Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Работа №118647

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретический аспект проблемы развития быстроты у детей 5-6 лет посредством подвижных игр 8
1.1 Теоретический анализ проблемы развития быстроты в старшем
дошкольном возрасте 8
1.2 Подвижные игры как средство развития быстроты у детей
5-6 лет 19
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию быстроты у детей 5-6 лет 29
2.1. Выявление уровня развития быстроты у детей 5-6 лет 29
2.2. Организация и содержание работы по развитию быстроты у
детей 5-6 лет посредством подвижных игр 42
2.3. Выявление динамики в развитии быстроты у детей
5-6 лет 49
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение А Двигательные задания (тесты) 66
Приложение Б Диагностическая карта уровня развития двигательных навыков у детей у детей старшего дошкольного возраст... 69
Приложение В Сводная таблица результатов исследования уровня развития быстроты у детей старшей группы 70
Приложение Г План проведения подвижных игр 73
Приложение Д Картотека подвижных игр 76
Приложение Е Материал для групповой консультации-беседы с родителями и оформления стендовой информации 92
Приложение Ж Сводные результаты исследования уровня развития быстроты у детей старшей группы

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в сфере образования и регулируется новыми государственными нормативными актами, при этом большое внимание уделяется вопросам охраны и сбережения здоровья. Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273, а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»; «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и другими нормативными документами.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), физическое развитие, как одна из образовательных областей, должна быть ориентирована на охрану, укрепление физического и психического здоровья дошкольников. Ведь от того, насколько развиты двигательные навыки в самом раннем возрасте, зависит дальнейшее гармоничное развитие личности. Поскольку воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, то и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов.
Различные аспекты развития детей старшего дошкольного возраста, в том числе психофизиологического, рассматривались в работах таких исследователей, как: А.В. Кенемана, С.Л. Новоселовой, Н.А. Ноткиной, В.Н. Шебеко, Д.В. Хухлаевой и др.
Исследователи: Н.А. Бренштейн, Е.Н. Вавилова, Э.С. Вильчковский, М.Ю. Кистяковская, Н.М. Щелованов и многие другие особое внимание уделяли проблеме физического развития дошкольников. Физическое развитие связано с выполнением упражнений, развивающих физические качества детей (быстроту, ловкость, гибкость).
Различные подходы к процессу развития, такого физического качества у ребенка, как быстроты, мы находим в работах Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, Н.Г. Озолина, В.П. Филина. Быстрота-это способность выполнять двигательные действия в кратчайшие сроки. С быстротой мы связываем скорость, с которой ребенок реагирует на внешние раздражители, максимально возможной скорости одного действия и частоты повторных движений.
Анализ исследований Е.А. Аркина, В.В. Гориневского, А.В. Кенемана, Н.Н. Кожухова, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Е.В. Пенчеева, Е.А. Тимофеевой и др., свидетельствуют, что особая роль в процессе развития быстроты у детей 5-6 лет отводится подвижным играм.
Таким образом, изучив специальную литературу, научные публикации, диссертационные работы по данной проблеме и проанализировав различные подходы к развитию быстроты (комплексного двигательного качества) детей дошкольного возраста, был сделан вывод, что в теоретическом, и в практическом плане, тема широко представлена в многочисленных исследовательских работах. Однако, в условиях модернизации системы дошкольного образования, она остается открытой для научного поиска.
Теоретический анализ исследований данной проблемы позволил выделить ряд противоречий:
- между важностью и недостаточной изученностью условий развития быстроты у 5-6 лет;
- между потребностью в развитии быстроты у детей 5-6 лет и недостаточным использованием в этом процессе потенциала дидактических игр.
Практическая и социальная значимость выделенной проблемы в сочетании с её недостаточной разработанностью побудило нас выбрать тему исследования: «Развитие быстроты у детей 5-6 лет посредством подвижных игр».
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности подвижных игр в развитии быстроты у детей 5-6 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния подвижных игр на развитие быстроты у детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс развития быстроты у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: развитие быстроты у детей 5-6 лет посредством подвижных игр.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть гипотезу исследования.
