Оптимизация учебно-тренировочного процесса по карате на основе здоровьеформирующих технологий
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы оптимизации учебно-тренировочного процесса по карате на основе здоровьеформирующих технологий 8
1.1 Карате как вид спорта и средство физического воспитания... 8
1.2 Понятие и характеристика техники карате и технического
мастерства спортсменов 16
1.3 Основы управления и закономерности построения учебно-
тренировочного процесса по карате 27
Глава 2 Методы и организация исследования 38
2.1 Методы педагогического исследования 38
2.2 Организация педагогического исследования 40
Г лава 3 Результаты исследования и их обсуждение 42
3.1 Оптимизация учебно-тренировочного процесса по карате на
основе здоровьеформирующих технологий 42
3.2 Результаты физического здоровья юных каратистов в ходе
педагогического эксперимента 53
3.3 Результаты технической и технико-тактической подготовки юных каратистов в ходе педагогического эксперимента 58
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Глава 1 Теоретические основы оптимизации учебно-тренировочного процесса по карате на основе здоровьеформирующих технологий 8
1.1 Карате как вид спорта и средство физического воспитания... 8
1.2 Понятие и характеристика техники карате и технического
мастерства спортсменов 16
1.3 Основы управления и закономерности построения учебно-
тренировочного процесса по карате 27
Глава 2 Методы и организация исследования 38
2.1 Методы педагогического исследования 38
2.2 Организация педагогического исследования 40
Г лава 3 Результаты исследования и их обсуждение 42
3.1 Оптимизация учебно-тренировочного процесса по карате на
основе здоровьеформирующих технологий 42
3.2 Результаты физического здоровья юных каратистов в ходе
педагогического эксперимента 53
3.3 Результаты технической и технико-тактической подготовки юных каратистов в ходе педагогического эксперимента 58
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Актуальность исследования. На сегодняшний день все более актуальным становится изучение аспектов тренерской деятельности, направленной на достижение физического и духовного развития подростков посредством формирования интереса и ценностного отношения к здоровому образу жизни. Современная система обучения, обусловливает необходимость использования новых подходов в организации учебно-тренировочного процесса, в поиске и разработке новых технологий физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт в этом отношении выступает не только средством развития физических качеств юных каратистов, но и важным компонентом их духовно-нравственного воспитания. Важную роль в физическом воспитании подростков играет позиция тренера, его видение процесса, стремление использовать вариативные формы организации физкультурной деятельности, развивать у подростков интерес к занятиям карате.
Бельц В.Э. в своих работах отмечает: «В последние годы перед государством все острее встает вопрос сохранения и укрепления здоровья населения, воспитания не только здорового, но и сильного, готового к труду и обороне страны, самореализовавшегося и уверенного в себе подрастающего поколения. Проблемы здоровья молодого поколения на сегодняшний день находятся в области значимых интересов государства и общества. Политика государства в этом направлении считает возможным формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности» [2].
В настоящее время известно разностороннее влияние занятий карате на организм человека, развитие физических способностей, формирование жизненно важных умений и двигательных навыков, обеспечивающих подготовку к общественно полезному труду и защите Родины. Немаловажное место в системе современного физического воспитания занимает карате как один из самых популярных видов спорта, который способствует развитию личности спортсмена, воспитанию физически здоровой и целеустремленной молодёжи. Специфическая особенность карате связана со сложно-координационной двигательной активностью, чем объясняется его физкультурно-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность. В своей работе мы максимально постарались раскрыть содержание, показать сущность этого вида восточных единоборств и осветить вопросы, связанные с изучением техники, методики физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки спортсменов.
В настоящее время существуют недостатки, рассматривается проблема поиска оптимальных путей оптимизации учебно-тренировочного процесса по карате на основе современных здоровьеформирующих технологий.
