Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Контракт в сфере государственных закупок

Работа №118377

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы132
Год сдачи2019
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРАКТА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 12
1.1 Понятие и правовое регулирование контракта в сфере государственных закупок 12
1.2 Типовые контракты в сфере государственных закупок 26
ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ КОНТРАКТА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 34
2.1 Существенные условия контракта в сфере государственных закупок 34
2.2 Иные условия контракта в сфере государственных закупок 56
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 62
3.1 Порядок заключения контракта в сфере государственных закупок 62
3.2. Изменение условий контракта в сфере государственных закупок 69
3.3 Расторжение контракта в сфере государственных закупок 79
ГЛАВА 4. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРАКТА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 92
4.1 Актуальные вопросы судебной практики по рассмотрению споров, связанных с применением ответственности за неисполнение (ненадлежащие исполнение) обязательств по контрактам 92
4.2 Анализ нарушений, допускаемых заказчиком при заключении и исполнении контракта 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 113

На сегодняшний день, в условиях экономической нестабильности, постоянного выявления коррупционных преступлений, негативного влияния внешних факторов на российскую экономику, важной задачей является эффективное расходование бюджетных средств всех уровней. Ежегодно, на закупку товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее под закупками будут пониматься государственные и муниципальные закупки) тратиться огромная доля федеральных, региональных и муниципальных бюджетных средств. В связи с этим, создание эффективной системы закупок можно без преувеличения назвать стратегической задачей государства. Принятие Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее Закона о контрактной системе), пришедшего на смену действующего до 01.01.2014 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд»2 (далее Закон № 94-ФЗ) можно считать началом реформирования института закупок в Российской Федерации (далее РФ).
Сфера закупок представляет собой один из главных факторов регулирования рынка, роста экономики и поддержки экономической и социальной стабильности государства.
Закупки с помощью предусмотренных законодательством инструментов стимулируют развитие приоритетных направлений экономики. Например, применение национального режима и ограничения допуска иностранной продукции способствуют защите внутреннего рынка, поддержанию российских производителей и развитию национальной экономики в целом. Также через систему закупок государством реализуется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СОНО). Таким образом, через систему закупок создается экономическое пространство, в котором существует возможность развития различных субъектов экономики.
Для повышения результативности и эффективности использования бюджетных средств, обеспечения открытости и прозрачности закупок товаров (работ, услуг), снижения ограничения конкуренции и предотвращения коррупции российское законодательство регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных нужд.
Именно государственные и муниципальные контракты (далее под контрактом будут пониматься государственные и муниципальные контракты) являются важнейшим инструментом, регулирующим отношения в сфере закупок, так как благодаря им реализуются вопросы содержания, исполнения, прекращения закупок.
Принципиальным отличием действующего на сегодняшний день законодательства о контрактной системе является регламентируемый порядок не только заключения, а еще и исполнения, изменения и расторжения контракта. До вступления в силу Закона о контрактной системе, процесс размещения заказа оканчивался заключением контракта, его исполнение выходило за рамки регулирования законодательства указанной сферы3.
В соответствии с действующим законодательством исполнение контракта это целый комплекс мероприятий, включающий в себя не только обязательства по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), но и приемку, экспертизу, оплату, а также действия сторон, связанные с изменением и расторжением контракта.
Несмотря на стремление всех участников системы закупок к соблюдению всех норм законодательства и заключению наиболее эффективных контрактов, зачастую возникает большое количество юридических препятствий. Не соблюдение норм законодательства, связанных с заключением, исполнением и расторжением контракта, ошибки, допускаемые поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и заказчиками могут привести как к потере контракта, так и к привлечению сторон к ответственности.
В связи с этим для улучшения процесса поставок товаров (работ, услуг) исследование норм законодательства, регулирующих вопросы заключения, исполнения и расторжения контракта на современном этапе развития системы закупок приобретает важнейшее значение.
Принятие Закона о контрактной системе, который должен был устранить пробелы действующего ранее законодательства имело положительное значение. В основу данного закона были положены принципы открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, профессионализма всех участников и др. Однако спустя шесть лет с момента его принятия невозможно не отметить сохранение сложностей системного характера, которые сдерживают развитие системы закупок.
В первую очередь к таким проблемам относится возможность неоднозначного толкования отдельных норм Закона о контрактной системе и отсутствие единообразной правоприменительной практики.