Развитие быстроты у детей 5-6 лет будет эффективным, если:
- разработан и реализован план развития быстроты у детей 5-6 лет посредством подвижных игр;
- в план включены подвижные игры, подобранные в соответствии с показателями развития быстроты и возрастными особенностями детей 5-6 лет;
- родители включены в образовательную работу с детьми по развитию у них быстроты.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития быстроты у детей 5-6 лет.
2. Выявить уровень развития быстроты у детей 5-6 лет.
3. Разработать и реализовать план развития быстроты у детей 5-6 лет посредством подвижных игр
4. Выявить динамику в уровне развития быстроты у детей 5-6 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогических источников по проблеме (анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме); психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическую основу данного исследования составили:
- положение о развитии быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста (Н.А. Бернштейн, Е.Н. Вавилова, Э.С. Вильчковский, М.Ю. Кистяковская, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Э.Я Степаненкова, Д.В. Хухлаева);
- положение теории об игре, как ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин);
- положения теории развивающих возможностей подвижных игр (П.Ф. Лесгафт, Е.А. Аркин, М.М. Конторович, Н.И. Пирогов, Т.И. Осокина, А.В. Кенеман).
Новизна исследования заключается в разработке педагогических условий развития быстроты у детей 5-6 лет посредством подвижных игр.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании развития быстроты у детей 5-6 лет посредством подвижных игр.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что занятия по развитию быстроты у детей 5-6 лет с использованием подвижных игр могут быть использованы в работе педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций любого вида.
Экспериментальная база исследования: государственное бюджетное дошкольного образовательное учреждение детский сад № 22 комбинированного вида Красносельского района г. Санкт-Петербурга.
Структура бакалаврской работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (53 источника), 7 приложений. Текст работы иллюстрирован 12 таблицами, 12 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В бакалаврской работе мы рассмотрели проблемы и особенности развития быстроты у детей 5-6 лет посредством подвижных игр.
Теоретический анализ исследований позволил нам сформулировать понятие «быстрота детей 5-6 лет, как способность детей быстро двигаться, мгновенно реагировать на сигнал и поддерживать высокий темп движения».
Анализ психолого-педагогических, нормативных и методических источников послужил основанием для проведения на базе группы ГБДОУ д/сад № 22 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга экспериментальной работы по развитию быстроты у детей 5-6 лет посредством подвижных игр.
На констатирующем этапе эксперимента был подобран диагностический материал на выявление уровней развития быстроты у детей 5-6 лет, представленный четырьмя диагностическими заданиями: выявление уровней развития двигательных навыков, умений пробегать дистанцию 10 м с хода и 30 м; способностей детей 5-6 лет быстро и точно перестраивать свои действия. Результаты констатирующего этапа показали, что существует объективная необходимость в целенаправленном развитии быстроты у детей 5-6 лет.
На формирующем этапе эксперимента был разработан план «Развитие быстроты у детей 5-6 лет посредством подвижных игр». Работа по его реализации строилась на активном взаимодействии педагогов дошкольной образовательной организации и семьи, обогащении развивающей предметно- пространственной среды 30 подвижными играми (прыжками, бегом, лазаньем и ползанием, метанием, эстафеты, с элементами соревнования).
Помимо работы с детьми, в план была включена работа с родителями: была проведена групповая консультация-беседа на тему: «Подвижные игры для развития вашего ребенка», разработана памятка «Картотека подвижных игр на свежем воздухе», а также оформлена стендовая информация
«Особенности развития быстроты у детей 5-6 лет».
Анализ исследования на контрольном этапе показал, что у 13 детей (65 %) - средний уровень развития быстроты, а у 7 детей (35 %) - высокий. Сравнительный анализ показал, что высокий уровень развития быстроты у детей вырос на 30% (с 5% до 35%) за счет снижения среднего и низкого уровней, а средний уровень понизился на 5%. Не выявлены показатели низкого уровня развития быстроты у детей 5-6 лет после внедрения цикла подвижных игр. Это говорит о положительной динамике развития быстроты у детей.
