Педагогическое сопровождение формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования у детей
представлений о себе и своих умениях 9
1.2 Особенности формирования у детей 3-4 лет представлений
о себе и своих умениях 14
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях 19
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 3-4 лет
представлений о себе и своих умениях 19
2.2 Содержание и организация педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях 29
2.3 Определение динамики уровня сформированности у детей
3-4 лет представлений о себе и своих умениях 39
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Список детей экспериментальной выборки 52
Приложение Б Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога и детей по теме «Зимушка-зима пришла, снег с собою принесла» 53
Приложение В Интерактивное пособие «Радуга успеха» 58
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования у детей
представлений о себе и своих умениях 9
1.2 Особенности формирования у детей 3-4 лет представлений
о себе и своих умениях 14
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях 19
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 3-4 лет
представлений о себе и своих умениях 19
2.2 Содержание и организация педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях 29
2.3 Определение динамики уровня сформированности у детей
3-4 лет представлений о себе и своих умениях 39
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Список детей экспериментальной выборки 52
Приложение Б Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога и детей по теме «Зимушка-зима пришла, снег с собою принесла» 53
Приложение В Интерактивное пособие «Радуга успеха» 58
Дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности. В этот возрастной период у ребенка появляются такие личностные новообразования, как овладение нравственными нормами, соподчинение мотивов, а также формирование произвольности поведения, становление образа Я.
Проблема развития личности растущего человека, становления его образа Я активно исследуется в философской, социологических, психологической науках. Ученые (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, М.И. Лисина, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон и другие) отводят ведущее место образу Я в структуре личности и рассматривают его, как совокупность знаний и представлений личности о себе и ее способность к осмыслению себе в отношениях с окружающим миром и другими индивидами. Поэтому, адекватно сформированный образ Я представляется, как один из главных факторов становления субъектности человека, которая ведет к самореализации человека в жизни.
В педагогической науке (В.А. Вединянина, М.В. Корепанова, Л.В. Грабаровская, Л.Л. Джемендзюк, Н.В. Заболотнев, К.И. Непомнящая и другие) образ Я также рассматривается в структуре личности и включает в себя совокупность представлений ребенка о себе, которые связаны с их самооценкой и определяют выбор способов взаимодействия с социумом.
Актуальность проблемы педагогического сопровождения становления образа Я у детей дошкольного возраста в педагогической науке обусловлено рядом факторов. Во-первых, в настоящее время происходит переосмысление цели дошкольного образования - поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста. Все это требует изменение цели и задач образовательного процесса, а именно - направленность образовательного процесса в дошкольной образовательной организации на познание ребенком собственного физического, психического и духовного потенциала, своей личностной сущности.
Во-вторых, приоритетность проблемы становления образа Я требует поиска нового содержания дошкольного образования и определение способов включения ребенка в образовательное пространство, которое позволит ему приобрести и обогатить социально-личностный опыт в пространстве отношений с миром взрослых, детской субкультуры и предметного пространства. Так как одной из задач современного дошкольного образования должно стать обеспечение ребенку возможности самопознания, важно научить его видеть, чувствовать думать, помочь адаптировать к жизни, самореализоваться и самоопределиться в жизни (М.В. Корепанова).
В-третьих, ведется поиск способов присвоения социального опыта детьми дошкольного возраста. Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе. Именно к трем годам у ребенка начинает формироваться представление о себе. Он начинает осознавать себя как представителя человеческого рода и одновременно уникальную, неповторимую личность. Ребенок не только учится управлять своим телом, но и стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу для дальнейшего развития личности. Это обусловило выбор возраста детей (3-4 года) в нашем исследовании.
Изучение процесса развития образа Я еще не стало предметом пристального изучения в дошкольной педагогике, несмотря на то, что практика ощущает потребность в таких исследованиях. Примером тому являются образовательные программы и методические разработки, в которых в разной содержательной степени представлен материал по формированию познавательного отношения к явлениям собственной жизни у детей. Среди них как комплексные, так и парциальные программы дошкольного образования («Я-ТЫ-МЫ», Р.Б. Стеркина, «Я-человек», С.А. Козлова, «Истоки», Л.А. Парамонова, «Открой себя», Е. Рылеева). Однако, вопросы, связанные с формированием у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях, не в полной мере отражаются в исследованиях.