Проведенный анализ проблемы позволяет выявить следующие противоречия между:
- необходимостью оптимизации учебно-тренировочного процесса по карате и отсутствием методик и технологий, адекватных возрастным особенностям подростков в настоящее время,
- вопросов практического использования карате с целью повышения и укрепления физического здоровья и физической подготовленности подростков, так как возросли эмоционально-психологические и функциональные нагрузки, особенно статического характера (работа за компьютером, дистанционное образование, увеличение количества уроков в школе и др.).
Нами была выбрана тема исследования, изучая и разрабатывая, которую мы постарались решить научную проблему оптимизации учебно-тренировочного процесса по карате на основе здоровьеформирующих технологий.
Цель работы: применение здоровьеформирующих технологий в учебно-тренировочном процессе юных каратистов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных каратистов 12-13 лет.
Предмет исследования: теоретическое обоснование и разработка содержания учебно-тренировочного процесса по карате на основе здоровьеформирующих технологий.
Гипотеза. Мы предполагали, что, используя здоровьеформирующие технологии (беседы о ЗОЖ, факторах риска для здоровья, технологии рациональных способах выполнения упражнений, уровне тренирующих воздействий, правильной техники выполнения приемов карате, выполнения нормативов ГТО и др.) мы разработаем и обоснуем технологию физического воспитания и развития подростков, основанную на использовании средств карате.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать и экспериментально оптимизировать содержание учебно-тренировочного процесса по карате на основе здоровьеформирующих технологий.
2) Применить и экспериментально обосновать здоровьеформирующие технологии в учебно-тренировочном процессе юных каратистов, повышая и укрепляя их физическое здоровье и физическую подготовленность.
3) Изучить показатели физического здоровья и физической подготовленность юных каратистов 12-13 лет в ходе педагогического эксперимента.
Методы исследования. Для решения поставленных задач мы использовали традиционные методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, контрольные испытания (тесты), методы математической статистики.
Методологической основой исследования являлись:
- методология разработки профилактических проектов в сфере здоровья,
- методология внедрения здоровьесберегающих технологий,
- методология учебно-тренировочных и самостоятельных занятий в сфере физической культуры и спорта.
Теоретической основой исследования выступили:
- методологии разработки профилактических проектов в сфере здоровья, авторов Брискина Ю.А, Морозова В.О., Цветкова Л.А. и др.,
- методология внедрения здоровьесберегающих технологий, авторов Прохорова И.В., Коган О.С. и др.
- методология учебно-тренировочных и самостоятельных занятий в сфере физической культуры и спорта, авторов Гордон С.М., Морозов В.О., Рудман, Д.Л. и др.
Эмпирической базой исследования является МБУ СШОР №8 «Союз» г.о. Тольятти
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) Разработаны, внедрены и экспериментально обоснованы здоровьеформирующие технологии в учебно-тренировочном процессе юных каратистов, способствующие повышению и укреплению физического здоровья и физической подготовленности мальчиков.
2) Представлены результаты констатирующего эксперимента по оценке показателей физического здоровья, а также физической подготовленности юных каратистов, в ходе экспериментальной оптимизации учебно-тренировочного процесса по карате на основе здоровьеформирующих технологий.
Теоретическая значимость исследования: теоретически обосновано и оптимизировано содержание учебно-тренировочного процесса по карате на основе здоровьеформирующих технологий.
Практическая значимость определяется: изучением показателей физического здоровья и физической подготовленности юных каратистов 12-13 лет в ходе экспериментальной оптимизации учебно-тренировочного процесса по карате на основе здоровьеформирующих технологий.
Достоверность результатов подтверждается личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, направленной на решение исследовательских задач, апробацией результатов исследования в практике и положительными результатами педагогического эксперимента, а также научной обоснованностью основных теоретических положений.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством участия автора в научно-практических конференциях различных уровней, отчётов на заседаниях кафедры «Адаптивная физическая культура, спорт и туризм» Тольяттинского государственного университета.
Положения, выносимые на защиту:
1) Теоретически обоснованное и экспериментально оптимизированное содержание учебно-тренировочного процесса по карате на основе здоровьеформирующих технологий в МБУ СШОР №8 «Союз» г.о. Тольятти.