Существует много проблемных вопросов, связанных с этапом заключения и исполнения контракта. Несмотря на постоянно совершенствующееся законодательство, коррупционная составляющая в сфере закупок остается одной из главных проблем, в том числе и на стадии заключения контракта4. Так же нельзя не отметить проблемы недобросовестного исполнения или неисполнения сторонами своих обязательств по контракту, это касается как заказчика, так и поставщика (подрядчика, исполнителя).
Отсутствие единообразия в судебной практике остается еще одной проблемной стороной. Споры, касающиеся заключения, исполнения, расторжения контрактов, составляют значительную долю дел, рассматриваемых в арбитражных судах РФ. До сих пор из-за достаточно разных позиций высказываемых судами различных инстанций, категории дел по данные спорам так и остаются не до конца урегулированными. На это, в том числе, большое влияние имеет факт постоянного внесения изменений в законодательство о контрактной системе. Так на сегодняшний день с момента введения в действие Закона о контрактной системе было внесено боле пятидесяти поправок. Вместе с этим ежегодно вводятся в действие и иные нормативно-правовые акты, также регулирующие сферу закупок.
Исходя из всего вышесказанного можно прийти к выводу о том, что исследование контракта в сфере государственных закупок представляется актуальным в современных реалиях.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы магистерской диссертации, а также были определены цели и задачи исследования.
Целью магистерской диссертации является исследование контракта в сфере государственных закупок в соответствии с законодательством РФ.
Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач:
• изучение особенностей правового регулирования контракта в сфере государственных закупок;
• изучение существенных и иных условий контракта в сфере государственных закупок;
• изучение порядка, условий и особенностей заключения, изменения и расторжения контракта в сфере государственных закупок;
• исследование административной и судебной практики, по нарушениям заказчика, допускаемых при заключении и исполнении контракта в сфере государственных закупок;
• исследование судебной практики рассмотрению споров, связанных с применением ответственности за неисполнение (ненадлежащие исполнение) обязательств по контракту в сфере государственных закупок.
Объектом исследования является гражданско-правовые отношения, регулируемые контрактом в сфере государственных закупок.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения контракта в сфере государственных закупок.
Теоретической основой магистерской диссертации явились научные работы авторов, таких как В.И Новоселов, Л.В. Андреева, В.В. Кикавец, К.В. Кичик, Ф.А. Тасалов, Н.И. Клейн, А.В, Демина, Н.Н. Заботина, В.Е. Белов, Д.С. Захаренко, А.А. Храмкин, О.А. Беляева, Ю.Г. Архипов, А.Н. Борисов и др.
При написании магистерской диссертации использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез дедукция, а также специальные методы исследования: сравнительно-правовой метод, метод аналогии, метод толкования правовых норм.
Нормативную базу исследования составили нормы Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), Закон о контрактной системе, другие федеральные законы, регулирующие отношения в данной сфере. Также при написании магистерской диссертации использовались материалы судебной и административной практики.
Положения выносимые на защиту:
1. Введение Законом о контрактной системе типовых контрактов и типовых условий контрактов имеет важное и положительное значение как для заказчика, так и для поставщика (подрядчика, исполнителя). Во-первых они значительно упрощают процесс разработки проекта контракта, и тем самым сокращаются временные затраты заказчика. Во-вторых они направлены на обеспечение единообразия в формулировке условий контракта для каждого его вида. Однако Закон о контрактной системе не содержит в себе определение типового контракта. В этой связи предлагаем следующее определение. Типовой контракт в сфере государственных закупок представляет собой документ, разрабатываемый и утверждаемый в порядке, установленном законодательством о контрактной системе, включающий в себя унифицированные условия контракта, заключаемого от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также бюджетными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями либо иными юридическими лицами для удовлетворения государственных и муниципальных нужд и обладающий рядом признаков. К таким признакам относятся:
• обязанность его применения заказчиками всех уровней;
• особый порядок разработки и утверждения;
• невозможность внесения изменений в такой контракт, за исключением выбора одного или нескольких вариантов условий из предлагаемого таким контрактом перечня, а также включения условий конкретной закупки.
