Введение 6
ГЛАВА 1 Теоретические основы организации контроля в начальной школе 8
1.1 Возрастные особенности учащихся начальных классов. Образовательный
стандарт 8
1.2 Контроль в обучении иностранному языку 15
1.3 Тест как форма контроля в начальной школе. Виды тестов 21
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2 Контрольно-измерительные материалы для младших школьников 30
2.1 Проблема разработки контрольно-измерительных материалов для
младших школьников 30
2.2 Анализ существующих контрольно-измерительных материалов для
начальной школы 35
2.3 Разработка КИМ по английскому языку для начальной школы 41
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложение
В настоящее время предмет «Иностранный язык» приобретает все большее значение в образовательном процессе. Он является средством воспитания в школьниках чувства понимания культуры других народов, говорящих на этом языке.
Одним из ключевых элементов образовательного процесса является контроль, проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимся.
В современной методике все большую популярность получает тестовая форма контроля. Тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционной формой контроля. Именно поэтому такой вид проверки знаний, навыков и умений используют для итогового контроля в общеобразовательных школах.
Проблему разработки контрольно-измерительных материалов по английскому языку изучали такие методисты как И.А. Рапопорт, О.Г. Поляков, И.Н. Гулидов, А.Н. Майоров, К. О. Корсак и другие.
На сегодняшний день большое внимание уделяется разработке контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ для учащихся девятых и одиннадцатых классов, так как от результатов сдачи этих экзаменов зависит поступление в высшие или средне-специальные учебные заведения.
Разработке контрольно-измерительных материалов (КИМ) для начальных классов отводится гораздо меньше внимания. Однако использование КИМов для диагностики знаний учащихся позволит сформировать у младших школьников навыки работы с тестовым материалом, то есть фактически начать постепенную подготовку к Единому Государственному Экзамену.
Исходя из темы работы, нами был определен предмет исследования - тест как форма контроля по английскому языку для начальной школы.
Объект исследования: контрольно-измерительные материалы для младших школьников.
Цель исследования: совершенствовать качество формирования коммуникативной компетенции младших школьников с использованием контрольно-измерительных материалов.
Цель определила следующие задачи:
1) изучить особенности младшего школьного возраста и возможности проведения контроля в начальной школе;
2) проанализировать и описать существующие контрольно - измерительные материалы для младших школьников;
3) разработать и проанализировать тестовые задания по английскому языку в качестве контрольно-измерительных материалов.
В данном исследовании использовался метод изучения теоретических источников по обозначенной теме и научной литературы по лингвистике и психологии; метод моделирования; метод эксперимента.
Методологической основой для нашей работы послужили труды Д.Б. Эльконина, В.П. Давыдова, Л.И. Божович и другие.
Практическое значение: разработанные контрольно -измерительные материалы можно будет использовать как для итогового контроля в выпускном классе начальной школы для проверки сформированности коммуникативной компетенции учащихся, так и для формирования навыков и умений учащихся на любой ступени начального обучения.
Данная работа состоит из введения, двух глав, вывода по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проведя анализ методической литературы, касающейся особенностей младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что на начальном этапе обучения у ребенка формируются различные личностные качества, такие как самооценка, способность к самоанализу и рефлексии, умение самостоятельного принятия решений. Важным компонентом в системе образования, в частности в начальной школе, является контроль. Тестирование, как особый вид контроля, отличается четкой структурой, однозначностью ответов и низкой степенью субъективности при проверке результатов. Поэтому важной задачей для преподавателей и составителей тестов является разработка контрольно -измерительных материалов, отвечающих всем характеристикам стандартизированного теста, в особенности таким, как валидность и надежность.
Нами были проанализированы наиболее используемые стандартизированные тесты по английскому языку для младших школьников М.З. Биболетовой на основе УМК “ Enjoy English”, В. Эванс на основе УМК “Spotlight”, а так же пример нестандартизированного теста, разработанного преподавателем младших классов О.А. Прохоровой. Результаты исследования показали, что тесты во многом похожи, охватывают основные лексические и грамматические темы, изучаемые в начальной школе. Структура КИМов различная, в одних тестах используется распределение заданий на лексические и грамматические, задания на письмо и чтение и прочие. В других тестах используется ранжирование заданий «от легкого к сложному». Преимущества данных КИМов: присутствие в некоторых тестах наглядности; наличие заданий на продуцирование письменной речи; проверка большинства навыков и умений, сформированных к концу начальной школы. Недостатки: отсутствие заданий на аудирование, а также заданий, проверяющих логическое мышление школьников.
На базе кафедры «Теории и методики преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинского Государственного Университета нами был разработан собственный пакет контрольно -измерительных материалов по английскому языку для младших школьников, состоящий из 4 блоков заданий: лексико-грамматический тест, тест на чтение, задание на письмо, задание на аудирование. Почти все задания пакета содержат визуализацию, что способствует проявлению большего интереса школьника и готовности выполнять задания.
Пакет контрольно-измерительных материалов был апробирован в 4 классах общеобразовательных школ города Тольятти. Исходя из результатов апробации, можно сделать предварительный вывод о целесообразности использования данного пакета заданий для проверки сформированности, следовательно, для повышения коммуникативной компетенции по английскому языку учащихся 4 классов общеобразовательных школ.
Таким образом, все задачи исследования выполнены, цель достигнута. Перспективой данной работы является апробация на большей выборке учащихся, проверка валидности и надежности разработанного пакета контрольно-измерительных материалов.
