Введение 3
Глава 1 Понятие и функции прокурора как участника уголовного судопроизводства 8
1.1 Понятие прокурора 8
1.2 Общая характеристика функций прокурора в уголовном судопроизводстве 11
Глава 2 Проблемы реализации прокурором своих полномочий на досудебных стадиях уголовного процесса 20
2.1 Общая характеристика полномочий прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса 20
2.2 Проблемы нормативной регламентации и реализации отдельных полномочий прокурора, связанных с уголовным преследованием, на стадии предварительного расследования 24
2.3 Проблемы реализации полномочий прокурора в контексте заключения досудебного соглашения о сотрудничестве 34
Глава 3 Проблемы реализации прокурором своих полномочий в судебном разбирательстве 40
3.1 Подготовка прокурора к участию в судебном заседании 40
3.2 Деятельность прокурора по поддержанию обвинения в судебном следствии 47
3.3 Участие прокурора в судебных прениях 55
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 70
Актуальность исследования. Вопрос, касающийся эффективности осуществления уголовно-процессуальной деятельности в Российской Федерации и её соответствия требованиям законности, во многом зависим от успешной реализации своих функций в уголовном процессе прокурора, который продолжает оставаться одним из ключевых участников уголовного судопроизводства, притягивая внимание исследователей.
Правильное определение и адекватное понимание процессуальных полномочий прокурора в уголовном процессе имеет ключевое значение, закладывая основу рассмотрение направлений его деятельности и полномочий. Процессуальная фигура прокурора в уголовном судопроизводстве, как представляется, способна обеспечить реализацию от имени государства уголовного преследования лиц, совершивших преступление, надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и руководство этой деятельностью, а также соблюдение и защиту прав и свобод граждан, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных правоотношений.
Обозначенная сфера имеет не только важное теоретическое, но и, безусловно, не менее важное практическое значение, в свете преобразований, реализуемых в нормах действующего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [65] (УПК РФ) в течение последних тринадцати лет, в результате которых процессуальные полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве претерпело существенные изменения, которые продолжают вызывать самые активные дискуссии в науке и правоприменительной практике.
Правовой статус прокурора, как отмечено Т.К. Рябининой, «не перестает быть в центре внимания юристов как в связи с многообразием осуществляемых им функций в ходе производства по уголовному делу, так и ввиду того, что прокурор в отличие от других участников процесса - постоянно действующая и влиятельная фигура. Он вступает в уголовный процесс на самых ранних его этапах - с момента получения сведений о совершенном или готовящемся преступлении и участвует на всех стадиях уголовного процесса, вплоть до пересмотра уже вступившего в законную силу приговора» [55, с. 18].
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации прокурором своих полномочий в уголовном процессе.
Предмет исследования - круг теоретических и практических вопросов, которые связаны с участием прокурора в уголовном процессе в контексте реализуемых им процессуальных функций.
Цель исследования - рассмотреть, охарактеризовать процессуальное положение прокурора и его полномочия в уголовном судопроизводстве.
Гипотеза исследования состоит в том, что совершенствование нормативного регулирования полномочий прокурора в уголовном процессе будет способствовать усилению гарантий законности, а также будет положительным образом влиять на правоприменительную практику.
Задачи исследования:
• сформулировать понятие прокурора и дать общую характеристику его функций в рамках уголовного судопроизводства Российской Федерации;
• рассмотреть реализацию полномочий прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса;
• дать общую характеристику участия прокурора в уголовном преследовании на стадии предварительного расследования;
• обозначить проблемы реализации полномочий прокурора в контексте заключения досудебного соглашения о сотрудничестве;
• проанализировать различные этапы реализации прокурором своих полномочий в судебном разбирательстве, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Теоретическая основа исследования
Теоретическая основа исследования включает в себя учебную литературу, комментарии к действующему законодательству, монографии и научные статьи.
Методы исследования
В основе исследования - всеобщий диалектический метод познания, а также общие и частные методы научного исследования: формально-логический, системный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический метод познания и т.д.
Научная новизна исследования
Научная новизна исследования обусловлена комплексным подходом к исследованию полномочий прокурора и анализу процессуальных проблем их применения.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по данной проблематике, с учётом наличия обширной теоретической базы исследования, которую составляют монографические исследования и публикации учёных-процессуалистов в периодических изданиях, а также эмпирической базы, которая включает в себя материалы судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, материалы уголовного дела из архива Автозаводского районного суда г. Тольятти.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с полномочиями прокурора в уголовном судопроизводстве, в разное время, являлись предметом исследования многих учёных как в советский, так и в постсоветский период. Следует выделить работы таких авторов как: А.Н. Артамонов, Н.Н. Борозенец, В.Ф. Крюков, В.А. Лазарева, М.С. Строгович, Д.А. Сычев, К.А. Таболина, И.В. Ткачев, Б.А. Тугутов, Т.Ю. Цапаева и многих других.