Анализ теоретических основ проблемы и педагогической практики позволил выявить противоречие между признанным в науке значением младшего дошкольного возраста в формировании у детей представлений о себе и своих умениях, как основы становления образа Я, и преобладанием стихийного подхода в решении данной задачи в образовательной деятельности с детьми 3-4 лет в дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогическое сопровождение формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и организацию педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
Объект исследования: процесс формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях возможно благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению, включающему:
- осуществление педагогической диагностики уровней сформированности у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях и учет ее результатов при планировании педагогического сопровождения;
- создание игровых образовательных ситуаций в совместной деятельности педагога и детей для активизации представлений детей о себе и своих умениях;
- оптимизация развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения условий для закрепления представлений детей о себе и своих умениях;
- взаимодействие с родителями в форме консультирования по вопросам формирования у детей 3-4 адекватной самооценки.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
2. Выявить уровень сформированности у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
3. Определить содержание и апробировать организацию педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
4. Определить динамику уровня сформированности у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы; наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; качественный и количественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МАОУ ДС № 80 «Песенка» г.о. Тольятти. В исследование приняли участие 20 детей 3-4 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения теорий развития личности и образа Я (К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, И.С. Кон, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова);
- положения исследования М.В. Корепановой о педагогических условиях развития образа Я у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Новизна исследования заключается в том, что доказана возможность формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях при целенаправленном педагогическом сопровождении.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены составляющие педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях: педагогическая диагностика уровней сформированности у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях, учет ее результатов при планировании педагогического сопровождения; создание игровых образовательных ситуаций в совместной деятельности педагога и детей для активизации представлений детей о себе и своих умениях; оптимизация развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения условий для закрепления представлений детей о себе и своих умениях; взаимодействие с родителями в форме консультирования по вопросам формирования у детей 3-4 адекватной самооценки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированное содержание и организация педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях могут быть использованы педагогами в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников). Текст работы содержит 2 рисунка, 11 таблиц, 3 приложения. Основной текст работы изложен на 51 странице.
Проблема развития личности растущего человека, становления его образа Я активно исследуется в философской, социологических, психологической науках. Ученые (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, М.И. Лисина, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон и другие) отводят ведущее место образу Я в структуре личности и рассматривают его, как совокупность знаний и представлений личности о себе и ее способность к осмыслению себе в отношениях с окружающим миром и другими индивидами. Поэтому, адекватно сформированный образ Я представляется, как один из главных факторов становления субъектности человека, которая ведет к самореализации человека в жизни.
В педагогической науке (В.А. Вединянина, М.В. Корепанова, Л.В. Грабаровская, Л.Л. Джемендзюк, Н.В. Заболотнев, К.И. Непомнящая и другие) образ Я также рассматривается в структуре личности и включает в себя совокупность представлений ребенка о себе, которые связаны с их самооценкой и определяют выбор способов взаимодействия с социумом.
Актуальность проблемы педагогического сопровождения становления образа Я у детей дошкольного возраста в педагогической науке обусловлено рядом факторов. Во-первых, в настоящее время происходит переосмысление цели дошкольного образования - поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста. Все это требует изменение цели и задач образовательного процесса, а именно - направленность образовательного процесса в дошкольной образовательной организации на познание ребенком собственного физического, психического и духовного потенциала, своей личностной сущности.
Во-вторых, приоритетность проблемы становления образа Я требует поиска нового содержания дошкольного образования и определение способов включения ребенка в образовательное пространство, которое позволит ему приобрести и обогатить социально-личностный опыт в пространстве отношений с миром взрослых, детской субкультуры и предметного пространства. Так как одной из задач современного дошкольного образования должно стать обеспечение ребенку возможности самопознания, важно научить его видеть, чувствовать думать, помочь адаптировать к жизни, самореализоваться и самоопределиться в жизни (М.В. Корепанова).
В-третьих, ведется поиск способов присвоения социального опыта детьми дошкольного возраста. Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе. Именно к трем годам у ребенка начинает формироваться представление о себе. Он начинает осознавать себя как представителя человеческого рода и одновременно уникальную, неповторимую личность. Ребенок не только учится управлять своим телом, но и стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу для дальнейшего развития личности. Это обусловило выбор возраста детей (3-4 года) в нашем исследовании.
Изучение процесса развития образа Я еще не стало предметом пристального изучения в дошкольной педагогике, несмотря на то, что практика ощущает потребность в таких исследованиях. Примером тому являются образовательные программы и методические разработки, в которых в разной содержательной степени представлен материал по формированию познавательного отношения к явлениям собственной жизни у детей. Среди них как комплексные, так и парциальные программы дошкольного образования («Я-ТЫ-МЫ», Р.Б. Стеркина, «Я-человек», С.А. Козлова, «Истоки», Л.А. Парамонова, «Открой себя», Е. Рылеева). Однако, вопросы, связанные с формированием у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях, не в полной мере отражаются в исследованиях.
