ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВАНИЯ ТЕХНИКИ КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ У ХОККЕИСТОВ 8-9 ЛЕТ 5
1.1. Общая характеристика современного хоккея и структура тренировочного процесса хоккеистов 5
1.2.Возрастные особенности детей 8-9 лет 9
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ У ХОККЕИТОВ 8-9 ЛЕТ 20
2.1.Методика совершенствования техники катания на коньках у хоккеистов 8-9 лет 20
2.2.Анализ полученных результатов 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Актуальность. Бег на коньках – сложный навык, достаточно неестественный и нехарактерный для человека, имеющий свои особенности формирования и принципиальные отличия от естественных локомоций.
Согласно Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта хоккей этап начальной подготовки начинается в возрасте 9 лет и длится три года.
Тренировка на льду на этом этапе занимает всего 4–5 месяцев и совпадает с соревновательным периодом. Безледовый период длится до 7–8 месяцев – этого времени вполне достаточно, чтобы у юных хоккеистов нарушилась слаженность движений, утратились наработанные навыки, характерные для бега на коньках.
Коньковая подготовка – ключевой элемент технической подготовки в хоккее, поэтому уже с первых шагов обучения необходимо, чтобы тренировочный процесс был нацелен на овладение рациональной техникой катания на льду и обеспечивал быстрое и качественное овладение движениями.
Как свидетельствуют проведённые в последние годы исследования, в процессе тренировки юных хоккеистов недостаточно внимания уделяется овладению рациональной техникой катания на льду.
В этой ситуации актуальным становится поиск педагогических условий, повышающих эффективность техники коньковой подготовки хоккеистов 8-9 лет, что и определило выбор направления нашего исследования.
Цель исследования: изучить методику совершенствования техники катания на коньках у хоккеистов 8-9 лет.
Объект исследования: тренировочный процесс по хоккею.
Предмет исследования: техника катания на коньках у хоккеистов 8-9 лет.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2.Предложить методику по совершенствованию техники катания на коньках у хоккеистов 8-9 лет.
3.Проверить эффективность предложенной методики.
Гипотеза исследования: предполагается, что предложенная методика эффективно повлияет на совершенствование техники катания на коньках у хоккеистов 8-9 лет.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, анализ и обобщение, тестирование, эмпирическое исследование, методы математической статистики.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В ходе проведения теоретического анализа научно-методической литературы и проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Техника игры - это комплекс специализированных приемов, нужных хоккеисту для результативного участия в соревнованиях. Соревновательная деятельность в хоккее характеризуется обилием используемых приемов. Технические приемы, применяемые в хоккее, возможно условно подразделить на несколько групп; движение на коньках, владение клюшкой, владение шайбой, финты(обводка), отбор шайбы (силовые единоборства, отбор при помощи клюшки).
2. Для работы над техникой в структуре одного занятия использовали небольшое количество упражнений (8–10), общей продолжительностью не более 20 минут (не более 2 минут на выполнение одного упражнения).
3. Показанные результаты хоккеистов в начале исследования указывают на то, что в начале исследования результаты двух групп были на одном уровне. Далее в ходе тренировочного процесса хоккеистов 8-9 лет нами была предложена методика по совершенствованию техники катания на коньках.
После проведения занятий с использованием предложенной методики нами были проведено повторное тестирование уровня техники катания на коньках у хоккеистов 8-9 лет.
В тесте «бег на коньках лицом вперед 20 м» в контрольной группе средний результат с 5,2 сек., улучшился до 4,9 сек. В экспериментальной группе средний результат хоккеистов 8-9 лет с 5,4 сек., улучшился до 4,4 сек.
В тесте «бег на коньках спиной вперед 20 м» средний результат в контрольной группе с 7,44 сек. улучшился до 7,11 сек. В экспериментальной группе средний результат хоккеистов с 7,6 сек., улучшился до 6,6 сек.
В тесте «челночный бег на коньках 6х9 м» в контрольной группе хоккеистов средний результат с 19,34 сек., улучшился до 19,1 сек. В экспериментальной группе спортсменов средний результат с 20,16 сек., улучшился до 18,65 сек.
В тесте «слаломный бег на коньках без шайбы» в контрольной группе средний результат с 14,16 сек., улучшился до 13,9 сек. В экспериментальной группе хоккеистов 8-9 лет средний результат с 15, 11 сек., улучшился до 13,4 сек.
Таим образом, исходя из результатов исследования можно сделать вывод о том, что в контрольной группе результаты улучшились незначительно. В экспериментальной группе хоккеистов 8-9 лет результаты значительно лучше, чем результаты контрольной группы. Это говорит о том, что предложенная методика эффективно повлияла на совершенствование техники катания на коньках у хоккеистов 8-9 лет.
1. Азбука хоккея с шайбой: / авт. проекта Томми Боустедт; Федер. хоккея респ. Беларусь, Федер. хоккея Швеции. - Минск: Белорус. энцикл. им. Петруся Бровки, 2011. - 360 с.
