Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Серия портретных очерков «Люди, которые меняют город» на платформе молодежного медиахолдинга «Есть talk!» (творческая работа)

Работа №118451

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы55
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Портретный очерк как жанр интернет-издания 7
1.1 Современные научные представления о жанре портретный очерк 7
1.2 Трансформация портретного очерка в современном мультимедийном пространстве 14
Глава 2 Работа над циклом портретных очерков «Люди, которые меняют город» 23
2.1 Концепция журналистского проекта «Люди, которые меняют город» 23
2.2 Реализация авторского проекта «Люди, которые меняют город» 32
Заключение 46
Список используемой литературы и используемых источников 49

Внутренняя миграция населения - одна из самых острых проблем современной России. По данным Администрации городского округа Тольятти сегодня численность населения города составляет 699 367 человек - впервые за двадцать лет тольяттинцев стало меньше 700 тысяч [27]. Данные Федеральной службы государственной статистики показывают, что в 2018 году численность населения Тольятти составляла 705 тыс. жителей, в 2019 - 702,8 тысяч [32]. Наилучший показатель был в 2009 году - 720 346 человек [28]. Ситуация катастрофическая - за 2019 год из Тольятти уехало 2,7 тысяч жителей. К 2022 году численность населения города по прогнозам сократится на 10 -13,6 тысяч человек [20].
Причины миграции из города очевидны: невысокая зарплата, отсутствие рабочих мест, разнообразных форм досуга: недовольство экономическими и экологическими проблемами. Кандидат географических наук, Никита Мкртчян, в своей статье «Миграция молодёжи из малых городов России» отмечает, что выпускники региональных школ зачастую покидают «родину» из-за намерений получить высшее образование в крупном городе [17]. Нынешний миграционный тренд состоит в том, что перемещение людей имеет устойчивый «центростремительный характер»: из села в город, из периферии в «центр» [4, с. 6].
Стереотипные представления о малом городе, навязанные медиасферой, тоже способствуют оттоку молодёжи. Преподаватели и студенты кафедры «Социология» Тольяттинского государственного университета (ТГУ) провели исследование: были выявлены факторы, негативно влияющие на имидж Тольятти в СМИ. Оказалось, что журналистские материалы о кризисе на АвтоВАЗе, о критике отечественных автомобилей, отрицательные высказывания о городе в Интернете, фото и видеоматериалы некрасивых мест формируют негативный образ Тольятти у горожан [30]. В декабре 2019-го мною был проведён анонимный опрос на тему «Тольятти глазами его жителей» с целью выявить устоявшиеся стереотипы подавляющего большинства граждан о своём городе. На вопрос «Выберите образ Тольятти, который наиболее точно отражает к нему ваше отношение» тридцать три респондента из восьмидесяти (41,25 %) на сайте Webanketa ответили: «Тольятти - город, сошедший с конвейера. Серый, однообразный, скучный» [1].
Для частичного решения насущной социальной проблемы - формирования негативного образа города в массовом сознании как одну из причин миграции молодого населения - следует найти интересную форму журналистских публикаций, которая создавала бы восприятие Тольятти, как перспективного и развивающегося города. В связи с этим представляется возможность разработать собственный цикл материалов, способных повлиять на восприятие города.
Идея проекта «Люди, которые меняют город» - создать образ Тольятти через истории горожан, которые реализуют в нём свои инициативы. Увидеть город, его перспективы их глазами, побудить представителей молодёжных организаций к решению проблем социального характера, продемонстрировать, что их идеи важны и реализуемы. Материалы будут делаться в жанре портретный очерк, опираясь на современные представления о жанре. Будут проводиться интервью с отобранными героями, на основе которых и создаются очерки.
Злободневность выбранной темы цикла и целесообразность применения современных жанровых признаков портретного очерка определили актуальность данной работы. Востребованность цикла материалов подтверждает тот факт, что на этапе реализации он был отмечен на всероссийском уровне - проект стал победителем XVII Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия» и всероссийского конкурса молодых журналистов «Медиавызов-2020».
Объектом исследования является портретный очерк как жанр журналистики.
Предмет исследования - журналистский проект «Люди, которые меняют город», в основу которого лёг цикл портретных очерков.
Целью работы является создание авторского цикла портретных очерков «Люди, которые меняют город», для выполнения которой ставятся следующие задачи:
1) систематизировать современные научные представления о жанре «портретный очерк»;
2) определить трансформацию классического жанра в современном мультимедийном пространстве;
3) разработать концепцию журналистского проекта «Люди, которые меняют город»;
4) написать и опубликовать материалы цикла диалогических портретных очерков «Люди, которые меняют город» на сайт Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» ТГУ.
Теоретико-методологическую базу составили научные труды, посвящённые жанрам журналистики. Например, это работы А.А. Тертычного [25], Л.Е. Кройчика [14], М.И. Шостак [33]; статьи М.Н. Кима [11], Е.В. Зелениной [8], Ю. А. Гордеева [6] и так далее.
