Объект исследования - ООО «СпецСнабТранс» (г. Москва).
Основной вид деятельности - предоставление услуг по благоустройству ландшафта.
Проведен анализ персонала за 2020-2022 годы.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы исследования Event-маркетинга……………………..7
1.1 Понятие, задачи и цели Event-маркетинга…………………………………..7
1.2 Основные инструменты и методы Event-маркетинга……………………..15
1.3 Теоретические основы оценки эффективности Event-мероприятий……..22
2 Разработка и оценка эффективности Event-мероприятий на примере ООО «СПЕЦСНАБТРАНС»…………………………………………………………..29
2.1 Экономическая характеристика организации……………………………...29
2.2 Оценка маркетинговой деятельности организации……………………….37
3 Разработка и оценка эффективности Event-мероприятий на примере ООО «СПЕЦСНАБТРАНС»…………………………………………………………..48
3.1 Разработка Event-мероприятий для организации………………………….48
3.2 Оценка эффективности мероприятий организации……………………….57
Заключение……………………………………………………………………….63
Библиографический список……………69
Приложения……………………………………………………………………….
Актуальность исследования определена тем, что в современных условиях рыночной экономики основной целью для любой фирмы является сохранение или расширение занимаемой позиции на рынке или его сегменте, стабильное получение прибыли или ее рост. Для достижения этой цели необходима ориентация фирмы на максимизацию прибыли, что, в свою очередь, может быть достигнуто путем обеспечения высокой конкурентоспособности.
Развитие event-сферы в РФ является актуальным. Данный вид бизнеса позволяет проводить объединяющие общественные мероприятия. В технологиях осуществления данных мероприятий присутствуют элементы маркетинга. В современный период времени отрасль преодолевает воздействие социально-экономического кризиса. Происходит интеграция отрасли в интернет-сети. Меняются роли участников данных мероприятий. Претерпевает изменение и технология проведения публичных мероприятий. Event-мероприятия интегрируются в глобальную среду. В этой связи возникает необходимость в совершенствовании технологий осуществления event-мероприятий. Мероприятия, проводимые публично, требуют немалых вложений.
На сегодняшний день трудно отыскать такой сегмент рынка, где бы не происходила активная борьба между конкурентами. Традиционная прямая реклама в таких условиях, как правило, теряет эффективность, в связи с этим предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, ищут нестандартные и креативные способы продвижения. Одним из таких способов продвижения является event-маркетинг, который направлен на создание эмоциональной связи между потребителями и брендом посредством организации специальных мероприятий.
Безусловно, существует положительный эффект от организации event-мероприятий, который многими предприятиями недооценивается. Основная идея нашего исследования – оценить этот эффект по предложенной методике, и добавить в общий метод оценки эффективности event-проектов. То есть оценить экономический эффект от внедрения event-маркетинга на предприятиях с помощью традиционных показателей эффективности, а также показать, что существует неучтенная сумма, которая может увеличить объем выручки, а также создать дополнительные рабочие места на предприятии.
В настоящее время существует большое количество трудов, освещающих данную тему, однако лишь немногие из них используют наукоемкие понятия в описании концепции event-маркетинга, большинство изданий носят прикладной характер, так как их авторство принадлежит практикам, а не теоретикам в области продвижения. Однако данный факт вполне закономерен, так как организация специальных мероприятий – это процесс, требующий, прежде всего, практических навыков, таких как планирование, разработка концепций, навыки ведения переговоров, разработка параметров оценки эффективности. Рост вложений в event-индустрию высокие ожидания эффективности должны быть подкреплены методикой и расчетами, обосновывающими целесообразность вложений и изменение направления маркетинговой деятельности.
Оценка достигнутых результатов эффективности event-маркетинга затруднена долгосрочностью ожиданий, так как event-мероприятия мало результативны в краткосрочной перспективе. Как правило, преследуются долговременные задачи создания, поддержания и продвижения (развития) имиджа бренда. При этом, нет однозначного и универсального (устраивающего всех) способа решения проблемы повышения эффективности event-маркетинга, поскольку средства и критерии оценки непосредственно тесно связаны с формой и целями конкретного мероприятия, число разновидностей которых постоянно растет.
На сегодняшний день не существует общепринятой системы оценки эффективности внедрения event-маркетинга, поэтому ее разработка является актуальной темой для исследования.
Объектом исследования выступает ООО «СПЕЦСНАБТРАНС».
