Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты государственного и муниципального регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
1.1. Понятие правового регулирования. Предмет и метод правового
регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства 8
1.2. Разграничение предметов ведения в сфере правового регулирования
жилищно-коммунального хозяйства 22
Глава II. Проблемы реформирования государственного и муниципального регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства
2.1. Федеральная правовая политика в сфере реформирования
государственного и муниципального регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства 31
2.2. Региональная правовая политика в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства (на примере Самарской области) 38
2.3. Зарубежный опыт реформирования и регулирования жилищно-коммунального хозяйства 47
Глава III. Проблемы муниципально-правовой политики в сфере регулирования
и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в г.о. Тольятти 53
Заключение 64
Список используемой литературы и источников 67
В Конституции РФ указывается на то, что Россия - социальное государство, осуществляющее политику, направленную на развитие человека и обеспечения ему достойных условий жизни. Обеспечение человека необходимыми для его жизнедеятельности жилищем, тепловой и электрической энергией, горячим и холодным водоснабжением, водоотведением, содержание в надлежащем санитарном состоянии территорий населенных пунктов будет является одним из условий реализации этой политики.
Актуальность темы диссертации определяется тем фактом, что функции государства в сфере жилищно-коммунального хозяйства долгое время претерпевали изменения, что в первую очередь проявилось в уходе от бюджетного финансирования и переходу к стопроцентной оплате предоставляемых коммунальных услуг населением, а также освоением новых технологий и изменений в структуре коммунального хозяйства. Однако до настоящего времени приоритеты реформирования коммунального хозяйства не расставлены до конца, несмотря на высокую социальную значимость и проблемы, связанные с низкой окупаемостью отрасли при ее высокой себестоимости. Кроме того, столь длительный процесс реформирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства может свидетельствовать о недоработках и нецелесообразном планировании процесса реформирования.
Стоит отметить, что специфика управления жилищно-коммунальным хозяйством в федеральном, региональном и муниципальном масштабе на настоящий момент недостаточно изучена, имеется необходимость в поиске путей и способов развития жилищно-коммунального хозяйства. Указанный факт напрямую оказывает влияние на степень актуальности диссертационного исследования.
Цель и задачи. Целью настоящей работы является изучение способов регулирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на примере Самарской области и городского округа Тольятти, исследование механизмов и факторов, оказывающих влияние на эффективность функционирования жилищно-коммунального комплекса, поиск возможных путей входа отрасли из кризиса, повышения ее функциональной эффективности.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования требуется разрешить следующие задачи:
- исследовать ключевые этапы и направления реформирования изучаемой области, текущие реформы жилищно-коммунального хозяйства и их воздействие на нынешнюю ситуацию, а также основные направления дальнейшего развития института жилищно-коммунального хозяйства;
- рассмотреть основные аспекты правовой политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, основные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения субъектов в жилищно-коммунальной отрасли;
- проанализировать основные способы государственного и муниципального регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- дать характеристику основным механизмам регулирования отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, охарактеризовать реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства с точки зрения роста эффективности деятельности жилищно-коммунального комплекса.
Объект и предмет. Объектом исследования является жилищно-коммунальное хозяйство, рассматриваемое как отрасль экономики. Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя: лиц, осуществляющих деятельность в данной сфере; объекты, в отношении которых указанными лицами осуществляется соответствующая деятельность; государственные органы власти, регулирующие и управляющие данной сферой в пределах своих полномочий; лиц, являющихся потребителями жилищно-коммунальных услуг.
Предметом исследования выступают правоотношения объектов исследования между собой, способы регулирования и реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Методология исследования базируется на общих положених экономической теории, основных положениях теории права, законодательстве Российской Федерации и региональной нормативно-правовой базе, актах органов местного самоуправления, в том числе утративших силу правовых актах органов государственной власти, исследованиях авторов, приведенных в публикациях по экономическим и юридическим дисциплинам по проблемам жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, были учтены такие приемы и методы, как сравнительный, правовой, исторический, формально-юридический и прочие.
