Работа сделана на примере ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет».
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Современное состояние образовательной системы 8
1.2. Проблемы развития системы образования в современных условиях 16
1.3. Механизм административно-правового регулирования в сфере высшего образования 27
1.4. Анализ государственной политики в сфере высшего образования на современном этапе 34
2 ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФГАОУ ВО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 40
2.1. Общая характеристика Северо-Кавказского федерального университета 40
2.2 Мероприятия по реализации образовательной политики в СКФУ 45
2.3. Основные проблемы реализации государственной политики в сфере высшего образования и возможные пути их решения 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Одним из ключевых показателей оценки развития страны в настоящее время является индекс человеческого развития, в котором кроме уровня жизни и долголетия учитывается, также уровень грамотности и образованности населения исследуемой страны. На эти показатели, безусловно, оказывает влияние система высшего образования в стране, нормальное развитие которой определяет уровень развития общества. Совсем недавно образование рассматривалось как сумма знаний, навыков и умений, полученных в результате обучения в учебных заведениях и реже - самостоятельно. Сегодня, образование - это отрасль экономики, хозяйства страны, которая включает в себя организации, учреждения, предприятия, обеспечивающие обучение, передачу знаний, выпуском учебной литературы.
Актуальность темы исследования заключается в том, что высшее образование оказывает прямое влияние на конкурентоспособность экономики страны в целом посредством подготовки квалифицированных кадров, а также развитии целостной, творческой личности, что является одним из главных факторов нормального функционирования экономики страны. На данный момент оценка уровня развития страны определяется также образованностью её граждан. Усовершенствование системы высшего образования - это прямой путь к положительным изменениям в обществе, а также к нормальному его функционированию.
В настоящее время направленность государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации определяется, во-первых, нормативно-правовыми актами РФ, во-вторых - программами, среди которых ключевое место занимает Государственная программа «Развитие образования на 2019 - 2025 годы». В соответствии с данной программой, ключевыми задачами модернизации системы высшего образования в стране становятся обеспечение непрерывности образовательного процесса и повышение конкурентоспособности российского высшего образования в международном масштабе. Реализация данных задач подразумевает внедрение в управленческую практику российского образования инноваций, в первую очередь финансово-административного характера. Так, осуществляется изменение системы финансирования российских вузов, поскольку последние переходят на инновационно-предпринимательскую модель финансирования, предполагающую сочетание государственных источников финансирования с самообеспечением вузов за счет инновационной и научно-технологической деятельности. Во-вторых, вводится зависимость финансирования от показателей эффективности конкретных образовательных учреждений.
Научная новизна бакалаврской работы заключается в том, что в ней представлена система реализации государственной политики в сфере высшего образования в Северо-Кавказском федеральном университете (СКФУ), как фактор потенциального роста и стратегического регионального развития, а также эффективности государственной политики в сфере высшего образования в целом.
Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические концепции перечисленных классиков социологии, труды современных отечественных и зарубежных социологов и других ученых по проблемам системы государственного регулирования высшего образования, а также соответствующие положения теории государственного и муниципального управления.
Вопросами теоретического исследования государственной политики в сфере высшего образования, а также основные аспекты нормативно-правового регулирования данной области рассмотрены в трудах таких авторов, как: М.С. Андиева, Л.В. Андриченко, Т.М. Апостолова, В.А. Баранков, И.А. Василенко, Н.С. Гегедюш, М.Н. Матюшин, А.К. Мурамцева, С.Ю. Наумов и других ученных и научных деятелей в сфере образовательной политики Российской Федерации.
Исследованиями региональной политики в бюджетных образовательных учреждениях высшего образования занимались такие авторы как: И.В. Абанкина, А.Э. Ахмедов, Е. Гаврилов, С.В. Ищенко, А.Г. Носов, Т.В. Смирнова. В работах представленных авторов достаточно глубоко разработаны вопросы управления образовательных учреждений, а также затронуты вопросы рациональной государственной политики в обеспечении достаточного финансирования, кадрового обеспечения и доступности высшего образования.
Анализ проблем реализации государственной политики в сфере высшего образования на всех уровнях управления присутствует в работах следующих авторов: М.В. Беспалов, В.А. Котенев, С.Ю. Мычка, А.П. Сысоев, Н.В. Суханова. Перечисленные авторы приводят причины недостаточной эффективности политики в области высшего образования, что выявляет необходимость формирования мероприятий по совершенствованию государственного управления сферой высшего образования.