Предметом исследования стала эффективная технология организации и проведения event-мероприятий в ООО «СПЕЦСНАБТРАНС».
Цель выпускной квалификационной работы – провести оценку эффективности Event-мероприятий на примере ООО «СПЕЦСНАБТРАНС».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие, задачи и цели Event-маркетинга;
- рассмотреть основные инструменты и методы Event-маркетинга;
- изучить теоретические основы оценки эффективности Event-мероприятий;
- ознакомиться с экономической характеристикой исследуемой организации;
- провести оценку маркетинговой деятельности организации;
- разработать Event-мероприятия для исследуемой организации;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы послужили научные исследования, специальная литература и статьи периодических изданий таких авторов, как О.И. Амурской, А.Г. Вершининой, Ю.А. Граманщикова, Д.Е. Жбанкова, А.И. Кичмаренко, Ф. Котлера, Е.А. Ломаченковой, О.О. Никитиной, С.И. Ожегова, Б.А. Райзберг, А.А. Романова, Е.Е. Рыльской, Т.В. Сметаниной, Е.А. Соколова и многих других.
Методологической основой выпускной квалификационной работы выступают методы, используемые для решения поставленных в исследовании задач: анализ, синтез, систематизация, классификация, сравнение и т.д. В качестве инструментов исследования использовались методы познания и изучения экономических и социальных явлений: экономический, статистический, логический анализ, контент-анализ. С целью получения первичной информации применялись различные методы маркетинговых исследований.
Научная новизна исследования состоит в следующем. Разработан методический подход к повышению эффективности функционирования организации, основанный на предложенном алгоритме внедрения event-маркетинга и сформированной системе показателей его эффективности, а также экономическом обосновании проведения event-мероприятий.
Практическая значимость исследования обусловлена наличием в ней готовых инструментов, позволяющих более эффективно планировать и использовать event-маркетинг в организациях. Универсальность предложенных инструментов позволяет также адаптировать предложенные мероприятия под конкретные задачи каждой организации и повысить эффективность маркетинговой деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, два раздела, поделенные на пункты, заключение, список использованных источников и приложения.
Сегодня event-marketing – это самостоятельный вид коммуникации с потребителем. Многие компании уже оценили его преимущества и активно применяют на практике. Эффективность заключается в том, что грамотно выстроенный event и правильные событийные коммуникации вокруг него влияют на увеличение продаж, повышают лояльность клиентов, узнаваемость бренда, качественно передают его миссию и ценности. Поэтому event-marketing целесообразно внедрять в систему маркетинговых коммуникаций бизнеса. Достоинство организации мероприятий заключается в том, что они эмоционально вовлекают потребителя и приобщают к компании или бренду.
Еvent-маркетинг - это инструмент позволяющий воздействовать на разные сегменты в разных сферах, не ограниченный краткосрочным эффектом, не требующий значительных инвестиций и способный адаптироваться в любых условиях.
Существует огромное количество инструментов маркетинговой деятельности, однако наиболее динамичным из них является event-маркетинг. Event-маркетинг - систематический процесс организации различных мероприятий, цель которых презентовать товар или услугу с помощью эмоционального воздействия, акцентируя максимально пристальное внимание потребителей к товару или услуге, таким образом, увеличивая уровень объема продаж.
Еvent-маркетинга направлен на продвижение бизнес-мероприятий: тематических конференций, мастер-классов, семинаров, форумов, ярмарок-вакансий, корпоративных соревнований и прочего. В event-индустрии мероприятия делятся на три типа: корпоративные, деловые и специальные.
В событийном маркетинге используются почти все те же инструменты, что и в классическом: онлайн- и офлайн-реклама, вирусное продвижение, партнерские проекты. Выбор зависит от формата мероприятия, его задач и особенностей целевой аудитории. Чтобы организовать мероприятие, необходимо определиться с его целью, составить портрет целевой аудитории, подобрать тему и формат, анонсировать и провести ивент, а затем подвести итоги.
Эффективность применения event-маркетинга не оспорима, однако подкрепление реализации данного инструмента математическими расчетами на данный момент не имеет точной и полной системы, которая могла бы полностью отражать результаты после проведения мероприятий. Поэтому требуется разработка новых методов измерения эффективности event-маркетинга с учетом всех аспектов поведения посетителей мероприятия, время его проведения и работы дополнительных рекламных кампаний, эффект от которых должен подвергаться другим расчетам. Данный маркетинговый инструмент является новым для большинства российских предприятий, однако, очень перспективным в условиях современных рыночных отношений.
