Введение
Глава 1. Понятие правового статуса несовершеннолетнего
§1. 1. Понятие правового статуса несовершеннолетнего и его соотношение со смежными правовыми категориями
§1.2. Структура правового статуса несовершеннолетнего
§ 1.3. Классификация правового статуса несовершеннолетнего
Глава 2. Реализация правового
статуса несовершеннолетнего в публично-правовых
и частноправовых отношениях
§ 2.1. Реализация правового статуса
несовершеннолетнего в конституционно-правовых отношениях
§ 2.2. Реализация правового статуса несовершеннолетнего
в уголовно-правовых и административно-правовых отношениях
§ 2.3. Реализация правового статуса несовершеннолетнего в частноправовых отношениях
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность темы исследования обусловлена происходящими в современном российском обществе изменениями во всех сферах общественной жизни, что с неизбежностью сказывается на молодом поколении в целом и несовершеннолетних в частности. Одним из основных национальных приоритетов России сегодня является обеспечение благополучного и защищенного детства. Возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия комплексных мер для улучшения положения несовершеннолетних и их защиты.
К числу важнейших задач правовой науки относится выработка теоретических положений и рекомендаций для юридической практики с целью совершенствования законодательства, закрепляющего правовой статус несовершеннолетних, и соответствующих правовых средств, способствующих его эффективной реализации. Необходимость теоретического осмысления и анализа юридических норм, регламентирующих статус несовершеннолетнего в системе общественных отношений, обусловлена самой целью обеспечения наибольшей защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Такие нормы содержатся в различных отраслях как материального, так и процессуального российского права, а также в международных нормативных правовых актах. В современном российском обществе обеспечению правового статуса несовершеннолетнего способствуют принятые за последние годы новые президентские и правительственные программы, касающиеся проблем детства, а также нормативные правовые акты, соответствующие международным стандартам прав человека. Однако различного рода нормативные правовые акты не находятся в системной связи, что приводит к коллизиям в нормативно-правовом регулировании общественных отношений с участием несовершеннолетних. А это, в свою очередь, порождает трудности в процессе использования несовершеннолетними тех правовых возможностей, которые способствуют самореализации личности.
Правовой статус несовершеннолетнего закреплен в правовых нормах, относящихся к различным отраслям публичного и частного права, в которых конкретизируются положения Конституции Российской Федерации, устанавливающие основы правового статуса человека и гражданина. Такая конкретизация в отраслевом законодательстве создает систему дополнительных гарантий для реализации прав, свобод, законных интересов и обязанностей несовершеннолетнего. Однако эффективность реализации правового статуса несовершеннолетнего не всегда зависит лишь от качества нормативно-правовых актов. Для реализации задач государственной политики в отношении детей и молодежи необходимо комплексное исследование правового статуса несовершеннолетних и выявление специфики его реализации с учетом особенностей, свойственных публично-правовым и частноправовым отношениям, что в итоге должно способствовать созданию целостного, внутренне согласованного комплекса правовых возможностей и правовых средств, гарантированности их реализации несовершеннолетними и иными субъектами, действующими в интересах несовершеннолетнего.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является формирование целостного научного представления о правовом статусе несовершеннолетнего и особенностях его реализации.
Указанная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• сформулировать определение правового статуса несовершеннолетнего и правового положения несовершеннолетнего, а также реализации правового статуса несовершеннолетнего;
• раскрыть структурные элементы правового статуса
несовершеннолетнего и выявить особенности их реализации;
• выделить основания классификации правового статуса
несовершеннолетнего;
• определить формы реализации несовершеннолетним правового статуса в публично-правовых и частноправовых отношениях;
• выявить особенности правового положения несовершеннолетних в публичных и частных правоотношениях;
Методологической основой исследования послужил комплекс философских, общенаучных и частно-научных методов познания. Сравнительно-правовой метод использовался при сопоставлении российского и зарубежного законодательства в сфере регламентации отдельных прав и свобод несовершеннолетних. Формально-юридический метод исследования позволил выявить формы реализации несовершеннолетним прав, свобод, обязанностей и законных интересов. Системный метод исследования использовался при изучении и выявлении особенностей реализации правового статуса несовершеннолетнего в публично-правовых и частноправовых отношениях. С позиции применения функционального метода научного исследования правовой статус несовершеннолетнего рассматривался как система юридических средств, направленных на удовлетворение социальных интересов личности, не достигшей легально установленного возраста совершеннолетия, и обеспечение ее всестороннего развития. Кроме того, применение логического, исторического, социологического и иных методов научного исследования при изучении отдельных вопросов в рамках решения конкретных задач позволило рассмотреть разные аспекты темы исследования всесторонне и объективно.
