Разработка и внедрение комплексной программы развития физических качеств детей 6-7 лет на основе современных педагогических методик и спортивных игр (Московская Международная Академия)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБУ ФОК «Каскад» (посёлок Чернышевский» Республики Саха (Якутия)). Выборка: 16 детей в возрасте 6-7 лет.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы развития физических качеств детей 6-7 лет 5
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет 5
1.2. Понятие физических качеств 8
1.3. Особенности комплексного развития физических качеств детей 6-7 лет 17
2. Сравнительная характеристика программ развития физических качеств детей 6-7 лет 30
2.1. Сравнительная характеристика программ физической подготовки детей 6-7 лет 30
2.2. Функциональная характеристика программ физической подготовки детей 6-7 лет 40
2.3. Анализ подходов к повышению эффективности физической подготовки детей 6-7 лет 46
3. Совершенствование программ физической подготовки детей 6-7 лет 49
3.1. Анализ проблем, связанных с реализацией программ физической подготовки детей 6-7 лет 49
3.2. Предлагаемые мероприятия по совершенствованию программ физической подготовки детей 6-7 лет 53
3.3. Спортивная и функциональная эффективность предлагаемых изменений по совершенствованию программ физической подготовки детей 6-7 лет 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Актуальность темы исследования.Младший школьный возраст крайне благоприятен с точки зрения овладения детьми базовыми компонентами двигательной активности, повышения уровня знаний о технике выполнения отдельных упражнений. Несмотря на то, что данный период не является сенситивным для развития многих физических качеств, подготовка к такому развитию должна быть интенсивной.
При этом важно обращать внимание не на развитие каких-либо отдельных физических качеств, а принимать меры по комплексному физическому развитию ребенка.
Мы предполагаем, что современные программы физического развития не достаточно показывают необходимый результат, что и послужило причиной выбора темы настоящего исследования мысль.
Цель исследования состоит в разработке и внедрении комплексной программы развития физических качеств детей 6-7 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет.
2. Дать понятие физическим качествам, изучить подходы к комплексному развитию физических качеств у детей 6-7 лет.
3. Сравнить программы развития физических качеств у детей 6-7 лет.
4. На примере детей, занимающихся в МБУ ФОК «КАСКАД» выявить недостатки, предложить и апробировать модификацию примерной рабочей программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха «Физическая культура»1-4 классы .
Объект исследования: процесс физического воспитания детей 6-7 лет.
Предмет исследования: содержание, средства, организационные формы комплексного физического развития детей 6-7 лет.
Теоретическая основа исследования. Теоретическая основа работы включает в себя труды специалистов в области возрастной анатомии и физиологии ребенка (Айзман Р.И., Апчел В.Я., Гуровец Г.В., Дробинская А.О., Савченко Ю.И., Сапин М.Р., Тюрикова Г.Н. и др.), физическому воспитанию (Аллянов Ю.Н., Бишаев А.А., Матвеев Л.П., Муллер А.Б., Конев Е.В. и др.).
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогические наблюдение.
3. Тестирование физической подготовленности.
4. Педагогический эксперимент.
5. Математико-статистические методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, результаты исследования могут применяться для организации процесса физического развития в начальной школе, в секциях по общей физической подготовке для детей 6-7 лет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении приведен научный аппарат исследования, обоснована его актуальность.
В первой главе дано теоретическое обоснование развития физических качеств у детей 6-7 лет.
Во второй главе изучены программы развития физических качеств у детей 6-7 лет, апробирована базовая программа по физическому развитию (Лях В.И., Зднаневич А.А.), которая показала низкие результаты.
В третьей главе предлагается модификация базовой программы, проведена апробация модифицированной программы, показана ее результативность.
Мы изучили особенности комплексного развития физических качеств детей 6-7 лет.
Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы:
1. Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет предполагают активное физическое и психическое развитие, хотя темпы такого роста несколько сбавляются. Физическое и психическое развитие приближается к уровню, на котором дети способны выдерживать все большие, в том числе гипоксические нагрузки.
2. Физическими качествами называются врожденные биологические и психические качества человека, которые отражают его готовность к физической деятельности. Это сила, ловкость, выносливость, гибкость и скорость. Основными средствами развития физических качеств являются физические упражнения.
3. Программы развития физических качеств у детей 6-7 лет можно разделить на базовые и модульные. Базовые программы физического развития не дают необходимого уровня развития физических качеств, о чем говорит их анализ, а также результат тестирования на констатирующем этапе эксперимента.
4. На примере детей, занимающихся в МБУ ФОК «КАСКАД» была предложена и апробирована модификация примерной рабочей программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха «Физическая культура» 1-4 классы. Модификацию предлагается провести с использованием фитнес-йоги, занятий с фитболом, подвижных игр.
5. Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.
1. АйзманР.И. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 351 с.
2. Аллянов Ю.Н. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования / Ю.Н. Аллянов, И.А. Письменский. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 493 с.
3. Алхасов Д.С. Теория и история физической культуры: учебник и практикум для вузов / Д.С. Алхасов. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 191 с.
4. Андреева Н.С. Комплексное развитие физических качеств на основе использования полосы препятствий на уроке физической культуры с детьми младшего школьного возраста / Н.С. Андреева // Известия Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена, 2008. – № 58. – С. 339-341.