Эмпирическую базу составил авторский цикл «Люди, которые меняю город» из четырёх выпусков: «Доктор территорий Мария Степанова», «Не транзитный пассажир Юлия Петренко», ««Точка на карте»» Сергея Гридина», «Попутный ветер Евгении Котляровой» - опубликованные на интернет-платформе (сайте) Молодёжного медиахолдинга ТГУ. Кроме того, при разработке концепции были изучены и проанализированы существующие аналоги проекта, посвященные журналистским рассказам о жителях города, которые реализуют в нём свои идеи: «Люди, которые меняют Москву», «Люди о городе: Как живут люди, которые меняют город».
Для подготовки цикла использовались следующие методы работы. Сравнительно-сопоставительный метод использован при выделении специфики портретного очерка. При работе над циклом использовались такие методы, как наблюдение, интервью, работа с документами, биографический метод.
Практическая значимость журналистского проекта «Люди, которые меняют город» обусловлена возможностью использовать результаты работы в учебных дисциплинах по электронной или печатной журналистике, а также в практической деятельности начинающих журналистов при работе над портретным очерком.
Структура работы определяется поставленными целью и задачами. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении определяются актуальность темы, объект и предмет исследования, цели, задачи, практическая значимость. В первой главе «Портретный очерк как жанр интернет-издания» рассматриваются и систематизируются научные представления о жанровых особенностях портретного очерка в журналистике. Во второй главе «Работа над циклом портерных очерков «Люди, которые меняют город» представлены концепция, ход работы и опубликованные материалы. В заключении делаются выводы по итогам работы, в приложении представлены скриншоты публикаций и копии дипломов, полученных за победы на конкурсах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Жанр портретного очерка, как и многие другие публицистические жанры, сегодня претерпевает изменения. Исследователи отечественной журналистики отмечают размывание границ между жанрами, и современный портретный очерк все больше приобретает признаки портретного интервью. Уменьшение объёмов текста способствовало тому, что портретный очерк трансформировался в расширенную портретную зарисовку - так называемый мини-очерк. На страницах интернет-СМИ жанр приобрёл новые свойства, такие как гипертекстуальность и мультимедийность.
Главенствующая характеристикой сегодняшнего портрета является популярность героя. Учитывая спрос аудитории на «лидеров мнений», авторы ищут героев очерков среди бизнесменов, шоуменов, экономистов, политиков, людей творческой интеллигенции, спортсменов и так далее. Современные исследования показывают, что портретный очерк - один из самых привлекательных жанров журналистики у авторов, и один из самых востребованных у аудитории, однако исследователи отмечают его редкость в медийном пространстве.
Современный мультимедийный портретный очерк представляет собой линейный текст, разделённый на текстовые блоки с подзаголовками, в котором присутствует система внутритекстовых, внетекстовых и аудиовизуальных гиперссылок. Публикация сопровождается большим количеством портретных фотографий собеседника, привлекательным заголовком, зачастую являющимся высказыванием героя из текста. Усиливается роль диалогических фрагментов, основной сюжетной линией становится наглядное представление аудитории беседы автора с героем. Присутствуют репортажные вставки, недиалогические фрагменты, биографические подробности, однако они краткие и применяются не часто. В федеральных (московских) СМИ героем очерка выступает так называемый «лидер мнений», в провинциальных СМИ - это добрый, отзывчивый человек, который приносит пользу обществу в данный момент времени.
Работа над выпуском цикла портретных очерков подразумевает следующие этапы:
• выбор героя по критериям проекта и жанра;
• предварительный сбор информации о герое в свободном доступе, проведение прединтервью при личной встрече или в переписке;
• составления вопросов и распределение их по тематическим блокам;
• встреча с потенциальным героем, проведение интервью (при нехватке информации для раскрытия образа могло проводиться повторное интервью);
• расшифровка, выделение ключевых тем беседы;
• написание материала, редактура и согласование с героем;
• публикация выпуска.
Учитывая все жанровые признаки жанра и его трансформацию в мультимедийном пространстве, была разработана концепция цикла портретных очерков «Люди, которые меняют город».
Цель проекта «Люди, которые меняют город» - создать образ Тольятти через истории горожан, которые реализуют в нём свои инициативы. Увидеть город, его перспективы их глазами; побудить представителей молодёжных организаций к решению проблем социального характера, продемонстрировать, что их идеи важны и реализуемы.
Проект «Люди, которые меняют город» город адресован молодому поколению: людям в возрасте от 16 до 30 лет, которые обучаются в школе, в высшем учебном заведении или среднем специальном учебном заведении Самарской области и, в частности, города Тольятти. Цикл работ может заинтересовать людей с активной жизненной позицией и начинающие профессиональную карьеру.
Предмет изображения в цикле - личность героя, его мировоззрение и взгляды, повлиявшие на его становление как человека, меняющего мир вокруг себя.
Основными методами сбора информации является наблюдение и интервью.
В тексте используется такие выразительные средства как метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты. В материалах уделялось внимание к «говорящим» деталями, их описание позволяло усилить художественное начало очерков. Так же использованы репортажные вставки, позволяющие читателю «увидеть» героя в его профессиональной деятельности. Диалоги имеют преимущество в тексте, что соответствует современным тенденциям развития жанра. Все выпуски насыщены гиперссылками, иллюстративным фото и видеоматериалами.
