Объект исследования - Федеральное Казенное Учреждение «Исправительная Колония № 7 Управления Федеральной Службы Исполнения Наказаний По Республике Башкортостан
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО–ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Специфика профессиональной деятельности работников УИС 7
1.2 Теоретические особенности сопровождения сотрудников УИС 10
1.3. Формы и методы психологического сопровождения сотрудников уголовно исполнительной системы 15
2. ХАРАКТЕРИСТИКИ И СТРУКТУРА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ «ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ № 7 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»
2.1. Общая характеристика базы исследования 20
2.2. Кадровый состав и основные функции сотрудников учреждения 28
2.3. Оценка социально–психологического климата учреждения 31
3. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
3.1. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников, несущих службу с оружием 40
3.2 Профилактика профессиональной деформации сотрудников учреждения 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …....61
Криминогенная обстановка, сложившаяся на сегодняшний день в государстве, а также отдельные трансформации в общей структуре преступности оказывают непосредственное влияние на условия прохождения службы в уголовно–исполнительной системе.
Кроме того, сам характер профессиональной деятельности сотрудников системы исполнения наказаний, наряду со снижением уровня их профессиональной некомпетентности, стала приводить к еще более тяжелым последствиям как для них самих, так и для общества в целом.
В современном обществе сотрудники уголовно–исполнительной системы играют важную роль в поддержании законности и порядка. Вместе с тем, их профессиональная деятельность сопряжена с высоким уровнем стресса, психологической напряженности и риском профессионального выгорания, в связи с чем, сотрудники уголовно–исполнительной системы нуждаются в психологической поддержке и сопровождении.
Сотрудники уголовно–исполнительной системы испытывают высокий уровень стресса в связи с особенностями своей работы. Они часто сталкиваются с агрессивными и опасными преступниками, что может вызывать у них постоянный страх и тревогу. Кроме того, они должны работать в условиях постоянного контроля и наблюдения, что также повышает уровень стресса.
Также одним из факторов стресса в профессиональной деятельности сотрудников уголовно–исполнительной системы является испытываемый стресс, обусловленный непредсказуемостью своей работы: неожиданные ситуации, которые требуют быстрого и правильного решения, что может вызвать у них чувство беспомощности и страха.
Высокий уровень стресса может привести к различным психологическим и физиологическим проблемам. Некоторые из них могут включать: тревогу, депрессию, бессонницу, головные боли, повышенное кровяное давление, проблемы с пищеварением и другие заболевания.
В этой связи, психологическое сопровождение сотрудников уголовно–исполнительной системы является очень важным аспектом поддержания их здоровья и эффективности работы. Различные методы и технологии психологической работы могут помочь снизить уровень стресса и обеспечить работникам уголовно–исполнительной системы необходимую поддержку и помощь в преодолении профессиональных трудностей.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что, невзирая на проводимые реформы в системе исполнения наказаний, ситуация на местах продолжает оставаться достаточно сложной.
Новые требования к личности и профессиональной компетентности сотрудников исправительных учреждений стали необходимостью в свете изменений в социально–экономической ситуации и подходах к исполнению уголовного наказания. Организационная реформа уголовно–исполнительной системы и ее выделение в отдельную федеральную службу также поставили перед сотрудниками новые и более высокие требования.
Более того, отмена многих социальных льгот для сотрудников и перестройка структуры уголовно–исполнительной системы привели к оттоку опытных кадров и омоложению личного состава.
Исполнение наказаний требует от сотрудников не только профессиональных знаний и умений, но и высоких личностных качеств, необходимых для осуществления сложной работы. В данном контексте, профессиональная деятельность в системе исполнения наказаний предъявляет серьезные требования, которые необходимо учитывать при подборе сотрудников их дальнейшем обучении и психологическом сопровождении.
Таким образом, существенная либерализация общественных отношений в последние десятилетия требует реформирования не только кадровой политики в уголовно–исполнительной системе, но и внедрения действенных методов работы с кадровым составом соответственных учреждений, в частности, психологической подготовке личного состава к эффективному выполнению своих обязанностей с учетом новых правовых и социальных реалий.
В этой связи, первоочередной задачей психологов, работающих в органах уголовно–исполнительной системы, выступает не столько проведение всестороннего психологического изучения личности кандидатов на службу в УИС, а организация эффективной консультативной и коррекционной работы с ними в рамках психологического сопровождения.
Цель исследования – характеристика, изучение и оптимизация процессов психологического сопровождения сотрудников уголовно–исполнительной системе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
раскрыть теоретические аспекты профессионально–психологического сопровождения сотрудников уголовно–исполнительной системы ;
охарактеризовать и проанализировать структуру базы исследования «Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 7 управления федеральной службы исполнения наказаний по республике Башкортостан»;
определить мероприятия, направленные на оптимизацию психологического климата в учреждении.
Объект исследования – Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 7 управления федеральной службы исполнения наказаний по республике Башкортостан».
Предмет исследования – психологическое сопровождение сотрудников ФКУ «Исправительная колония № 7 управления федеральной службы исполнения наказаний по республике Башкортостан» и разработка мероприятий, направленных на оптимизацию данного направления работы психологической службы учреждения.
