Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жизненный успех и позиция лидерства в сознании представителей различных поколений массового общества

Работа №118375

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы изучения лидерства как показателя жизненного успеха 10
1.1. Методологические аспекты к анализу массового общества 10
1.2. Жизненный успех и позиция лидерства в современном обществе: концептуализация понятий 20
Глава 2. Качественные и количественные показатели отношения к жизненному успеху различных групп населения жителей города Тольятти 27
2.1. Сравнительный анализ представлений о жизненном успехе молодежи и представителей старшего поколения города Тольятти 27
2.2. Анализ представлений молодежи и представителей старшего поколения о жизненном успехе 37
Заключение 50
Список используемой литературы и источников 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Приложение 1 57
Приложение 2 68
Приложение 3 74
Приложение 4 82

Актуальность темы исследования. Модификация базового строения российского общества, стремительность совершенствования окружающей среды неотвратимо ведет к смене принципов жизнедеятельности индивида. Прежние образцы, которыми раньше руководствовалась личность, не срабатывают в новых условиях, отсюда появляется обязательность принятия существующих образцов поведения, требующих развитие новых взглядов, убеждений, ценностей индивида1. В связи со сменой социокультурного облика российского общества появляется необходимость глубинного изучения ценностных ориентаций представителей молодого поколения в системе жизненных притязаний и установок, вскрытие их уникальности и отличий от ценностной системы предыдущего поколения .
Из этого следует, что изменения в обществе естественно проявляются на таком социокультурном явлении как жизненный успех. Важным является рассмотрение основных характеристик лидерства и жизненного успеха, установление содержания, особенностей развития и направлений изменения представлений об успехе у различных социальных групп2. Говоря об успешности в качестве главной характеристики человеческой деятельности, нужно отметить, что понятие жизненного успеха непосредственно связано с проблемой жизненного пути человека, с его способностью добиваться поставленных целей, а также с проблемой поиска инструментов, с помощью которых личность добивается жизненного успеха3.
Актуальный этап становления общества отличается стремительной переменчивостью, динамичностью социальных условий жизни человека, скорой переменой образцов материальной культуры, убеждений, ценностей, взглядов и жизненной установки индивида в общем. Помимо того, нехватка социальных гарантий со стороны государства, молодежной социальной политики привела к столкновению молодежи с трудностью самоопределения. Успешность жизнедеятельности личности на сегодняшний момент зависит полностью от нее самой, от способности анализировать социальную действительность, «актуальные требования среды», а также, свои устремления и возможности. Как справедливо отмечают Е.С. Баразгова и О.В. Рыбакова: «Предшествующий этап развития России в большей мере диктовал жизненный путь молодым людям, и общество брало на себя ответственность в его прохождении, сегодняшний - требует от молодого человека предприимчивости и реальной самооценки»4.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2013 году опубликовал данные о том, что для граждан России считается признаком успеха и насколько значимо быть сегодня успешным. В опросе приняли участие 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 регионах России. Как показали результаты исследования, в российском обществе термин «успех» наиболее часто связан с материальным благополучием и самореализацией: 26% опрошенных считают успешным человеком того, кто добился в жизни всего; так же 26% респондентов называют успешным того, кто живет в достатке; 10% опрошенных отмечают хорошую работу как символ успеха; для 9% успешным является человек, реализовывающий себя в какой-либо деятельности; 7% респондентов связывают успешность с достижением некоторого социального статуса. Есть также мнение, что успешный человек - тот, кто вырастил хороших детей, создал благополучную семью (11%). 8% опрошенных к показателю жизненного успеха относят удовлетворённость человека своей жизнью. Другие склонны представлять успешного человека через наличие у него некоторых качеств: образованность (5%), порядочность и так далее.
Значимость успеха в жизни человека очевидна для большинства россиян (89%), прежде всего - для респондентов моложе 35 лет (93-94%). И только 9% опрошенных не придают значение успешности.
Степень разработанности проблемы. Проблема ценностных ориентаций и жизненного успеха широко представлена в научной литературе.
На протяжении десятков лет лидеры как объект исследования неизменно обращают на себя внимание ученых и практиков - представителей разных областей знания, в том числе и социологов. Немалый вклад в изучение лидерства в социологии внесли такие ученые как П.Ф. Друкер, К. Клок и Д.С. Клементьев.
Успех с социологической точки зрения отображён в работах М. Вебера, В. Зомбарта, К. Манхейма. Согласно Веберу «успех» - протестантский проект. Успешность индивида была создана Богом и обращена в ранг социальной добродетели. Непосредственно протестантская этика определила американскую жизненную позицию: стремление к успеху как к главной ценности. Смыслообразующей составляющей представлений об успешности явилось объединение духовного и экономического благоденствия5.