Нормативно-правовая основа исследования
Нормативно-правовая основа магистерского исследования включает в себя положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также иные Федеральные законы, а также материалы правоприменительной практики.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сделан вывод о том, что является обоснованным выделение лишь двух основных процессуальных функций прокурора в уголовном судопроизводстве: уголовное преследование и надзор за соблюдением законности;
2. Высказано предложение о дополнении ч. 1 ст. 317.2 УПК РФ указанием на то, что прокурор рассматривает наряду с ходатайством подозреваемого или обвиняемого и постановлением следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве еще и постановление следователя об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении такого соглашения, в целях расширения надзора прокурора за соблюдением законности в досудебном производстве;
3. В контексте обеспечения прав потерпевшего при отказе прокурора от государственного обвинения, с учётом имеющейся правовой позиции Конституционного Суда РФ по данному вопросу, представляется необходимым обеспечить возможность суда услышать и учесть мнение потерпевшего в контексте общей оценки обоснованности отказа прокурора от обвинения, для чего в ч. 7 ст. 246 УПК РФ можно внести следующее изменение, сформулировав норму так: «Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Вынесение судом решения, обусловленного соответствующей позицией государственного обвинителя, допустимо лишь по завершении исследования значимых для этого материалов дела и заслушивания мнений участников судебного заседания со стороны обвинения и защиты. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса».
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, логически разделённых на отдельные параграфы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В заключении выполненной выпускной квалификационной работы целесообразно сделать общие выводы и подвести итоги.
В ходе уголовного судопроизводства прокурор уполномочен от имени государства осуществлять уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Понятие «прокурор», используемое законодателем в УПК РФ, является собирательным. В зависимости от ситуации, в данном процессуальном качестве может принимать участие в уголовно-процессуальной деятельности достаточно широкий круг должностных лиц органов прокуратуре Российской Федерации.
Анализ нормативной формулировки ч. 1 ст. 37 УПК РФ позволяет сделать вывод о наличии двух, хотя и взаимосвязанных, но, тем не менее, различных по своему содержанию процессуальных функций, реализуемых прокурором в уголовном судопроизводстве:
• уголовное преследование;
• надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Анализ высказываемых в науке по данному вопросу точек зрения, позволяет сделать вывод о том, что надзорную функцию прокурора в уголовном судопроизводстве следует сформулировать несколько иначе.
Таким образом, рассматриваемую процессуальную функцию прокурора, реализуемую как в досудебном, так и в судебном производстве, целесообразно именовать «надзор за соблюдением законности», с учётом направленности данной функции.
Что же касается предложения о выделении дополнительной функции «восстановления законности», то данное предложение вряд ли обосновано.
Восстановление законности вполне естественно включать в содержание более широкой функции «надзор за соблюдением законности». Выделение же большого числа подфункций лишь усложняет понимание направленности полномочий прокурора. Выделение правозащитной функции также не имеет должных оснований, поскольку «правозащита» и «надзор за соблюдением законности» являются содержательно сходными.
Таким образом, представляется обоснованным выделить лишь две основные процессуальные функции прокурора в уголовном судопроизводстве:
• уголовное преследование;
• надзор за соблюдением законности.
Обе выделенные функции прокурора взаимосвязаны между собой и реализуются в тесной взаимосвязи.
Основы процессуального статуса прокурора и его полномочия, в основном, находят своё отражение в ст. 37 УПК РФ.
Важным и по-прежнему обсуждаемым в науке вопросом, связанным с полномочиями прокурора в уголовном судопроизводстве, является вопрос «урезания» полномочий прокурора, связанных с уголовным преследованием.
В ходе реформирования норм УПК РФ, регламентирующих процессуальное положение прокурора, произошло существенное сокращение процессуального инструментария анализируемого участника уголовного судопроизводства, направленного на оперативное устранение процессуальных нарушений.
В частности, прокурор утратил процессуальное полномочие инициации производства по уголовному делу посредством его возбуждения, что ранее он традиционно имел возможность осуществлять и т.д. Таким образом, сохранив за прокурором в досудебном производстве одну из ключевых ролей, законодатель предусмотрел и ряд существенных ограничений (по сравнению с ранее обозначенными в законе) процессуальных возможностей, связанных с осуществлением уголовного преследования.