2) Эффективность применения здоровьеформирующих технологий в учебно-тренировочном процессе юных каратистов, способствующих повышению и укреплению физического здоровья и физической подготовленности мальчиков.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 9 рисунков, 5 таблиц, списка используемой литературы (30 источников). Основной текст изложен на 72 страницах.
Бельц В.Э. в своих работах отмечает: «В последние годы перед государством все острее встает вопрос сохранения и укрепления здоровья населения, воспитания не только здорового, но и сильного, готового к труду и обороне страны, самореализовавшегося и уверенного в себе подрастающего поколения. Проблемы здоровья молодого поколения на сегодняшний день находятся в области значимых интересов государства и общества. Политика государства в этом направлении считает возможным формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности» [2].
В настоящее время известно разностороннее влияние занятий карате на организм человека, развитие физических способностей, формирование жизненно важных умений и двигательных навыков, обеспечивающих подготовку к общественно полезному труду и защите Родины. Немаловажное место в системе современного физического воспитания занимает карате как один из самых популярных видов спорта, который способствует развитию личности спортсмена, воспитанию физически здоровой и целеустремленной молодёжи. Специфическая особенность карате связана со сложно-координационной двигательной активностью, чем объясняется его физкультурно-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность. В своей работе мы максимально постарались раскрыть содержание, показать сущность этого вида восточных единоборств и осветить вопросы, связанные с изучением техники, методики физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки спортсменов.
В настоящее время существуют недостатки, рассматривается проблема поиска оптимальных путей оптимизации учебно-тренировочного процесса по карате на основе современных здоровьеформирующих технологий.
Проведенный анализ проблемы позволяет выявить следующие противоречия между:
- необходимостью оптимизации учебно-тренировочного процесса по карате и отсутствием методик и технологий, адекватных возрастным особенностям подростков в настоящее время,
- вопросов практического использования карате с целью повышения и укрепления физического здоровья и физической подготовленности подростков, так как возросли эмоционально-психологические и функциональные нагрузки, особенно статического характера (работа за компьютером, дистанционное образование, увеличение количества уроков в школе и др.).
Нами была выбрана тема исследования, изучая и разрабатывая, которую мы постарались решить научную проблему оптимизации учебно-тренировочного процесса по карате на основе здоровьеформирующих технологий.
Цель работы: применение здоровьеформирующих технологий в учебно-тренировочном процессе юных каратистов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных каратистов 12-13 лет.
Предмет исследования: теоретическое обоснование и разработка содержания учебно-тренировочного процесса по карате на основе здоровьеформирующих технологий.
Гипотеза. Мы предполагали, что, используя здоровьеформирующие технологии (беседы о ЗОЖ, факторах риска для здоровья, технологии рациональных способах выполнения упражнений, уровне тренирующих воздействий, правильной техники выполнения приемов карате, выполнения нормативов ГТО и др.) мы разработаем и обоснуем технологию физического воспитания и развития подростков, основанную на использовании средств карате.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать и экспериментально оптимизировать содержание учебно-тренировочного процесса по карате на основе здоровьеформирующих технологий.
2) Применить и экспериментально обосновать здоровьеформирующие технологии в учебно-тренировочном процессе юных каратистов, повышая и укрепляя их физическое здоровье и физическую подготовленность.
3) Изучить показатели физического здоровья и физической подготовленность юных каратистов 12-13 лет в ходе педагогического эксперимента.
Методы исследования. Для решения поставленных задач мы использовали традиционные методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, контрольные испытания (тесты), методы математической статистики.
Методологической основой исследования являлись:
- методология разработки профилактических проектов в сфере здоровья,
- методология внедрения здоровьесберегающих технологий,
- методология учебно-тренировочных и самостоятельных занятий в сфере физической культуры и спорта.
Теоретической основой исследования выступили:
- методологии разработки профилактических проектов в сфере здоровья, авторов Брискина Ю.А, Морозова В.О., Цветкова Л.А. и др.,
- методология внедрения здоровьесберегающих технологий, авторов Прохорова И.В., Коган О.С. и др.