В психологической теории личности и «методологии» З. Фрейда успешность индивида выявляется гармоничностью устранения её соперничества между инстинктами и социальной средой6.
Э. Фромм, размышляя об условии достижения успеха, изучал рыночный тип личности, для которой принцип частной инициативы является первостепенным и обозначает важность успеха в устройстве её жизненных взглядов. Успех для данного типа будет выражаться в умении «продать» себя обществу7.
По А. Адлеру, люди - первоначально социальные существа. Успех близок по своей сути к стремлению к превосходству. Это стремление ведет индивида на все более высокие ступени развития, к совершенству, при этом умеренное желание превосходства и совершенства несет в себе социальный контекст8. Это отражается в социальном интересе, который заключается в совершенствовании общества.
Изучая работы отечественных психологов, стоит отметить, что проблема успешности практически не раскрыта. Никто из классиков российской психологической школы не рассматривал категорию «социальной успешности» как отдельный предмет исследования. Отдельные стороны, касающиеся феномена успешности отражены в концепции К. Абульхановой-Славской, И. Кона и Л. Когана, где они изучают успех в контексте субъектности личности и активной жизненной позиции9.
Целью исследования является оценка представлений жизненного успеха среди двух возрастных групп: молодёжи и старшего поколения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) уточнить понятия: «успех», «жизненный успех», «лидерство», «лидер», «ценность»;
2) рассмотреть особенности подходов к изучению жизненного успеха и лидерства;
3) выявить основные сущностные характеристики жизненного успеха и лидерства в представлениях молодёжи и представителей старшего поколения;
Объектом исследования выступает жизненный успех и позиция лидерства.
Предметом исследования являются представления об успехе и лидерстве молодёжи и представителей старшего поколения.
Теоретико-методологическая база исследования. Теоретической составляющей работы являются труды современных отечественных и зарубежных психологов, культур-антропологов, философов и социологов, обращенных проблемам жизненного успеха и лидерства.
Первыми среди ученых, коснувшихся этой проблематики, были сторонники персоналистского подхода - Н.К. Михайловский, Г. Лебон, Г. Тард.
С начала 40-х годов прошлого века стали образовываться поведенческие теории. Главной проблеме поведенческого подхода - взаимодействию лидера и последователей - посвятили свои труды У. Беннис и Б. Нанус, Р. Блейк, Дж. Моутон, Р. Лайкерт, Ж. Блондель.
В 80-е годы ситуативные теории лидерства заменили теории черт. На развитие ситуационного подхода, подчеркивающего относительность черт, свойственных лидерам, и допускающего, что разные обстоятельства могут требовать разных лидеров, повлияли работы В. Парето, Р. Хауса, П. Херси, Ф. Фидлера и др. Конкретно в рамках данного подхода лидерство стало изучаться с позиции роли, которую играет лидер в какой-либо группе. Ситуационный подход, с помощью которого удалось выявить взаимосвязь между характером ситуации и особенностями лидерства, на данный момент времени остаётся наиболее перспективным направлением в рассмотрении данного феномена.
Обнаружение сущности и структуры жизненного успеха направило к мыслям нынешних отечественных и зарубежных исследователей (М. Вебера, Е.П. Никитина, Н.Е. Харламенковой)10.
Методологическую основу исследования составили принципы социологического и системного анализа, сравнительно-исторического, психологического и философского подходов.
Системный анализ дал возможность раскрытия целостности феномена жизненного успеха, выявления связи между его структурными компонентами.
Сравнительно-исторический подход предоставил возможность выявления изменений в представлениях о жизненном успехе у молодёжи и представителей старшего поколения, определить противоречия и тенденции их развития и трансформации.
Психологический подход позволил изучить успех в его взаимосвязи с жизненными установками индивида, мотивацией достижения успеха и избежания неудачи.
Философский подход позволил раскрыть взаимосвязь успеха с целью жизни, смыслом жизни личности.
Деятельностно-активистский подход наиболее адекватен для описания, анализа и понимания современной реальности быстро меняющихся социальных систем.
Гипотеза исследования: для молодежи жизненный успех в большей степени заключается в материальном благополучии, чем для представителей старшего поколения.
Методы исследования: анкетный опрос и интервью.
