Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования у детей 5-6 лет уважения к старшим посредством этических бесед 8
1.1 Понятие «уважение к старшим» в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Роль этических бесед в формировании у детей 5-6 лет уважения к старшим 12
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет уважения к старшим посредством этических бесед 18
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет уважения к старшим 18
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 5-6 лет уважения к старшим посредством этических бесед 31
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет уважения к старшим 39
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 55
Приложение Б Протокол результатов констатирующего эксперимента 57
Приложение В Конспекты этических бесед 59
Приложение Г Протокол результатов контрольного эксперимента 66
Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что формирование у подрастающего поколения уважительного отношения к старшим является важнейшим условием создания в современном обществе моральной атмосферы заботы, понимания, доброжелательности. Формирование уважительного отношения ребенка дошкольного возраста к старшим в условиях дошкольной образовательной организации осуществляется посредством применения педагогами различных методов и приёмов, а также при активной роли родителей в формировании данного процесса.
Проблема формирования у детей дошкольного возраста уважения к старшим разрабатывается в психолого-педагогической науке на протяжении многих лет. Теоретические основы решения проблемы формирования у детей уважения к старшим широко представлены в целом ряде зарубежных и отечественных психологических исследований: З. Фрейда, Ж. Пиаже, Э. Фромма, Л. Кольберга, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, П.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. В педагогической литературе данная проблема нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламоваю, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов формирования у детей и подростков уважения к старшим. При этом было установлено, что сензитивным периодом для становления базиса нравственности личности является период дошкольного детства.
У детей в старшем дошкольном возрасте в процессе общения, установления взаимоотношений с взрослыми развиваются нравственные качества и привычки на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков людей.
Эффективным средством формирования у детей 5-6 лет уважения к старшим является этическая беседа. Об этом говорится в исследованиях С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной, А.М. Счастной и другие. Целью этической беседы является формирование личности ребенка. В ходе этических бесед на конкретных примерах, в ходе обсуждения и разъяснения, как следует поступить в той или иной ситуации общения, ребенок имеет возможность освоить нормы и правила, приобрести опыт осознанного поведения - основу культуры уважительных взаимоотношений между людьми.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет уважения к старшим и недостаточным использованием воспитателями дошкольных образовательных организаций этических бесед в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности этических бесед при организации процесса формирования у детей 5-6 лет уважения к старшим?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет уважение к старшим посредством этических бесед».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет уважения к старшим посредством этических бесед.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет уважения к старшим.
Предмет исследования: этические беседы как средство формирования у детей 5-6 лет уважения к старшим.
Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс формирования у детей 5-6 лет уважения к старшим посредством этических бесед возможен, если:
• разработано содержание этических бесед с учетом возрастных особенностей детей;
• в содержании этических бесед обязательно есть анализ и проецирование поступков людей или героев художественных произведений (детей и взрослых), находящихся в ситуациях установления или поддержания отношений между собой;
• этические беседы включены в содержание совместной деятельности детей и педагога в ходе образовательного процесса.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей дошкольного возраста уважения к старшим посредством этических бесед.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет уважения к старшим.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет уважения к старшим посредством этических бесед.
4. Проанализировать динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет уважения к старшим.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические положения Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина о детском развитии как присвоении ребенком общественно-исторического опыта в процессе взаимодействия с его носителями - взрослыми;
• теоретические положения М.И. Лисиной о том, что на протяжении дошкольного детства мотив установления и сохранения уважительных взаимоотношений со взрослыми является одним из ведущих, определяющих социальное развитие ребенка;
• теоретические положения С.В. Петериной о том, что этические беседы являются одним из наиболее эффективных методов воспитания культуры общения, как составляющей культуры поведения ребенка дошкольного возраста.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования этических бесед в формировании у детей 5-6 лет уважения к старшим; определены и содержательно описаны показатели и уровни сформированности у детей 5-6 лет уважения к старшим.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано содержание работы по формированию у детей 5-6 лет уважения к старшим посредством этических бесед.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет уважения к старшим посредством этических бесед может быть использовано педагогами дошкольных образовательных организаций при решении задач нравственного содержания.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад № 21 г. Одинцово Московской области. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 4 приложений. Текст работы проиллюстрирован 3 таблицами, 10 рисунками.
В ходе исследования нами установлено, что проблеме формирования уважительного отношения к старшим у детей 5-6 лет в психолого-педагогических исследованиях уделяется огромное внимание. В ряде психолого-педагогических исследований утверждается, что формирование уважительного отношения к старшим у старших дошкольников неразрывно связано с формированием уважительного отношения к семейным традициям, которое включает понимание сопричастности к семье и роду, выражается через почитание родителей, предков, осознании нравственных ценностей, желание передавать и умножать национальные, культурные традиции. Следует учитывать средства, которые необходимо использовать с целью формирования уважительного отношения к старшим у детей 5-6 лет в условиях дошкольной образовательной организации.