Контрольный этап эксперимента показало наличие положительной динамики в развитии двигательных действий у детей 5-6 лет: так высокий уровень поднялся с 5% до 35%, низкий уровень снизился с 25 % до 0 %, за счет этого средний уровень понизился на 5 % (с 70 % до 65 %). Все дети (100%) научились прямо держать туловище и голову; осуществлять энергичные движения рук; практически у всех (95 %) детей хорошо развиты навыки энергичного отталкивания, техника сгибания предплечья в локтевом суставе уже сформирована у 15 (75 %) детей. Только у шести (30 %) детей не развита техника полета и переката, согласованность в беге движения рук ног развита только у половины (50 %).детей.
Таким образом, внедрение плана развития быстроты у детей старшей группы ГБДОУ д/сад № 22 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга посредством подвижных игр способствовало развитию у детей 5-6 лет быстроты и двигательных навыков.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась полностью. Цель бакалаврской работы достигнута. Поставленные задачи решены.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов ВУЗов. М. : Академический проект, 2018.
2. Алябьева Е. А. Игры-забавы на участке детского сада. М. : Сфера, 2016. 128 с.
3. Андреев В. В. Совершенствование методики развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019, №14(3). URL : https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sovershenstvovanie- metodiki-razvitiya-bystroty-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s- zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-usloviyah(дата обращения: 11.12.2019).
4. Анищенко В. С. Физическая культура: методико-практические занятия студентов: учебное пособие. М. : РУДН, 2009. 122 с.
5. Антонов А. А. Личностные аспекты развития быстроты у дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, №3. 2018. С.207-209. URL : https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/lichnostnye-aspekty-razvitiya-bystroty-u- doshkolnikov/viewer(дата обращения: 01.12.2019).
6. Бальсевич В. К. Инновационные технологии модернизации физического воспитания школьников. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ. СПб НИИФК, 2006. 72 с.
7. Бабенкова Е. А. Подвижные игры на прогулке. 2-е изд., испр. и доп. М. : Сфера. 2016. 96 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2014. 400 с.
9. Болдырева В. Б. Развитие физических качеств у дошкольников на занятиях ритмической гимнастикой [Электронный ресурс] // Вестник
Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2019. Т.24, №181. С. 104-112. URL : https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-fizicheskih-kachestv-u- doshkolnikov-na-zanyatiyah-ritmicheskoy-gimnastikoy (дата обращения:
06.12.2019).
10. Быстрицкая Е. В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решения // Вестник Мининского университета, 2015. № 4 (12). С.26-34.
11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: «Academia», 2018. 320 с.
12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Юрайт, 2016. 200 с.
13. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа
и методические рекомендации для детей 3-7 лет. [Электронный ресурс] М. : Мозайка-Синтез, 2018. URL : https://educ.wikireading.ru/2183(дата
обращения: 21.11.2019).
14. Демчишин А. А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. К. : Здоровья, 1998. 168 с.
15. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2007. №4.
16. Карелова И. И. Комплексное развитие детей. Познавательная,
речевая, игровая, социальная деятельность. ФГОС ДО: под ред.
Г.П. Поповой. М.: Учитель, 2017. 134 с. (Серия: В помощь педагогу ДОО).
17. Кожухова Н. Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: под ред. С.А. Козловой. М. : Издательский центр «Академия», 2012. 320 с.
18. Конторович М. М. Подвижные игры в детском саду. М. : Книга по требованию, 2012. 148 с.
19. Лесгафт, П. Ф. Педагогика. Избранные труды. М. : Юрайт, 2017. 375 с. (Серия «Антология мысли»).
20. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя. М. : ACT, 2003. 272 с.
21. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические прикладных форм физической культуры) : учеб. для ин-тов физ. культуры. М. : Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
22. Музыка О. Физкультурно-оздоровительная работа. Комплексное
планирование по программе: под редакцией М. А. Васильевой,
В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Младший, средний, старший дошкольный возраст. М. : Учитель, 2011. 128 с.
23. Новиков А. Д. Средства и методы физического воспитания: к
вопросу о систематизации средств и методов физического воспитания М. : Л.; «Физкультура и спорт», 1941. 94 с. URL
:https://search.rsl.ru/ru/record/01005245984(дата обращения: 27.11.2019).
24. Образовательная Программа Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №22 комбинированного вида Красносельского района г. Санкт-Петербург.
