Проведен педагогический эксперимент.
База исследования : школа №807 г. Москвы.
Выборка: 50 школьников классов 8 «А» и 8 «Б».
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
1.1. Понятие и важность гигиенических знаний в психолого-педагогических исследованиях.
1.2. Роль и место гигиенических знаний в курсе биологии
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
2.1. Анализ и место темы человек, и его здоровье в современных УМК биологии.
2.1. Формы, методы и приемы формирования гигиенических знаний при изучении темы человек и его здоровье
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
3.1. Выявление начального уровня гигиенических знаний обучающихся
3.3. Педагогическая работа по формированию гигиенических знаний на уроках
3.4. Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современный школьник склонен к малоподвижному образу жизни, отдавая предпочтение виртуальным развлечениями и состязаниям, подчас пренебрегая необходимой физической активностью в подростковом возрасте.
Это ведет к нарушениям осанки, хроническим заболеваниям, проявляющимся уже в молодом возрасте, обусловленных часто гиподинамией, неравномерностью нагрузок, неправильным питанием и не соблюдением элементарных норм гигиены.
Знание гигиенических норм, лежащих в основе здорового образа жизни, учащийся, может получить на уроках биологии, в изучении темы «человек и его здоровье»
Крепкие теоретические знания о строении и функционировании опорно-двигательной системы человека могут помочь в практической жизни [11.
В этой связи изучение темы «Человек и его здоровье» в курсе биологии 8 класса, с точки зрения развития у школьников интереса к предмету сохранению своего здоровья, приобщения к здоровому образу жизни на основе , формирования основных гигиенических знаний в области профилактики и сохранения здоровья таких, например как сохранения осанки, двигательной активности и оптимальности нагрузок и двигательной гигиены очень важна. Само понятие гигиена является довольно обширным. В это понятие входят следующие пункты: режим условий труда и отдыха, рациональное питание, соблюдение правил ухода за телом, применение гигиенических средств, забота о сохранении здоровья и многое другое.
Актуальность. Соблюдение гигиенических правил на работе, в быту и в личной жизни человека способствует сохранению и укреплению его здоровья и продлению жизни. Различные факторы окружающей среды могут неблагоприятно влиять на здоровье и работоспособность человека. Гигиена занимается изучением их влияния на здоровье человека и принципиальным устранением их негативности.
Врачи утверждают: 10% здоровья человека зависит от наследственности, 5-10% от уровня медицинского обслуживания и 70-80% от самого человека [13].
Поэтому можно с уверенностью сказать, что никакие современные достижения биологии и медицины не заменят соблюдение элементарных и адекватных гигиенических навыков, сохраняющих и продлевающих жизнь и способствующих ее успешному течению.
Это человек, который решает, вести ли здоровый образ жизни, правильно и рационально питаться, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, не говоря уже о соблюдении элементарных санитарно-гигиенических норм при приготовлении пищи и даже купании.
Поэтому я считаю, что тема моей работы, так как формирование гигиенических понятий будет способствовать внедрению их в здоровый образ жизни и формированию, и развитию здоровой, физически и психически полноценной нации.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать экспериментальную методику изучения раздела биологии «Человек и его здоровье», способствующую более полному формированию гигиенических понятий у учащихся
Объект исследования: процесс обучения биологии в школе
Предмет исследования: формирование гигиенических понятий у обучающихся при изучении раздела «Человек и его здоровье».
Задачи исследования:
1. Изучить научную и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать экспериментальную методику формирования гигиенических знаний при изучении раздела «Человек и его здоровье».
3. Провести констатирующий эксперимент, для выявления начального уровня сформированности гигиенических знаний у учащихся.
4. Провести обучающий эксперимент для выявления эффективности экспериментальной методики для повышения гигиенических знаний учащихся при обучении разделу «Человек и его здоровье».
Гипотеза исследования: эффективность обучения медико-гигиеническим знаниям, навыкам здорового образа жизни учащихся в современных условиях будет достигнута, если определены структура и содержание курса на основе системы фундаментальных и прикладных знаний о здоровье человека; если будет разработан и целенаправленно использован учебно-методический комплекс, направленный на овладение системой знаний области сохранения и укрепления здоровья; включены методы самооценки и самоконтроля здоровья учащихся.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы; анкетирование, методы обработки результатов (качественный анализ), анкетирование, графические, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы " Школа №807".
