Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовой статус несовершеннолетнего и его реализация в публичном и частном праве

Работа №118538

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Понятие правового статуса несовершеннолетнего
§1. 1. Понятие правового статуса несовершеннолетнего и его соотношение со смежными правовыми категориями
§1.2. Структура правового статуса несовершеннолетнего
§ 1.3. Классификация правового статуса несовершеннолетнего
Глава 2. Реализация правового
статуса несовершеннолетнего в публично-правовых
и частноправовых отношениях
§ 2.1. Реализация правового статуса
несовершеннолетнего в конституционно-правовых отношениях
§ 2.2. Реализация правового статуса несовершеннолетнего
в уголовно-правовых и административно-правовых отношениях
§ 2.3. Реализация правового статуса несовершеннолетнего в частноправовых отношениях
Заключение
Список используемой литературы


Актуальность темы исследования обусловлена происходящими в современном российском обществе изменениями во всех сферах общественной жизни, что с неизбежностью сказывается на молодом поколении в целом и несовершеннолетних в частности. Одним из основных национальных приоритетов России сегодня является обеспечение благополучного и защищенного детства. Возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия комплексных мер для улучшения положения несовершеннолетних и их защиты.
К числу важнейших задач правовой науки относится выработка теоретических положений и рекомендаций для юридической практики с целью совершенствования законодательства, закрепляющего правовой статус несовершеннолетних, и соответствующих правовых средств, способствующих его эффективной реализации. Необходимость теоретического осмысления и анализа юридических норм, регламентирующих статус несовершеннолетнего в системе общественных отношений, обусловлена самой целью обеспечения наибольшей защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Такие нормы содержатся в различных отраслях как материального, так и процессуального российского права, а также в международных нормативных правовых актах. В современном российском обществе обеспечению правового статуса несовершеннолетнего способствуют принятые за последние годы новые президентские и правительственные программы, касающиеся проблем детства, а также нормативные правовые акты, соответствующие международным стандартам прав человека. Однако различного рода нормативные правовые акты не находятся в системной связи, что приводит к коллизиям в нормативно-правовом регулировании общественных отношений с участием несовершеннолетних. А это, в свою очередь, порождает трудности в процессе использования несовершеннолетними тех правовых возможностей, которые способствуют самореализации личности.
Правовой статус несовершеннолетнего закреплен в правовых нормах, относящихся к различным отраслям публичного и частного права, в которых конкретизируются положения Конституции Российской Федерации, устанавливающие основы правового статуса человека и гражданина. Такая конкретизация в отраслевом законодательстве создает систему дополнительных гарантий для реализации прав, свобод, законных интересов и обязанностей несовершеннолетнего. Однако эффективность реализации правового статуса несовершеннолетнего не всегда зависит лишь от качества нормативно-правовых актов. Для реализации задач государственной политики в отношении детей и молодежи необходимо комплексное исследование правового статуса несовершеннолетних и выявление специфики его реализации с учетом особенностей, свойственных публично-правовым и частноправовым отношениям, что в итоге должно способствовать созданию целостного, внутренне согласованного комплекса правовых возможностей и правовых средств, гарантированности их реализации несовершеннолетними и иными субъектами, действующими в интересах несовершеннолетнего.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является формирование целостного научного представления о правовом статусе несовершеннолетнего и особенностях его реализации.