2. Банаян, А.А. Методика оценки реакции спортсменов на тренировочные нагрузки и уровня восстановления в процессе тренировочного мероприятия / Банаян А.А. // Адаптив. физ. культура. - 2014. - № 3 (59). - С. 19-20.
3. Бондарчук, А.П. Теория функциональных систем и некоторые способы построения тренировочного процесса / А.П. Бондарчук // Олимп. бюл. / [авт.-сост.: Мельникова Н.Ю. [и др.]]; Центр. олимп. акад., Олимп. ком. России, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК). - М., 2016. - № 16. - С. 142-147.
4. Брызгалов, Г.В. Эффективность средств скоростной подготовки в учебно-тренировочном процессе юных хоккеистов / Г.В. Брызгалов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 6. - С. 6.
5. Быстров В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов. – М.: Терра-спорт, 2014. – 63 с.
6. Вашляева И.Р. Обучение юных хоккеистов технике бега на коньках / И.Р. Вашляев // Теория и практика физической культуры. – 2011. – №2. – С. 25–27.
7. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - [2-е изд., стер.]. - М.: Спорт, 2019. - 183 с.
8. Волков, Н.И. Биоэнергетика спорта: монография / Н.И. Волков, В.И. Олейников. - М.: Сов. спорт, 2011. - 159 с.
9. Донец, Н.Б. Дифференцированная подготовка юных хоккеистов с учетом игрового амплуа / Н.Б. Донец, Р.Р. Абдуллин, А.Р. Садриев // Актуал. проблемы физ. воспитания и физкультур. образования в Вост. Сибири: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов и молодых учен., 26 апр. 2013 г. / М-во спорта РФ [и др.]. - Иркутск, 2013. - Т. 2.
10. Ерохин А.М. Методика обучения и совершенствования техники движений юных хоккеистов в беге на коньках / А.М. Ерохин // Сборник научных трудов молодых ученых / Под общ. ред. проф. В.В. Ермакова. – Смоленск, 2011. – Вып. 8. – С. 15–17.
11. Зиганшин О.З. Совершенствование конькобежной подготовленности юных хоккеистов / О.З. Зиганшин, С.В. Литовченко, В.М. Шишенков // Проблемы физической культуры, спорта и туризма: Материалы науч. конф., 27– 29 марта 2012 г.) / Дальневост. акад. физ. культуры. – Хабаровск, 2012. – С. 115 – 118.
12. Зыков, А.В. Образ игровой ситуации в вариативности технико-тактической деятельности хоккеистов / А.В. Зыков, В.В. Козин // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. 2014. - Т. 1. № 1. - С. 71-75.
13. Коновалов, В.Н. Современные подходы к организации комплексного контроля хоккеистов / В.Н. Коновалов // Международный симпозиум тренеров. - Минск, 2014. - 48 с.
14. Левшин, И.В. Коррекция функциональных состояний в спорте / И.В. Левшин, Е.Н. Курьянович, С.А. Трапезников // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 8. - С. 48-49.
15. Лора Стамм Основы скоростно-силового катания в хоккее / Л.Стамм. - Издательство: Олимпийская литература, 2013. – 280 с.
16. Никитушкин, В.Г. Спорт высших достижений: Теория и методика учеб. пособие / В.Г. Никитушкин, Ф.П. Суслов. - М.: Спорт, 2018. - 318 с.
17. Никонов, Ю.В. Физическая подготовка хоккеистов: метод. пособие / Ю.В. Никонов. - Минск: Витпостер, 2014. - 575 с.
18. Павлов, С.Е. Законы адаптации и базовые принципы подготовки хоккеистов / С.Е. Павлов, А.С. Павлов // Олимп. бюл. / [авт.-сост.: Мельникова Н.Ю. [и др.]; Центр. олимп. акад., Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК). - М., 2013. - № 14. - С. 192-201.
19. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общ. теория и ее практ. прил.: [учеб. для [тренеров]]: в 2 кн. / В.Н. Платонов. - [Киев]: [Олимп. лит.], [2015]. Кн. 1. - 679 с.
20. Руднева Т.А., Конькова Р.В. Предварительный этап специальной физической подготовки студентов-спортсменов // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3.
21. Савин, В.П. Теория и методика хоккея: учеб. для студентов акад. и вузов физ. культуры по направлению 521900; по спец. 022300: доп. Умо по образованию в обл. физ. культуры и спорта / В.П. Савин. - Стер. изд. - М.: Альянс, 2018. - 399 с.
22. Урюпин, Н.Н, Общая и специальная подготовленность хоккеистов (методическое руководство для тренеров национальных сборных команд) / Н.Н. Урюпин, В.В. Савостьянов, А.В. Алехнович. - Москва, 2014. - 34 с.
23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подгот. "Пед. образование" / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 12-е изд., испр. - М.: Academia, 2014. - 479 с.