Выборка исследования: 50 учеников восьмых классов школы Школа №807 возрастом от 14 до 15 лет.
Структура работы - введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложение.
Здоровье школьников является социально обусловленным и зависимым от различных факторов, таких как условия окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, условия в образовательном учреждении и знания, получаемые там. Формирование здоровья учащихся представляет собой систему воспитания и образования, включающую физическое воспитание, психическое здоровье и организацию здравоохранения. Для успешного поддержания своего здоровья необходимо знать множество гигиенических правил и понятий, большинство из которых изучается в общеобразовательной школе в курсе биологии.
В процессе выполнения данной работы была изучена соответствующая литература по теме, выделены основные гигиенические понятия, изучаемые в школе, а также разработан комплекс уроков с гигиеническим содержанием.
В ходе исследования выявлены педагогические условия развития гигиенических знаний, что представлено ниже:
1. Гигиенические знания формируются на базе уже сформированных биологических знаний
2. Получаемые гигиенические знания тесно связаны с жизнью учащихся и являются личностно-значимыми для них
3. Наглядная демонстрация последствий несоблюдения правил гигиены повышает результативность усвоения гигиенических знаний
Результаты диагностики гигиенических знаний у школьников на констатирующем этапе показали, что значительная часть испытуемых нуждается в работе по повышению уровней гигиенических знаний.
В ходе проведения комплекса уроков, направленного на гигиеническое воспитание учащихся при обучении разделу «Человек и его здоровье», учащиеся освоили ряд гигиенических терминов, узнали о влиянии вредных привычек на организм человека, познакомились со способами оказания первой медицинской помощи.
Таким образом, результаты контрольного этапа исследования наглядно показали повышение уровня гигиенических знаний у школьников экспериментального класса, что свидетельствует о достижении цели, решении задач исследования и подтверждения гипотезы исследования
1. Амгалан Г. Школьная среда и факторы риска влияющие на физическое развитие и здоровье обучающихся [обзорная статья] /Г.Амгалан, И.Г.Погорелова// МНИЖ. 2015.- №1-4 (32).- С.8-12.
2. Баранов А.А. и др. Состояние и проблемы здоровья подростков России / А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, В.Ю. Альбицкий и др. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – № 6. – С. 10-14.
3. Большаков, А. М. Общая гигиена / А.М. Большаков, И.М. Новикова. - СПб.: Медицина, 2013. - 384 c.
4. Горбаткова Е.Ю., Мануйлова Г.Р., Ланговой В.Е. Некоторые подходы к оценке результативности профилактической деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся //Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1300.
5. Денисов Е.А. Психология здоровья: электрон. учебное пособие/ Е.А. Денисова, С.А. Кузьмичев, Т.В. Чапала, И.В. Малышева – Тольятти: изд-во ТГУ, 2013. 107с
6. Измеров, Н. Ф. Общая и коммунальная гигиена. Учебник / Н.Ф. Измеров, В.Ф. Кириллов, Н.Н. Трахтман. - СПб.: Медицина, 2015. -408 c.
7. Коваль В. И., Родионова Т. А. Гигиена физического воспитания и спорта. - М.: Academia, 2013. - 320 с.
8. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. / Д.В. Колесов// Учебник для общеобразовательных учебных заведений: - М: Дрофа 2022г. 332 с. С 119-120.
9. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. / Д.В. Колесов// Учебник для общеобразовательных учебных заведений: - М: Дрофа 2022г. 332 с. С 119-120.
10. Копытов А.А., Гонтарев С.Н., Чернигов И.М., Пащенко Л.Б. Коммуникационный аспект воздействия на усвоение подростком гигиенических навыков. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2012;17(4):144-148.
11. Кретова И.Г. и др. Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений разного типа г. Самары / И.Г. Кретова, Н.В. Русакова, И.И. Березин и др. // Педиатрия. — 2011. — № 1. — С. 125-129.