Указанная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• сформулировать определение правового статуса несовершеннолетнего и правового положения несовершеннолетнего, а также реализации правового статуса несовершеннолетнего;
• раскрыть структурные элементы правового статуса
несовершеннолетнего и выявить особенности их реализации;
• выделить основания классификации правового статуса
несовершеннолетнего;
• определить формы реализации несовершеннолетним правового статуса в публично-правовых и частноправовых отношениях;
• выявить особенности правового положения несовершеннолетних в публичных и частных правоотношениях;
Методологической основой исследования послужил комплекс философских, общенаучных и частно-научных методов познания. Сравнительно-правовой метод использовался при сопоставлении российского и зарубежного законодательства в сфере регламентации отдельных прав и свобод несовершеннолетних. Формально-юридический метод исследования позволил выявить формы реализации несовершеннолетним прав, свобод, обязанностей и законных интересов. Системный метод исследования использовался при изучении и выявлении особенностей реализации правового статуса несовершеннолетнего в публично-правовых и частноправовых отношениях. С позиции применения функционального метода научного исследования правовой статус несовершеннолетнего рассматривался как система юридических средств, направленных на удовлетворение социальных интересов личности, не достигшей легально установленного возраста совершеннолетия, и обеспечение ее всестороннего развития. Кроме того, применение логического, исторического, социологического и иных методов научного исследования при изучении отдельных вопросов в рамках решения конкретных задач позволило рассмотреть разные аспекты темы исследования всесторонне и объективно.
Нормативную основу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, а также отдельные международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты, относящиеся к правовому регулированию отношений с участием несовершеннолетних.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых-правоведов: С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, А.Б. Венгерова, Ю.И. Гревцова, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, Р.З. Лившица, Е.А. Лукашевой, A.B. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, О.Ю. Рыбакова, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина и других.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, которые разделены на шесть параграфов, заключения и списка литературы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение столь сложной и во многом остающейся дискуссионной проблемы реализации правового статуса несовершеннолетнего не исчерпывается сделанными в рамках данного исследования выводами и предложениями. Отдельные аспекты указанной проблемы остались за рамками избранной темы, а на некоторые вопросы не даны однозначные ответы, что обусловлено рядом объективных и субъективных факторов. Однако, несмотря на указанные сложности, исходя из цели и задач исследования, были сформулированы и вынесены на защиту ряд положений, обладающих новизной, сделаны выводы и представлены рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. В обобщенном виде выводы вынесены в заключение работы.
Необходимо различать категории «правовой статус» и «правовое положение» несовершеннолетнего как статичного и динамичного срезов исследуемого явления социально-правовой действительности. Поэтому под правовым статусом несовершеннолетнего следует понимать систему юридических возможностей лица, не достигшего легально установленного возраста совершеннолетия, и соответствующих правовых средств, объем и содержание которых устанавливается государством путем их закрепления в нормах национального права с учетом международных стандартов в сфере прав человека. А правовое положение несовершеннолетнего следует рассматривать как систему фактически реализованных в публично-правовых и частноправовых отношениях юридических возможностей с использованием определенных правовых средств лицом, не достигшим легально установленного возраста совершеннолетия, в условиях обеспечения государством гарантий их осуществления.
Правовой статус несовершеннолетнего с точки зрения своего функционального назначения рассматривался как система юридических средств, направленных на удовлетворение социальных интересов личности, не достигшей легально установленного возраста совершеннолетия, и обеспечение ее всестороннего развития. Поэтому объединяемые в правовом статусе несовершеннолетнего структурные элементы должны иметь единую субстанциональную природу, т.е. являться своеобразными правовыми средствами.
Содержание правового статуса несовершеннолетнего (как системы соответствующих правовых средств) включает следующие элементы: права, свободы и законные интересы; юридические обязанности; правосубъектность; гражданство; правовые принципы; юридические гарантии.
Структуру правового положения несовершеннолетнего образуют правосубъектность; гражданство (для тех правоотношений, где оно является обязательным юридическим фактом); субъективные права, свободы и законные интересы; юридические обязанности; юридические гарантии; юридическая ответственность (для охранительных правоотношений).
Реализация правового статуса несовершеннолетнего представляет собой воплощение предписаний правовых норм в различных формах правомерного поведения (саморегуляция, осуществление индивидуального правового регулирования, реализация индивидуальных правовых актов) в публично-правовых и частноправовых отношениях, в ходе чего достигаются цели правового регулирования и удовлетворяются запросы, потребности, интересы не достигшей возраста совершеннолетия личности.
