Формирование гигиенических знаний при изучении темы человек и его здоровье
|
Проведен педагогический эксперимент.
База исследования : школа №807 г. Москвы.
Выборка: 50 школьников классов 8 «А» и 8 «Б».
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
1.1. Понятие и важность гигиенических знаний в психолого-педагогических исследованиях.
1.2. Роль и место гигиенических знаний в курсе биологии
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
2.1. Анализ и место темы человек, и его здоровье в современных УМК биологии.
2.1. Формы, методы и приемы формирования гигиенических знаний при изучении темы человек и его здоровье
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
3.1. Выявление начального уровня гигиенических знаний обучающихся
3.3. Педагогическая работа по формированию гигиенических знаний на уроках
3.4. Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
База исследования : школа №807 г. Москвы.
Выборка: 50 школьников классов 8 «А» и 8 «Б».
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
1.1. Понятие и важность гигиенических знаний в психолого-педагогических исследованиях.
1.2. Роль и место гигиенических знаний в курсе биологии
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
2.1. Анализ и место темы человек, и его здоровье в современных УМК биологии.
2.1. Формы, методы и приемы формирования гигиенических знаний при изучении темы человек и его здоровье
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
3.1. Выявление начального уровня гигиенических знаний обучающихся
3.3. Педагогическая работа по формированию гигиенических знаний на уроках
3.4. Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современный школьник склонен к малоподвижному образу жизни, отдавая предпочтение виртуальным развлечениями и состязаниям, подчас пренебрегая необходимой физической активностью в подростковом возрасте.
Это ведет к нарушениям осанки, хроническим заболеваниям, проявляющимся уже в молодом возрасте, обусловленных часто гиподинамией, неравномерностью нагрузок, неправильным питанием и не соблюдением элементарных норм гигиены.
Знание гигиенических норм, лежащих в основе здорового образа жизни, учащийся, может получить на уроках биологии, в изучении темы «человек и его здоровье»
Крепкие теоретические знания о строении и функционировании опорно-двигательной системы человека могут помочь в практической жизни [11.
В этой связи изучение темы «Человек и его здоровье» в курсе биологии 8 класса, с точки зрения развития у школьников интереса к предмету сохранению своего здоровья, приобщения к здоровому образу жизни на основе , формирования основных гигиенических знаний в области профилактики и сохранения здоровья таких, например как сохранения осанки, двигательной активности и оптимальности нагрузок и двигательной гигиены очень важна. Само понятие гигиена является довольно обширным. В это понятие входят следующие пункты: режим условий труда и отдыха, рациональное питание, соблюдение правил ухода за телом, применение гигиенических средств, забота о сохранении здоровья и многое другое.
Актуальность. Соблюдение гигиенических правил на работе, в быту и в личной жизни человека способствует сохранению и укреплению его здоровья и продлению жизни. Различные факторы окружающей среды могут неблагоприятно влиять на здоровье и работоспособность человека. Гигиена занимается изучением их влияния на здоровье человека и принципиальным устранением их негативности.
Врачи утверждают: 10% здоровья человека зависит от наследственности, 5-10% от уровня медицинского обслуживания и 70-80% от самого человека [13].
Поэтому можно с уверенностью сказать, что никакие современные достижения биологии и медицины не заменят соблюдение элементарных и адекватных гигиенических навыков, сохраняющих и продлевающих жизнь и способствующих ее успешному течению.
Это человек, который решает, вести ли здоровый образ жизни, правильно и рационально питаться, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, не говоря уже о соблюдении элементарных санитарно-гигиенических норм при приготовлении пищи и даже купании.
Поэтому я считаю, что тема моей работы, так как формирование гигиенических понятий будет способствовать внедрению их в здоровый образ жизни и формированию, и развитию здоровой, физически и психически полноценной нации.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать экспериментальную методику изучения раздела биологии «Человек и его здоровье», способствующую более полному формированию гигиенических понятий у учащихся
Объект исследования: процесс обучения биологии в школе
Предмет исследования: формирование гигиенических понятий у обучающихся при изучении раздела «Человек и его здоровье».