Научная разработанность. В настоящее время законодательство Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеет развитую структуру и охватывает практически все виды отношений, возникающих в этой отрасли.
Многие авторы в своих работах отражают проблемы выхода жилищно - коммунального хозяйства из состояния кризиса. Среди них Л.П. Ягодина, Л.Н. Чернышев, Н.В. Абросимов, Р.И. Орлова, С.В. Щепина, И. Бычковский, В.Н. Кириченко, А.З. Пронин, А.А. Аболин, Ф.Г. Тагидзе, В.С. Чекалин, Е.Г. Хайло, В.В. Головкин, Д.А. Седаков, Л.С. Козлова, Н.И. Бобровская, Л.Н. Симанович, В.В. Грригорьев, Р.А. Кукушкин, М.Т. Макиева и другие.
Указанные авторы в своих работах анализируют историю развития органов управления жилищно-коммунальным комплексом, изучают законодательство, регулирующее правоотношения субъектов жилищно-коммунального хозяйства, и этапы его совершенствования, предлагают пути решения проблем административного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реформирования законодательства в данной сфере на государственном и муниципальном уровнях.
Жилищно-коммунальное хозяйство - одна из крупнейших отраслей экономики, организующей процесс производства и оказания субъектам соответствующих услуг.
В ходе научно-исследовательской работы рассматриваются и анализируются основные подходы к пониманию проблемы определения предмета правового регулирования жилищно-коммунального хозяйства, поскольку на сегодняшний день на законодательном уровне отсутствует четкое определение термина «жилищно-коммунальное хозяйство». Рассматриваются и анализируются позиции авторов, сформулировавших определение жилищно-коммунального хозяйства. На основе этого анализа делается попытка сформулировать определение указанного термина через выделение двух элементов жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, проводя анализ проблематики диссертационного исследования, нельзя обойти стороной проблему разграничения предметов ведения в сфере правового регулирования жилищно-коммунального хозяйства.
Следует отметить, что в юридической науке зачастую не разграничиваются понятия «компетенция», «предметы ведения», «полномочия». Несмотря на то, что данные понятия связаны общими признаками, разумным будет рассматривать их как составные части термина «компетенция», вбирающего в себя правовые признаки оставшихся терминов.
Возникающие на всех уровнях публичной власти вопросы организации и эффективного управления жилищно-коммунальным комплексом несомненно испытывают необходимость в преобразовании с законодательной точки зрения, а именно в разделении полномочий и установлении рамок ответственности должностных лиц и иных субъектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Также встает вопрос о принятии единого нормативно-правового акта, закрепляющего полномочия органов местного самоуправления, что благоприятно скажется на преобразовании системы жилищно-коммунального хозяйства, так как облегчится работа по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, а также эти действия позволят устранить коллизию норм о полномочиях федеральных и региональных органов власти и местных органов самоуправления. Законодательное закрепление полномочий муниципальных органов самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства могло бы упростить правоприменителям поиск верного пути к разрешению поставленных задач, и оказать положительное влияние на проблему выделения финансирования на указанные полномочия.
В диссертационном исследовании рассматривается и получает должную оценку государственная и региональная правовая политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также правовая политика в данной сфере, осуществляемая органами местного самоуправления. Проводится анализ государственных, региональных и муниципальных программ, направленных на улучшение жилищно-коммунальных условий жизни населения. Самарская область активно участвует в программах, утвержденными органами государственной власти Российской Федерации, однако, в данный момент присутствуют проблемы в области финансирования, возможно связанные с неточностями в планировании процесса управления реформированием жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований.
Также в работе рассматривается опыт в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства европейских стран, США.
Структура работы состоит из трех глав, поделенных на параграфы.
Подводя итоги работы, можно сформулировать следующие выводы.
Во-первых, в законодательстве и научной литературе отсутствует единое понятие жилищно-коммунального хозяйства: законодатель в некоторых нормативно-правовых актах лишь дает перечень объектов, относящихся к жилищно-коммунальному хозяйству, а ученые чаще всего определяют понятие жилищно-коммунального хозяйства через призму таких нормативно-правовых актов.
