Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
|
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения 7
1.1 Понятие и принципы административной ответственности за
правонарушения в области дорожного движения 7
1.2 Понятие, виды и классификация административных
правонарушений в области дорожного движения 17
Глава 2 Правовая характеристика состава административных правонарушений. Актуальные проблемы реализации института административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения 35
2.1 Особенности состава административного правонарушения в
области дорожного движения 35
2.2 Административные наказания, назначаемые за
правонарушения в области дорожного движения 54
2.3 Актуальные проблемы реализации института
административной ответственности за правонарушения в
области дорожного движения 65
Заключение 81
Список используемой литературы и используемых источников 85
Глава 1 Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения 7
1.1 Понятие и принципы административной ответственности за
правонарушения в области дорожного движения 7
1.2 Понятие, виды и классификация административных
правонарушений в области дорожного движения 17
Глава 2 Правовая характеристика состава административных правонарушений. Актуальные проблемы реализации института административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения 35
2.1 Особенности состава административного правонарушения в
области дорожного движения 35
2.2 Административные наказания, назначаемые за
правонарушения в области дорожного движения 54
2.3 Актуальные проблемы реализации института
административной ответственности за правонарушения в
области дорожного движения 65
Заключение 81
Список используемой литературы и используемых источников 85
Актуальность. Безопасность дорожного движения - одна из необходимых составляющих в системе общей безопасности государства. Об актуальности безопасности на дорогах и вопросов ответственности за правонарушения в области дорожного движения говорят, во-первых, огромное количество автотранспорта, находящегося во владении у граждан и организаций; во-вторых, большое количество фиксируемых правонарушений в данной сфере, включая аварии с человеческими жертвами; в-третьих, проблемы системы применения и исполнения наказания в отношении водителей; в-четвертых, порядок получения водительских прав (обучение вождению, удорожание услуг получения соответствующих медицинских документов и т.д.). Отметим проблему потока жалоб по делам о привлечении к ответственности за нарушения, зафиксированные автоматическими комплексами фото-, видеофиксации. Также продолжает оставаться актуальной проблема вождения в состоянии опьянения. Нетрезвые водители - это бич транспортной безопасности. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за совершение преступлений, предусмотренных ч. ч. 2.4 и 6 ст. 264 УК РФ, в 2016 г. осуждены 2 542 человека, в 2017 г. - 2 600, в 2018 г. - 2 358 человек; по ст. 264.1 УК РФ в 2016 г. осужден 75 271 человек, в 2017 г. - 72 018, в 2018 г. - 66 287.
Одной из проблем, на которую часто указывают и водители, и сотрудники ГИБДД, является опасное вождение, влекущее за собой повышенный риск аварийной ситуации на дороге. Многими исследователями-административистами, а также общественными деятелями давно предлагается установить за него ответственность. В настоящий момент такое правонарушение названо и определено в Правилах дорожного движения с 30.05.2016 (п. 2.7 ПДД), но ответственность за него пока не предусмотрена; проект федерального закона № 37057-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение» принят ГД ФС РФ в первом чтении (Постановление ГД ФС РФ от 27.01.2017 № 874-7 ГД).
В научной среде, тема ответственности за правонарушения в области дорожного движения давно и активно разрабатывается учеными, исследующими как проблемы общего спектра, так и отдельные правовые компоненты данного вопроса, и среди авторов можно назвать таких, как: В.И. Майоров, И.В. Божко, В.В. Головко, Е.В. Красненкова, А.Ю. Гладких, О.В. Панкова, В.В. Похмелкин, С.Н. Антонов, Б.В. Россинский, А.Н. Кайль, Е.В. Мудрова, Е.В. Климович, П.В. Молчанов, К.М. Конджакулян и др. Также присутствует в литературе обоснованное мнение о необходимости обеспечения должностных лиц, составляющих протоколы и
рассматривающих дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, научно-методической литературой, в которой интересующие их вопросы освещались бы с апробированных теоретических позиций, а возникающие в их практике проблемы и противоречия находили бы разрешение с помощью научно обоснованных подходов [61, с. 3]. Исходя из сказанного, данную тему работы вполне можно назвать актуальной.
Объект исследования составляют общественные правоотношения, возникающие между участниками дорожного движения, в совокупности реализации ими своих прав, обязанностей и ответственности за соблюдение требований законодательства в данной сфере.
Предмет исследования составили нормы права, регулирующие ответственность участников (субъектов) дорожного движения за совершенные ими правонарушения в данной сфере.