Исследуемая организация – общество с ограниченной ответственность «СпецСнабТранс». Основным видом деятельности является предоставление услуг по благоустройству ландшафта.
Выручка в 2022 г. значительно возросла на 330% (1266032 тыс. руб.). Соответственно наблюдается рост себестоимости на 537% (1271689 тыс. руб.). Однако по валовой прибыли наблюдается снижение. В 2021 г. валовая прибыль уменьшилась на 36,7 %, а в 2022 – на 3,8%. Прибыль от продаж в 2022 году увеличилась на 61,6% и составила 24510 тыс. руб. Однако в чистой прибыли наблюдается большое уменьшение. Если в 2021 г. чистая прибыль составляла 2060 тыс. руб., то в 2022 г. всего 150 тыс. руб. Количество работников в 2021 г. уменьшилось на 4 человека. В 2022 г. численность наоборот увеличилась на 16 человек. Рентабельность реализованной продукции в 2022 г. снизилась с 10,4 до 3,9%. Среднегодовая стоимость основных фондов в 2022 г. сократилась на 65,7%. Производительность труда в 2022 г. с ростом выручки также возросла. Также видно снижение фондоотдачи.
Численность работников ООО «СпецСнабТранс» увеличилась в 2022 г. численность работников ООО «СпецСнабТранс» с высшим образованием в 2021 году увеличилась на 1 человека, а в 2022 г. – на 3 человека. В 2022 г. с неоконченным высшим образованием численность сотрудников прибавилась на 13 человек. Численность работников «СпецСнабТранс» в возрасте от 30 до 40 лет в 2021 г. сократилась на 2 человека, однако в 2022 г. по данной категории наблюдается пополнение на 12 человек. По категории от 20 до 30 лет численность персонала увеличилась на 5 человек.
В деятельности ООО «СпецСнабТранс» оказывает услуги ландшафтного дизайна. Современное озеленение и садово-парковое искусство - дело рук специалистов по ландшафтному дизайну, услуги которых очень востребованы в мегаполисе и Подмосковье.
Сегодня на рынке г. Москвы и Московской области в сфере оказания услуг по ландшафтному дизайну представлены значительным количеством компаний, в которые входят АО «Ривьера», ООО «Эко Грин Строй», ООО «СпецСнабТранс», ООО «Рост», ООО «КПК-Альянс» , ООО «ЭкоГарант» и многие другие. На первом месте по выручке находится АО «Ривьера», ООО «ЭкоГринСтрой», третьем месте стоит исследуемая организация ООО «СпецСнабТранс».
Как видно из данного SWOT-анализа, ООО «СпецСнабТранс» обладает такими возможностями как выход на новые рынки или же увеличение доли рынка, участие в тендерах крупных госпредприятий с целью получения крупных заказов в статусе подрядчика, использование нового технического оснащения позволяющего предоставлять качественные услуги.
Основной угрозой выступает появление новых конкурентов, но благодаря наличию конкурентных преимуществ, таких как, предоставление клиентам широкого ассортимента услуг высокого качества, расширение существующего парка специальной техники, ООО «СпецСнабТранс» сможет удерживать клиентов, предлагая им дополнительные услуги и скидки. Таким образом, SWOT-анализ показывает наличие внутреннего потенциала организации.
Существование значительных угроз «СпецСнабТранс» от поставщиков запасных частей, их интенсивность согласно итогу таблицы составляет 74,4%. Это говорит о том, что реализация производственного процесса имеет большую зависимость от действий поставщиков и их поведения. Крупнейшим заказчиков услуг ООО «СпецСнабТранс» в 2022 году является крупнейшая отрасль АО «РЖД», доля которого в общем объеме продаж составила 35%. Также можно назвать одними из крупных заказчиков услуг с общей долей 15% являются МОСАВТОДОР и индивидуальные предприниматели. Доля данных компаний составляет 30% от продаж «СпецСнабТранс».
Вероятность угрозы со стороны покупателя АО «РЖД» не велика, но ощутима, интенсивность его влияния на хозяйственную деятельность «СпецСнабТранс» составляет 60%. Состав главных угроз со стороны АО «РЖД» в отношении «СпецСнабТранс» характеризуется долей покупок, на которые приходится 35% от реализации предприятия.
Самым крупным участником в данной сфере является АО «Ривьера», его доля рынка в 2022 году составила 33%. Также крупным участником является ООО «ЭкоГринСтрой», его доля на рынке составляет 17%. Рыночная доля ООО «СпецСнабТранс» составляет в 2022 году 16%.