- методология учебно-тренировочных и самостоятельных занятий в сфере физической культуры и спорта, авторов Гордон С.М., Морозов В.О., Рудман, Д.Л. и др.
Эмпирической базой исследования является МБУ СШОР №8 «Союз» г.о. Тольятти
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) Разработаны, внедрены и экспериментально обоснованы здоровьеформирующие технологии в учебно-тренировочном процессе юных каратистов, способствующие повышению и укреплению физического здоровья и физической подготовленности мальчиков.
2) Представлены результаты констатирующего эксперимента по оценке показателей физического здоровья, а также физической подготовленности юных каратистов, в ходе экспериментальной оптимизации учебно-тренировочного процесса по карате на основе здоровьеформирующих технологий.
Теоретическая значимость исследования: теоретически обосновано и оптимизировано содержание учебно-тренировочного процесса по карате на основе здоровьеформирующих технологий.
Практическая значимость определяется: изучением показателей физического здоровья и физической подготовленности юных каратистов 12-13 лет в ходе экспериментальной оптимизации учебно-тренировочного процесса по карате на основе здоровьеформирующих технологий.
Достоверность результатов подтверждается личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, направленной на решение исследовательских задач, апробацией результатов исследования в практике и положительными результатами педагогического эксперимента, а также научной обоснованностью основных теоретических положений.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством участия автора в научно-практических конференциях различных уровней, отчётов на заседаниях кафедры «Адаптивная физическая культура, спорт и туризм» Тольяттинского государственного университета.
Положения, выносимые на защиту:
1) Теоретически обоснованное и экспериментально оптимизированное содержание учебно-тренировочного процесса по карате на основе здоровьеформирующих технологий в МБУ СШОР №8 «Союз» г.о. Тольятти.
2) Эффективность применения здоровьеформирующих технологий в учебно-тренировочном процессе юных каратистов, способствующих повышению и укреплению физического здоровья и физической подготовленности мальчиков.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 9 рисунков, 5 таблиц, списка используемой литературы (30 источников). Основной текст изложен на 72 страницах.
В ходе проведения исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1) Перед тренером в процессе обучения карате постоянно возникают различные задачи, связанные с воспитанием личности, совершенствованием физических качеств спортсмена, организацией спортивных тренировок. Особое значение приобретают здоровьеформирующие технологии, которые помогут более успешно освоить основы карате. В ходе педагогического эксперимента мы рассмотрели вопросы применения здоровьеформирующих технологий в учебно-тренировочном процессе юных каратистов, так же изучили документы планирования, изучили планы-конспекты учебно-тренировочных занятий по карате, чаще использовали работу в парах в основной части занятия, отработку технических элементов, обращали особое внимание на взаимное расположение партнёров и др. Мы уделяли время теоретической подготовке юных каратистов, которая включала усвоение знаний об основах теории и методики спортивной тренировки, знаний о технико-тактической подготовке к соревнованиям, о способности анализировать соревновательную деятельность, знать основы комплексного контроля в спорте, средства и методы восстановления.
2) Использовали в учебно-тренировочном процессе здоровьеформирующие технологии: беседы о здоровом образе жизни, о факторах риска для здоровья (наркомании, табакокурении), изучали технологии рациональных способах выполнения технических приёмов, участвовали на соревнованиях различных уровней, проводили подробный разбор после соревнований, выполняли нормативы ГТО, участвовали в городских мероприятия «Зарядка с Чемпионом», во всероссийских мероприятиях «Кросс Наций», «Лыжня России», «Непобедимая Держава» и др. Подробно изучали технику, необходимую для изучения карате. Последовательность ударных и защитных движений, рассматривали возможные травмы во время занятий карате и причины, их вызывающие. Подробно описывали и практиковали особенности развития двигательных и координационных способностей юных каратистов.