Цель исследования заключается в проведении комплексного теоретико-практического анализа административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, выявлении существующих проблем и предложении путей нормативного совершенствования в данном вопросе.
Задачи исследования. Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
- сформулировать понятие и принципы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения;
- представить понятие, виды и классификацию административных правонарушений в области дорожного движения;
- описать особенности состава административного правонарушения в области дорожного движения;
- изучить административные наказания, назначаемые за данные правонарушения;
- рассмотреть проблемы реализации института административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
В ходе работы использовались диалектический метод познания, исторический, системный и целевой подходы к изучению проблемы.
Научную базу работы составили труды таких авторов, как: Н.В. Витрук, В.В. Головко, И.С. Иванов, В.Я. Кикоть, П.И. Кононова, И.Н. Князева, К.М. Конджакулян, Д.А. Липинский, В.И. Майоров и др.
Нормативная правовая база исследования включает в себя нормы КоАП РФ, Федерального закона о безопасности дорожного движения, иных законов и подзаконных нормативных актов, а также материалы правоприменительной практики.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Одной из проблем, на которую часто указывают и водители, и сотрудники ГИБДД, является опасное вождение, влекущее за собой повышенный риск аварийной ситуации на дороге. Многими исследователями-административистами, а также общественными деятелями давно предлагается установить за него ответственность. В настоящий момент такое правонарушение названо и определено в Правилах дорожного движения с 30.05.2016 (п. 2.7 ПДД), но ответственность за него пока не предусмотрена; проект федерального закона № 37057-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение» принят ГД ФС РФ в первом чтении (Постановление ГД ФС РФ от 27.01.2017 № 874-7 ГД).
В научной среде, тема ответственности за правонарушения в области дорожного движения давно и активно разрабатывается учеными, исследующими как проблемы общего спектра, так и отдельные правовые компоненты данного вопроса, и среди авторов можно назвать таких, как: В.И. Майоров, И.В. Божко, В.В. Головко, Е.В. Красненкова, А.Ю. Гладких, О.В. Панкова, В.В. Похмелкин, С.Н. Антонов, Б.В. Россинский, А.Н. Кайль, Е.В. Мудрова, Е.В. Климович, П.В. Молчанов, К.М. Конджакулян и др. Также присутствует в литературе обоснованное мнение о необходимости обеспечения должностных лиц, составляющих протоколы и
рассматривающих дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, научно-методической литературой, в которой интересующие их вопросы освещались бы с апробированных теоретических позиций, а возникающие в их практике проблемы и противоречия находили бы разрешение с помощью научно обоснованных подходов [61, с. 3]. Исходя из сказанного, данную тему работы вполне можно назвать актуальной.
Объект исследования составляют общественные правоотношения, возникающие между участниками дорожного движения, в совокупности реализации ими своих прав, обязанностей и ответственности за соблюдение требований законодательства в данной сфере.
Предмет исследования составили нормы права, регулирующие ответственность участников (субъектов) дорожного движения за совершенные ими правонарушения в данной сфере.
Цель исследования заключается в проведении комплексного теоретико-практического анализа административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, выявлении существующих проблем и предложении путей нормативного совершенствования в данном вопросе.
Задачи исследования. Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
- сформулировать понятие и принципы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения;
- представить понятие, виды и классификацию административных правонарушений в области дорожного движения;
- описать особенности состава административного правонарушения в области дорожного движения;
- изучить административные наказания, назначаемые за данные правонарушения;
- рассмотреть проблемы реализации института административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
В ходе работы использовались диалектический метод познания, исторический, системный и целевой подходы к изучению проблемы.
Научную базу работы составили труды таких авторов, как: Н.В. Витрук, В.В. Головко, И.С. Иванов, В.Я. Кикоть, П.И. Кононова, И.Н. Князева, К.М. Конджакулян, Д.А. Липинский, В.И. Майоров и др.
Нормативная правовая база исследования включает в себя нормы КоАП РФ, Федерального закона о безопасности дорожного движения, иных законов и подзаконных нормативных актов, а также материалы правоприменительной практики.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
В завершение проведенного исследования, на базе изученных научных теоретических материалов, нормативных актов и материалов правоприменительной практики, можно представить следующие выводы.
Понятие административной ответственности в научной литературе остается дискуссионным вопросом, и разными авторами формулируется по- разному, включая и более узкое понимание, и более широкое (развернутое).