АО «Ривьера» имеет большие конкурентные преимущества и может представлять для ООО «СпецСнабТранс» довольно высокую угрозу конкурентоспособности, о чем говорит показатель интенсивности влияния 73,8%.
В целом можно сделать вывод о том, что ООО «СпецСнабТранс» является довольно стабильным и значительно развитым предприятием, у которого имеется в будущем перспективы роста на рынке реализуемого сырья и услуг. Для устранения выявленных угроз у ООО «СпецСнабТранс» возникает необходимость в разработке необходимых мероприятий и направлений с целью их снижения. При создании эффективной программы по устранению угроз у предприятия имеется возможно оградиться от недружелюбных конкурентов и вполне спокойно осуществлять свою производственную деятельность. В этом случае огромное значение окажет разработка и внедрение Event-мероприятий.
Основной проблемой ООО «СпецСнабТранс» - недостаточный клиентопоток, снижение объема работ организации. Идея кампании продвижения - донести до целевой аудитории мысль о том, что ландшафтные работы необходимы не только в случае появления дефектов территории, мешающих жизнедеятельности, но и для улучшения комфортабельности я и улучшения жилищных условий.
Усилия организации будут распределены следующим образом: маркетинг компании должен быть направлен на развитие и укрепление бренда в части продвижения услуг ландшафтной архитектуры и озеленения, а также ландшафтного строительства в перспективе. Позиционирование компании: предложение не только услуги по благоустройству общественного пространства, но и добавление компонента социального, маркетингового и экономического анализа и предложения, таким образом, чтобы повышалась инвестиционная привлекательность, а в отдельных случаях популярность, объекта недвижимости, в целом.
Итак, цели кампании продвижения:
- увеличение клиентопотока;
- увеличение объемов работ ООО «СпецСнабТранс» на 15%.
Основные задачи:
1) распространение информации о компании в СМИ;
2) увеличение спроса на услуги организации;
3) организация выставки ландшафтного дизайна;
4) повышение узнаваемости продуктов компании и создание приверженности к компании.
Разработка концепции мероприятия по продвижению и стимулированию сбыта, направленные на повышение ландшафтных работ ООО «СпецСнабТранс». Использовали рекламу в СМИ, печатную рекламу, наружную рекламу и рекламу в интернете. Эти виды наиболее актуальны для разработанной рекламной кампании. ООО «СпецСнабТранс» использовало рекламу в СМИ, печатную рекламу, наружную рекламу и рекламу в интернете.
Бюджет кампании по продвижению ООО «СпецСнабТранс» выделяет 600 000 руб. на исполнение кампании продвижения в период с 1 июня по 1 сентября 2023 г. На организацию выставки образцов по ландшафтному дизайну было рассчитано 280000 руб. Таким образом, бюджет по проведению Event-мероприятий для ООО «СпецСнабТранс» составит 880 000 руб. Предложенные мероприятии для ООО «СпецСнабТранс» несомненно позволят повысить свои финансовые ресурсы и увеличить прибыль ООО «СпецСнабТранс» на 9 850 тыс. руб.
1. Амурская О.И. Основные инструменты и методы организации событийного маркетинга // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 53. С. 12-15.
2. Айдаргужина А.Т. Сайт как средство продвижения товаров и услуг // Science Time. - 2023. - № 3. С. 30-34.
3. Басиева Л.В. Анализ трудовых ресурсов // Учет и контроль. - 2022. - № 7. С. 15-22.
4. Божежьян Э.О. Event как метод продвижения в сфере медиаиндустрии // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. - 2020. С. 150-152.
5. Васильев И.Д. Разработка мероприятий по продвижению строительной продукции в регионы на примере товаров и услуг // Гуманитарные научные исследования. - 2022. - № 4.
6. Вершинина А. Г., Просалова В. С., Смольянинова Е. Н. Событийный маркетинг: сущность и возможность применения, как механизма продвижения товаров и услуг в РФ // АНИ: экономика и управление. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynyy-marketing-suschnost-i-vozmozhnost-primeneniya-kak-mehanizma-prodvizheniya-tovarov-i-uslug-v-rf (дата обращения: 20.03.2023).
7. Граманщикова Ю. А. Как праздник зародил направление маркетинга или что такое event-маркетинг? // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции. - 2021. С. 169-171.