3) В ходе педагогического эксперимента мальчики контрольной и экспериментальной групп принимали участие во Всероссийском спортивном движении «Готов к труду и обороне», в контрольных тестах подтягивание из виса на высокой перекладине, отжимания и др., результаты мальчиков экспериментальной группы были выше результатов мальчиков контрольной группы. Изучая результаты технической подготовки юных каратистов, можно так же сделать вывод что мальчики экспериментальной группы справлялись с контрольными испытаниями (тестами) лучше мальчиков контрольной группы. В контрольных испытаниях (тестах) по технической подготовке юных каратистов мальчики экспериментальной группы получили средний балл выше мальчиков контрольной группы, это может быть связано с тем что в ходе педагогического эксперимента мы больше времени уделяли в основной части занятий разучиванию комбинаций, чаще использовали работу в парах, отработку технических элементов, обращали особое внимание на взаимное расположение партнёров и др. Результаты технико-тактической подготовки так же отражены в третьей главе, мальчики экспериментальной группы набрали больше баллов по результатам выполнения технико-тактических действий, чем мальчики контрольной группы. Все спортсмены принимали участие в соревнованиях, участвовали в учебно-оздоровительных сборах, выполнили нормативы спортивных разрядов.
1) Перед тренером в процессе обучения карате постоянно возникают различные задачи, связанные с воспитанием личности, совершенствованием физических качеств спортсмена, организацией спортивных тренировок. Особое значение приобретают здоровьеформирующие технологии, которые помогут более успешно освоить основы карате. В ходе педагогического эксперимента мы рассмотрели вопросы применения здоровьеформирующих технологий в учебно-тренировочном процессе юных каратистов, так же изучили документы планирования, изучили планы-конспекты учебно-тренировочных занятий по карате, чаще использовали работу в парах в основной части занятия, отработку технических элементов, обращали особое внимание на взаимное расположение партнёров и др. Мы уделяли время теоретической подготовке юных каратистов, которая включала усвоение знаний об основах теории и методики спортивной тренировки, знаний о технико-тактической подготовке к соревнованиям, о способности анализировать соревновательную деятельность, знать основы комплексного контроля в спорте, средства и методы восстановления.
2) Использовали в учебно-тренировочном процессе здоровьеформирующие технологии: беседы о здоровом образе жизни, о факторах риска для здоровья (наркомании, табакокурении), изучали технологии рациональных способах выполнения технических приёмов, участвовали на соревнованиях различных уровней, проводили подробный разбор после соревнований, выполняли нормативы ГТО, участвовали в городских мероприятия «Зарядка с Чемпионом», во всероссийских мероприятиях «Кросс Наций», «Лыжня России», «Непобедимая Держава» и др. Подробно изучали технику, необходимую для изучения карате. Последовательность ударных и защитных движений, рассматривали возможные травмы во время занятий карате и причины, их вызывающие. Подробно описывали и практиковали особенности развития двигательных и координационных способностей юных каратистов.
3) В ходе педагогического эксперимента мальчики контрольной и экспериментальной групп принимали участие во Всероссийском спортивном движении «Готов к труду и обороне», в контрольных тестах подтягивание из виса на высокой перекладине, отжимания и др., результаты мальчиков экспериментальной группы были выше результатов мальчиков контрольной группы. Изучая результаты технической подготовки юных каратистов, можно так же сделать вывод что мальчики экспериментальной группы справлялись с контрольными испытаниями (тестами) лучше мальчиков контрольной группы. В контрольных испытаниях (тестах) по технической подготовке юных каратистов мальчики экспериментальной группы получили средний балл выше мальчиков контрольной группы, это может быть связано с тем что в ходе педагогического эксперимента мы больше времени уделяли в основной части занятий разучиванию комбинаций, чаще использовали работу в парах, отработку технических элементов, обращали особое внимание на взаимное расположение партнёров и др. Результаты технико-тактической подготовки так же отражены в третьей главе, мальчики экспериментальной группы набрали больше баллов по результатам выполнения технико-тактических действий, чем мальчики контрольной группы. Все спортсмены принимали участие в соревнованиях, участвовали в учебно-оздоровительных сборах, выполнили нормативы спортивных разрядов.