Применение этической беседы как средства формирования у детей 5-6 лет уважения к старшим актуально и обосновано. Содержание таких этических бесед может включать обсуждение прочитанного рассказа, рассказанной педагогом сказки, просмотренных фильмов и мультфильмов, реальных ситуаций, которые дети встречают в своей жизни. Содержание этической беседы должно «цеплять» ребенка, заставлять его мыслить и проявлять активность мыслительной деятельности. Этическая беседа должна оставить след в сознании ребенка, побудить его к активному стремлению и участию в дальнейших беседах. Чтобы вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание, важно подать материал этической беседы в образной форме. Для этого используются художественные произведения, которые знакомят детей 5-6 лет с разнообразными нравственными ситуациями, правилами, нормами поведения в контексте формирования у детей уважения к старшим.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ детский сад № 21 г. Одинцово Московской области. В исследовании принимало участие 40 детей в возрасте 5-6 лет, которые для эксперимента были разделены на две группы - экспериментальную (20 детей) и контрольную (20 детей).
На основе исследований Н.Ф. Виноградовой, Г. А. Марковой, С.А. Козловой мы выделили следующие критерии и показатели уровня сформированности у детей 5-6 лет уважения к старшим и подобрали диагностические задания.
После проведения всех диагностических заданий на констатирующем этапе исследования было выявлено, что, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе:
• к низкому уровню сформированности уважения к старшим мы условно отнесли по 9 детей (45%);
• к среднему уровню сформированности уважения к старшим мы условно отнесли по 11 детей (55%);
• к высокому уровню сформированности уважения к старшим мы условно не отнесли ни одного ребенка.
Полученные результаты исследования обосновали необходимость проведения работы по формированию у детей 5-6 лет уважения к старшим. Мы выбрали действенное средство - этические беседы.
Мы предположили, что процесс формирования у детей 5-6 лет уважения к старшим посредством этических бесед возможен, если:
• разработано содержание этических бесед с учетом возрастных особенностей детей;
• в содержании этических бесед обязательно есть анализ и проецирование поступков людей или героев художественных произведений (детей и взрослых), находящихся в ситуациях установления или поддержания отношений между собой;
• этические беседы включены в содержание совместной деятельности детей и педагога в ходе образовательного процесса.
На первом этапе мы разработали тематику и содержание этических бесед для детей 5-6 лет. Было разработано содержание 10 этических бесед.
При проведении каждой из этических бесед мы задавали вопросы для анализа и проецирования поступков людей или героев художественных произведений (детей и взрослых), находящихся в ситуациях установления или поддержания отношений между собой.
На втором этапе мы включили этические беседы в содержание совместной деятельности детей и педагога в образовательном процессе в режимные моменты. Этические беседы мы проводили с детьми 2 раза в неделю во второй половине дня.
Посредством повторной диагностики на этапе контрольного среза была выявлена динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет уважения к старшим в экспериментальной группе:
• количество детей, условно отнесенных к низкому уровню сформированности уважения к старшим, снизилось на 25%;
• количество детей, условно отнесенных к среднему уровню сформированности уважения к старшим, увеличилось на 15%;
• количество детей, условно отнесенных к высокому уровню сформированности уважения к старшим, увеличилось на 10%.
Это свидетельствует о том, что этические беседы оказались действенным средством формирования у детей 5-6 лет уважения к старшим.
Иначе дела обстоят в контрольной группе - результаты на этапе контрольного среза не изменились.
Следовательно, результаты контрольного среза доказывают достоверность выдвинутой гипотезы. Цель работы достигнута, задачи исследования решены.
1. Баранец Н. А. Формирование ценностных ориентаций старшего дошкольника и младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. 2008. № 7. С. 75-78.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Психология развития. М. : ЧеРо. 2005. С. 244-248.
3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 2015. 317 с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2011. 174 с.
5. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС. М. : Мозаика- Синтез, 2017. 80 с.
6. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. № 4. С. 33-35.
7. Волков Б. С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. М. : Педагогическое общество России, 2010. 144 с.
8. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. М.: Просвещение, 2014. 117 с.
9. Голованова Н. Ф. Педагогические основы социализации дошкольников. СПб. : Образование, 2014. 76 с.
10. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб. : Издательство «Речь», 2010. 176 с.
11. Захарова Т. Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 113-117.
12. Карпова С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников. М. : Издательство Московского Университета, 2006. 279 с.
13. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Академия, 2015. 160 с.
14. Кузьмичев И. С. Литература и нравственное воспитание личности : Пособие для учителей. М. : Просвещение, 2014. 176 c.
15. Кулагина И. Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М. : Эксмо, 2008. 465 с.
...