Анализ теоретических основ проблемы и педагогической практики позволил выявить противоречие между признанным в науке значением младшего дошкольного возраста в формировании у детей представлений о себе и своих умениях, как основы становления образа Я, и преобладанием стихийного подхода в решении данной задачи в образовательной деятельности с детьми 3-4 лет в дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогическое сопровождение формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и организацию педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
Объект исследования: процесс формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях возможно благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению, включающему:
- осуществление педагогической диагностики уровней сформированности у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях и учет ее результатов при планировании педагогического сопровождения;
- создание игровых образовательных ситуаций в совместной деятельности педагога и детей для активизации представлений детей о себе и своих умениях;
- оптимизация развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения условий для закрепления представлений детей о себе и своих умениях;
- взаимодействие с родителями в форме консультирования по вопросам формирования у детей 3-4 адекватной самооценки.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
2. Выявить уровень сформированности у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
3. Определить содержание и апробировать организацию педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
4. Определить динамику уровня сформированности у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы; наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; качественный и количественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МАОУ ДС № 80 «Песенка» г.о. Тольятти. В исследование приняли участие 20 детей 3-4 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения теорий развития личности и образа Я (К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, И.С. Кон, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова);
- положения исследования М.В. Корепановой о педагогических условиях развития образа Я у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Новизна исследования заключается в том, что доказана возможность формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях при целенаправленном педагогическом сопровождении.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены составляющие педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях: педагогическая диагностика уровней сформированности у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях, учет ее результатов при планировании педагогического сопровождения; создание игровых образовательных ситуаций в совместной деятельности педагога и детей для активизации представлений детей о себе и своих умениях; оптимизация развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения условий для закрепления представлений детей о себе и своих умениях; взаимодействие с родителями в форме консультирования по вопросам формирования у детей 3-4 адекватной самооценки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированное содержание и организация педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях могут быть использованы педагогами в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников). Текст работы содержит 2 рисунка, 11 таблиц, 3 приложения. Основной текст работы изложен на 51 странице.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. В исследовании были проанализированы и изучены психолого-педагогические аспекты формирования у детей представлений о себе и своих умениях в структуре самосознания, раскрыты особенности формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях. Анализ исследований ученых показал, что период младшего дошкольного возраста, а именно возраст 3-4 лет, является благоприятным для формирования начальных представлений о себе, ключевым этапом личностного развития, а также играет важную роль в развитии самосознания. В этот возрастной период начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Именно к трем годам у ребенка начинает формироваться представление о себе. Он осознает себя как представителя человеческого рода и одновременно уникальную, неповторимую личность. Ребенок не только учится управлять своим телом, но и стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции.
В данном исследовании обосновано и экспериментально проверено содержание и организация педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
На констатирующем этапе определены и выявлены уровни сформированности следующих показателей представлений детей 3-4 лет о себе и своих умениях: знание имени, фамилии, своего возраста; зрительный образ Я (включая физическое Я); представления о своих интересах, умениях; представления о себе в прошлом, настоящем и будущем; отношение к себе. По результатам констатирующего эксперимента мы определили, что у детей экспериментальной выборки в структуре представлений о себе недостаточно сформированы такие показатели, как представления о своих интересах, умениях, представления о своем прошлом, настоящем и будущем, связанные с идентификацией пола и возраста. У 40% детей была выявлена низкая и заниженная самооценка.
В исследовании экспериментально доказано, что формирование у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях возможно благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению, включающему:
- осуществление педагогической диагностики уровней сформированности у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях и учет ее результатов при планировании педагогического сопровождения;
- создание игровых образовательных ситуаций в совместной деятельности педагога и детей для активизации представлений детей о себе и своих умениях;
- оптимизация развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения условий для закрепления представлений детей о себе и своих умениях;
- взаимодействие с родителями в форме консультирования по вопросам формирования у детей 3-4 адекватной самооценки.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу. На этапе контрольного эксперимента зафиксирована динамика каждого показателя в структуре представлений детей 3-4 лет о себе и своих умениях. Анализ данных эксперимента показал, что проведенная работа является результативной. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы в виду ее многоплановости
В данном исследовании обосновано и экспериментально проверено содержание и организация педагогического сопровождения формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях.
На констатирующем этапе определены и выявлены уровни сформированности следующих показателей представлений детей 3-4 лет о себе и своих умениях: знание имени, фамилии, своего возраста; зрительный образ Я (включая физическое Я); представления о своих интересах, умениях; представления о себе в прошлом, настоящем и будущем; отношение к себе. По результатам констатирующего эксперимента мы определили, что у детей экспериментальной выборки в структуре представлений о себе недостаточно сформированы такие показатели, как представления о своих интересах, умениях, представления о своем прошлом, настоящем и будущем, связанные с идентификацией пола и возраста. У 40% детей была выявлена низкая и заниженная самооценка.
В исследовании экспериментально доказано, что формирование у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях возможно благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению, включающему:
- осуществление педагогической диагностики уровней сформированности у детей 3-4 лет представлений о себе и своих умениях и учет ее результатов при планировании педагогического сопровождения;
- создание игровых образовательных ситуаций в совместной деятельности педагога и детей для активизации представлений детей о себе и своих умениях;
- оптимизация развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения условий для закрепления представлений детей о себе и своих умениях;
- взаимодействие с родителями в форме консультирования по вопросам формирования у детей 3-4 адекватной самооценки.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу. На этапе контрольного эксперимента зафиксирована динамика каждого показателя в структуре представлений детей 3-4 лет о себе и своих умениях. Анализ данных эксперимента показал, что проведенная работа является результативной. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы в виду ее многоплановости
Подобные работы
- Педагогическое сопровождение формирования у детей 3-4 лет представлений о себе и своей семье
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВИРТУАЛЬНЫМ МИРОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ УМЕНИЙ ПОИСКА И ПОДБОРА ИНФОРМАЦИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019



