Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогическое сопровождение формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях

Работа №118585

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2022
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования у детей
представлений о себе и своих умениях 9
1.2 Особенности формирования у детей 3-4 лет представлений
о себе и своих умениях 14
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях 19
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 3-4 лет
представлений о себе и своих умениях 19
2.2 Содержание и организация педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях 29
2.3 Определение динамики уровня сформированности у детей
3-4 лет представлений о себе и своих умениях 39
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Список детей экспериментальной выборки 52
Приложение Б Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога и детей по теме «Зимушка-зима пришла, снег с собою принесла» 53
Приложение В Интерактивное пособие «Радуга успеха» 58


Дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности. В этот возрастной период у ребенка появляются такие личностные новообразования, как овладение нравственными нормами, соподчинение мотивов, а также формирование произвольности поведения, становление образа Я.
Проблема развития личности растущего человека, становления его образа Я активно исследуется в философской, социологических, психологической науках. Ученые (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, М.И. Лисина, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон и другие) отводят ведущее место образу Я в структуре личности и рассматривают его, как совокупность знаний и представлений личности о себе и ее способность к осмыслению себе в отношениях с окружающим миром и другими индивидами. Поэтому, адекватно сформированный образ Я представляется, как один из главных факторов становления субъектности человека, которая ведет к самореализации человека в жизни.
В педагогической науке (В.А. Вединянина, М.В. Корепанова, Л.В. Грабаровская, Л.Л. Джемендзюк, Н.В. Заболотнев, К.И. Непомнящая и другие) образ Я также рассматривается в структуре личности и включает в себя совокупность представлений ребенка о себе, которые связаны с их самооценкой и определяют выбор способов взаимодействия с социумом.
Актуальность проблемы педагогического сопровождения становления образа Я у детей дошкольного возраста в педагогической науке обусловлено рядом факторов. Во-первых, в настоящее время происходит переосмысление цели дошкольного образования - поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста. Все это требует изменение цели и задач образовательного процесса, а именно - направленность образовательного процесса в дошкольной образовательной организации на познание ребенком собственного физического, психического и духовного потенциала, своей личностной сущности.
Во-вторых, приоритетность проблемы становления образа Я требует поиска нового содержания дошкольного образования и определение способов включения ребенка в образовательное пространство, которое позволит ему приобрести и обогатить социально-личностный опыт в пространстве отношений с миром взрослых, детской субкультуры и предметного пространства. Так как одной из задач современного дошкольного образования должно стать обеспечение ребенку возможности самопознания, важно научить его видеть, чувствовать думать, помочь адаптировать к жизни, самореализоваться и самоопределиться в жизни (М.В. Корепанова).
В-третьих, ведется поиск способов присвоения социального опыта детьми дошкольного возраста. Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе. Именно к трем годам у ребенка начинает формироваться представление о себе. Он начинает осознавать себя как представителя человеческого рода и одновременно уникальную, неповторимую личность. Ребенок не только учится управлять своим телом, но и стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу для дальнейшего развития личности. Это обусловило выбор возраста детей (3-4 года) в нашем исследовании.
Изучение процесса развития образа Я еще не стало предметом пристального изучения в дошкольной педагогике, несмотря на то, что практика ощущает потребность в таких исследованиях. Примером тому являются образовательные программы и методические разработки, в которых в разной содержательной степени представлен материал по формированию познавательного отношения к явлениям собственной жизни у детей. Среди них как комплексные, так и парциальные программы дошкольного образования («Я-ТЫ-МЫ», Р.Б. Стеркина, «Я-человек», С.А. Козлова, «Истоки», Л.А. Парамонова, «Открой себя», Е. Рылеева). Однако, вопросы, связанные с формированием у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях, не в полной мере отражаются в исследованиях.
Анализ теоретических основ проблемы и педагогической практики позволил выявить противоречие между признанным в науке значением младшего дошкольного возраста в формировании у детей представлений о себе и своих умениях, как основы становления образа Я, и преобладанием стихийного подхода в решении данной задачи в образовательной деятельности с детьми 3-4 лет в дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогическое сопровождение формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и организацию педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
Объект исследования: процесс формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях возможно благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению, включающему:
- осуществление педагогической диагностики уровней сформированности у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях и учет ее результатов при планировании педагогического сопровождения;
- создание игровых образовательных ситуаций в совместной деятельности педагога и детей для активизации представлений детей о себе и своих умениях;
- оптимизация развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения условий для закрепления представлений детей о себе и своих умениях;
- взаимодействие с родителями в форме консультирования по вопросам формирования у детей 3-4 адекватной самооценки.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
2. Выявить уровень сформированности у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
3. Определить содержание и апробировать организацию педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
4. Определить динамику уровня сформированности у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы; наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; качественный и количественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МАОУ ДС № 80 «Песенка» г.о. Тольятти. В исследование приняли участие 20 детей 3-4 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения теорий развития личности и образа Я (К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, И.С. Кон, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова);
- положения исследования М.В. Корепановой о педагогических условиях развития образа Я у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Новизна исследования заключается в том, что доказана возможность формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях при целенаправленном педагогическом сопровождении.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены составляющие педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях: педагогическая диагностика уровней сформированности у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях, учет ее результатов при планировании педагогического сопровождения; создание игровых образовательных ситуаций в совместной деятельности педагога и детей для активизации представлений детей о себе и своих умениях; оптимизация развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения условий для закрепления представлений детей о себе и своих умениях; взаимодействие с родителями в форме консультирования по вопросам формирования у детей 3-4 адекватной самооценки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированное содержание и организация педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях могут быть использованы педагогами в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников). Текст работы содержит 2 рисунка, 11 таблиц, 3 приложения. Основной текст работы изложен на 51 странице.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. В исследовании были проанализированы и изучены психолого-педагогические аспекты формирования у детей представлений о себе и своих умениях в структуре самосознания, раскрыты особенности формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях. Анализ исследований ученых показал, что период младшего дошкольного возраста, а именно возраст 3-4 лет, является благоприятным для формирования начальных представлений о себе, ключевым этапом личностного развития, а также играет важную роль в развитии самосознания. В этот возрастной период начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Именно к трем годам у ребенка начинает формироваться представление о себе. Он осознает себя как представителя человеческого рода и одновременно уникальную, неповторимую личность. Ребенок не только учится управлять своим телом, но и стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции.
В данном исследовании обосновано и экспериментально проверено содержание и организация педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
На констатирующем этапе определены и выявлены уровни сформированности следующих показателей представлений детей 3-4 лет о себе и своих умениях: знание имени, фамилии, своего возраста; зрительный образ Я (включая физическое Я); представления о своих интересах, умениях; представления о себе в прошлом, настоящем и будущем; отношение к себе. По результатам констатирующего эксперимента мы определили, что у детей экспериментальной выборки в структуре представлений о себе недостаточно сформированы такие показатели, как представления о своих интересах, умениях, представления о своем прошлом, настоящем и будущем, связанные с идентификацией пола и возраста. У 40% детей была выявлена низкая и заниженная самооценка.
В исследовании экспериментально доказано, что формирование у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях возможно благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению, включающему:
- осуществление педагогической диагностики уровней сформированности у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях и учет ее результатов при планировании педагогического сопровождения;
- создание игровых образовательных ситуаций в совместной деятельности педагога и детей для активизации представлений детей о себе и своих умениях;
- оптимизация развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения условий для закрепления представлений детей о себе и своих умениях;
- взаимодействие с родителями в форме консультирования по вопросам формирования у детей 3-4 адекватной самооценки.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу. На этапе контрольного эксперимента зафиксирована динамика каждого показателя в структуре представлений детей 3-4 лет о себе и своих умениях. Анализ данных эксперимента показал, что проведенная работа является результативной. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы в виду ее многоплановости