Законодательное закрепление понятия жилищно-коммунального хозяйства решило бы проблему разрозненности перечня услуг, относимых в данным отношениям, и послужило бы толчком к более упорядоченному правовому регулированию жилищно-коммунального хозяйства, например, принятию единого нормативно-правового акта, регулирующего отношения в данной сфере. Это позволило бы также решить и проблему разграничения полномочий федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Во-вторых, реализация правоприменительной формы правовой политики в данный момент осложняется рядом проблем:
- высокий показатель износы основных фондов системы жилищно-коммунального хозяйства;
- высокий уровень ветхого и аварийного жилого фонда;
- ненадлежащее качество оказываемых населению коммунальных услуг;
- высокий уровень недоверия населения по отношению к модернизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства
- отсутствие у населения должной правовой грамотности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, недостаточность опыта осуществления своих прав в этой сфере.
Первые две вышеуказанные проблемы возможно решить путем осуществления на всех уровнях публичной власти различных целевых программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства: программы капитального ремонта, программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, программы благоустройства территорий дворов муниципальных образований, программы по обращению с коммунальными бытовыми отходами, программы по повышению уровня энергоэффективности и пр.
Для решения проблем, связанных с низким уровнем правовой грамотности населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и, как следствие, недоверием населения к политике государства и органов местного самоуправления в указанной сфере, необходимо проведения различными органами власти широкой информационно-пропагандистской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства: проведение курсов, семинаров, разъяснительных бесед, консультаций по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Данные действия также позволят способствовать более полному развитию государственно-частного партнерства в области жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, необходимо изучать и адаптировано применять зарубежный опыт в сфере жилищно-коммунального хозяйства, опираясь на который, можно предложить следующие пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
1. Осуществление обслуживания многоквартирных домов узкоспециализированными организациями. Соблюдение «принципа разделения»: управление осуществляют профильно-обученные специалисты, обслуживанием и ремонтом различных систем - специализированные организации.
2. Страхование финансовой и гражданской ответственности управляющих компаний. В случае нанесения собственнику недвижимости ущерба неверными действиями управленца, такой ущерб был бы возмещен, что в итоге привело бы к повышению качества коммунальных услуг.
3. Обучение профессиональных управляющих в сфере жилищно-коммунального хозяйства либо допуск в управлению жилым фондом лиц, имеющих необходимую квалификацию.
4. Реализация принципа информационной открытости деятельности управляющих компаний, заключающаяся во взаимодействии представителей коммунальных служб с потребителями и структурами власти в удаленном режиме. Однако, стоит отметить, что подобный опыт сейчас реализуется путем создания информационного поля - ГИС ЖКХ.
Таким образом, можно говорить о тенденции к возрастанию ответственности государства перед населением в области жилищно-коммунального хозяйства, расширению надзора государства за надлежащим исполнением своих обязанностей в этой сфере субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и юридическими лицами, действующими на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства, создание новых и усовершенствование уже известных способов регулирования жилищно-коммунального хозяйства носит продолжительный, комплексный, масштабный характер и охватывает все сферы государственной и общественной жизни.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL:http://www.consultant.ru
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL:http: //www.consultant.ru
3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL:http: //www.consultant.ru
4. Жилищный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL:http: //www.consultant.ru
5. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL:http: //www.consultant.ru
6. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL: http://www.consultant.ru
7. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL: http: //www.consultant .ru
8. Федеральный закон № 4218-1 от 24.12.1998 г. «Об основах
Федеральной жилищной политики» (утратил силу) [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL: http://www.consultant.ru
9. Закон Российской Федерации № 1541-1 от 04.07.1991 г. «О
приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL: http://www.consultant.ru
10. Федеральный закон № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. (ред. от 25.11.2017 г.) «О государственной регистрации недвижимости» [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL: http://www.consultant.ru
11. Федеральный закон № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL: http: //www.consultant .ru
12. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL:
http: //www.consultant .ru
13. Федеральный закон № 255-ФЗ от 21.07.2014 г. (ред. от 03.07.2016 г.) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL: http: //www.consultant .ru
14. Федеральный закон № 209-ФЗ от 21.07.2014 г. (ред. от 31.12.2017 г.) «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL: http: //www.consultant .ru
15. Федеральный закон № 185-ФЗ от 21.07.2007 г. (ред. от 31.12.2017 г.)