В науке уголовного процесса сложившаяся законодательная модель процессуального статуса анализируемого нами участника уголовного судопроизводства на этапе досудебного производства воспринимается критически. При этом наибольший резонанс вызывают вопросы, связанные с нормативным регулированием надзора, осуществляемого прокурором в отношение предварительного следствия.
Многими авторами критикуется перераспределение контрольно-управленческих полномочий, в результате чего те полномочия, что находились в распоряжении прокурора, перешли к новому участнику уголовного судопроизводства - руководителю следственного органа. Кроме того, объективным фактом состоявшегося реформирования полномочий прокурора стал дефицит полномочий данного участника уголовного судопроизводства при надзоре за предварительным следствием.
В современной науке уголовно-процессуального права активно дискутируется вопрос о восстановлении утраченных полномочий прокурора, связанных с осуществлением уголовного преследования, включая правомочие инициировать возбуждение уголовного преследования.
В качестве ещё одной проблемы, рассматриваемой специалистами в данном аспекте, выступает проблема нехватки процессуальных возможностей для эффективного реагирования на процессуальные нарушения следователя в ходе производства предварительного расследования.
Анализ норм УПК РФ позволят к такого рода правомочиям относить право прокурора требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования.
Тем не менее, такое полномочие авторы не находят достаточно действенным.
Как следует из приведённых выше положений, существующий вариант регламентации правомочий прокурора в досудебном производстве, не является идеальным и одобряемым всеми процессуалистами, что обуславливает поиск оптимальных путей по совершенствованию существующих процессуальных механизмов.
Тем не менее, возникающие на станицах публикаций предложения, содержащие доводы в пользу видоизменения полномочий прокурора, следует оценивать с разных сторон. В частности, к изменению положений УПК РФ, касающихся полномочий прокурора, связанных с осуществлением уголовного преследования, а также статуса данного участника уголовного судопроизводства на этапах возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, нужно подходить с большей долей осторожности.
Отдельного внимания заслуживает проблема реализации полномочий прокурора в контексте заключения досудебного соглашения о сотрудничестве.
Обращает на себя внимание тот факт, что обвиняемый (подозреваемый), будучи осведомлённым о тех преимуществах, которые может создать для него досудебное соглашение о сотрудничестве, не может при всём желании заключить его с прокурором напрямую. Соответствующее ходатайство должно быть направлено им лишь через следователя, который вовсе не обязан вынести постановление о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве - он может по собственному усмотрению отказать в этом обвиняемому (подозреваемому) и такой отказ не подлежит какому-либо согласованию.
Получается, роль прокурора в данном аспекте необоснованно нивелируется. Будучи наделённым правом заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, прокурор, по сути дела, полностью устраняется от решения вопроса, связанного с обоснованностью отклонения следователем соответствующего ходатайства лица, на которое направлено уголовное преследование.
Данную ситуацию можно скорректировать, следуя пути создания дополнительных гарантий реализации прав обвиняемого (подозреваемого), а также расширения надзора прокурора за соблюдением законности в досудебном производстве, для чего ч. 1 ст. 317.2 УПК РФ можно дополнить указанием на то, что прокурор рассматривает наряду с ходатайством подозреваемого или обвиняемого и постановлением следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве еще и постановление следователя об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении такого соглашения.
Такое дополнение существующего процессуального порядка способно более полно «включить» прокурора в процесс принятия решения о инициации заключения досудебного соглашения о сотрудничестве.
Для повышения эффективности работы, связанной с контролем за должной реализацией заключенного досудебного соглашения, а также для достижения объективности и полноты осведомлённости прокурора об отсутствии нарушений, связанных с реализацией заключённого досудебного соглашения со стороны обвиняемого (подозреваемого), прокурору целесообразно проводить плановые проверки хода расследования соответствующих уголовных дел.
Говоря о реализации прокурором своих властных полномочий на судебных этапах производства по делу, следует рассмотреть проблему реализации права прокурора отказаться от государственного обвинения.
Относительно данного правомочия прокурора в науке существуют острые дискуссии. При этом, одни авторы считают, что при отказе прокурора от обвинения интересы потерпевшего остаются незащищёнными, поскольку потерпевший устранён от участия в решении данного вопроса. Другие же авторы считают, что наличие требования письменно изложить суду мотивы отказа от обвинения, ставит прокурора в положение лица, «оправдывающегося» или «извиняющегося» перед судом за заявленный отказ от обвинения.