1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избран. псих. тр.: В 2 тт. М., 1980. Т. 2.
2. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. 2-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2021. 170 с.
3. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. Изд. 2-е, испр. М. : Когито-Центр, 2009. 192 с.
4. Вединянина В. А. Субъект Я как педагогическая проблема. Автореферат дисс.... д-ра пед. наук. М., 1998. 43 с.
5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М. : Издательство Юрайт, 2021. 336 с.
6. Гонина О. О. Психология общения в дошкольном возрасте. М. : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2020 266 с.
7. Граборовская Л. В. Педагогические условия развития образа Я ребенка старшего дошкольного возраста. Автореферат дисс.. канд. пед. наук. Рн/Д, 2001.
8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. М. : АРКТИ, 2001. 224 с.
9. Козакова Е. М. Формирование представлений о себе у дошкольников. Презентация // Образовательная социальная сеть. URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/02/02/formirovanie- predstavleniy-o-sebe-u-doshkolnikov(дата обращения: 05.04.2022).
10. Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М. : Политиздат, 1984. 335 с.
11. Корепанова М. В. Теория и практика становления образа Я дошкольника. Монография. Волгоград : Перемена, 2001. 240 с.
12. Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983. 111 с.
13. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М. : МОДЭК : МПСИ, 2009. 544 с.
14. Мухина В. С. Проблема генезиса личности. М., 1985. 187 с.
15. Немцева Е. Консультация для родителей. Формирование у ребенка
3-4 лет представления о себе. URL :https://www.maam.ru/detskijsad/ konsultacija-dlja-roditelei-formirovanie-u-rebenka -3-4-let-predstavlenija-o-
sebe.html (дата обращения: 13.03.2022).
16. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992. 160 с.
17. Нонг Хань Банг Педагогические условия формирования образа Я ребёнка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Автореферат дисс.... канд пед. наук. Волгоград, 2004.
18. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов. М. : Издательство Юрайт, 2021. 275 с.
19. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 1994.
20. Развитие инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста посредством технологии создания ситуации успеха: методическое пособие / авт.-сост. И. А. Рузанова, И. А. Постникова; под. ред. А. Ю. Козловой. Тольятти, 2018. 59 с.
21. Рубинштейн С. Л. Психология личности. Т. 1. М., 1999. 240 с.
22. Руководство практического психолога : практическое пособие / Под редакцией И. В. Дубровиной. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2021. 206 с.
23. Смирнова Е. О. Детская психология. Учебник для вузов. СПб. : Питер, 2017. 304 с.
24. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983. 286 с.
25. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