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория
и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.:
Издательство ИКАР - 2009. - 448 с.
2. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Т.Ю. Андрущенко. // Вопросы психологии. - 1977. - 215 с.
3. Анцупов А.Я. Деловая психология / Курс лекций / А.Я. Анцупов. - СПб.: Издательство Союз. - 2000. - 576 с.
4. Белоножкина Е.Г. Исследовательская и экспериментальная деятельность учителя иностранного языка / Е.Г. Белоножкина. // Английский язык в школе. - 2008. - №1. - С.3-5.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. /В.П. Беспалько. - М.: Педагогика. - 1989. С.20-23.
6. Богомолов В.А. Тестирование в начальной школе. / В.А. Богомолов.. - Ростов н/Д: «Феникс». - 2004. - 352 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Издательство Просвещение - 1968. - 464 с.
8. Борозинец Н.М. Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки: Монография / Н.М. Борозинец. - Ставрополь: Изд-во СГПИ - 2009. - 125 с.
9. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учебное
пособие для студентов педагогических специальностей. / М.В. Буланова- Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукшин, Г.В. Сучкова. Р. -на- Дону -2002. - 565 с.
10. Витушкина Э.В. Учет возрастных особенностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе // URL:http://vitushkina.uim5.ru/files/uchet osobennosttq.pdf
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение - 2007. - 94 с.
12. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис - пресс. - 2004. - 240 с.
13. Глухов Б.А. Термины методики преподавания русского языка как иностранного: [Словарь] / Б. А. Глухов, А.Н. Щукин. - М. : Рус. яз. - 1993. - 369 с.
14. Горлова Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего
школьного возраста как основа развивающего обучения: Дис. ... канд. психол. наук / Е.Л. Горлова. - 19.00.07: Москва - 2002. - 178 с. РГБ ОД,
61:02-19/180-0
15. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение / И.Н. Гулидов - М.: «Форум». - 2005. С.12-14.
16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика. - 1986. - 240 с.
17. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. - С.69-10.
18. Деменева И.А. Механизм разработки программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» в условиях перехода на ФГОС НОО. / И.А. Деменева, О.А. Красных. - Пермь: Педагогика. - 2012. - 7с.
19. Ефремова Н.Ф. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС / Н.Ф. Ефремова, В.Г. Казанович. - Воронеж: ВГУ. - 2010. - С.16-19.
20. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития. [Тест] / Е. И. Кикоин. - М.: Просвещение - 2009. - 89 с.
21. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - М.: Дрофа, 2008. - 431 с.
22. Корсак К.В. О качестве систем педагогических измерений //Народное образование./ К.В.Корсак. - 2012. - 126 с.
23. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. [Тест] / И.Ю. Кулагина. - М.: Эксмо - 2009. - 176 с.
24. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. / А.Н. Майоров. - М.: «Интеллект центр». - 2011. - 298 с.
25. Морозов А.В. Деловая психология / А.В. Морозова. - СПб.:
Издательство Союз - 2000. - 576 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология. / В.С. Мухина. - М.: Академия - 2002. - 358 с.
27. Нежнов П.Г. Диагностика учебной успешности в начальной школе / П.Г. Нежнов, И.Д. Фрумин, Б.И.Хасан, Б.Д.Эльконин. - М.: Открытый институт «Развивающее образование». - 2009. С.5-10.
28. Погорелая Г.В. Особенности работы учителя иностранного языка при реализации региональной части содержания иноязычного образования школьников//Английский язык в школе. / Г.В. Погорелая, Т.С. Якушенко. - 2012. №3. - С.10-14.
29. Поляков О.Г. Рекомендации по подготовке и использованию итогового теста за базовый курс обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. / О.Г. Поляков, И.Л. Бим. - 1996. - С.8-9.
30. Рапопорт И.А. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе. / И.А. Рапопорт, Р. Сельг, И. Соттер. - Таллин, 1987. - 178 с.
31. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе
/Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова - М.: Издательство
Просвещение - 1991. - 287 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. / С.Л. Рубинштейн - М.: Педагогика. Т. 2. - 1989г. - 267с.
33. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентация на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение и мотивация поведения детей и подростков / Под ред. Л.И Божович, Л В Благонадежиной. - М. - 1972. - С.82-111.
34. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н. Соловова. - М.: АСТ: Астрель - 2008. - 240 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (1-4 классы). М. 2009 // URL:
http ://www.ug.ru/new_standards/3
36. Формы внеклассной работы с младшими школьниками. // URL: https://festival.1september.ru/articles/569600/
37. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис - 2006 - 480 с.
38. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. 2-е изд. / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис - 2010. - 188 с.
39. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. / Д.Б. Эльконин. - М. - 1989. - С.255-260
40. Alderson C.J. Teaching English // Issues in language testing / C.J. Alderson.
- British Council - 2015. - 217 c.
41. Assessment in primary school. NCCA Draft Document - Work in process. // URL:http://www.ncca.ie/uploadedfLles/Publications/AssessPrim.pdf
42. Bachman Lyle F. Language Testing in Practice: Designing and Developing Useful Language tests / Lyle F. Bachman. - Oxford: Oxford University Press. - 2000. - 377 c.
43. CEFR level descriptions. // URL:
http ://www.fxplus. ac.uk/sites/default/files/documents/choosing_your_level .pdf
44. McNamara T. Language Testing / Tim McNamara - Oxford: Oxford University Press. - 2000. - 140 c.