Нами предлагается административную ответственность в сфере дорожного движения рассматривать, как разновидность юридической ответственности, выражающуюся в отрицательной оценке государством совершенного деликта и соответствующих принудительных мерах, применяемых государством в лице уполномоченных им государственных органов и должностных лиц к субъектам, участвующим в дорожном движении (водителям, пешеходам и др.) за совершением ими правонарушений в области дорожного движения, за которые законами и подзаконными актами установлены административные санкции.
Реализация административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения происходит на общих принципах юридической ответственности: принципах законности, объективной истины, презумпции невиновности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности и наказания, справедливости и целесообразности, принципе гуманизма.
Само административное правонарушение в сфере безопасности дорожного движения, следует понимать как виновное, противоправное действие (или бездействие) участника дорожного движения или должностного лица, призванного обеспечивать его безопасность, за которое главой 12 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Правонарушения в данной сфере многочисленны и разнообразны. Классифицировать их можно по различным критериям и признакам, например, в зависимости от родового объекта (посягательства на разные виды общественных отношений, обеспечивающих безопасность и рациональную организацию дорожного движения); в зависимости от субъекта правонарушения (совершаемые физическим лицом и юридическим лицом).
Состав административного правонарушения в области дорожного движения включает традиционные элементы: объект, объективную сторону правонарушения, субъект, субъективную сторону. Особенности состава правонарушения проявляются в следующем. Объектом рассматриваемых деликтов являются правоотношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и рациональной организации этого процесса, включая соблюдение порядка правил эксплуатации транспортных средств. Объективной стороной выступают противоправные действия (реже бездействие) лица, виновного в совершения административного деликта - будь то превышение скорости или нарушение правил установки опознавательных знаков на автомобиль, т.е. нарушение условного и безусловного запрета, нарушение предписания, несоблюдение правоограничения, злоупотребление правом. Правонарушение должно быть обязательно указано в нормах КоАП РФ, иначе состав не образуется и привлечение к ответственности невозможно.
Субъекты правонарушений - это участники дорожного движения. К ним относятся водители, пешеходы, пассажиры. Статус субъектов может быть специальным (профессиональные водители, водители ДПС и т.д.). К обычным субъектам - физическим лицам применяются все нормы главы 12 КоАП РФ. Юридические лица выступают субъектами некоторых деликтов, указанных в статьях КоАП РФ.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Обе формы вины подлежат доказыванию, и проблемой является недостаточное внимание судей к анализу мотивов лица, выступающего субъектом правонарушения, и общей доказательственной базе, что затрудняет квалификацию правонарушения.
В целом, определение элементов состава административного правонарушения способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях по защите общественных отношений, а в данном случае защите жизни и здоровья граждан, и соответственно предупреждению административных правонарушений в области дорожного движения.
Среди назначаемых наказаний за административные правонарушения в области дорожного движения, несомненно, лидируют штрафные санкции. Также в качестве наказания применяется лишение права управления транспортным средством. Также в линейке наказаний используется предупреждение (субъектам, которые ранее не привлекались к административной ответственности, в основном к пешеходам). Есть среди наказаний административный арест до 15 суток. Эта мера, как и штраф 30 тысяч применяется к злостным правонарушителям.
Среди актуальных проблем реализации административной ответственности можно назвать негибкость законодателя в отношении наложения штрафа (его размера) на участников дорожного движения за правонарушения, не несущие общественной опасности, не причиняющие вред здоровью. Применение фиксированного штрафа на практике, и как основное и как дополнительное наказание, имеет негативную сторону, обусловленную тем, что в этих случаях исключается возможность учесть смягчающие, отягчающие обстоятельства, материальное положение лица и т.п. На основании этого можно сказать, что теряется практический смысл и нивелируются принципы справедливости и соразмерности при применении наказания.
Есть ряд проблем, относящихся к использованию измерительных приборов и средств фото фиксации при выявлении и квалификации дорожного правонарушения. Первое, это несовершенство названных приборов и средств. Второе, от признания факта совершения фиксации правонарушения в области дорожного движения в автоматическом режиме зависит определение субъекта ответственности, возможность применения минимальной штрафной санкции. Третий момент, упрощенный порядок производства по делу, снижает возможности защиты прав лица, привлекаемого к ответственности. Перечисленные проблемы создают трудности при возбуждении дел в области дорожного движения и не способствуют реализации принципа неотвратимости наказания и презумпции невиновности.
Понятие административной ответственности в научной литературе остается дискуссионным вопросом, и разными авторами формулируется по- разному, включая и более узкое понимание, и более широкое (развернутое).