Герои портретных очерков - жители Тольятти, которые реализовали в городе успешный проект по его развитию или реализовали себя в нём с помощью своих индивидуальных качеств.
Проект «Люди, которые меняют город публикуются на сайте Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» ТГУ. Всего сделано четыре материала, общее количество просмотров 1834.
Цикл портретных очерков был сделан с учётом всех признаков жанра и тенденций, новыми свойствами очерка в мультимедийном пространстве.
Каждый выпуск проекта полностью раскрывает героя, создаёт целостный проработанный образ, а с ним образ города, в котором живёт герой.
Востребованность цикла материалов подтверждает тот факт, что на этапе реализации он был отмечен на всероссийском уровне - проект стал победителем XVII Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия» и всероссийского конкурса молодых журналистов «Медиавызов-2020».


1. Анкетирование / Тольятти глазами его жителей: Статистика / Webanketa : официальный сайт. - URL: https://webanketa.com/ru/myforms/statistic/?form.uid=278103 (дата обращения: 11.04.2020). - Текст : электронный.
2. Беневоленская, Т. А. Портрет современника. Очерк в газете / Т. А. Беневоленская. — Москва: Мысль, 1983. - 134 с. - Текст: непосредственный.
3. Бирюкова, Т. А. Гипертекстовая онлайн-журналистика: история возникновения (на примере электронного журнала Feed) / Т. А. Бирюкова. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2017. - URL: https://vestnik.joum.msu.ru/books/2017/3/gipertekstovaya-onlayn-zhumalistika- istoriya-vozniknoveniya-na-primere-elektronnogo-zhurnala-feed/ (дата обращения: 11.04.2020).
4. Будилов, А. П. Основные тренды внутренней миграции населения России / А. П. Будилов. - Текст : электронный // Вопросы территориального развития. ВЫП. 4 (49). 2019. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-trendy-vnutrenney-migratsii-naseleniya- rossii/viewer (дата обращения: 11.04.2020).
5. Ворошилов, В. В. Журналистика : учебник / В. В. Ворошилов. — Москва : КНОРУС, 2020. - ISBN 978-5-406-07595-1. - 174 с.
6. Гордеев, Ю. А. Жанровые разновидности современного очерка в печатных и интернет-изданиях / Ю. А. Гордеев. - Текст : электронный // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2015. №4. - С. 117-120. - URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2015/04/2015-04-29.pdf (дата обращения: 11.04.2020).
7. Дмитровский, А. Л. Жанры журналистики / А. Л. Дмитровский. - Текст : непосредственный // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки» - Орёл: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», №4 (60), 2014. - С. 156.
8. Зеленина, Е. В. «Портрет героя»: Ценностно-смысловые и творческие аспекты / Е. В. Зеленина. - Текст : электронный // Журналистская практика. 2014. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/portret-geroya- tsennostno-smyslovye-i-tvorcheskie-aspekty/viewer (дата обращения: 11.04.2020).
9. Зефирова, В. Л. История Гипертекста / В. Л. Зефирова, В. М. Челноков. - Текст : электронный // Эврика! Научный портал. - URL: http://evrika.tsi.lv/index.php?name=site&page=51. (дата обращения: 11.04.2020).
10. Кивилиди, Е.А. Специфика функционирования средств художественной выразительности в разных типах очерка / Е. А. Кивилиди. - Текст : электронный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2013. С. 161-164. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-funktsionirovaniya-sredstv- hudozhestvennoy-vyrazitelnosti-v-raznyh-tipah-ocherka/viewer (дата обращения: 11.04.2020).
11. Ким, М. Н. Портретные очерки о государственных деятелях: технология создания / М. Н. Ким. - Текст : электронный // Управленческое консультирование. №4. 2012. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/portretnye-ocherki-o-gosudarstvennyh-deyatelyah-tehnologiya-sozdaniya/viewer (дата обращения: 11.04.2020).
12. Колесникова, М. М. Специфические признаки интернет- коммуникаций - интерактивность, гипертекст, мультимедиа / М. М. Колесникова // Сборник научных работ «Журналистика электронных сетей». • Воронеж, 2007. - ISBN 5-7266-0253-6. - С. 79-96.
13. Колесниченко, А. В. Востребованность жанров журналистских текстов аудиторией онлайновых медиа / А. В. Колесниченко. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. • URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2019/3/vostrebovannost-zhanrov- zhurnalistskikh-tekstov-auditoriey-onlaynovykh-media/ (дата обращения: 11.04.2020).
14. Кройчик, Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов по специальности «Журналистика» / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. - Санкт- Петербург: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - С. 115-167. - ISBN 5-7320-0539-0. - Текст : непосредственный.
15. Кручевская, Г.В. Журналы биографий: типологические особенности / Г.В. Кручевская // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. — Москва : Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010. - С. 146-175 - ISBN 978-5-91832-009-9. - Текст : непосредственный.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