25. Озолин Н. Г. Молодому коллеге. М. : «Физкультура и спорт», 1988. 286 с.
26. Оконова Н. А. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. №4. 2017. URL: amgpgu.ru>upload/iblock/5ae/okonova_n_a.. ,u_detey... (дата обращения: 07.12.2019).
27. Оленчук П. Т. Здоровье дарит спорт. Николаев, 2003. 265 с.
28. Патрикеев А. Ю. Летние подвижные игры для детей. Ростов/н/Д. : Феникс, 2014. 224 с.
29. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошк. учреждений. М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2018. 96 с.
30. Перспективные научно-практические исследования: Материалы
всероссийской научно-практической конференции. 15 марта 2018 г. / отв. ред. Е. Л. Сорокина. Новосибирск : Изд-во Сибирский институт
практической психологии, педагогики и социальной работы, 2018. 139 с.
31. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «Минобрнауки.рф». URL : minobrnauki.gov.ru(дата обращения: 09.12.2019).
32. Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 N 30 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.» (с измен. и доп.) Доступ из справ.- правовой системы «Гарант» URL : base.garant.ru>70852372/ (дата обращения:
27.12.2019) .
33. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «Минобрнауки.рф». URL : minobrnauki.gov.ru(дата обращения:
17.12.2019) .
34. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 No 30384). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» URL : garant.ru>products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 04.12.2019).
35. Расстанова Е. А. Гендерные особенности развития физических
качеств старших дошкольников (ловкости, быстроты, гибкости) [Электронный ресурс] // Проблемы педагогики, 2016. С.43-45. URL :
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/gendernye-osobennosti-razvitiya-fizicheskih-
kachestv-starshih-doshkolnikov-lovkosti-bystroty-gibkosti (дата обращения:
24.11.2019) .
36. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений. М. : Мозаика-Синтез, 2019. 256 с.
37. Семёнова Т. А. Ловкость дошкольников: современный взгляд на проблему // Педагогика и психология образования, 2013. С.38-45. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/lovkost-doshkolnikov-sovremennyy-vzglyad-na- problemu/viewer(дата обращения: 23.11.2019).
38. Семенова Т. А. Оздоровительные технологии физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в образовательных организациях. М. : Инфра-М., 2018. 448 с.
39. Спатаева М. Х. Методика дифференцированного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста II и III групп здоровья / Автореферат дис. . канд. пед. наук : 13.00.04. Омск, 2006. 21 с.
40. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: метод. пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений; под ред. С. О. Филипповой. СПб., 2013. 416 с.
41. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие. М. : Воспитание дошкольника, 2016. 368 с.
42. Трифонова Е. В., Волкова Е. М., Иванкова Р. И. и др. Развитие игры детей 5-7 лет. метод. пособие; под ред. Е.В. Трифоновой. СПб. : «Сфера», 2015. 208 с.
43. Указ Президента РФ от 20.04.1993 №468 (ред. от 07.11.1997) «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». URL : base.garant.ru>2108593/ (дата обращения: 23.12.2019).
44. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 ««О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».ПКЕ :garant.ru>products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 04.12.2019).
45. Усачев В. И. Прикладные аспекты концепции статокинетической системы // Теоретические и практические проблемы современной вестибулологии. СПб., 1996. С.119-121.
46. Федеральный Закон «Об Образовании» от 29.12.2012 г. N 273
[Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант- Плюс» .URL : Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_140174/ (дата
обращения: 04.12.2019).
47. Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОО в контексте ФГОС. Практико-ориентированное пособие. СПб. : «Детство-Пресс», 2015. 160 с.
48. Филиппова С. О. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. М. : Академия, 2017. 224 с.
49. Хабарова Т. В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. М. : Детство-Пресс, 2019. 112 с.
50. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : «Академия», 2015. 480 с.
51. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М., 1984. 203 с.
52. Шарикало Н. А. Взаимосвязь физического развития и физических
качеств у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук, 2018, №1. С.21-25. URL :
https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-fizicheskogo-razvitiya-i-fizicheskih- kachestv-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta(дата обращения: 29.11.2019).
53. Юрко Г. М., Спирина В. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М. : Знание, 2015. 248 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