. Проблемы разграничения уголовно-правовой и административной форм ответственности за нарушение права на свободу совести и вероисповедания // Государственная служба и кадры. 2018. № 3. - С. 134-136
16. Закон СССР от 01.10.1990 N 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» // «Ведомости СНД СССР и ВС СССР», 1990, N 41, ст. 813.
17. Закон РСФСР от 25. 10. 1990 N 267-1 (ред. от 27. 01. 1995) «О свободе вероисповеданий» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1990, N 21, ст. 240.
18. Иванюк О.А. Свобода совести и свобода вероисповедания: соотношение понятий и границы законодательного регулирования. // Журнал российского права. 2010. № 9. - С. 46-58.
19. Казанцева Н. В. Криминологическая характеристика преступлений, посягающих на свободу совести (по результатам эмпирического исследования) // Вестник ПАГС. 2014. № 4 (43). - С. 42-45
20. Келеберда Н. Г., Тищенко Е. В. Российский и западноевропейский опыт правового регулирования свободы совести и свободы творчества: философская оценка // Философия права. 2016. № 6 (79). - С. 107-113
21. Конституция РФ (с учетом поправок от 30. 12. 2008 N 6-ФКЗ, от 30. 12. 2008 N 7-ФКЗ, от 05. 02. 2014 N 2-ФКЗ, от 01. 07. 2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
22. Кодекс Феодосия «о язычниках, жертвоприношениях и храмах» // пер. Ведешкин М.А. Via in tempore. История. Политология. 2013. № 15 (158). - С. 38-47.
23. Комаров А.С. Проблема свободы вероисповедания в раннехристианской мысли // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. № 2. - С. 173-183
24. Кураев А.В. Церковь в мире людей. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - 542 с.
25. Левин В.Ф. Нарушение свободы отправления веры в правовом пространстве российского государства в конце XIX - начале XX вв. // Вестник РУК. 2011. №1. - С. 78-84
26. Матецкая А.В. Оскорбление религиозных чувств верующих: Российский контекст // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6. - С. 36-45.
27. Международный пакт о гражданских и политических правах: [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. Конвенции и соглашения. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pact pol.shtml. (Дата обращения: 13 мая 2021 года).
28. «Новое уголовное уложение, высочайше утвержденное 22 марта 1903 г». // СПб. : Изд-во В.П. Анисимова. 1903 г. - 250 с.
29. Орлова О. В. Правовая свобода личности в гражданском обществе // Журнал российского права. 2007. № 5. - С. 76-83.
30. Основы религиоведения. Учеб. / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, |М. П. Новиков|, и др.; под ред. И.Н. Яблокова. - М. : Высш. шк., 1994. - 368 с.
31. Осокин Р.Б., Кокорев В.Г. Принцип справедливости и равенства как критерий оценки и совершенствования статьи 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» // Философия права. 2017. № 4 (83). - С. 111-116
32. Пирбудагова Д.Ш., Исаева К.М. К вопросу о правовом режиме свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2017. № 4. - С. 95-98.
33. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28. 06. 2011 N 11 (ред. от 03.11.2016). «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // «Российская газета», N 142, 04. 07. 2011 г.
34. Погасий А.К. Религиозное правоведение. - Казань : ИД МеДДок, 2015. - 308 с.
35. Прп. Иосиф Волоцкий. Просветитель / Предисл. митр. Иоанн (Снычев), отв. ред., авт. послесл. О.А. Платонов. - М. : Институт русской цивилизации, 2011. - 432 с.
36. Православная вера и таинство крещения: [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Новости. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii- obzor/pravoslavnaya-vera-i-tainstvo-kreshheniya. (Дата обращения: 15 марта 2021 года)
37. Приговор Скопинского районного суда № 1-49/2019 от 9 августа
2019 г. по делу № 1-49/2019: [Электронный ресурс] // Судебные и
нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/mNyOyoEtirbp/.(Дата обращения: 7 мая 2021 года).
38. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. - М. : Высш. шк., 1988. - 414 с.
39. Религиоведение: учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений / В. Лебедев, А. Прилуцкий, В. Викторов. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 611 с.
40. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. - М. : Гардарики, 2000. - 536 с.
41. Религия // Новая философская энциклопедия: в 4 т. (рус.) / под ред. В.С. Степина. - М. : Мысль, 2010. - Т. 3. - 692 с.
42. Решение Ленинского районного суда города Грозного от 17.07.2020 по делу № 2А-626/2020: [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/IXX1jiGJYAgW/.(Дата обращения: 11 апреля 2021 года).
43. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А.И. Клибанов. - М., 1989. - 719 с.
44. Руслан Соколовский - о приговоре за отрицание Бога, Pussy Riot и
мощах святого Николая: [Электронный ресурс]. // Афиша Daily (25 мая 2017). URL: https://daily.afisha.ru/cities/5428-o-prigovore-za-otricanie-boga-sashe-
spilberg-pussy-riot-i-moschah-svyatogo-nikolaya/.(Дата обращения: 28 марта 2021 года).
45. Романова А. С. Отграничение хулиганства от смежных составов // Сибирский юридический вестник. 2020. № 2 (89). - С. 67-70.