2. Закон о контрактной системе содержит определенный порядок заключения контракта, однако на практике возникают проблемные ситуации, в том числе связанные с уклонением победителя от заключения контракта. Так при признании победителя уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником, которому присваивается второй номер. При этом для данного участника такое заключение является правом, а не обязанностью. При отказе такого участника от заключения контракта заказчик вынужден проводить процедуру закупки заново. В этой связи для оптимизации закупочного процесса предлагаем внесение изменения в часть 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, а именно установить обязанность заключения контракта для поставщика (подрядчика, исполнителя) которому присваивается второй номер.
3. Заключение контракта на условиях, предусмотренных извещением и документацией о закупке и дальнейшее сохранение таких условий, обеспечивает свободную конкуренцию и равенство всех участников закупки. Законом о контрактной системе установлен четкий перечень условий, для внесения изменений в заключенный контракт. Это направлено прежде всего на исключение ситуаций, при которой заказчик вначале сознательно ограничивает конкуренцию на этапе проведения закупки для возможности победы определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), а затем, путем внесения изменений в контракт, создает для него более выгодные условия его исполнения. На практике существуют ситуации, при которых для поставщика (подрядчика, исполнителя) возможность исполнения контракта на его условиях отсутствует. Это касается прежде всего изменения срока действия контракта и срока поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) при не совершении заказчиком действий, в связи с чем поставщик (подрядчик, исполнитель) не смог исполнить контракт. Также проблемным остается вопрос об увеличении цены контракта пропорционально дополнительному объему работ (строительные работы, работы по капитальному ремонту), которые не были учтены в документации о закупке, и их невыполнение может привести к отсутствию возможности исполнения контракта. При этом, на сегодняшний день существует судебная практика, допускающая изменение контракта в таких ситуациях.
На основании этого предлагаем внести изменения в часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, а именно дополнить ее пунктами, допускающими внесение изменений в контракт по следующим основаниям.
1) изменение срока контракта и срока поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) - в случае несовершения заказчиком действий, предусмотренных законом, контрактом, либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых поставщик (подрядчик, исполнитель) не мог исполнить свои обязательства, сроки исполнения обязательств по государственному контракту продлеваются на период просрочки заказчика;
2) увеличение цены контракта - увеличение цены контракта пропорционально объему работ при согласовании с заказчиком дополнительных строительных работ, в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы и они не могли быть учтены в технической документации на момент подготовки документации и заключения контракта, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
4. Относительно изменений условий контракта, предлагаем внести изменения в часть 18 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно включить условие, в соответствии с которым право увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной победителем и НМЦК будет применяться заказчиком и при проведении запроса котировок.
5. При возникновении ситуации, при которой заказчик расторгает контракт с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), отказавшимся от исполнения контракта, предлагаем установить в Законе о контрактной системе право заказчика заключить контракт с участником, которому был присвоен второй номер по итогам проведения конкурсной процедуры, в случае расторжения контракта с победителем, по причине неисполнения им контракта.
Цели и поставленные задачи определили структуру диссертационного исследования, которая включает в себя введение, четыре главы, заключение, список используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение законодательства о контрактной системе в современных реалиях имеет очень важное и актуальное значение. Это связано прежде всего с тем, что данное законодательство направлено на регулирование социальной и экономической сферы государства, создание условий для развития различных субъектов экономики, эффективное расходование бюджетных средств, создание эффективных и прозрачных закупок, а также предотвращение коррупционных преступлений в данной сфере. Контракт занимает особое место в системе закупок, так как он представляет собой экономическую и правовую основу взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления, выступающих в роли заказчика на товары (работы, услуги) для удовлетворения их нужд, с субъектами, выполняющими функции поставщика (подрядчика, исполнителя) данных товаров (работ, услуг).
Проблема определения роли и места контракта в гражданско-правовых отношения является сложной и неоднозначной. Договорный способ регулирования отношений между получателями и распорядителями бюджетных средств и коммерческими организациями в условиях рыночной экономики требует надлежащего правового регулирования. Контракт в качестве регулятора общественных отношений в публично-правовой сфере одновременно подчиняется правилам ГК РФ, нормам специального закона и нормам других специальных законов в зависимости от категории объекта закупки и отрасли права.
Условие единообразия применения законодательства предполагает, что применение норм Закона о контрактной системе не должно нарушать правовое регулирование гражданских правоотношений. Данный нормативно-правовой акт принят на базе норм ГК РФ для специального регулирования отдельных правовых отношений в данной сфере. Следовательно, в случаях неясного толкования норм Закона о контрактной системе, они должны применяться и толковаться взаимосвязано и системно с нормами ГК РФ. Вместе с тем основываясь на части 1 статьи 2 данного закона специальные нормы, которые им установлены имеют приоритетность перед общими нормами гражданского законодательства, что отвечает общим принципам права.