Нормативную основу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, а также отдельные международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты, относящиеся к правовому регулированию отношений с участием несовершеннолетних.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых-правоведов: С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, А.Б. Венгерова, Ю.И. Гревцова, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, Р.З. Лившица, Е.А. Лукашевой, A.B. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, О.Ю. Рыбакова, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина и других.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, которые разделены на шесть параграфов, заключения и списка литературы
Изучение столь сложной и во многом остающейся дискуссионной проблемы реализации правового статуса несовершеннолетнего не исчерпывается сделанными в рамках данного исследования выводами и предложениями. Отдельные аспекты указанной проблемы остались за рамками избранной темы, а на некоторые вопросы не даны однозначные ответы, что обусловлено рядом объективных и субъективных факторов. Однако, несмотря на указанные сложности, исходя из цели и задач исследования, были сформулированы и вынесены на защиту ряд положений, обладающих новизной, сделаны выводы и представлены рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. В обобщенном виде выводы вынесены в заключение работы.
Необходимо различать категории «правовой статус» и «правовое положение» несовершеннолетнего как статичного и динамичного срезов исследуемого явления социально-правовой действительности. Поэтому под правовым статусом несовершеннолетнего следует понимать систему юридических возможностей лица, не достигшего легально установленного возраста совершеннолетия, и соответствующих правовых средств, объем и содержание которых устанавливается государством путем их закрепления в нормах национального права с учетом международных стандартов в сфере прав человека. А правовое положение несовершеннолетнего следует рассматривать как систему фактически реализованных в публично-правовых и частноправовых отношениях юридических возможностей с использованием определенных правовых средств лицом, не достигшим легально установленного возраста совершеннолетия, в условиях обеспечения государством гарантий их осуществления.
Правовой статус несовершеннолетнего с точки зрения своего функционального назначения рассматривался как система юридических средств, направленных на удовлетворение социальных интересов личности, не достигшей легально установленного возраста совершеннолетия, и обеспечение ее всестороннего развития. Поэтому объединяемые в правовом статусе несовершеннолетнего структурные элементы должны иметь единую субстанциональную природу, т.е. являться своеобразными правовыми средствами.
Содержание правового статуса несовершеннолетнего (как системы соответствующих правовых средств) включает следующие элементы: права, свободы и законные интересы; юридические обязанности; правосубъектность; гражданство; правовые принципы; юридические гарантии.
Структуру правового положения несовершеннолетнего образуют правосубъектность; гражданство (для тех правоотношений, где оно является обязательным юридическим фактом); субъективные права, свободы и законные интересы; юридические обязанности; юридические гарантии; юридическая ответственность (для охранительных правоотношений).
Реализация правового статуса несовершеннолетнего представляет собой воплощение предписаний правовых норм в различных формах правомерного поведения (саморегуляция, осуществление индивидуального правового регулирования, реализация индивидуальных правовых актов) в публично-правовых и частноправовых отношениях, в ходе чего достигаются цели правового регулирования и удовлетворяются запросы, потребности, интересы не достигшей возраста совершеннолетия личности.
Несовершеннолетний, выступая в качестве самостоятельного субъекта конкретного правоотношения, реализует субъективные права, свободы, законные интересы и юридические обязанности с учетом объема право-дееспособности, в ряде случаев - гражданства, в форме использования, исполнения и соблюдения правовых предписаний, отвечая за совершенное правонарушение с учетом отраслевой специфики привлечения к юридической ответственности.
