Ритмическая гимнастика в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста (Международный открытый колледж)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ "Нижнеангарская СОШ №1".
Выборка: 26 детей младшего дошкольного возраста.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….6
1.1. Понятие и сущность ритмической гимнастики в научных исследованиях..6
1.2. Особенности физического воспитания детей младшего дошкольного возраста…….11
1.3. Пути и средства использования ритмической гимнастики в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста…………………………….19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………24
2.1. Диагностическое исследование уровней сформированности физической культуры у детей младшего дошкольного возраста…24
2.2. Система занятий по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста……….…….32
2.3. Проверка эффективности системы занятий………………………...………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………42
ПРИЛОЖЕНИЕ
База исследования: МБОУ "Нижнеангарская СОШ №1".
Выборка: 26 детей младшего дошкольного возраста.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….6
1.1. Понятие и сущность ритмической гимнастики в научных исследованиях..6
1.2. Особенности физического воспитания детей младшего дошкольного возраста…….11
1.3. Пути и средства использования ритмической гимнастики в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста…………………………….19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………24
2.1. Диагностическое исследование уровней сформированности физической культуры у детей младшего дошкольного возраста…24
2.2. Система занятий по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста……….…….32
2.3. Проверка эффективности системы занятий………………………...………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………42
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой проблематики исследования обусловлена современными изменениями в общественной жизни, которые затрагивают и сферу образования. На современном этапе развития общества большое внимание уделяется проблеме здоровья, что актуализирует необходимость повышения компетентности в сфере физического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Физическое здоровье является фундаментом здоровой личности. Поэтому вполне закономерно, что во многих государственных документах отмечается необходимость укрепления физического здоровья детей и молодежи.
Повышенное внимание к проблеме физического воспитания детей младшего дошкольного возраста связано с увеличением числа детей с низким уровнем развития физической культуры, неоднозначностью критериев ее диагностики, сложностью, стойкостью и вариативностью отклонений в физическом развитии дошкольников.
Современные тенденции в сфере дошкольного образования, диктуют необходимость поиска наиболее эффективных средств физического воспитания.
Особенно актуален данный поиск в дошкольном физическом воспитании, поскольку дошкольный возраст наиболее длительный и сложный этап раннего онтогенеза – период от 4 до 6-7 лет. Именно в это время начинают развиваться механизмы личностного самопостроения (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский).
Проблему физического воспитания детей дошкольного возраста рассматривали М. М. Борисова, Н.И. Дворкина, Н. Н. Кожухова, С. А. Козлова, Л. А. Рыжикова и др. Методические особенности физического воспитания и физической культуры изучали Е.В. Горина, А. П. Кличук и др. Авторы указывали на необходимость использования ритмической гимнастики в системе физического воспитания дошкольников, так как именно ритмические упражнения охватывают все звенья опорно-двигательного аппарата, умеренно развивают мускулатуру и совершенствуют координацию, что особенно важно в младшем дошкольном возрасте.
Однако, несмотря на степень изученности ритмической гимнастики в системе физического воспитания детского сада, остались недостаточно рассмотренными методические особенности использования ритмической гимнастики в работе с детьми младшего дошкольного возраста, что и обусловило постановку проблемы исследования: каковы особенности совершенствования работы по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста?
Исходя из выявленной актуальности и проблемы исследования, мы определили его объект, предмет, цель, задачи.
Объектом исследования является организация работы по физическому воспитанию дошкольников.
Предметом исследования является совершенствование работы по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Целью исследования является разработка и реализация системы занятий по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста;
2. Провести диагностическое исследование уровней сформированности физической культуры у детей младшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать систему занятий по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста;
4. Проверить эффективности системы занятий.
Теоретико-методологические основы исследования:
- теории двигательной и психомоторной активности человека (П.К. Анохин, П.Ф. Лесгафт и др.);
- принципы и технологии физического воспитания, двигательного развития детей дошкольного возраста (М. М. Борисова, С. Вильчковский, С. А. Козлова и др.);
- методические разработки по использованию ритмической гимнастики в детском саду (Е.В. Горина, А. П. Кличук и др.).
Методы:
Теоретические – анализ и синтез, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Экспериментальные – наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент.
Методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база: МБОУ "Нижнеангарская СОШ №1", дошкола , группы «Ежик» и «Кроши».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе были обоснованы подходы к понятию и сущности ритмической гимнастики, изучены и обобщены сведения по проблеме физического воспитания и физической культуры младших дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной и апробированной системы занятий по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в практической работе педагогов ДОО.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Повышенное внимание к проблеме физического воспитания детей младшего дошкольного возраста связано с увеличением числа детей с низким уровнем развития физической культуры, неоднозначностью критериев ее диагностики, сложностью, стойкостью и вариативностью отклонений в физическом развитии дошкольников.
Современные тенденции в сфере дошкольного образования, диктуют необходимость поиска наиболее эффективных средств физического воспитания.
Особенно актуален данный поиск в дошкольном физическом воспитании, поскольку дошкольный возраст наиболее длительный и сложный этап раннего онтогенеза – период от 4 до 6-7 лет. Именно в это время начинают развиваться механизмы личностного самопостроения (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский).
Проблему физического воспитания детей дошкольного возраста рассматривали М. М. Борисова, Н.И. Дворкина, Н. Н. Кожухова, С. А. Козлова, Л. А. Рыжикова и др. Методические особенности физического воспитания и физической культуры изучали Е.В. Горина, А. П. Кличук и др. Авторы указывали на необходимость использования ритмической гимнастики в системе физического воспитания дошкольников, так как именно ритмические упражнения охватывают все звенья опорно-двигательного аппарата, умеренно развивают мускулатуру и совершенствуют координацию, что особенно важно в младшем дошкольном возрасте.
Однако, несмотря на степень изученности ритмической гимнастики в системе физического воспитания детского сада, остались недостаточно рассмотренными методические особенности использования ритмической гимнастики в работе с детьми младшего дошкольного возраста, что и обусловило постановку проблемы исследования: каковы особенности совершенствования работы по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста?
Исходя из выявленной актуальности и проблемы исследования, мы определили его объект, предмет, цель, задачи.
Объектом исследования является организация работы по физическому воспитанию дошкольников.
Предметом исследования является совершенствование работы по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Целью исследования является разработка и реализация системы занятий по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста;
2. Провести диагностическое исследование уровней сформированности физической культуры у детей младшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать систему занятий по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста;
4. Проверить эффективности системы занятий.
Теоретико-методологические основы исследования:
- теории двигательной и психомоторной активности человека (П.К. Анохин, П.Ф. Лесгафт и др.);
- принципы и технологии физического воспитания, двигательного развития детей дошкольного возраста (М. М. Борисова, С. Вильчковский, С. А. Козлова и др.);
- методические разработки по использованию ритмической гимнастики в детском саду (Е.В. Горина, А. П. Кличук и др.).
Методы:
Теоретические – анализ и синтез, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Экспериментальные – наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент.
Методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база: МБОУ "Нижнеангарская СОШ №1", дошкола , группы «Ежик» и «Кроши».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе были обоснованы подходы к понятию и сущности ритмической гимнастики, изучены и обобщены сведения по проблеме физического воспитания и физической культуры младших дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной и апробированной системы занятий по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в практической работе педагогов ДОО.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Исследование проблемы использования ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста выявило ее актуальность и позволило сделать выводы, согласно поставленным задачам.
Рассмотрев теоретические аспекты исследования ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста, мы выявили, что физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется как целенаправленный педагогический процесс систематического действия на организм ребенка физическими упражнениями, целью которого является укрепление здоровья, физическое развитие и развитие физической культуры. В учреждениях дошкольного образования физическое воспитание реализуется с помощью различных форм организации детей: занятия, гимнастики, развлечения, подвижные игры и т.д.
В учреждениях дошкольного образования физическое воспитание реализуется с помощью различных форм организации детей: занятия, гимнастики, развлечения, подвижные игры и т.д. Наиболее эффективным средством воспитания физической культуры является ритмическая гимнастика. В процессе занятий ритмической гимнастикой ребенок приобретает многие разносторонние двигательные навыки. Расширяются физические кондиции, укрепляются и крепнут мышцы, увеличивается подвижность суставов, повышается функциональная возможность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а в целом, работоспособность детского организма.
Нами была разработана и апробирована экспериментальная система упражнений по ритмической гимнастике для детей младшего дошкольного возраста с целью формирования физической культуры.