Теоретическую основу исследования составляют нормативно–правовые акты, а также работы теоретиков и специалистов в сфере психологии, таких как Болотова А. К., Воробьева О. А., Гонина О. О., Дружинин В. Н., Карпов А. В., а также иных исследователей, чьи труды затрагивают рассматриваемый вопрос.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что перечисленные выше авторы, преимущественно рассматривают такие категории как профессионализм, профессиональные качества сотрудников УИС, иерархия данных качеств, а также специфические черты их профессиональной реализации.
Вместе с тем, в исследованиях, послуживших основой настоящей работы, отсутствуют подходы к формированию, обоснованию и реализации программы психологического сопровождения как сотрудников УИС в целом, так и тех из них, у кого анализируемые профессиональные качества не сформированы в полной мере.
Методологическая основа работы включает всеобщий метод познания, отражающий диалектическую взаимосвязь теории и практики, системный подход и сравнительный анализ, а также диалектический анализ, систематизация и обобщение, построение логических выводов по теме.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные предложения могут быть использованы специалистами психологической службы учреждений УИС в процессе организации и осуществлении психологического сопровождения их сотрудников.
Структурно работа включает в себя: введение, три главы, которые последовательно раскрывают тему исследования, заключение, а также список использованной литературы.
Подводя итог проведенного исследования, необходимо отметить следующее.
Психологическое сопровождение персонала, с учетом высокого уровня ответственности и специфики работы сотрудников уголовно–исполнительной системы, является необходимым условием эффективности работы всего ведомства в целом. Кроме того, психологическое здоровье и устойчивость сотрудников УИС напрямую влияют на их работоспособность и качество работы.
В настоящее время в уголовно–исполнительной системе широко используются различные методы психологической работы с персоналом, включая тренинги, консультирование, психокоррекционные мероприятия и другие.
Важно понимать, что каждый метод имеет свои особенности и может быть эффективен в определенных ситуациях и для определенных целей.
Психологическое сопровождение персонала УИС является неотъемлемой частью работы ведомства. Оно направлено на повышение профессионализма и эффективности работы, а также на поддержание психологического здоровья и устойчивости сотрудников.
Различные методы психологической работы позволяют достичь этих целей, при этом необходимо учитывать особенности конкретных ситуаций и потребностей персонала.
Кроме того, для успешной профессиональной деятельности в УИС необходимы высокие нравственные и этические принципы, такие как справедливость, честность, уважение к правам и достоинству осужденных, безупречность поведения и др.
Однако, чтобы добиться оптимального и всестороннего развития личностных качеств и характеристик, профессиональная деятельность должна быть сбалансирована с другими сферами жизни человека, такими как семья, социальная жизнь, духовный рост и т.д. Важно не забывать об удовлетворении личностных потребностей, таких как саморазвитие, творчество, спортивная активность, отдых и развлечения, что позволяет сохранять баланс и не допускать выгорания.
В ходе проведенного исследования были раскрыты теоретические аспекты профессионально–психологического сопровождения сотрудников уголовно–исполнительной системы, проведен и анализ структуры «Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 7 управления федеральной службы исполнения наказаний по республике Башкортостан», а также определены мероприятия, направленные на оптимизацию психологического климата в учреждении.
Раскрытые вопросы позволяют сделать следующий вывод.
На сотрудников УИС возложены обязанности по обеспечению охраны, безопасность и контроля за поведением осужденных, исключение возможности их бегства, недопущение нарушений внутреннего режима учреждения, предотвращение конфликтов и их разрешение при возникновении.
Поэтому основными качествами, которыми должен обладать сотрудник УИС, являются: профессиональная компетентность, дисциплинированность, ответственность, уверенность, способность к самоорганизации, ориентация на результат, умение работать в коллективе, высокая психологическая устойчивость и т.д.
В этой связи, одной из главных задач психологической работы с персоналом УИС является повышение уровня профессионализма и эффективности работы.
Для этого необходимо уделять внимание, как развитию профессиональных навыков, так и личностному росту сотрудников. Важно, чтобы сотрудники были способным адаптироваться к новым условиям и требованиям, умели работать в команде, были уверенными в своих действиях и могли принимать решения в экстремальных ситуациях.
В результате проведенного исследования в ИК № 7, было выявлено, что уровень организации процесса и условий работы учреждения оценивается сотрудниками выше среднего, сотрудники отмечают рациональное использование рабочего времени, четко распределенную нагрузку между сотрудниками, хорошие санитарно–гигиенические условия труда. Уровень оценки качеств руководителей также выше среднего.
Большинство сотрудников отмечают, что руководитель объективно оценивает их действия, предпочитает советоваться по рабочим вопросам и всегда может заступиться, где это необходимо. Уровень оценки мотивации к работе – выше среднего.
Сотрудники проявляют высокую заинтересованность в работе, отмечают возможность профессионального роста, а также удовлетворенность системой стимулирования труда.