В отраслях публичного права устанавливается не только особый порядок реализации правового статуса несовершеннолетнего, но и особый порядок юридической ответственности, что предполагает наряду с признанием в полном объеме прав несовершеннолетних ограничение их юридических обязанностей. В частности, к конституционно-правовой ответственности несовершеннолетнего привлечь нельзя, поскольку она применяется либо в отношении совершеннолетнего гражданина, либо в отношении государственного органа или должностного лица.
Правовой статус несовершеннолетнего в отдельных отраслях публичного права (в частности, административном и уголовном праве) предполагает разграничение несовершеннолетнего как правонарушителя и несовершеннолетнего как иного субъекта охранительных правоотношений (свидетеля, потерпевшего и пр.). В этой связи реализация правового положения несовершеннолетнего в конкретном правоотношении связана с различным набором статусных элементов. Так, правовое положение несовершеннолетнего правонарушителя связано с определением деликтоспособности (конкретный возраст, вменяемость и пр.), конкретных субъективных прав и юридических обязанностей, гарантий защиты и меры юридической ответственности. Правовое положение несовершеннолетнего, выступающего в качестве иного субъекта административного или уголовного правоотношения, связано с реализацией правосубъектности (возраста и пр.), субъективных прав и юридических обязанностей, гарантированности их защиты.
Правовой статус несовершеннолетнего правонарушителя характеризуется тем, что лица данной возрастной категории обладают правами и законными интересами на применение в отношении них более мягких мер юридического воздействия. В свою очередь, правовой статус несовершеннолетнего потерпевшего характеризуется наличием у него права на повышенную охрану его интересов и корреспондирующей ему обязанностью государства признавать его специальным потерпевшим.
Юридическая ответственность несовершеннолетнего является проявлением деликтоспособности, как составляющей правосубъектности в регулятивных правоотношениях, и непосредственно влияет на правовое положение несовершеннолетнего в охранительных правоотношениях (когда несовершеннолетний является правонарушителем). Поэтому при характеристике правового положения несовершеннолетнего в конкретном охранительном правоотношении следует учитывать особенности привлечения несовершеннолетних к юридической ответственности в отраслях публичного и частного права.
Правовой статус несовершеннолетнего в частноправовой сфере в процессе правореализации имеет определенную специфику, которая в рамках конкретных правоотношений проявляется в следующем.
Некоторые личные неимущественные права несовершеннолетних имеют сложную юридическую природу и, являясь элементом отраслевой правоспособности, реализуются в общерегулятивных правоотношениях, а в качестве субъективного права, принадлежащего конкретному лицу, они осуществляются в семейных, гражданских, жилищных и иных конкретных правоотношениях.
Реализация отдельных прав несовершеннолетним в частных правоотношениях свидетельствует о межотраслевом характере их регулирования, в силу чего возникают сложности осуществления отдельных прав и свобод несовершеннолетним из-за коллизионности правовых норм разных отраслей частного права, а в ряде случаев и пробельности в правовом регулировании.
Реализация правового статуса несовершеннолетнего осуществляется в форме использования права, исполнения обязанностей и соблюдения запретов. Что касается соблюдения запретов в частноправовой сфере, как пассивная форма правореализации, в силу ряда субъективных факторов (недостаточный жизненный опыт, правовая безграмотность, низкий уровень правовой культуры и пр.), она осуществляется несовершеннолетним не всегда надлежащим образом. Несмотря на пассивность анализируемой формы правореализации, для стабильности социальной системы необходимо правомерное поведение участников правоотношений. Поэтому и для законодателя, и для правоприменителя важным является уяснение особенностей реализации правового статуса несовершеннолетним, что для первого должно выразиться в точности формулировок закона, непротиворечивости законодательства, возможности создания актов инкорпорации, включающих правовые нормы, регулирующие отношения с участием несовершеннолетних, а для второго - в совершенствовании и унификации правоприменительной практики, выступающей неотъемлемой частью механизма реализации прав и свобод личности.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Конвенция Международной организации труда № 138 «О минимальном
возрасте для приема на работу» (Заключена в г. Женеве 26.06.1973) //
Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т. II. - Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 1703-1710.
3. Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи ООН от 20.11.1989). - Режим доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven tions/childcon.
4. Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей (Заключена в г. Гааге 19.10.1996) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 32. - Ст. 4297.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.05.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46.
7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 06.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 05.06.2017) // Собрание законодательства РФ.
- 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-Ф3 (ред. от 30.05.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 -ФЗ (ред. от 22.14.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 22.11.2016) // Собрание законодательства РФ. -
2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
12. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. - 1996.
- № 52. - Ст. 5880.
13. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1472.
14. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.
15. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
16. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.
17. Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 25. - Ст. 2485.
18. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № З23-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
Монографии, научные статьи, авторефераты диссертаций и учебники
19. Абрамов В.И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2007. - 41 с.
20. Авдеенкова М., Дмитриев Ю. Понятие основ правового статуса человека и гражданина. URL: http://www.law-n-life.ru/arch/n66.aspx(дата обращения: 12.12.2016)
21. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. М.: Школьная Пресса, 2005. - 180 с.
22. Бондарь Н. Социальная защита граждан: конституционная «рихтовка» законов и правоприменительной практики // Российская юстиция. 2002. № 6. С. 8-12.
23. Борисова Н.Е. Конституционные основы правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации (проблемы теории и практики): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. 45 с.
24. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА-М - Норма, 1997. 144 с.
25. Геллер М.В. Реализация и защита права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье по законодательству Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. - 168 с.
26. Герард-Рене де Гроте. Язык и право // Журнал российского права.
2002. № 7. С. 145-149.
27. Горшенев В.М. Структура правового статуса гражданина в свете Конституции СССР 1977 года // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 года (Вопросы теории государства и права, государственного и административного права). Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1980. С. 51-58.
28. Горшунов Д.Н. Интерес в частном праве: вопросы теории. Монография. Казань: Казан. гос. универ., 2005. 176 с.
29. Капитонова Е.А. Конституционные обязанности ребенка в Российской Федерации: дис. ... кан. юрид. наук. Пенза, 2010. С. 64-65.
30. Клименко Ю.Г. Свобода как правовая категория: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2006. - 21 с.
31. Коваль Н.В. Проблемы самозащиты несовершеннолетних, проживающих в условиях семейного неблагополучия // Прокурорская и следственная практика. 2007. № 3-4. С. 262-281.
32. Концепция ювенального права современной России: монография / под ред. В.И. Жукова. М.: Издательство РГСУ, 2011. 180 с.
33. Лобанова Т.В. Правовое положение ребенка в России и Великобритании (Англии): теоретико-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2006. - 209 с.
34. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1988. - 142 с.
35. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. - 344 с.
36. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Юристь, 2004. -209 с.
37. Романова Н.А. Понятие и классификация личных неимущественных прав ребенка // Юридическая наука. 2012. № 1. С. 39-43.
38. Саркисян С.А., Голованов Л.В. Прогнозирование развития больших систем. М.: Статистика, 1975. С. 5-9.
39. Субочев В.В. Теория законных интересов: автореф. дис. .д-ра юрид. наук. Тамбов, 2009. - 41 с.
40. Толченкин Д.А. Юридическая свобода: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. 21 с.
41. Шакарян М.С. Понятие субъектов советского гражданского процессуального права и правоотношения и их классификация // Труды ВЮЗИ. Т. 17. М., 1971. 22 с.
42. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1911. - 574 с..
43. Шигабутдинова А.Л. Понятие и структура правового статуса личности: системный подход к проблеме // Проблемы права. 2015. № 2 (50). С. 376 с.
44. Ювенальное право: Учеб. для вузов / Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005. - 320 с.