Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы системы управления персоналом 7
1.1 Система управления персоналом: основные понятия 7
1.2 Методы построения системы управления персоналом 13
2 Анализ и направление совершенствования системы управления персоналом 20
2.1 Характеристика МБОУ «Нижнесуэтукская средняя школа» 20
2.2 Анализ системы управления персоналом МБОУ «Нижнесуэтукская средняя школа» 27
3 Предложения по совершенствованию системы управления персоналом в МБОУ «Нижнесуэтукская средняя школа» 38
3.1 Формирование предложений по совершенствованию системы управления 38
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 44
Заключение 50
Список используемой литературы и список используемых источников 53
Приложение А Анкета по оценке мотивации сотрудников образовательного учреждения 56
Грамотное управление людьми, независимо от количества персонала в организации, является залогом успешной деятельности. Много проблем и задач в управлении персоналом приходится решать руководителям в условиях современной деятельности. Одной из проблем является необходимость чёткого распределения обязанностей и контроль над выполнением. Бывает, что поставленная задача вырастает в проблему, как некачественное выполнение поставленных задач, на которые влияет ряд факторов, таких как:
• слабая мотивация сотрудников;
• морально неустойчивый психологический климат в организации,
• низкая квалификация руководителя и персонала.
Именно поэтому тема бакалаврской работы, сегодня является актуальной. Для решения аналогичных задач руководство использует комплексно новые методы и методики системы управления персоналом, которые исследуются с конца XIX века. В России, как и за рубежом, подбирают и используют более удовлетворяющие запросам методы в системе управления персоналом. Возможно, в результате научного подхода к системе управления мы видим на рынке труда действующие на протяжении достаточно длительного времени организации.
В наше время для эффективности управления персоналом вовлекают персонал в процесс принятия управленческих решений, применяются мероприятия по квалификационной подготовке и повышения квалификации работников, совершенствуется система оценки персонала.
Отечественные предприятия имеют ярко выраженную функциональную направленность, где действует принцип специализации и разделения труда. В связи с техническим прогрессом требуются инновации в системе управления персоналом. Многие специальности немыслимы сейчас без умений и навыков, которые несколько лет назад не требовались. Процесс воздействия на сотрудников с помощью особых методов, направленных на получение определённых целей, является управлением персоналом. При этом берётся во внимание личностный рост работника, знание мотивационных установок, которые необходимо сформировать и постановка задачи, направленные на получение итогового результата. Управление персоналом обобщает и позволяет реализовать целый спектр вопросов для адаптации работника к внешним условиям, учитывается личностный фактор, внедряются инновации в построение системы управления персоналом, собственно, что определяет актуальность проводимой работы.
Целью бакалаврской работы является исследование и совершенствование системы управления персоналом в организации.
Установленная цель бакалаврской работы определяет решение следующих задач:
• рассмотрение теоретической основы системы управления;
• анализ системы управления персоналом на примере МБОУ «Нижнесуэтукская средняя школа»;
• предложение методов по совершенствованию системы управления персоналом в МБОУ «Нижнесуэтукская средняя школа».
Информационную базу для реализуемой бакалаврской работы планируется использовать из научной и учебной литературы, из нормативно-правовых актов, справочной литературы, исследовательских работ отечественных и зарубежных учёных, посвящённых управлению кадрами. Хочется отметить авторов, наиболее объёмно и комплексно освещающих актуальные проблемы в вопросах управления персоналом, таких как: А. Я. Кибанов, М. В. Грачева, В. А. Дятлова, Г. Г. Зайцева, В. В. Травина, С. В. Шекшню и др., Устава учреждения, структуры управления, отчётных и статистических данных.
Объектом исследования является МБОУ «Нижнесуэтукская средняя школа».
Предмет — система управления персоналом организации МБОУ «Нижнесуэтукская средняя школа».
Методом исследования послужит анализ системы управления учреждения и анкетирование персонала.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в учреждении впервые будет проводиться анализ системы управления персоналом, а также будут разработаны предложения по совершенствованию системы управления, которые руководство может применить в своей работе.
Бакалаврская работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Первый раздел рассматривает основные теоретические аспекты управления персоналом в современных организациях.
Второй раздел раскроет анализ системы управления персоналом в МБОУ «Нижнесуэтукская средняя школа», выявит проблемы в существующей системе управления персоналом.
В третьем разделе предложены мероприятия, направленные на совершенствование системы управления персоналом в МБОУ «Нижнесуэтукская средняя школа».
К решению вопроса построения и совершенствования системы управления персоналом имеется научный арсенал методов и методик, но учитывая тот факт, что существует большое количество организаций, функционирующих в разных сферах деятельности, для них очень сложно выбрать и применить определённую методику. МБОУ «Нижнесуэтукская средняя школа» не исключение.
Целью исследования бакалаврской работы было исследование и совершенствование системы управления персоналом в МБОУ «Нижнесуэтукская средняя школа». Эффективность управления даёт преимущество организации, так как воздействует на конкурентоспособность, которая повышает рейтинг учреждения.
В первой части рассмотрены теоретические основы системы управления. Представлены основные понятия «персонал», «управление персоналом», методы и функции построения системы управления.
Вторая часть работы практическая. В ней дана характеристика исследуемого учреждения, проведён анализ системы управления персоналом в МБОУ «Нижнесуэтукская средняя школа», выявлены слабые места в существующей системе управления персоналом.
Нижнесуэтукская средняя школа образована 10 ноября 1988г.