8. Дьяченко В.И. Разработка стратегий продвижения услуг региональных компаний сферы услуг // Механизмы управления развитием региона: новые вызовы и приоритеты. Сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической конференции. - 2022. С. 91-101.
9. Жбанков Д.Е. Перспективы и тенденции развития событийного маркетинга для российского рынка event услуг // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 2. С. 161- 163.
10. Жуков Д.А. Разработка Web-сайта для строительных организаций // Аллея наук. - 2021. - № 78. С. 8-11.
11. Иванов М.А. Эффективность использования трудовых ресурсов организации // В мире научных открытий. Материалы V Международной студенческой научной конференции. - 2021. С. 199-202.
12. Казюлина Н.Н. Event-маркетинг: учебное пособие. М.: КноРус, 2019. - 66 с.
13. Кичмаренко А.И. Подходы к определению событийного маркетинга // Молодой ученый. - 2023. - № 4. С. 428-430.
14. Красовская Н. В. Событийный маркетинг: учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 127 с.
15. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер: учебное пособие. - М.: Альпина Паблишер, 2021. - 211 с.
16. Коваленко Е.А. Применение цифровых технологий в продвижении товаров и услуг // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2021. - № 1. С. 425-429.
17. Косорукова И.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник для специальностей «Банковское дело», «Коммерция (по отраслям)», «Операционная деятельность в логистике». - М.: «КноРус», 2021. - 342 с.
18. Клычова Г.С. Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия // Актуальные проблемы бухгалтерского учета и аудита в условиях стратегического развития экономики. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции молодых ученых. - 2022. С. 507-514.
19. Ломаченкова Е.А. Методика оценки эффективности event - маркетинга на предприятиях // E-Scio. - 2022. - № 4. С. 248-256.
20. Лоскутова М.А. Основы разработки проекта по продвижению услуг организации // Инновационное развитие науки: фундаментальные и прикладные проблемы: монография. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. С. 158-168.
21. Махноносов Д.В. Способы продвижения товаров и услуг в сети интернет на основе маркетингового подхода // Торговля и рынок. - 2022. - № 4. С. 119-125.
22. Наумов В.Н. Маркетинг: учебник / В.Н. Наумов. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 410 с.
23. Никитина О.О. Событийный маркетинг как инструмент достижения бизнес-целей // Управление коммуникациями. Сборник статей Первой международной научно-практической конференции. - 2022. С. 159-163.
24. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений: словарь. - М.: Мир и Образование, 2019. - 1376 с.
25. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 512 с.
26. Реброва Н.П. Маркетинг: учебник и практикум для вузов / Н. П. Реброва. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 277 с.
27. Романов А. А. Маркетинговые коммуникации: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 384 с.
28. Румянцев Д. Event-маркетинг. Все об организации и продвижении событий / Д. Румянцев, Н. Франкель. - СПб.: Питер, 2020. - 320 с.
29. Рыльская Е.Е. История, специфика и ключевые особенности event-маркетинга // Научный электронный журнал меридиан. - 2021. - № 5. С. 78-80.
30. Секачева Т.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2020. - 100 с.
31. Свиридова Е.В. Технологии цифрового маркетинга как инструменты продвижения товаров и услуг // 65-я международная научная конференция Астраханского государственного технического университета: материалы конференции. - 2021. С. 1433-1437.
32. Сметанина Т.В. Современное положение и дальнейшие перспективы развития event-сферы в России // Бизнес. Образование. Право. - 2022. - № 2. С. 128-132.
33. Смышляева Е.Г. Продвижение услуг строительной отрасли через интернет // Интернаука. - 2021. - № 32. - С. 5-6.
34. Соколова Е. А. Событийный маркетинг: затраты и результаты // Крымский научный вестник. 2019. № 4. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynyy-marketing-zatraty-i-rezultaty (дата обращения: 20.03.2023).
35. Событийный маркетинг // Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.mango-office.ru/products/calltracking/glossary/sobytiynyy-marketing/ (дата обращения: 20.03.2023).
36. Фот К.Е. Роль Event-маркетинга в формировании позитивного имиджа организации // Актуальные проблемы развития экономики и управления. Сборник научных статей по итогам III Всероссийской научно-практической студенческой конференции. - 2022. С. 171-177.
37. Хатамова К.Ч. Исследование факторов и резервов повышения прибыли и рентабельности организации // Научные исследования в современном мире. - 2021. - № 9. С. 159-165.
38. Шикунова В.А. Эффективность event-маркетинга // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 62. С. 45-48.