Пути совершенствования реализации государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации представлены в работах следующих научных деятелей: Т.К. Абдулаева, С.К. Апатенко, В. Губарев, А.И. Жилина, Л.А. Журавлева, В.И. Иванова, Л.С. Цороева, М.И. Чвала. Основные теории и положения работ представленных авторов легли в основу формирования рекомендаций по совершенствованию реализации государственного управления высшим образованием в данной выпускной квалификационной работе.
Несмотря на наличие представленных работ, а также исследований в области реализации государственной политики в сфере высшего образования, следует отметить, что вопросам управления высшим образованием на региональном уровне, в частности, на уровне реализации политики управления конкретным высшим учебным заведением уделено мало внимания. В основном в работах представлен анализ, обобщающий всю государственную политику в сфере высшего образования, поэтому существует необходимость более узкого исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ реализации государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации на примере СКФУ и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты анализа государственной политики в сфере высшего образования;
2. охарактеризовать механизм административно-правового регулирования в сфере высшего образования;
3. анализировать опыт реализации государственной политики в сфере высшего образования на примере ФГАОУ ВО СКФУ;
4. выявить основные проблемы реализации государственной политики в сфере высшего образования на примере СКФУ;
5. разработать рекомендации по совершенствованию реализации государственной политики в сфере высшего образования.
Объектом выпускной квалификационной работы является Северо-Кавказский федеральный университет.
Предметом выпускной квалификационной работы является совершенствование реализации государственной политики в сфере высшего образования.
В выпускной квалификационной работе широко используются такие методы исследования, как: сравнительно-правовой, статистический, метод структурного анализа (для того, чтобы выявить структуру органов и нормативно-правовых актов управления высшим образованием), метод синтеза (чтобы охарактеризовать отдельные признаки реализации государственной политики в сфере высшего образования, сложить о ней целостное понятие), метод опроса (анкетирование), метод логических обобщений (чтобы сделать определенные выводы и определить противоречия и спорные вопросы).
В процессе написания выпускной квалификационной работы проведен анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации, законодательства ставропольского края, а также научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий.
Эмпирической базой исследования послужили данные общегосударственной и региональной статистики, а также результаты социологических исследований.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении обозначены объект и предмет исследования, поставлена цель исследования и определены задачи. В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются теоретические аспекты анализа государственной политики в сфере высшего образования. Во второй главе анализируется опыт реализации государственной политики в сфере высшего образования на примере ФГАОУ ВО СКФУ, выявляются основные проблемы реализации. В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию реализации государственной политики в сфере высшего образования. В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
В результате написания выпускной квалификационной работы были сформулированы следующие выводы.
Для обеспечения конкурентоспособности страны необходимо сформировать крепкую конкурентоспособную систему образования, для выпуска квалифицированных кадров. Ведь в настоящее время определяющим значением для успешного функционирования экономики является не что иное, как человеческий фактор. Чем больше страна имеет активных, творчески развитых и образованных специалистов, бакалавров, магистров, тем выше способность страны конкурировать на международной арене с экономиками других стран. Формирование и эффективное функционирование системы высшего образования граждан России играет важную роль, так как оно выполняет важнейшее условие социально-экономического развития страны, всестороннего развития личности, а это одна из основных направлений высшего образования. Высшее образование играет большую роль, и особенно университетское, выступает одновременно и в роли новатора, способствуя процессу приращения знаний в результате проводимой исследовательской деятельности, и в роли консерватора, в том что касается образовательной деятельности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и образовательные стандарты требуют создание условий для устойчивого развития и подготовки кадров с высшим профессиональным образованием с учетом требований современного рынка труда.
Механизм государственного регулирования высшего образования способствует выявлению проблем и улучшению работы правительства в области образования; а для этого следует направить процесс обучения в сфере высшего образования на путь к полному развитию личности, для удовлетворения своих потребностей, потребностей общества и рынка труда в условиях конкуренции компетентных и ответственных профессионалов, определить ответственность производителей образовательных услуг за качество этих услуг.