С данными категоричными точками зрения сложно согласиться. Утверждения о незащищённости интересов потерпевшего, как минимум, несколько преувеличены, поскольку законодатель не предусматривает права безосновательного отказа прокурора от государственного обвинения - такое решение прокурора должно быть обосновано и должным образом мотивировано. В данной связи представляются необоснованными предложения поставить возможность отказа прокурора от обвинения в зависимость от мнения потерпевшего.
Тем не менее, с учётом имеющейся правовой позиции Конституционного Суда РФ по данному вопросу, представляется необходимым обеспечить возможность суда услышать и учесть мнение потерпевшего в контексте общей оценки обоснованности отказа прокурора от обвинения, для чего в ч. 7 ст. 246 УПК РФ можно внести следующее изменение, сформулировав норму так: «Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Вынесение судом решения, обусловленного соответствующей позицией государственного обвинителя, допустимо лишь по завершении исследования значимых для этого материалов дела и заслушивания мнений участников судебного заседания со стороны обвинения и защиты. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса».
Что же касается второй точки зрения, относительно критики необходимости письменной мотивировки отказа от обвинения, то такое требование полностью обосновано - прокурор, будучи наделённым властными полномочиями, всего лишь приводит обоснование своего решения, что в полной мере соответствует гарантиям реализации прав и свобод потерпевшего, содействие защите интересов которого возведено в разряд одной из ключевых составляющих назначения уголовного судопроизводства.
В рассматриваемой ситуации также не лишним было бы наличие соответствующих разъяснений на уровне Пленума ВС РФ. Данное разъяснение могло бы способствовать упорядочению правоприменения в данном аспекте, а также способствовать выработке единых подходов в оценке обоснованности и мотивированности отказа прокурора от поддержания обвинения.
Подводя общий итог, следует отметить, что полномочия прокурора, как участника уголовного судопроизводства на любых этапах производства по уголовному делу, реализуются планомерно и целенаправленно, имея своей целью реализацию функции уголовного преследования, направленную на изобличение виновных в строгом соответствии с действующим законом, чему способствует функция надзора за соблюдением законности. Таким образом, прокурор, как участник уголовного процесса, наделённый властными полномочиями, играет важную роль в достижении назначения уголовного судопроизводства и реализации правосудия в Российской Федерации на началах состязательности и равноправия сторон.
1. Абдул-Кадыров Ш.М. Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законов в досудебном производстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2015. - 21 с.
2. Алексеев С.Н. Надзор за законностью предварительного расследования как форма государственной защиты прав и свобод человека // Право и политика. 2001. №10. - С. 101-105.
3. Амиров К.Ф. Речи государственных обвинителей: Метод. материалы. Вып. 3. - Казань: Мастер Лайн, 2002. - 346 с.
4. Артамонов А.Н. Полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия // Законодательство и практика. 2016. №1 (36). - С. 70-75.
5. Багаутдинов Ф.Н., Нафиков И.С. Актуальные вопросы реализации в уголовном судопроизводстве досудебного соглашения о сотрудничестве // Российская юстиция. 2015. №11. - С. 32-35.
6. Баев М.О. О стадии возбуждения государственного обвинения в уголовном процессе // Воронежские криминалистические чтения. Вып. 1. - Воронеж, 2000. - С. 125-128.
7. Басков В.И. Теоретические проблемы прокурорского надзора за законностью рассмотрения судами уголовных дел: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. - М., 1973. - 45 с.
8. Боровков А.В., Улесов Н.И. Этические аспекты обвинительной речи в суде // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2014. - С. 112-115.
9. Борозенец Н.Н. О некоторых проблемах процессуального положения прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. №2 (109). - С. 220-228.
10. Гатауллин 3. Уголовное преследование как функция прокурора // Законность. 2010. №2. - С. 8-15.
11. Горюнов В.Е., Алимпьев М.А. // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2019. №2. - С. 9-23.
12. Гридчин А.А. Вопросы допустимости доказательств на предварительном следствии. - Ставрополь, 2000. - 160 с.
13. Гринюк Е.Н. Роль прокурора в обеспечении прав участников уголовного процесса на досудебных стадиях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2018. - 23 с.
14. Гришин Д.А. К вопросу о совершенствовании производства дознания // Российский следователь. 2008. №1. - С. 33-37.
15. Демидов И., Тушев А. Отказ прокурора от обвинения // Российская юстиция. 2002. №8. - С. 25-27.
...