Задачи исследования:
1. Изучить научную и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать экспериментальную методику формирования гигиенических знаний при изучении раздела «Человек и его здоровье».
3. Провести констатирующий эксперимент, для выявления начального уровня сформированности гигиенических знаний у учащихся.
4. Провести обучающий эксперимент для выявления эффективности экспериментальной методики для повышения гигиенических знаний учащихся при обучении разделу «Человек и его здоровье».
Гипотеза исследования: эффективность обучения медико-гигиеническим знаниям, навыкам здорового образа жизни учащихся в современных условиях будет достигнута, если определены структура и содержание курса на основе системы фундаментальных и прикладных знаний о здоровье человека; если будет разработан и целенаправленно использован учебно-методический комплекс, направленный на овладение системой знаний области сохранения и укрепления здоровья; включены методы самооценки и самоконтроля здоровья учащихся.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы; анкетирование, методы обработки результатов (качественный анализ), анкетирование, графические, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы " Школа №807".
Выборка исследования: 50 учеников восьмых классов школы Школа №807 возрастом от 14 до 15 лет.
Структура работы - введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложение.
Это ведет к нарушениям осанки, хроническим заболеваниям, проявляющимся уже в молодом возрасте, обусловленных часто гиподинамией, неравномерностью нагрузок, неправильным питанием и не соблюдением элементарных норм гигиены.
Знание гигиенических норм, лежащих в основе здорового образа жизни, учащийся, может получить на уроках биологии, в изучении темы «человек и его здоровье»
Крепкие теоретические знания о строении и функционировании опорно-двигательной системы человека могут помочь в практической жизни [11.
В этой связи изучение темы «Человек и его здоровье» в курсе биологии 8 класса, с точки зрения развития у школьников интереса к предмету сохранению своего здоровья, приобщения к здоровому образу жизни на основе , формирования основных гигиенических знаний в области профилактики и сохранения здоровья таких, например как сохранения осанки, двигательной активности и оптимальности нагрузок и двигательной гигиены очень важна. Само понятие гигиена является довольно обширным. В это понятие входят следующие пункты: режим условий труда и отдыха, рациональное питание, соблюдение правил ухода за телом, применение гигиенических средств, забота о сохранении здоровья и многое другое.
Актуальность. Соблюдение гигиенических правил на работе, в быту и в личной жизни человека способствует сохранению и укреплению его здоровья и продлению жизни. Различные факторы окружающей среды могут неблагоприятно влиять на здоровье и работоспособность человека. Гигиена занимается изучением их влияния на здоровье человека и принципиальным устранением их негативности.
Врачи утверждают: 10% здоровья человека зависит от наследственности, 5-10% от уровня медицинского обслуживания и 70-80% от самого человека [13].
Поэтому можно с уверенностью сказать, что никакие современные достижения биологии и медицины не заменят соблюдение элементарных и адекватных гигиенических навыков, сохраняющих и продлевающих жизнь и способствующих ее успешному течению.
Это человек, который решает, вести ли здоровый образ жизни, правильно и рационально питаться, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, не говоря уже о соблюдении элементарных санитарно-гигиенических норм при приготовлении пищи и даже купании.
Поэтому я считаю, что тема моей работы, так как формирование гигиенических понятий будет способствовать внедрению их в здоровый образ жизни и формированию, и развитию здоровой, физически и психически полноценной нации.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать экспериментальную методику изучения раздела биологии «Человек и его здоровье», способствующую более полному формированию гигиенических понятий у учащихся
Объект исследования: процесс обучения биологии в школе
Предмет исследования: формирование гигиенических понятий у обучающихся при изучении раздела «Человек и его здоровье».
Задачи исследования:
1. Изучить научную и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать экспериментальную методику формирования гигиенических знаний при изучении раздела «Человек и его здоровье».
3. Провести констатирующий эксперимент, для выявления начального уровня сформированности гигиенических знаний у учащихся.