Несовершеннолетний, выступая в качестве самостоятельного субъекта конкретного правоотношения, реализует субъективные права, свободы, законные интересы и юридические обязанности с учетом объема право-дееспособности, в ряде случаев - гражданства, в форме использования, исполнения и соблюдения правовых предписаний, отвечая за совершенное правонарушение с учетом отраслевой специфики привлечения к юридической ответственности.
В отраслях публичного права устанавливается не только особый порядок реализации правового статуса несовершеннолетнего, но и особый порядок юридической ответственности, что предполагает наряду с признанием в полном объеме прав несовершеннолетних ограничение их юридических обязанностей. В частности, к конституционно-правовой ответственности несовершеннолетнего привлечь нельзя, поскольку она применяется либо в отношении совершеннолетнего гражданина, либо в отношении государственного органа или должностного лица.
Правовой статус несовершеннолетнего в отдельных отраслях публичного права (в частности, административном и уголовном праве) предполагает разграничение несовершеннолетнего как правонарушителя и несовершеннолетнего как иного субъекта охранительных правоотношений (свидетеля, потерпевшего и пр.). В этой связи реализация правового положения несовершеннолетнего в конкретном правоотношении связана с различным набором статусных элементов. Так, правовое положение несовершеннолетнего правонарушителя связано с определением деликтоспособности (конкретный возраст, вменяемость и пр.), конкретных субъективных прав и юридических обязанностей, гарантий защиты и меры юридической ответственности. Правовое положение несовершеннолетнего, выступающего в качестве иного субъекта административного или уголовного правоотношения, связано с реализацией правосубъектности (возраста и пр.), субъективных прав и юридических обязанностей, гарантированности их защиты.
Правовой статус несовершеннолетнего правонарушителя характеризуется тем, что лица данной возрастной категории обладают правами и законными интересами на применение в отношении них более мягких мер юридического воздействия. В свою очередь, правовой статус несовершеннолетнего потерпевшего характеризуется наличием у него права на повышенную охрану его интересов и корреспондирующей ему обязанностью государства признавать его специальным потерпевшим.
Юридическая ответственность несовершеннолетнего является проявлением деликтоспособности, как составляющей правосубъектности в регулятивных правоотношениях, и непосредственно влияет на правовое положение несовершеннолетнего в охранительных правоотношениях (когда несовершеннолетний является правонарушителем). Поэтому при характеристике правового положения несовершеннолетнего в конкретном охранительном правоотношении следует учитывать особенности привлечения несовершеннолетних к юридической ответственности в отраслях публичного и частного права.
Правовой статус несовершеннолетнего в частноправовой сфере в процессе правореализации имеет определенную специфику, которая в рамках конкретных правоотношений проявляется в следующем.
Некоторые личные неимущественные права несовершеннолетних имеют сложную юридическую природу и, являясь элементом отраслевой правоспособности, реализуются в общерегулятивных правоотношениях, а в качестве субъективного права, принадлежащего конкретному лицу, они осуществляются в семейных, гражданских, жилищных и иных конкретных правоотношениях.
Реализация отдельных прав несовершеннолетним в частных правоотношениях свидетельствует о межотраслевом характере их регулирования, в силу чего возникают сложности осуществления отдельных прав и свобод несовершеннолетним из-за коллизионности правовых норм разных отраслей частного права, а в ряде случаев и пробельности в правовом регулировании.
Реализация правового статуса несовершеннолетнего осуществляется в форме использования права, исполнения обязанностей и соблюдения запретов. Что касается соблюдения запретов в частноправовой сфере, как пассивная форма правореализации, в силу ряда субъективных факторов (недостаточный жизненный опыт, правовая безграмотность, низкий уровень правовой культуры и пр.), она осуществляется несовершеннолетним не всегда надлежащим образом. Несмотря на пассивность анализируемой формы правореализации, для стабильности социальной системы необходимо правомерное поведение участников правоотношений. Поэтому и для законодателя, и для правоприменителя важным является уяснение особенностей реализации правового статуса несовершеннолетним, что для первого должно выразиться в точности формулировок закона, непротиворечивости законодательства, возможности создания актов инкорпорации, включающих правовые нормы, регулирующие отношения с участием несовершеннолетних, а для второго - в совершенствовании и унификации правоприменительной практики, выступающей неотъемлемой частью механизма реализации прав и свобод личности.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Конвенция Международной организации труда № 138 «О минимальном
возрасте для приема на работу» (Заключена в г. Женеве 26.06.1973) //
Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т. II. - Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 1703-1710.
3. Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи ООН от 20.11.1989). - Режим доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven tions/childcon.
4. Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей (Заключена в г. Гааге 19.10.1996) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 32. - Ст. 4297.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.05.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46.
7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 06.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 05.06.2017) // Собрание законодательства РФ.
- 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-Ф3 (ред. от 30.05.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 -ФЗ (ред. от 22.14.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 22.11.2016) // Собрание законодательства РФ. -
2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
12. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. - 1996.
- № 52. - Ст. 5880.
13. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1472.
14. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.
15. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
16. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.
17. Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 25. - Ст. 2485.
18. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № З23-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
Монографии, научные статьи, авторефераты диссертаций и учебники
19. Абрамов В.И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2007. - 41 с.
20. Авдеенкова М., Дмитриев Ю. Понятие основ правового статуса человека и гражданина. URL: http://www.law-n-life.ru/arch/n66.aspx(дата обращения: 12.12.2016)
21. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. М.: Школьная Пресса, 2005. - 180 с.
22. Бондарь Н. Социальная защита граждан: конституционная «рихтовка» законов и правоприменительной практики // Российская юстиция. 2002. № 6. С. 8-12.
23. Борисова Н.Е. Конституционные основы правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации (проблемы теории и практики): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. 45 с.
24. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА-М - Норма, 1997. 144 с.
25. Геллер М.В. Реализация и защита права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье по законодательству Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. - 168 с.
26. Герард-Рене де Гроте. Язык и право // Журнал российского права.
2002. № 7. С. 145-149.
27. Горшенев В.М. Структура правового статуса гражданина в свете Конституции СССР 1977 года // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 года (Вопросы теории государства и права, государственного и административного права). Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1980. С. 51-58.
28. Горшунов Д.Н. Интерес в частном праве: вопросы теории. Монография. Казань: Казан. гос. универ., 2005. 176 с.
29. Капитонова Е.А. Конституционные обязанности ребенка в Российской Федерации: дис. ... кан. юрид. наук. Пенза, 2010. С. 64-65.
30. Клименко Ю.Г. Свобода как правовая категория: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2006. - 21 с.
31. Коваль Н.В. Проблемы самозащиты несовершеннолетних, проживающих в условиях семейного неблагополучия // Прокурорская и следственная практика. 2007. № 3-4. С. 262-281.
32. Концепция ювенального права современной России: монография / под ред. В.И. Жукова. М.: Издательство РГСУ, 2011. 180 с.
33. Лобанова Т.В. Правовое положение ребенка в России и Великобритании (Англии): теоретико-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2006. - 209 с.
34. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1988. - 142 с.
35. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. - 344 с.
36. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Юристь, 2004. -209 с.
37. Романова Н.А. Понятие и классификация личных неимущественных прав ребенка // Юридическая наука. 2012. № 1. С. 39-43.
38. Саркисян С.А., Голованов Л.В. Прогнозирование развития больших систем. М.: Статистика, 1975. С. 5-9.
39. Субочев В.В. Теория законных интересов: автореф. дис. .д-ра юрид. наук. Тамбов, 2009. - 41 с.
40. Толченкин Д.А. Юридическая свобода: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. 21 с.
41. Шакарян М.С. Понятие субъектов советского гражданского процессуального права и правоотношения и их классификация // Труды ВЮЗИ. Т. 17. М., 1971. 22 с.
42. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1911. - 574 с..
43. Шигабутдинова А.Л. Понятие и структура правового статуса личности: системный подход к проблеме // Проблемы права. 2015. № 2 (50). С. 376 с.
44. Ювенальное право: Учеб. для вузов / Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005. - 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