5. Апчел В.Я. Основы возрастной анатомии и физиологии: учебное пособие / В.Я. Апчел, Л.П. Макарова, Е.А. Никитика. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. – 207 с.
6. БишаеваА.А. Физическая культура: учебник в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы высшего образования по дисциплине «Физическая культура» / А.А. Бишаева, В.В. Малков. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2020. – 311 с.
7. Германов Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры : учебное пособие для вузов / Г.Н. Германов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 224 с.
8. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для вузов / Г.В. Гуровец; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2021. – 430 с.
9. Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для академического бакалавриата / А.О. Дробинская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 413 с.
10. Комплексная оценка физического развития школьников: методические указания / разр. Е.А. Калюжный и др. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 80 с.
11. Курс лекций по спортивной метрологии: Учебно-методическое пособие / Сост. О.С. Красникова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 92 с
12. Лях В.И. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательной организации / В.И. Лях. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 64 с.
13. Мануева, Р.С. Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки: учебное пособие / Р.С. Мануева. – Иркутск: ИГМУ, 2018. – 52 с.
14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник: при реализации основных программ с учетом ФГОС ВО / Л.П. Матвеев. – 4-е изд. – М.: Спорт, 2021. – 517 с.
15. Матвеева А.П. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1-4 классы: учебное пособие дляобщеобразовательный организаций / А.П. Матвеев. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 63 с.
16. Мельникова Ю.А. Методика физической подготовки детей дошкольного возраста, занимающихся футболом / Ю.А. Мельникова, Н.К. Мельников // Человек. Спорт. Медицина, 2017. – Т. 17. – № 2. – С. 81-88.
17. Методология оценки физического развития ребенка: учебное пособие / А.С. Симаходский, А.В. Каган, В.П. Новиков. – СПб.: Свое издательство, 2017. – 254 с.
18. Муллер А.Б. Физическая культура: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 424 с.
19. Мухина М.П. Комплексный подход в развитии физических качеств девочек 5-7 лет, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах / М.П. Мухина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгвафта, 2020. – №3 (181). – С. 336-341.
20. Наймушина А.Г. Методы оценки функционального состояния и физической подготовленности человека: учебное пособие для студентов инженерно-технического вуза / А.Г. Гаймушина. – Тюмень: ТИУ, 2021. – 75 с.
21. Никитушкин В.Г. Теория и методика детско-юношеского спорта: учебник для использования при реализации основных профессиональных образовательных программ с учетом ФГОС ВО / В.Г. Никитушкин. – М.: Спорт, 2021. – 324 с.
22. Пашин А.А. Мониторинг физического развития, физической и функциональной подготовленности учащейся молодежи: учеб.пособие / А.А. Пашин, Н.В. Анисомова, О.Н. Опарина. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. – 142 с.
23. Письменский И.А. Физическая культура: учебник для вузов / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 450 с.
24. Полиевский С.А. Гигиенические основы физической культуры и спорта: учебник: для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Полиевский. – М.: Академия, 2021. – 185 с.
25. Примерная рабочая программа начального общего образования «Физическая культура» (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации – Режим доступа: URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/47db3496358e18c6c35bf00a908ba379.pdf (дата обращения: 14.11.2022).
26. Программы по физической культуре, рекомендуемые экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных организаций [Электронный ресурс] // ФГБУ Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания. – Режим доступа: URL: https://фцомофв.рф/activities/org_metod/page527/page817/(дата обращения: 14.11.2022)
27. Радиола А.С. Комплексный подход к развитию физических качеств футболистов 8-9 лет на учебно-тренировочном занятии / А.С. Радиола // Вопросы науки и образования, 2019. – № 2(45). – С. 79-83.
28. Савченко Ю.И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие для студентов педагогических вузов / Ю.И. Савченков, О.Г. Соладтова, С.Н. Шилов. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2018. – 143 с.
29. СапинМ.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – 13-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. – 381 с.
30. Симаков А.М. Индивидуальный подход к развитию физических качеств тхэквондистов в сенситивном периоде / А.М. Симаков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2015. – № 1(119). – С. 156-166.
31. Симонов С.Н. Сенситивные периоды развития двигательных способностей: синергетическая трактовка / С.Н. Симонов, В.В. Вакула // Вестник российских университетом. Математика, 2010. – Т. 15. – № 1. – С. 75-77.
32. Собянин Ф.И. Физическая культура: учебник по дисциплине «Физическая культура» / Ф.И. Собянин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 221 с.
33. Стриханов М.Н. Физическая культура и спорт в вузах: учебное пособие / М.Н. Стриханов, В.И. Савинков. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 160 с.
34. Теоретические основы физической культуры: учебное пособие для вузов / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 194 с.
35. Теория и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник: для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина и др.; под ред. С.О. Филипповой. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. – 318 с.
36. Тхорев В.И. Сенситивные периоды развития двигательных способностей учащихся школьного возраста / В.И. Тхорев // Физическая культура, спорт – наука и практика, 2010. – №1. – С. 40-45.
37. Тюрикова Г.Н. Анатомия и возрастная физиология: учебник для студентов учебных заведений, реализующих программу среднего профессионального образования / Г.Н. Тюрикова, Ю.Б. Тюрикова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 176 с.
38. Физическая культура: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е.В. Конеева; под редакцией Е.В. Конеевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 599 с.