Эмпирическая база исследования: анкетный опрос N=200 человек (100 - молодёжь, 100 - старшее поколение). Интервью N=8 человек (4 - молодёжь, 4 - старшее поколение).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырёх параграфов), заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема «отцов и детей» была актуальна во все времена. Но ее проявление в современном российском обществе носит своеобразный характер. Эта проблема обнаруживает себя не только в традиционном биологическом и демографическом плане, но также в психологическом и культурно-историческом. Содержание проблемы, как известно, заключается, прежде всего, в столкновении ценностей и поведенческих установок старшего и молодого поколений. В связи с социально-экономическими трансформациями российского общества, в последнее время идет активный процесс переоценки ценностей - меняются ценностные представления, появляются, формируются и внедряются новые ценностные ориентации, соответствующие новой социальной действительности. Возникает вопрос, каким образом эти трансформации затрагивают старшее и молодое поколение, и насколько глубоки межпоколенные противоречия. Можно утверждать, что сегодня наблюдается своеобразная картина взаимоотношения поколений. Она проявляется в том, что межпоколенная преемственность ценностей включает в себя информационный поток не только от родителей к детям, но и обратно: молодежная интерпретация современной ситуации и историко-культурного наследства оказывает влияние на старшее поколение. Однако какие бы новшества не предлагала молодежь, они всегда основаны на опыте прошлых поколений и, следовательно, на базовых ценностях. Роль базовых ценностей заключается в том, что в условиях современной глобализации они являются защитным механизмом, предохраняющим, в частности, от распада культурной идентичности.
Анализ устремлений молодежи и представителей старшего поколения позволяет говорить о двух возрастных группах, различающихся своими жизненными целями. Но одно для них главное - безусловными остаются ценности семьи и работы в той или иной вариации: когда работа желаема и интересна или, когда она дает возможность достичь материального благополучия. Тот или иной тип устремлений молодежи, с одной стороны, формируется в определенных условиях среды, а с другой стороны - влияет на поведенческие практики молодежи, прежде всего такие, как получение образования и выбор профессии. Молодое и старшее поколения признают необходимость образования, но при этом отмечают, что оно не дает гарантию на успех в будущем. Современная молодежь планирует многого добиться в жизни, при этом она рассчитывает на свои силы и упорный труд. Старшее поколение, помимо собственного труда, признают деньги необходимым условием достижения успеха.
Итак, можно сделать вывод, что для молодежи жизненный успех и лидерские позиции заключаются, в большей мере, в достижении карьерных высот, саморазвитии и материальном благополучии. Тогда как для старшего поколения наличие крепкой семьи является главным признаком успешности.


1. Абрамов А.П., Дрючина И.Н. Современные концепции межличностной коммуникации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - С. 222-228.
2. Алексеев Н.А. Ортега-и-Гассет о человеке в массовом обществе // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. - 2010. - С. 5-8.
3. Баразгова Е.С. Жизненное проектирование молодежи в переходный период развития России как методологическая проблема // Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений. - 2003. - С. 23-25.
4. Белинская Е.П. У истоков социальной психологии: сравнительный анализ «Психологии масс» Г. Лебона и концепции «Героев и толпы» Н. Михайловского // Вестник Московского университета. - 2012. - С. 9-17.
5. Васильева В.П. Анализ психологического понимания власти // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2008. - С. 112­121.
6. Василюк К.В., Дмитриева Л.М. Богема в контексте общества потребления // Омский научный вестник. - 2013. - С. 111-112.
7. Вергазов Т.А. Проблема массового сознания в рамках информационного социума // Теория и практика общественного развития. - 2014. - С. 167-169.
8. Григорьев А.В. Онтологический аспект понятия «риск» // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2009. - С. 24-26.
9. Гузенина С.В. О научных концепциях изучения социального поведения // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - С. 138­143.
10. Демченко Л.М. Знаково символические структуры и их роль в исследовании специфики общественной реальности в философии Ж. Бодрийяра // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2009. - С. 9-16.
11. Журавлев А.Л., Соснин В.А. Психология массового поведения: истоки и современные тенденции исследования // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - С. 49-61.
12. Зобов Р.А. Человекознание: самореализация человека // СпБ.: Изд-во С-Петерб. ун-та. - 2008. - С. 182-191.
13. Ильин А.Н. «Массовый» человек: его сущность и условия возникновения // Вестник Омского университета. - 2009. - С. 51-57.
14. Кареев Н.И. Марксистская социология // Мир России. Социология. Этнология. - 2001. - С. 113-159.
15. Клейменова А.Е. Историческое развитие изучения феномена лидерства // Аналитика культурологии. - 2014. - С. 91-96.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