Введение 3
1. Современные технологии трехмерной компьютерной графики 4
1.1. Особенности трехмерной графики. 4
1.2. Сферы применения. 6
1.3. Вывод 9
2. Анализ современных средств по созданию трехмерной компьютерной графики 10
2.1. Blender 10
2.2. Autodesk 3Ds Max 12
2.3. Autodesk Maya 15
2.4. Вывод 16
3. Разработка 3D-модели «Экобудущее» 17
3.1. Описание 3D-модели 17
3.2. Этапы создания 18
3.3. Вывод 23
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Трехмерная графика является достаточно молодой отраслью деятельности человека, которая уже успела хорошо проявить себя в решении широкого круга задач в совершенно разных областях применения. Активное использование инструментов данной сферы стало возможно не так давно. Графическая революция, вызванная появлением более мощного аппаратного обеспечения и открытием новых путей по повышению вычислительной мощности, во многом предопределила современные тенденции в сфере информационных технологий.
Развитие трехмерной графики привело к появлению совершенного нового способа коммуникации между пользователем и компьютером, наиболее точно приближенного к тому, который человек использует в повседневной жизни. Благодаря этому стало возможным моделировать многие процессы, происходящие в реальном мире, что в свою очередь открыло широкий спектр возможностей применения данной технологии.
В большинстве случаев использование трехмерной графики позволяет сэкономить средства, поскольку помогает избежать многих ошибок еще на этапе планирования.
Цель курсовой работы – изучение основ создания 3D-моделей, а также компьютерных технологий трехмерной графики на примере Blender, анализ современных программных продуктов по созданию трехмерной графики, освоение навыков по 3D-моделированию, разработка 3D-модели «Экобудущее».
В процессе написания курсовой работы были изучены основы создания 3D-моделей, а также компьютерных технологий трехмерной графики на примере Blender, проанализированы современные программные продукты по созданию трехмерной графики, освоены навыки по 3D-моделированию, была разработана 3D-модель «Экобудущее».
В 1 главе были рассмотрены особенности трехмерной компьютерной графики, изучены различные подходы к представлению объекта в трехмерном пространстве. Также был произведён анализ сфер применения 3D. Как итог, технологии трехмерных технологий играют значительную роль в современном мире, помогая решать всевозможные задачи из самых разнообразных сфер. При этом появляются все новые способы применения данного инструмента. Одной из причин столь широкого распространения технологий трехмерной графики является возможность представлять информацию в наиболее удобной для человека форме, при чем ключевой особенностью данной сферы является разнообразность подходов к интерпретации данных в трехмерном пространстве. Выбор наиболее подходящего варианта зависит в основном от сфер применения и от тех потребностей, которые предполагает каждая из этих сфер.
Во 2 главе был произведён анализ программного обеспечения и технологий для работы с 3D-моделью, также был произведен выбор наиболее подходящего средства для наших целей. Резюмируя произведенный анализ, можно сказать, что вместе с увеличением количества способов применения технологий трехмерной графики возрастает также и количество средств, направленных на решение тех или иных задач. Так существуют как универсальные инструменты, такие как Blender, позволяющие легко справиться со стандартными типами задач без необходимости прибегать к сторонним средствам, так и более специализированные, сфокусированные на покрытии достаточно узкого круга потребностей. Выбор наиболее подходящего осуществляется в соответствие с индивидуальными требованиями.
В 3 главе приведены этапы разработки 3D-модели и описан процесс её создания. На основании проделанной работы, можно отметить, что были пройдены на практике основные этапы создания трехмерной графики на примере программного обеспечения Blender, что позволило получить ряд ключевых навыков, необходимых специалисту по трехмерной графике, таких как умение моделировать различные объекты, создавать для них текстуры, а также симулировать разного рода динамические процессы.
Подводя итоги проделанной работы, можно заключить, что сфера технологий трехмерной графики является активно развивающейся и продолжает находить себе применение в самых разных направлениях. Так на сегодняшний день уже существует большое разнообразие средств, позволяющих решать самые разные задачи. При этом данная сфера имеет свои особенности, что требует наличия соответствующих навыков, таких как умение моделировать объекты с помощью различных инструментов, создавать для них текстуры и анимации, настраивать освещение и многое другое. Также стоит отметить, что разработка трехмерной графики является довольно требовательным к ресурсам процессом из-за чего возникает потребность в более дорогостоящем оборудовании для комфортной работы, в связи с чем повышается порог входа в данную сферу.
1. Меженин, А. В. Технологии разработки 3D-моделей [Текст] : учебное пособие / А. В. Меженин. — Санкт-Петербург : НИУ ИТМО, 2018. — 100 с.
2. 3D ML. Часть 1: формы представления 3D-данных [Электронный ресурс] : статья / habr.com 2020. Режим доступа: https://habr.com/ru/company/itmai/blog/503358/
3. Области применения 3D-технологий в современном мире [Электронный ресурс] : статья / dzen.ru 2021. Режим доступа: https://dzen.ru/media/obuchim_com/oblasti-primeneniia-3dtehnologii-v-sovremennom-mire-602a4698c219c97e322a38a4
4. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] : учебник / Е. В. Баранова, М. И. Бочаров, С. С. Куликова, Т. Б. Павлова. — Электрон. текстовые данные. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 296 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/212435
5. Blender [Электронный ресурс] / ru.wikipedia.org 2022. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Blender
6. Технология трехмерного моделирования и текстурирования объектов в Blender 3d и 3d Max [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. А. Кузьменко, А. Д. Гладченков, В. А. Шкаберин [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 142 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/125515
7. Rendering — Blender Manual [Электронный ресурс] / docs.blender.org 2022. Режим доступа: https://docs.blender.org/manual/ru/dev/render/index.html
8. Autodesk 3ds Max [Электронный ресурс] / ru.wikipedia.org 2022. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Autodesk_3ds_Max
9. Ложкина, Е. А. Проектирование в среде 3ds Max [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. А. Ложкина, В. С. Ложкин. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск : НГТУ, 2019. — 180 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/152241
10. Аббасов, И. Б. Основы трехмерного моделирования в 3ds Max 2018 [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. Б. Аббасов. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Профобразование, 2019. — 186 c. Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/88001.html
11. Autodesk Maya [Электронный ресурс] / ru.wikipedia.org 2022. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Autodesk_Maya
12. Забелин Л.Ю. Основы моделирования в Autodesk Maya 2018 [Электронный ресурс] : учебное пособие / Забелин Л.Ю., Шыырап Ю.М.. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск : Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017. — 194 c. Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/90596.html
13. Rigging and Animation in Maya: An Introduction [Электронный ресурс] : статья / medium.com 2022. Режим доступа: https://medium.com/@rutgerjmckenna/rigging-and-animation-in-maya-an-introduction-26ccde10abd5
14. Технология трехмерного моделирования в Blender 3d [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. А. Кузьменко, А. Д. Гладченков, Л. Б. Филиппова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 79 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/113463
15. Бирн, Д. Цифровой свет и рендеринг [Текст] : руководство / Д. Бирн ; научный редактор Я. Е. Гурин ; перевод с английского И. Л. Люско. — Москва : ДМК Пресс, 2022. — 464 с.