12. Кучма В.Р. Вызовы XXI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде / В.Р. Кучма // Вопросы школьной и университетской медицины. — 2016. — № 3. — С. 4-22.
13. Лакшин, А.М., Катаева, В.А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник/А.М. Лакшин, В.А. Катаева. - М.: Медицина, 2014. - 464с.
14. Лекомцева О.В., Косюга С.Ю. Изучение уровня гигиенических знаний и навыков по уходу за полостью рта у старших школьников //Медицинский совет. 2019. № 2. С. 220-223.
15. Макарова Л.В., Параничева Т.М., Лукьянец Г.Н., Безруких М.М., Тюрина Е.В., Орлов К.В. Знание педагогами школ физиолого-гигиенических основ эффективной организации образовательной деятельности //Новые исследования. 2020. № 4 (64). С. 23-45.
16. Манучарян М., Гвоздева А. Исследование знаний школьников о гигиенических основах физического воспитания В сборнике: Школа молодого ученого. Материалы XII международной научно-практической конференции. 2018. С. 65-69.
17. Манучарян М., Гвоздева А. Исследование знаний школьников о гигиенических основах физического воспитания / Школа молодого ученого. Материалы XII международной научно-практической конференции. 2018. С. 65-69.
18. Миронов А.А. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроках биологии /В сборнике: инновации в естественнонаучном образовании // Материалы XI Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. 2019. С. 130-133
19. Мирская Н.Б., Синякина А.Д., Коломенская А.Н. Формирование здорового образа жизни как необходимое условие профилактики нарушений и заболеваний органа зрения младших школьников / Н.Б. Мирская, А.Д. Синякина, А.Н. Коломенская // Гигиена и санитария. — 2019. — №5. — С. 466-470.
20. Научные основы здорового образа жизни: Учеб. пособие / Д.Н. Давиденко, А.И. Крылов, Н.Ф. Гришин. – СПб.: Петерб. гос. ун-т путей сообщ., 2000.
21. Параничева Т.М., Тюрина Е.В., Макарова Л.В. и др. Учебная, внеучебная и общая нагрузка, режим дня старшеклассников при интеллектуальных нагрузках повышенной интенсивности /Т.М. Параничева, Л.В. Макарова, Е.В. Тюрина, Г. Н. Лукьянец, Г.Н. Лезжова, К.В. Орлов // Альманах «Новые исследования»- М.:Вердана, 2016, № 4 — С. 71-84
22. Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Чубаровский В.В. Заболеваемость школьников и проблемы создания профилактической среды в общеобразовательных организациях/ И.К. Рапопорт, С.Б. Соколова, В.В. Чубаровский // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2014. — № 3. — С. 10-16.
23. Сергеев, В.Н. Обоснование состава лечебно-профилактических рационов питания при заболеваниях опорно-двигательного аппарата /В.Н. Сергееев. – Текст : непосредственный // Вестник восстановительной медицины. – 2019. – №2 (90). – С.58-62.
24. Сорокина, К.С. Йога, как одна из современных физкультурно-оздоровительных технологий /К.С. Сорокина, Ю.Ю. Копылова, Е.И. Коробейникова. – Текст : непосредственный // Наука-2020. – 2019. – №1 (26). – С. 21-27.
25. Сухарева Л.М. Мониторинг состояния здоровья детей и подростков. —
26. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661 .
27. Халимова, М. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии/ М. Халимова. – Текст : непосредственный // Life Sciences and Agriculture. – 2021. – №1 (5). – С. 149-153.
28. Чернова Н.Н., Балыкова О.П., Китаева Л.И., Ласеева М.Г. Основные формы формирования здоровьесохраняющего поведения школьников //Medicus. 2017. № 1 (13). С. 27-29. 0
29. Шамбилова, Г.Е. Методические приемы использования мультимедийных средств обучения на уроках биологии / Г.Е. Шамбилова. – Текст : непосредственный / Наука и образование. – 2015. – С.74-77.
30. Шандрыгина, В.В. Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях ФГОС / В.В. Шандрыгина. – Текст : непосредственный // Вестник магистратуры. – 2021. – №9-1 (120). – С. 90-92.