Нами предлагается административную ответственность в сфере дорожного движения рассматривать, как разновидность юридической ответственности, выражающуюся в отрицательной оценке государством совершенного деликта и соответствующих принудительных мерах, применяемых государством в лице уполномоченных им государственных органов и должностных лиц к субъектам, участвующим в дорожном движении (водителям, пешеходам и др.) за совершением ими правонарушений в области дорожного движения, за которые законами и подзаконными актами установлены административные санкции.
Реализация административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения происходит на общих принципах юридической ответственности: принципах законности, объективной истины, презумпции невиновности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности и наказания, справедливости и целесообразности, принципе гуманизма.
Само административное правонарушение в сфере безопасности дорожного движения, следует понимать как виновное, противоправное действие (или бездействие) участника дорожного движения или должностного лица, призванного обеспечивать его безопасность, за которое главой 12 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Правонарушения в данной сфере многочисленны и разнообразны. Классифицировать их можно по различным критериям и признакам, например, в зависимости от родового объекта (посягательства на разные виды общественных отношений, обеспечивающих безопасность и рациональную организацию дорожного движения); в зависимости от субъекта правонарушения (совершаемые физическим лицом и юридическим лицом).
Состав административного правонарушения в области дорожного движения включает традиционные элементы: объект, объективную сторону правонарушения, субъект, субъективную сторону. Особенности состава правонарушения проявляются в следующем. Объектом рассматриваемых деликтов являются правоотношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и рациональной организации этого процесса, включая соблюдение порядка правил эксплуатации транспортных средств. Объективной стороной выступают противоправные действия (реже бездействие) лица, виновного в совершения административного деликта - будь то превышение скорости или нарушение правил установки опознавательных знаков на автомобиль, т.е. нарушение условного и безусловного запрета, нарушение предписания, несоблюдение правоограничения, злоупотребление правом. Правонарушение должно быть обязательно указано в нормах КоАП РФ, иначе состав не образуется и привлечение к ответственности невозможно.
Субъекты правонарушений - это участники дорожного движения. К ним относятся водители, пешеходы, пассажиры. Статус субъектов может быть специальным (профессиональные водители, водители ДПС и т.д.). К обычным субъектам - физическим лицам применяются все нормы главы 12 КоАП РФ. Юридические лица выступают субъектами некоторых деликтов, указанных в статьях КоАП РФ.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Обе формы вины подлежат доказыванию, и проблемой является недостаточное внимание судей к анализу мотивов лица, выступающего субъектом правонарушения, и общей доказательственной базе, что затрудняет квалификацию правонарушения.
В целом, определение элементов состава административного правонарушения способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях по защите общественных отношений, а в данном случае защите жизни и здоровья граждан, и соответственно предупреждению административных правонарушений в области дорожного движения.
Среди назначаемых наказаний за административные правонарушения в области дорожного движения, несомненно, лидируют штрафные санкции. Также в качестве наказания применяется лишение права управления транспортным средством. Также в линейке наказаний используется предупреждение (субъектам, которые ранее не привлекались к административной ответственности, в основном к пешеходам). Есть среди наказаний административный арест до 15 суток. Эта мера, как и штраф 30 тысяч применяется к злостным правонарушителям.
Среди актуальных проблем реализации административной ответственности можно назвать негибкость законодателя в отношении наложения штрафа (его размера) на участников дорожного движения за правонарушения, не несущие общественной опасности, не причиняющие вред здоровью. Применение фиксированного штрафа на практике, и как основное и как дополнительное наказание, имеет негативную сторону, обусловленную тем, что в этих случаях исключается возможность учесть смягчающие, отягчающие обстоятельства, материальное положение лица и т.п. На основании этого можно сказать, что теряется практический смысл и нивелируются принципы справедливости и соразмерности при применении наказания.
Есть ряд проблем, относящихся к использованию измерительных приборов и средств фото фиксации при выявлении и квалификации дорожного правонарушения. Первое, это несовершенство названных приборов и средств. Второе, от признания факта совершения фиксации правонарушения в области дорожного движения в автоматическом режиме зависит определение субъекта ответственности, возможность применения минимальной штрафной санкции. Третий момент, упрощенный порядок производства по делу, снижает возможности защиты прав лица, привлекаемого к ответственности. Перечисленные проблемы создают трудности при возбуждении дел в области дорожного движения и не способствуют реализации принципа неотвратимости наказания и презумпции невиновности.
Подобные работы
- Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2022 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - Административная ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2022 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - «Административная ответственность за правонарушения в области безопасности дорожного движения»
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