Уровни оценки межличностных отношений в коллективе, функционального состояния, а также оценки сформированности традиций, обычаев, норм группового поведения, оцениваются испытуемыми выше среднего, что в целом свидетельствует о благоприятном психологическом климате, а также достаточно эффективной работе психолога ИК.
Вместе с тем, для поддержания благоприятной атмосферы в коллективе, а втором были предложены групповые тренинги по управлению эмоциями, а также мероприятия, направленные на оптимизацию рабочего пространства и своевременное решение внутренних конфликтов среди сотрудников ИК.
В целом, результаты практического исследования свидетельствуют о том, что психологическая работа, проводимая среди сотрудников ИК, достаточно эффективна и может повысить их профессиональную успешность.
Однако, при выборе форм и методов психологической работы необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого сотрудника и необходимые для него профессионально–важные качества, которые требуют корректировки и развития.
Дальнейшее развитие и совершенствование методов и форм психологической работы с сотрудниками отделов воспитательной работы может способствовать улучшению качества работы в уголовно–исполнительной системе в целом и повышению эффективности исправительной работы.
Сбалансированный подход к психологическому сопровождению сотрудников должен включать не только выработку необходимых профессионально–важных качеств, но и умение переносить полученные навыки на практическую деятельность.
Психологическая работа может помочь сотрудникам осознать свои проблемы и потребности, развить способности к самоанализу и саморазвитию, а также улучшить их взаимоотношения со своими коллегами и подчиненными.
1. Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138–р «Об утверждении Концепции развития уголовно–исполнительной системы РФ на период до 2030 г.» / [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_383610/7eada0efe8cc5c372459d10f592b9da02b0b877d/ (дата обращения 25.04.2023)
Монографии, учебники, учебные пособия
2. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. – М.: Юрайт. 2019. – 340 с.
3. Воробьева О. А. Психологическая подготовка сотрудников уголовно–исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» / Прикладная юридическая психология, 2017, С. 125–128
4. Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. – М.: Юрайт. 2019. – 432 с.
5. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. – М.: КноРус. 2019. – 320 с.
6. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. 2019. – 430 с.
7. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. – М.: Юрайт. 2019. – 386 с.
8. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. – М.: Норма, 2019. – 224 c.
9. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 480 c.
10. Карпов А. В., Савин И. Г. Психологический анализ деятельности: учеб, пособие / А. В. Карпов, И. Г. Савин / Яросл. гос. унив. – Ярославль: ЯрГУ, 2019. –144 с.
11. Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. 2019. – 200 с.
12. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер. 2020. – 544 с.
13. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2–х частях. Часть 2. – М.: Юрайт. 2019. 174 с.
14. Котова, И. Б. Общая психология: учеб. пособие / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2017. – 480 с.
15. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. – М.: Вузовский учебник, 2019. – 336 c.
16. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт. 2019. – 152 с.
17. Макарова, И. В. Общая психология: краткий курс лекций / И. В. Макарова. – М.: Юрайт, 2018. – 182 с.
18. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2019. – 583 с.
19. Марцинковская, Т.Д. Общая и экспериментальная психология: Учебник / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2014. – 272 c.
20. Матюшкин, А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: уче. пособие / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. – М.: КДУ, 2020. – 190 с.
21. Мирошниченко, И.В. ВПС: Общая психология / И.В. Мирошниченко. – М.: А–Приор, 2017. – 96 c.
22. Митина, О. Разработка и адаптация психологических опросников: учеб. пособие / О. Митина. – М.: Смысл, 2019. – 240 с.
23. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3–х томах. Том 2. В 4–х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. – М.: Юрайт. 2019. – 244 с.
24. Немов, Р. С. Психология личности: в 3 т. / Р. С. Немов. – М.: Юрайт, 2019. – Т. 3. – 739 с.
25. Носс, И. Н. Введение в практику психологического исследования: учеб. пособие / И. Н. Носс, Н. В. Васина. – М. : Институт психотерапии, 2012. – 352 с.
26. Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 524 c.
27. Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности / Ю. П. Поваренков; изд. 2–е, доп. – Саратов: Саратовский государственный социально–экономический университет, 2018. – 322 с.
28. Психология. Учебник и практикум для СПО / под общ. ред. А. С. Обухова. – М.: Юрайт. 2019. – 404 с.
29. Пузиков, В. Г. Технология ведения тренинга: метод. пособие для начинающих тренеров / В. Г. Пузиков. – СПб.: Речь, 2020. – 227 с.
30. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум : учеб. пособие / Д. М. Рамендик. – М. : Форум, 2019. – 304 с.
31. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик.. – М.: Форум, 2019. – 304 c.
32. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: в 2 ч. / Е. И. Рогов. – М.: Владос, 2003. – Ч. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 112 с.
33. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2020. – 447 c.
34. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. – М.: Феникс. 2020. – 280 с.
35. Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – СПб., 1992. – 157 с.
36. Фаликман, М.В. Общая психология: В 7 т.Т. 4: Учебник / М.В. Фаликман. – М.: Академия, 2018. – 240 c.
37. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 c.
38. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт. – 2019. – 328 с.
39. Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт. 2019. – 156 с.
40. Штейнмец, А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. – М.: Академия, 2018. – 496 c.