Работа сделана на примере выступлений лидеров КНР И США в условиях торговой войны.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРАТЕГИЙ И ТАКТИК МАНИПУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ В РЕЧАХ ПОЛИТИКОВ 5
1.1. Речевое воздействие и его разновидности 5
1.2. Методы речевого воздействия 8
1.3. Понятия «манипуляция» и «речевое манипулирование» 9
1.4. Сферы применения манипуляции 12
1.5. Выступления лидеров КНР и США как объект исследования манипуляции информацией 14
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И РЕЧЕВЫЕ ПРИЕМЫ МАНИПУЛЯЦИИ ИНФОРМАЦИЕЙ В РЕЧАХ ПОЛИТИКОВ КНР И США В УСЛОВИЯХ ТОРГОВОЙ ВОЙНЫ 19
2.1 Тактика очернения 20
2.2. Тактика обвинения 21
2.3. Тактика обещания 23
2.4. Тактика побуждения 24
2.5. Категоричность в высказываниях – манипулятивная тактика 25
2.6. Сопоставление использованных стратегий и тактик манипулирования информацией 26
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Идея работы заключается в анализе речей политиков КНР и США и последующего выявления стратегий и тактик манипулирования информацией в условиях торговой войны. Исследование манипуляций в политическом дискурсе представляет собой востребованную сферу языковой деятельности. В данной работе рассматриваются стратегии и тактики манипулирования информацией в условиях торговой войны, что определяет ее актуальность.
Целью курсового проекта является исследование стратегий и тактик манипулирования информацией в речах политиков (на примере выступлений лидеров КНР и США в условиях торговой войны).
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть особенности речевого воздействия в выступлениях политиков КНР и США с точки зрения манипуляции информацией;
2. Описать языковые средства и речевые приемы, использующиеся при манипуляции информацией;
3. Провести сопоставление использованных стратегий и тактик манипулирования информацией.
Объектом исследования является речевая организация политического дискурса в условиях торговой войны на примере речей Дональда Трампа и Си Цзиньпина. Предметом исследования - стратегии и тактики манипулирования информацией в речах Дональда Трампа и Си Цзиньпина.
Материалом курсовой работы являются извлеченные из печатных и электронных версий газет (CNN, CNBC) и социальных сетей (Twitter) выступления общественно-политических деятелей КНР и США, таких, как Си Цзиньпин и Дональд Трамп.
Методы исследования: в курсовой работе использовались общенаучные методы описания, наблюдения и обобщения с элементами контекстуального и контент-анализа выступлений политических лидеров. При систематизации результатов исследований использовался описательный метод.
Желание навязать адресату свое мнение по разным вопросам встречается во всех сферах жизни человека. Политическая сфера не является исключением. Для этих целей чаще всего используются СМИ (газеты, журналы, Интернет-издания, социальные сети и др.) и публичные выступления политических деятелей. Чтобы донести до граждан определенное виденье проблемы, политические деятели чаще всего искажают реальные факты событий и управляют общественным мнением посредством различных стратегий и тактик манипулирования информацией. Политологи, социологи, культурологи, психологи и лингвисты со всего мира регулярно проводят исследования в области манипулятивных возможностей языка. Большинство исследовательских работ содержат анализ отдельных стратегий, тактик, манипулятивных технологий, а также предлагают различные методы психологической защиты от подобного рода воздействия. Отдельное внимание уделяется роли языковых средств, которые являются базой для осуществления манипуляций.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения и списка литературы.
Речевое манипулирование представляет собой сложный психолингвистический процесс, разновидность речевого воздействия. Основными признаками манипуляции являются: скрытый характер влияния, искусное владение языковыми и психологическими навыками, отсутствие защитной реакции у адресата. В совокупности все эти признаки отличают речевую манипуляцию от других форм воздействия, такого как подкуп, провокация и др. При выборе способа речевого воздействия субъект опирается на собственные цели. Если его задача - убедить собеседника, то он подкрепляет свое мнение аргументами, если же задача – побудить к действию, то субъект использует просьбу, приказ или принуждение. Если целью коммуникации является внушение собеседнику определенного мнения, то коммуникатор в первую очередь воздействует на эмоции человека.
Манипулирование применяется практически во всех сферах деятельности человека – в политике, рекламе, судебной практике, психотерапии, обучении, неформальном общении и т.д. Манипулятивность также является отличительной чертой высказываний политиков. Передаваемая политическими лидерами информация не всегда бывает достоверной и полной, что позволяет создать такое представление о действительности, которое им необходимо. Гражданин, который некритично воспринимает полученную информацию, склонен доверять чужому мнению, конкретному политику или партии, наиболее подвержен влиянию. Поэтому эффективность такого рода воздействия достигается не только с помощью умения искусно использовать ресурсы языка, но и благодаря отсутствию защитной реакции у адресата.