«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL:
http: //www.consultant .ru
16. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по
обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL: http://www.consultant.ru
17. Постановление Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 г. (ред. от 09.09.2017 г.) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими
установленную продолжительность» [Электронный ресурс]: // СПС
«Консультант плюс». - URL: http://www.consultant.ru
18. Постановление Правительства Российской Федерации № 354 от
06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL:
http://www.consultant.ru
19. Постановление Правительства Российской Федерации № 1038 от 18.11.2013 г. «Об утверждении Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL: http://www.consultant.ru
20. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 80-р от 26.01.2016 г. «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL: http://www.consultant.ru
21. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации №10-П от 12.04.2016 г. «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - URL: http://www.consultant.ru
22. Постановление Правительства Самарской области № 337 от
13.07.2011 г. «Об утверждении Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области» [Электронный ресурс]: // ПСС «Кодекс». - URL: http://www.kodeks.ru
23. Постановление Правительства Самарской области № 150 от
10.04.2013 г. «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции» [Электронный ресурс]: // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru/
24. Распоряжение Мэрии городского округа Тольятти №15-р/1 от
12.01.2016 г. «Об утверждении положения о департамента городского хозяйства мэрии г.о. Тольятти» [Электронный ресурс]: // Администрация городского округа Тольятти. - URL:
http://www.tgl.ru/files/tinymce/15 file 1452663711.pdf
II. Специальная литература
25. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998. 374 с.
26. Бобровская Н. И., Кузина С. И. Стратегии государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства (с учетом зарубежного опыта)//Вопросы управления. 2014. №3 (9). - С. 31-37.
27. Большая советская энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru
28. Велихов Л.А.Основы городского хозяйства. М.:Наука,1996. 480 с.
29. Григорьев В.В. Правовое регулирование городского хозяйства в Российской Федерации (конституционные и муниципальные аспекты).: дис. к.ю.н. - М., 2004. - 198 с. URL: http://www.dissercat.com
30. Еремин А.Р., Любушкин В.А., Останков Д.Б. Проблемы организации и правового регулирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Мордовия // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL:https: //elibrary.ru/item.asp?id=24921581
31. Землянов О.Е. Понятие правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2009. № 5. - С. 137-141.
32. Иваненко Л.В. Зарубежный опыт эффективного управления многоквартирными домами // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2014. № 1 (7). - С. 146-150.
33. Козлова Л.С. Законодательные предложения об устранении пробелов и противоречий в регулировании формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. №1. - С.133-148.
34. Кукушкин Р.А., Ухлов И.В. Основные проблемы в сфере жилищно¬
коммунального хозяйства, в том числе в сфере развития государственно-муниципального частного партнерства и пути их решения // Актуальные вопросы развития экономики и профессионального образования в современном обществе: Материалы XIII Международной молодежной науч.-практ. конф. 23 марта 2016 г., гг. Екатеринбург, Алматы, Харьков, Елабуга: в 3-х т.
Екатеринбург: РГШ1У, 2016. Том 2. С. 132.
35. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России: Учебник. - М.: Юрист, 2003. - С. 370.
36. Луценко Д.В., Привезенцев М.В. Управление инвестиционными
процессами в жилищно-коммунальном комплексе города: организационно-экономическое регулирование: монография / Под ред. М.Ю. Швеца, Н.Л.
Карданской. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 367 с.