Таким образом, можно обозначить следующие выводы. Контракту принадлежит специальное место в системе гражданско-правового регулирования обязательственных отношений. Контракт представляется собой гражданско-правовой договор, заключаемый от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и иных заказчиков для удовлетворения государственных и муниципальных нужд и обладающий рядом отличающих его от других договоров признаков. К таким признакам прежде всего относятся цели, с которыми он заключается, субъектный состав, особый порядок заключения, исполнения и расторжения, а также его финансовое обеспечение.
Перечень обязательных для включения в контракт условий, отраженный в Законе о контрактной системе, во многом отличает контракт от других гражданско-правовых договоров. Все условия контракта можно разделить на следующие группы:
• условия, включаемые во все контракты;
• условия, включаемые в контракт в определенных случаях;
• условия, включаемые в контракт по решению заказчика;
• условия, включаемые в отдельные виды контрактов.
В тоже время существует исключения, когда могут не применяться требования об обязательных условиях контракта. Это касается заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Закон о контрактной системе четко регулирует порядок заключения, изменения и расторжения контракта. Однако несмотря на это на практике до сих пор остается большое количество проблемных вопросов. Также стоит отметить, что некоторые положения данного закона требуют корректировок. Это касается прежде всего порядка заключения контракта. Так на основании анализа норм Закона о контрактной системе, регулирующих данный порядок нами предложено внесение следующих изменений:
• внесение изменений в часть 15 статьи 83.2 в соответствии с которыми поставщик (подрядчик, исполнитель) которому по итогам проведения конкурсной процедуры присваивается второй номер обязан заключить контракт, при условии, что победитель признается уклонившимся;
• установление права заказчика заключать контракт с участником, которому присваивается второй номер по итогам проведения конкурсной процедуры, в случае расторжения контракта с победителем, по причине неисполнения им контракта.
Также нами предложены изменения в Закон о контрактной системе относительно внесения изменений в условия контракта, а именно:
• внесение изменений в часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, а именно дополнить ее пунктами, допускающими внесение изменений в контракт по следующим основаниям:
1) изменение срока контракта и срока поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) - в случае несовершения заказчиком действий, предусмотренных законом, контрактом, либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых поставщик (подрядчик, исполнитель) не мог исполнить свои обязательства, сроки исполнения обязательств по государственному контракту продлеваются на период просрочки заказчика;
2) увеличение цены контракта - увеличение цены контракта пропорционально объему работ при согласовании с заказчиком дополнительных строительных работ, в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы и они не могли быть учтены в технической документации на момент подготовки документации и заключения контракта, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
• внесение изменения в часть 18 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно включить условие, в соответствии с которым право увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной победителем и НМЦК будет применяться заказчиком и при проведении запроса котировок.
Стоит отметить, что при изучении некоторых аспектов судебной и административной практики по спорам, связанным с применением ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение условий контракта и основных нарушений, допускаемые заказчиком на стадиях заключения и исполнения контракта можно сделать вывод, что несмотря на то, что Закон о контрактной системе действует уже шесть лет, и содержит в себе подробное описания порядка заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактов, на сегодняшний день отмечается достаточно противоположная позиция судов по вопросу толкования той или иной нормы. Споры по данным категориям дел занимают большую долю в общем объеме дел, рассматриваемых в арбитражных судах РФ. Несмотря на это на сегодняшний день данные дела остаются до сих пор не урегулированными. Принимая во внимание постоянно вносимые изменения в законодательство о контрактной системе можно говорить о том, что судебная практика по вопросам контракта в сфере государственных закупок в ближайшем времени, к сожалению, так и останется до конца не урегулированной.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
9. Закон РФ от 28.02.1992 № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета Российской Федерации. 1992. № 27. Ст. 1558.
10. Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 34. Ст. 3540.
11. Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 19. Ст. 2302.
12. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (часть I). Ст. 3105.
13. Федеральный закон от 02.02.2006 № 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ред. от 13.07.2005) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 6. Ст. 636
14. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2013. №14. Ст. 1652.
15. Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (часть I). Ст. 5096.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