Несмотря на то, что манипулятивные возможности языка все чаще становятся объектом различных лингвистических исследований, основные сложности изучения феномена манипуляции информацией в речах политиков сохраняются до сих пор. Они обусловлены междисциплинарным характером предмета исследования, смешением различных способов воздействия в речевых практиках и отсутствием в лингвистике общепризнанной классификации средств и приемов манипуляции. В данной курсовой работе систематизированы языковые средства и речевые приёмы манипулирования информацией на материале высказываний бывшего президента США Дональда Трампа и председателя коммунистической партии КНР Си Цзиньпина. К стратегиям и тактикам манипулирования информацией в речах Д. Трампа и Си Цзиньпина мы отнесли тактики очернения, обвинения, обещания и побуждения, а также тактику категоричности в высказываниях. Основными языковыми средствами и приемами при совершении манипуляций в политическом дискурсе являются риторические вопросы, использование местоимений «мы», «наш», восклицательных предложений, лексем с негативной коннотацией, глаголов совершенного вида в форме будущего времени, глаголов повелительного наклонения и др.
Однако изучение манипуляции не исчерпывается данной курсовой работой. Список существующих способов воздействия постоянно обновляется и усложняется.
1. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Анисимова, Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) : учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов / Е. Е. Анисимова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 128 с.
3. Битянова, М. Р. Социальная психология : наука, практика и образ мыслей : учеб. пособие / М. Р. Битянова. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
4. Большой толковый словарь русского языка : А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С. А. Кузнецов. - Санкт-Петербург : Норинт, 1998. - 1534 с.
5. Быкова, О. Н. Языковое манипулирование : материалы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» / О. Н. Быкова // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения : Вестник Российской риторической ассоциации / Красноярск. гос. ун-т; Под ред. А. П. Сковородникова. - Вып. 1 (8). – Красноярск, 1999. – С. 91–103.
6. Войтасик, Л. Психология политической пропаганды / Л. Войтасик. – М. : Прогресс, 1981. – 280 с.
7. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. – М. : КомКнига, 2007. – 144 с.
8. Гронская, Н. Э. Языковые механизмы манипулирования массовым политическим сознанием / Н. Э. Гронская // Вестник Нижегородского лингвистического университета. – Нижний Новгород. - 2000. – С. 220-231.
9. Данилин, П. В. Пропаганда и идеология. Манипуляции. Типология [Электронный ресурс] / П. В. Данилин // Политическая пропаганда: новые технологии (цикл лекций 2009–2011 гг.). – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text28/0001.htm#з_лек_02. – Даты доступа: 01.03.2022-14.05.2022.
10. Дзялошинский, И. М. Коммуникативное воздействие : мишени, стратегии, технологии / И. М. Дзялошинский. – М. : НИУ ВШЭ, 2012. – 572 с.
11. Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия. Полный курс: учеб. пособие. - М: "Издательство Гранд-ФАИР", - 2007. - 560 с.
12. Завьялова, О. Н. Речевое (языковое) манипулирование / О. Н. Завьялова // Культура русской речи : энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Флинта : Наука, 2007. – С. 566–570.
13. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. – М. : Едиториал УРСС, 2008. – 284 с.
14. Матвеева, Г. Г. Диагностирование личностных свойств автора по его речевому поведению / Г. Г. Матвеева. – Ростов-на-Дону : Изд-во Донского юридического института, 1999. – 83 с.
15. Михалёва, О. Л. Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия : дис. … канд. филол. наук / О. Л. Михалева. – Иркутск, 2004. – 224 с.
16. Седов, К. Ф. О манипуляции и актуализации в речевом воздействии / К. Ф. Седов // Проблемы речевой коммуникации : межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. проф. M. А. Кормилицыной. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2003. Вып. 2. – С. 20–27.
17. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст]: учебное пособие / Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Карельская гос.пед. акад.»; сост.: Бурачевская Е.О., Скороходова Н.Ю. Петрозаводск: ПИН, 2011. 100 с.
18. Шейнов, В. П. Скрытое управление человеком / В. П. Шейнов. – Минск : АСТ, Харвест, 2008. – 816 с.
19. Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер / пер. с англ., науч. ред. Я. Н. Засурский. – М.: Мысль, 1980. – 326 с.
20. Ширшов, Е.В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений: учебное пособие. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. – 138 с.
21. Шостром, Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации / Э. Шостром. – М. : Апрель-Пресс, Психотерапия, 2008. – 192 с.
22. CNBC [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cnbc.com/2019/11/22/chinas-xi-says-beijing-wants-a-trade-deal-not-afraid-to-fight-back.html. – Даты доступа: 06.05.2022-13.05.2022.
23. CNBC [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cnbc.com/2019/08/26/us-china-trade-war-state-media-defend-beijing.html. – Даты доступа: 01.04.2022-11.05.2022.
24. CNN [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edition.cnn.com/2019/05/15/asia/china-xi-jinping-us-civilization-intl/index.html. – Даты доступа: 07.05.2022-11.05.2022.
25. Twitter [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://twitter.com/globaltimesnews/status/1128494956262318080?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwcamp%5Etweetembed%7Ctwterm%5E1128494956262318080%7Ctwgr%5E%7Ctwcon%5Es1_&ref_url=https%3A%2F%2Fwww.cnn.com%2F2019%2F05%2F15%2Fasia%2Fchina-xi-jinping-us-civilization-intl%2Findex.html. – Даты доступа: 01.05.2022-14.05.2022.
26. Twitter [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://twitter.com/realDonaldTrump. – Даты доступа: 05.05.2022-12.05.2022.