Проведя диагностическое исследование уровней сформированности физической культуры у детей младшего дошкольного возраста, были определены уровни: высокий, средний, низкий с учетом критериев: эмоционально-мотивационный, когнитивный, деятельностный.
Показателями когнитивного критерия физической воспитанности ребенка старшего дошкольного возраста были определены следующие знания об основах здоровья; эмоциональная реакция на оздоровительные действия.
Показатели эмоционально-мотивационного критерия: осознание дошкольниками необходимости занятий физической культурой; интерес к двигательной деятельности; самостоятельность выполнения физических упражнений.
Показатель деятельностного критерия: уровень сформированности физических качеств дошкольника.
Для каждого указанного критерия физической культуры были выбраны диагностические методики: «Сформированность положительного отношения к занятиям физической культурой» (Л.И. Казьмина); «Сформированность ценностного отношения к собственному здоровью» (Н.А. Ноткина); Физические качества оценивали по критериям оценки С. Вильчковского.
Констатирующий эксперимент позволил выяснить состояние уровня сформированности физической культуры детей. По данным первого этапа эксперимента была проведена система работы по обучению воспитанников экспериментальной группы средствами ритмической гимнастики.
Разработанная и апробированная система занятий по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста включала 8 занятий, каждое из которых состояло из следующих этапов: подготовительной, основной и заключительной. Комплексно применялись наглядные, словесные и практические методы
Итак, на основе проведенных исследований можем заключить, что систематическое использование ритмической гимнастики в работе с детьми младшего дошкольного возраста способствует повышению уровня их физической культуры, т.е. эффективность нашей работы доказана.
Рассмотрев теоретические аспекты исследования ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста, мы выявили, что физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется как целенаправленный педагогический процесс систематического действия на организм ребенка физическими упражнениями, целью которого является укрепление здоровья, физическое развитие и развитие физической культуры. В учреждениях дошкольного образования физическое воспитание реализуется с помощью различных форм организации детей: занятия, гимнастики, развлечения, подвижные игры и т.д.
В учреждениях дошкольного образования физическое воспитание реализуется с помощью различных форм организации детей: занятия, гимнастики, развлечения, подвижные игры и т.д. Наиболее эффективным средством воспитания физической культуры является ритмическая гимнастика. В процессе занятий ритмической гимнастикой ребенок приобретает многие разносторонние двигательные навыки. Расширяются физические кондиции, укрепляются и крепнут мышцы, увеличивается подвижность суставов, повышается функциональная возможность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а в целом, работоспособность детского организма.
Нами была разработана и апробирована экспериментальная система упражнений по ритмической гимнастике для детей младшего дошкольного возраста с целью формирования физической культуры.
Проведя диагностическое исследование уровней сформированности физической культуры у детей младшего дошкольного возраста, были определены уровни: высокий, средний, низкий с учетом критериев: эмоционально-мотивационный, когнитивный, деятельностный.
Показателями когнитивного критерия физической воспитанности ребенка старшего дошкольного возраста были определены следующие знания об основах здоровья; эмоциональная реакция на оздоровительные действия.
Показатели эмоционально-мотивационного критерия: осознание дошкольниками необходимости занятий физической культурой; интерес к двигательной деятельности; самостоятельность выполнения физических упражнений.
Показатель деятельностного критерия: уровень сформированности физических качеств дошкольника.
Для каждого указанного критерия физической культуры были выбраны диагностические методики: «Сформированность положительного отношения к занятиям физической культурой» (Л.И. Казьмина); «Сформированность ценностного отношения к собственному здоровью» (Н.А. Ноткина); Физические качества оценивали по критериям оценки С. Вильчковского.
Констатирующий эксперимент позволил выяснить состояние уровня сформированности физической культуры детей. По данным первого этапа эксперимента была проведена система работы по обучению воспитанников экспериментальной группы средствами ритмической гимнастики.
Разработанная и апробированная система занятий по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста включала 8 занятий, каждое из которых состояло из следующих этапов: подготовительной, основной и заключительной. Комплексно применялись наглядные, словесные и практические методы
Итак, на основе проведенных исследований можем заключить, что систематическое использование ритмической гимнастики в работе с детьми младшего дошкольного возраста способствует повышению уровня их физической культуры, т.е. эффективность нашей работы доказана.