Актуальным можно признать и создание региональных комплексных проектов и проектов образовательных и научных организаций на основе принятых ими ранее программ развития. Проекты такого рода необходимо разрабатывать на основе объективного и конкретного анализа ситуации в организациях, содержать четко обозначенные цели, мероприятия, сроки их реализации, индикаторы оценки достигаемых результатов, сметы затраты и возможные риски
Северо-Кавказский федеральный университет является опорным региональным университетом, ведущим многопрофильным образовательным, научно-исследовательским и консалтинговым центром Ставропольского края, осуществляющим практический вклад в развитие экономики региона и страны, формирующим культурные предпосылки для повышения качества человеческого капитала.
Успешное развитие СКФУ возможно при условии реализации политики интеграции образования и науки, построения эффективной системы взаимодействия с работодателями, активного участия в работе по диверсификации экономики региона. Университет обладает потенциалом для дальнейшего развития, способен успешно содействовать решению задач социально-экономического развития Ставропольского края, повысить качество образования, научной и инновационной деятельности, стать интеллектуальным центром экономического и социального развития региона, способствовать повышению конкурентоспособности экономики и образования Российской Федерации.
Итак, направлениями развития университета выступают:
- оптимизация спектра образовательных программ в области инженерного, педагогического, медицинского и военного образования, увеличение доли магистерских программ;
- повышение качества образовательных программ через взаимодействие с работодателями, использование информационно-коммуникационных технологий, вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую работу;
- развитие междисциплинарных исследований, повышение социальной значимости и востребованности результатов фундаментальных и прикладных исследований;
- взаимодействие с реальным сектором экономики, академической наукой, элементами региональной инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы);
- подготовка и повышение научной квалификации научно-педагогических кадров, рост наукометрических показателей;
- интеграция в мировое образовательное, научное и культурное пространство посредством устойчивых партнерских связей с ведущими зарубежными университетами;
- создание социокультурной среды для формирования профессиональных личностных компетенций обучающихся и их интеграции в экономику региона и Российской Федерации.
Таким образом, проблемы реализации политики в сфере высшего образования минимизируются за счет точного и своевременного выполнения всех мероприятий стратегического развития университета и качественного перспективного планирования деятельности университета, а также своевременной коррекцией программ образовательных и исследовательских траекторий, использовании современных информационных и управленческих технологий, актуализации образовательных, исследовательских и инновационных программ.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
2. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О статусе военнослужащих"
3. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
4. Указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на плановый период до 2024 года»
5. Нацпроект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации // URL: https:// edu.gov.ru/national-project/about (дата обращения: 18.01.2023)
6. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. – М., 2020 г. // URL: http://static.government.ru/media/files/TqYc5WPreBUOgYaya 15z5siRjBU6sdV0.pdf (дата обращения: 10.01.2023.)
7. Абанкина И. В., Филатова Л. М., Винарик В. А. Государственная политика финансирования сектора высшего образования в условиях бюджетных ограничений // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2019. - Т. 3. - № 31. - С. 111-143.
8. Абдулаева Т.К., Исмаилова Р.М. Совершенствование организационно-экономических методов государственного регулирования высшего образования // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. - 2018. - №3 (28). - С.12-17.
9. Андиева М.С. Управление образованием в РФ: правовой аспект // Право и образование. - 2018. - № 1. - С. 29-34.
10. Андриченко Л.В., Баранков В.Л., Булаевский Б.А. Образовательное законодательство России. Новая веха развития / под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Юриспруденция, 2019. - 480 с.
11. Апатенко С.Н. О задачах по реализации государственной образовательной политики в Российской федерации // Основы государства и права. - 2018. - №5. - 97 с.
12. Апостолова Т.М., Половникова А.В., Савва С. Право на образование в Российской Федерации. М. : Книгодел, 2020. - 75 с.
13. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Государственная политика в области обеспечения качества высшего образования // Санкт- Петербургский образовательный вестник. - 2019. - №2 (6). - С.4-8.
14. Барышева Е.Н. Зарубежные исследования государственного управления сферой высшего образования / Управление организационно-экономическими системами: Сборник трудов научного семинара студентов и аспирантов института экономики и управления (18-23 ноября 2019г.). Выпуск 20. В 2 ч. Часть2 / Под общ. ред. О.В. Павлова. Самар. ун-т.Самара, 2020.–437 с.
15. Белов, В. Система оценки качества образования / В. Белов // Высшее образование в России. – 2022. – № 1. – С. 44–49.
16. Беспалов М.В. Государственная политика и правовое регулирование в сфере образования и системе образовательных услуг в современной России // Вестник Тамбовского университета. - 2018. - № 12 (140). - С. 132-140.
17. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб: Питер, 2018. - 304 с.
18. Варламова, Д. В. Анализ методик оценки качества образовательных услуг / Д. В. Варламова, В. Б. Филатова, Н. О. Абдураимова // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-3. – С. 433–437
19. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. Люберцы: Юрайт, 2021. - 494 c.
20. Вахабов А.В., Захидова 0. Мировые модели системы образования // Экономика и финансы (Узбекистан). 2019. № 5. С. 2-6
21. Винник А.Е. Оценка эффективности управления системой высшего образования // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2020. № 1. С. 101–106.
22. Гаврилов Е. Образование в регионах по новым правилам // ЭЖ - Юрист. - 2018. - № 33. - С. 32-38.
23. Гафурова, А. А. Система образования как основополагающий фактор развития человеческого капитала и повышения уровня экономического потенциала региона (на примере Ульяновской области) / А. А. Гафурова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – № 13
24. Гафурова, А. А. Система образования как основополагающий фактор развития человеческого капитала и повышения уровня экономического потенциала региона (на примере Ульяновской области) / А. А. Гафурова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – № 13
25. Гегедюш Н.С., Масленникова Е.В., Мокеев М.М. Государственное и муниципальное управление. Люберцы: Юрайт, 2021. - 238 c.
26. Губарев В. Системное представление качества образования // Стандарты и качество. - 2019. - № 4. - С. 71-74.
27. Елкин, С. Е. Особенности развития человеческого потенциала в условиях формирования современной системы образования / С. Е. Елкин, Н. М. Калинина, Л. И. Баянова // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. – С. 292
28. Карабанова И.В., Косенко Л.П., Савина С.Д. К вопросу формирования профессиональных компетенций в профессиональных образовательных учреждениях // Современные тенденции развития общества: образование, коммуникация, психология: Сб. научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, 4 декабря 2020 года). Ростов на/Д, 2020. С. 120-123.
29. Клячко, Т. Л. Образование в России и мире: основные тенденции / Т. Л. Клячко // Образовательная политика. – 2020. – № 1 (81). – С. 26–42
30. Кроер Е.В. Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2019. Т. 7. № 3. С. 3-12.
31. Кущев, Н. П. Совершенствование управления реализацией национальных проектов в России / Н. П. Кущев // Самоуправление. – 2021. – № 3 (125). – С. 405
32. Матюшин М.Н. Государственная политика и управление. М.: Наука, 2018 г. - 231 с.
33. Муромцева А. К., Кусургашева Л. В. Теоретико-методологические основы исследования экономической роли высшего профессионального образования // Экономика образования. - 2019. - № 5 (72). - С. 23- 35.
34. Мычка С.Ю. Проблемы образования в Российской Федерации // Территория науки. - 2019. - № 2. - С. 48-51.
35. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление. М.: Дашков и К, 2021. - 556 c.
36. Носов А.Г. Государственная политика в сфере образования - реформы, результаты, ожидания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2021. - Т.5. - № 1. - С.90-94.
37. Паевская С.Л. Сущность понятия «Образование» исторический и правовой аспекты // ИСОМ. 2019. - №4. - С.134-136.
38. Плетников В.С., Плетникова М.С. Государственные учреждения в механизме (аппарате) современного Российского государства: вопросы теории и практики // Вестник Владимирского юридического института. № 2 (55). 2020. С. 206–210
39. Смирнова Т.В. Роль российского образования в современных условиях // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2020. - № 3 (2). - С. 599-602.
40. Сысоев А.П., Суханова Н.В. Актуальные проблемы развития высшего образования в российских регионах // Креативная экономика. - 2019. - Том 10. - № 3. - С. 259-278.
41. Сюбарева И.Ф. Правовое регулирование финансово-экономического механизма сферы образования: соотношение публичного и частного // Журнал российского права. - 2018. - № 10. - С. 28-34.
42. Тимонина Ж.Н. Система образования как объект государственного управления // Саяпинские чтения Сборник материалов круглого стола. - 2019. - С.250-259.
43. Трофимов К.В. Образовательная политика России: понятие, политическая сущность, функции и механизмы реализации // Электронный научный журнал - 2018. - № 1 (4). - С. 479-497.
44. Фирсова Н.В., Чекрыгин М.А. Применение инструментов системы менеджмента качества в системе школьного образования: качество образования - качество жизни // Бизнесобразование в экономике знаний. 2021. № 1(18). С. 64-68.