МБОУ «Нижнесуэтукская средняя школа» является некоммерческой образовательной организацией. Филиалов и иных структурных подразделений не имеет. Осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ, основанных на трёх ступенях общего образования: начального, основного общего и среднего общего образования при очной форме обучения. Полномочия учредителя в отношении МБОУ «Нижнесуэтукская средняя школа» осуществляет администрация Ермаковского района.
Организационная структура МБОУ «Нижнесуэтукская средняя школа» относится к линейно-функциональному типу. Во главе учреждения стоит директор, в подчинении которого заместители по учебной воспитательной и административной хозяйственной работе.
Количество учеников в МБОУ «Нижнесуэтукская средняя школа» составляет 121 человек. Педагогический состав состоит из 25 человек (при потребности - 28 чел.), управление - 3 человека, технический персонал - 12 человек. Анализ профессионального уровня показал, что в учреждении специалисты высшей и первой категории составляют 56% от общего количества учителей. При этом в учреждении высокий процент педагогического состава предпенсионного возраста (40% от общего состава). Наблюдается нехватка учителей - предметников и низкий уровень привлечения молодых специалистов. Выявлена проблема потребности в кадрах. Факт неудовлетворённости персоналом в оплате труда и системе стимулирования выявлен по результатам анкетирования коллектива. Анкетированием рассматривались следующие факторы:
• системой оплаты труда;
• материальное стимулирование (опрос проводился среди учителей);
• режимом и условиями работы;
• наличием социально-психологических проблем (сложные взаимоотношения в коллективе, с руководителем);
• отсутствие системы адаптации (опрос проводился среди учителей).
Третьей частью работы предложены мероприятия по её совершенствованию:
• Выделение учреждению ставки специалиста по кадрам позволит больше внимания уделять решению вопросов кадровых проблем. Тем самым оказать влияние на эффективность работы учреждения. Специалист будет помогать руководству в изучении и разработке перспективных планов по труду, мероприятий по снижению текучести кадров, а также улучшению трудовой дисциплины.
• Внедрение предложений по привлечению кадров позволит положительно решить вопрос кадрового дефицита в МБОУ «Нижнесуэтукская средняя школа».
• Реализация программы адаптации персонала позволит повысить эффективность работы в выполнении поставленных задач перед образовательным учреждением. Понизит сроки внедрения нового работника в должность и сведёт к минимуму кадровую текучесть.
• Применение программы по повышению удовлетворённости персонала системой оплаты труда и стимулирования снизит конфликтность и напряжённость в коллективе, вовлечёт сотрудников в процесс жизнедеятельности учреждения, тем самым повысит результативность предоставления услуг, поднимет уровень удовлетворённости персонала деятельностью школы.
Внедрение предложенных программ позволит улучшить качество жизнедеятельности школы, способствуя повышению многих показателей:
• рациональному и эффективному управлению персоналом;
• повышению профессиональной мотивации;
• росту удовлетворённости сотрудников;
• решению проблемы кадрового дефицита;
• повышению рейтинга школы.
1. Армстронг Майкл. Практика управления человеческими ресурсами [Текст]. 10-е издание, Питер, 2015. - 848 с.
2. Баева О.Н., Шерстянкина Н.П. / Оценка участия работников организаций в дополнительном образовании (обучении)// Труд и социальные отношения. - 2018. - № 3.
3. Беккер Б.И., Хьюзлид М.А., Ульрих Д. Измерение результативности работы ИК_департамента: люди, стратегия и производительность [Текст] / Пер. с англ. - М. : 2015. - 304 с.
4. Глазов М.М., Фирова И.П., Петрова Е.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие / Под ред. М.М. Глазова. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Изд-во РГГМУ, 2012. - 300 с.
5. Друкер П. Ф. Эффективный руководитель / П. Ф. Друкер. - М.: Манн, 2014. - 240 с.
6. Егоров С. Н. Управление персоналом. / С. Н. Егоров. - Пенза: ПГУ, 2012. -417 с.
7. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления [Текст]. - М.: 2013. - 304 с.
8. Казак Н.Н., Современная организация управления персоналом. Библиотека топ-менеджера. -2016г/ ISBN: 9785448330636- 70 с.
9. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации [Текст]/ Под ред. д.э.н., профессора А.Я. Кибанова - Москва ИНФРА-М, 2015. - 636с.
10. Комплексный подход к оценке социально-экономического состояния муниципальных образований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Казанская А.Ю., Компаниец В.С.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2019.— 225 с. (дата обращения: 27.03.2020).
11. Максимцев И. А. Горелова Н. А., Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавров /под ред. И. А. Максимцева, Н. А. Горелова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 526 с.
12. Мумладзе Р.Г., Васильева И.В., Алешина Т.Н., Основы управления персоналом. Учебное пособие / - Москва: Русайнс, 2018. - 152 с.
13. Носырева И.Г. Управление трудовым потенциалом организации: стратегические аспекты / Экономика труд а. - 2018. - Том 5. - № 4. - С.11791194.
14. Озерникова Т.Г. Управление персоналом организации: учеб. пособие: в 2 ч. - Иркутск: Изд-во БГУ, 2015. - 546 с.
15. Организация производства [Электронный ресурс] Агарков А. П. [и др.] ; под общ. ред. А. П. Гаркова. - Москва: Дашков и К° Теория организации. : интегрированное учеб. пособие /, 2017. - 272 с. - ISBN 978-5394- 01583-0 (дата обращения: 02.02.2020).
...