37. Макиева М.Т., Хосроева Н.И. Управление капитальным ремонтом многоквартирного дома в система ЖКХ: нормативно-правовые аспекты // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. КЛИСТ. Хетагурова. 2017. № 2. - С. 143-148.
38. Малько А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. 1996. № 6. - С. 55.
39. Марченко А.А., Рудченко И.И. Правовое регулирование в сфере ЖКХ: мат. II междунар. науч.-практ. конф. «В мире научных исследований»/ ред. Петрова Т.А. - Краснодар, 2013. - С. 208-212.
40. Митлянский Ю. К учёту коммунальных предприятий // Власть Советов. 1923. № 6-7. - С. 131
41. Мокрый B.C. О практике применения Жилищного кодекса Российской Федерации и законопроектов, предлагаемых в его развитие, для реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального комплекса // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 5. URL:http://www.center-bereg.ru/1599.html
42. Незнамова Е.А. Местное самоуправление. Органы власти. - М.: Изд-во ПРИОР, 2001. - С. 41.
43. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник/В. С. Нерсесянц. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С. 476.
44. Осипов М.Ю. Правовое регулирование как динамическая система // Право и политика. 2006. № 11. - С. 56-57.
45. Салама Ю. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Восточной Германии // Реформа ЖКХ. 2004. № 2. - С. 15-19.
46. Седаков Дмитрий Александрович Развитие жилищно¬коммунального хозяйства: зарубежный опыт // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика . 2015. №1 (11). - С. 158-163.
47. Стукалов А.В. Правовые аспекты полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и особенности из реализации //Административное право и практика администрирования. 2012. № 1. - C. 24-83.
48. Стукалов А.В. Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства: дис. к.ю.н.: - М., 2013. - 232 с. URL: http://www.dissercat.com.
49. Сытин П. Что такое коммунальное хозяйство? // Коммунальное хозяйство. 1927. № 56. С. 3-5.
50. Филимонов А. Подводные камни закона о лицензировании деятельности управляющих компании в сфере жилищно-коммунального хозяйства. URL: http://www.garant.rU/article/563744/#ixzz5BHXAn84n
51. Хусяйнова С.Г. Несовершенство законодательства о раскрытии информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства: взгляд прокурора // Российская юстиция. 2016. № 11. - С. 16 - 18.
52. Черняева Е.М. Понятие жилищно-коммунального хозяйства: вопросы правового регулирования. // Сибирский юридический вестник. 2011. № 4. - С. 46-53.
53. Шишкина Е.В. Жилищно-коммунальное хозяйство как предмет ведения органов местного самоуправления: муниципально-правовой аспект: дис. к.ю.н.: - Владикавказ, 2011. - 213 с. URL: http://www.dissercat.com
54. Ягодина Л. П. Управление жилищно-коммунальным хозяйством:
Организационно-правовые аспекты: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2008. - 22 с. URL:
http: //www.dissercat. com.
55. Andrews D., SanchezA. Drivers of home owner ship rates in selected OECD countries. Economics Department Working Papers. 2011. № 849. OECD, Paris. Р. 21-29. [Электронный ресурс]: // - URL: http://www.ilo.org
56. Caldera S., Andrews D. To Move or Not to Move: What Drives Residential Mobility in the OECD?, Economics Department Working Papers 2011. № 846, OECD, Paris. [Электронный ресурс]: // - URL: http://www.ilo.org
57. Scanlon K., WhiteheadC. French social housing in an international context / Economics Department Working Papers. 2011. № 862. OECD, Paris. Р. 122. [Электронный ресурс]: // - URL: http://www.ilo.org
58. Sims D. Out of Control: What Can We Learn from the End of Massachusetts Rent Control?, Journal of Urban Economics, 2007. Vol. 61 (1). P. 129-151. [Электронный ресурс]: // - URL: http://www.ilo.org
59. Wolff G., Hallstein E. «Beyond Privatization: Restructuring Water
Systems to Improve Performance». Pacific Institute, Oakland, Calif. 2005.
[Электронный ресурс]: // - URL: http://www.ilo.org