4. Провести обучающий эксперимент для выявления эффективности экспериментальной методики для повышения гигиенических знаний учащихся при обучении разделу «Человек и его здоровье».
Гипотеза исследования: эффективность обучения медико-гигиеническим знаниям, навыкам здорового образа жизни учащихся в современных условиях будет достигнута, если определены структура и содержание курса на основе системы фундаментальных и прикладных знаний о здоровье человека; если будет разработан и целенаправленно использован учебно-методический комплекс, направленный на овладение системой знаний области сохранения и укрепления здоровья; включены методы самооценки и самоконтроля здоровья учащихся.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы; анкетирование, методы обработки результатов (качественный анализ), анкетирование, графические, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы " Школа №807".
Выборка исследования: 50 учеников восьмых классов школы Школа №807 возрастом от 14 до 15 лет.
Структура работы - введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложение.
Здоровье школьников является социально обусловленным и зависимым от различных факторов, таких как условия окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, условия в образовательном учреждении и знания, получаемые там. Формирование здоровья учащихся представляет собой систему воспитания и образования, включающую физическое воспитание, психическое здоровье и организацию здравоохранения. Для успешного поддержания своего здоровья необходимо знать множество гигиенических правил и понятий, большинство из которых изучается в общеобразовательной школе в курсе биологии.
В процессе выполнения данной работы была изучена соответствующая литература по теме, выделены основные гигиенические понятия, изучаемые в школе, а также разработан комплекс уроков с гигиеническим содержанием.
В ходе исследования выявлены педагогические условия развития гигиенических знаний, что представлено ниже:
1. Гигиенические знания формируются на базе уже сформированных биологических знаний
2. Получаемые гигиенические знания тесно связаны с жизнью учащихся и являются личностно-значимыми для них
3. Наглядная демонстрация последствий несоблюдения правил гигиены повышает результативность усвоения гигиенических знаний
Результаты диагностики гигиенических знаний у школьников на констатирующем этапе показали, что значительная часть испытуемых нуждается в работе по повышению уровней гигиенических знаний.
В ходе проведения комплекса уроков, направленного на гигиеническое воспитание учащихся при обучении разделу «Человек и его здоровье», учащиеся освоили ряд гигиенических терминов, узнали о влиянии вредных привычек на организм человека, познакомились со способами оказания первой медицинской помощи.
Таким образом, результаты контрольного этапа исследования наглядно показали повышение уровня гигиенических знаний у школьников экспериментального класса, что свидетельствует о достижении цели, решении задач исследования и подтверждения гипотезы исследования
В процессе выполнения данной работы была изучена соответствующая литература по теме, выделены основные гигиенические понятия, изучаемые в школе, а также разработан комплекс уроков с гигиеническим содержанием.
В ходе исследования выявлены педагогические условия развития гигиенических знаний, что представлено ниже:
1. Гигиенические знания формируются на базе уже сформированных биологических знаний
2. Получаемые гигиенические знания тесно связаны с жизнью учащихся и являются личностно-значимыми для них
3. Наглядная демонстрация последствий несоблюдения правил гигиены повышает результативность усвоения гигиенических знаний
Результаты диагностики гигиенических знаний у школьников на констатирующем этапе показали, что значительная часть испытуемых нуждается в работе по повышению уровней гигиенических знаний.
В ходе проведения комплекса уроков, направленного на гигиеническое воспитание учащихся при обучении разделу «Человек и его здоровье», учащиеся освоили ряд гигиенических терминов, узнали о влиянии вредных привычек на организм человека, познакомились со способами оказания первой медицинской помощи.
Таким образом, результаты контрольного этапа исследования наглядно показали повышение уровня гигиенических знаний у школьников экспериментального класса, что свидетельствует о достижении цели, решении задач исследования и подтверждения гипотезы исследования
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В СТРУКТУРЕ СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - ОРГАНИЗАЦИЯ САМОНАБЛЮДЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ (РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках биологии и химии
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО БИОЛОГИИ (8 КЛАСС)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2015 - ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2024