46. Свечница храма об акции Pussy Riot: от «бесовского дрыгания» горечь и боль чувствую до сих пор. // «Интерфакс», 30.07.2012. URL: https://www.interfax.ru/russia/258135. (Дата обращения: 11 апреля 2021 года).
47. Смирнов А. М. Инквизиция (самосуд) русской православной церкви // Пролог: журнал о праве. 2014. № 4. - С. 25-31.
48. Творения Кв. Септ. Флор. Тертуллиана. Часть 1. Апологетические сочинения Тертуллиана. - Киев: Тип. Акц. Об-ва «Петр Барский, в Киеве». 1910. - С. 81-204.
49. «Соборное уложение 1649 г». - М. : Изд-во МГУ. 1961. - 414 с.
50. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13. 06. 1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
51. Уголовный кодекс Голландии. Перевод с английского / науч. ред. Волженкин Б.В.; пер. Миронова И.В. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2001. - 510 с.
52. Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии. Перевод с немецкого / Науч. редактирование и вступ. ст. Д.А. Шестакова; Предисл. Г.Г. Йешека; пер. Н.С. Рачковой. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2003 (Акад. тип. Наука РАН). - 522 с.
53. Уголовной кодекс Австрии. Перевод с немецкого. / науч. ред. и вступ. ст. С.Ф. Милюкова : предисл. Эрнста Ойгена Фабрици : пер. Л.С. Вихровой. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004 (Акад. тип. Наука РАН). - 350 с.
54. Уголовный кодекс Дании. Перевод с датского / Науч. ред. С.С. Беляев; пер. С.С. Беляева и А.Н. Рычевой. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2001. - 228 с.
55. Уголовный кодекс Бельгии. Перевод с французского / Пер.: Мачковский Г.И.; Науч. ред. и предисл.: Мацнев Н.И. - С.-Пб. : Юрид. центр Пресс, 2004. - 561 с.
56. «Устав св. Владимира (пространная редакция)» // П.Н. Мрочек- Дроздовский. История русского права. Приложение 1. М., 1892 г.
57. Устав Лиги Наций: [Электронный ресурс] // Российский правовой портал. Библиотека Пашкова. URL: https://constitutions.ru/?p=5910(Дата обращения: 13 мая 2021 года).
58. «Устав морской о всем, что касается доброму управлению, в бытности флота на море». СПб. : При Императорской Академии наук. 1780 г.
59. «Устав воинский» // Полное собрание законов Российской империи. 1830. Т. V. 1713-1719. № 3006. 203 - 453 с.
60. Устюжанинова Е.А., Пибаев И.А. Развитие законодательства о защите религиозных чувств граждан в свете конституционного принципа светскости государства и права на свободу вероисповедания в России и Италии // ВЭПС. 2016. № 1(201) - С. 201-208
61. Федотова Ю.Е. Оскорбление религиозных чувств верующих и уголовный закон: работа над ошибками // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 1 (35). - С. 199-205
62. Федеральный закон от 26. 09. 1997 N 125-ФЗ (ред. от 06. 07. 2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // «Собрание законодательства РФ», 29.09.1997, N 39, ст. 4465
63. Французская республика. Конституция и законодательные акты : [Сборник : Пер. с фр. / Сост. В.В. Маклаков, В.Л. Энтин]; Под ред. и со вступ. ст. В.А. Туманова. - М. : Прогресс, 1989. - 445 с.
64. Чернышкова З.Е., Иванова Е.В., Кузнецова О.В. Религиоведческая экспертиза: анализ действий, направленных на оскорбление религиозных чувств верующих // Манускрипт. 2017. № 3-2 (77). - С. 202-205
65. Чудновцев М.И. Церковь и театр конец XIX-начало XX в. - Академия наук СССР. Научно-популярная серия. - Москва : Издательство «Наука», 1970. - 129 с.
66. Шилин Д.В. Уголовная и административная ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповедания: проблемы разграничения // Журнал российского права. 2016. № 5 (233). - С. 81-89
67. Эдикт Нантский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1904. Т. XL. С. 167-168.
68. «Sokolovsky! Ничего святого». Приговор Верх-Исетского районного
суда Екатеринбурга: [Электронный ресурс] // Медиазона (17 мая 2017, 16:49). URL: https://zona.media/article/2017/05/17/sokolovsky-prigivor. (Дата
обращения: 7 мая 2021 года).
69. The Cambridge Medieval History - Vol. 4; The Eastern Roman Empire (717-1453) // J. B. Bury with J. R. Tanner, C. W. Previte-Orton and Z. N. Brooke, 1923. - 1036 p.
70. Council of the League of Arab States, Arab Charter on Human Rights, September 15, 1994, reprinted in 18 Hum. Rts. L.J. 151 (1997): [Электронный ресурс] // University of Minnesota. Human Rights Library. URL: http://hrlibrary.umn.edu/instree/arabcharter.html.(Дата обращения: 13 мая 2021 года).
71. Constitution of the United States: Amendments 11-27: [Электронный ресурс] // National Archives. URL: https://www.archives.gov/founding-docs.(Дата обращения: 13 мая 2021 года).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