ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 10
§1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 10
§2. КОНФЕДЕРАЦИИ 14
§3. ПРАВОВАЯ ФОРМА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 18
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 24
§1. ЕВРОПЕЙСКИЕ СООБЩЕСТВА 24
§2. ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 27
§3.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА 32
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 37
§1. МИГРАЦИОННАЯ ПРОБЛЕМА 37
§2. ВЫХОД ВЕЛИКОБРИТАНИИ ИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 40
§3. СОВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И РОССИЕЙ 44
§4. СТРАТЕГИЯ «ЕВРОПА 2020» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В современном мире Европейский Союз представляет собой один из наиболее авторитетных и эффективных объединений.
Актуальность изучаемой темы обусловлена возрастающим политическим значением Союза. Европейский Союз представляет собой самое большое, мощное и развитое объединение, а идентификация его правового статуса не так однозначна. Учредительными документами правовая форма Европейского Союза не закреплена, поэтому его статус является неоднозначным и выявить принадлежность Союза к определенной форме получится только путем анализа основных признаков. Определение статуса Европейского Союза поможет более подробно изучить данное образование, выявить его отличительные черты от, казалось бы, подобных объединений и осознать его значимость в геополитической системе мира.
Также Европейский Союз является естественным стратегическим союзником конкретно и для России. В концепции внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 года уделяется особое значение сотрудничеству между Россией и Европейским Союзом. В концепции четко прослеживается, что круг отношений является весьма обширным и внимание уделено сотрудничеству во многих сферах, не только в торгово-экономических. Важной проблемой в этом ключе является наличие визового режима между сторонами, о ликвидации которого обе стороны неоднократно общались, но договоренностей по этому поводу так и не достигли. Данный шаг положительно повлиял бы на развитие и укрепление отношений между сторонами в экономической, гуманитарной, образовательной, культурной и в других областях.
Также имеется ряд значимых проблем, сильно влияющих на политическое и экономическое положение Европейского Союза на международной арене. Данные проблемы оказывают свое влияние и на других участников международных отношений, не входящих в Европейский Союз. Выявление причин их возникновения, изучение основных тенденций развития и моделирование возможных последствий поможет скорее добиться их решения, а решение поспособствует благоприятному состоянию во многих сферах международного общения.
Целью данной бакалаврской работы является выявление положения Европейского Союза в современном мире и его роль в международном общении.
Для реализации установленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить правовой статус Европейского Союза
2. Исследовать общие положения и структуру Европейского Союза и проследить траекторию их становления и развития на протяжении всего существования Союза.
3. Проанализировать основные в современном мире проблемы Европейского Союза, оказывающие большое влияние как на сам Союз, так и на иных субъектов международного общения, определить возможные последствия и перспективы их решения.
Для решения указанных выше задач были использованы следующие методы исследования: общие методы научного познания - анализ, синтез, сравнительно-описательный метод, абстрагирование, обобщение; системный анализ (подход); исторический метод; законы формальной логики.
Объектом данного изучения является Европейский Союз как наднациональное образование, оказывающее большое влияние на состояние современного мира, право Европейского Союза.
Предметом является состояние Европейского Союза в современном мире, его общие положения, структура, институциональная система органов и источники Европейского права.
При написании бакалаврской работы были использованы труды таких авторов, как Арбузов А.В., Четвериков А.О., Воронков Л.С., Азаров С.О.
Большой значимостью при изучении данной работы имеют нормативно-правовые акты:
- Парижский договор от 18 апреля 1951 г.
- Римский договор от 25 марта 1957 г.
- Единый европейский акт от 17 февраля 1986 г.
- Маастрихтский договор от 7 февраля 1992 г.
- Амстердамский договор от 2 октября 1997 г.
- Ниццкий договор от 26 февраля 2001 г.
- Лиссабонский договор от 13 декабря 2007 г.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В современном мире Европейский Союз представляет собой один из наиболее авторитетных и эффективных надгосударственных объединений.
Его правовая форма не так однозначна и исследование по ее идентификации проводилось путем анализа отличительных черт и признаков международных организаций и конфедераций.
Международные организации представляют собой относительно новый тип организации, способствующий объединению для эффективного международного общения. Их разделяют на две группы, а именно: межправительственные международные организации и неправительственные международные организации.
Их одновременное появление было обусловлено общими факторами. В XIX веке человеческое общество осознало свою потребность в создании новых форм для совместного поиска решений проблем, возникающих за пределами отношений между государствами.
Конфедерация же в современном мире - это форма государственного устройства, основанная на союзе суверенных государств. Основной фактор создания конфедерации - преследование союзными государствами единых целей и задач.
Конфедерация является временным образованием. При достижении целей и задач, ради которых данное образование было сформировано - оно распадается или переходит в иную форму государственного устройства.
Проведя анализ присущих образованиям черт и признаков, можно сделать вывод, что Европейский Союз соответствует всем признакам, присущим международным организациям. Но при этом Союз содержит в себе некоторые черты, характерные государству. Это своя правовая система, единая валютная система, территория без внутренних границ, Европейское гражданство и органы власти, распространяющие своей действие на территорию объединения. По всем признакам Европейский Союз находится в промежуточном состоянии, характерном как раз для конфедерации. Союз уже не представляет из себя международную организацию, но и к государству в полной мере его отнести тоже нельзя. Основные черты, схожие у Союза с конфедерацией это:
- учреждение единых органов управления, распространяющих свои решения на все образование
- организация единого экономического и таможенного пространства
- облегчение режима передвижения по территории объединения
- общий бюджет объединения.
Поэтому этап международной организации Европейский Союз уже преодолел, но, хоть и имеет часть признаков государства, все еще находится на пути к государственному образованию.
На современном этапе своего развития главными достижениями Европейского Союза являются общий экономический рынок, свободное перемещение населения по территории стран Союза, свободный оборот товаров и услуг, а также создание единого валютного и экономического союза. Население Союза имеет возможность беспрепятственно работать, учиться и проживать в любом его государстве. Европейская интеграция происходила постепенно и с разной скоростью, расширяя свою компетенцию в различных областях и увеличивая состав участников Европейского Союза.
В наше время Союз имеет ряд нерешенных проблем, оказывающих опасное влияние на его деятельность.
Одна из них - миграционный кризис в Европе, возникший в начале 2015 года и связано это с вооруженными конфликтами на Ближнем Востоке и Северной Африке.
Выходом из сложившейся ситуации может стать искоренение первоначальной угрозы, задавшей настроение для бегства населения из своего дома. Борьба с терроризмом и радикальными силовиками может длиться значительно долго и главная задача Европейского Союза в данном вопросе - сотрудничество между участниками Союза, совместные разработка и применение мероприятий, нацеленных на поддержку уровня жизни коренного населения Союза и прибывших беженцев. Сохранение мирного настроения по отношению друг к другу, несмотря на культурные различия.
Еще одним событием, которое в перспективе может стать для Союза проблемой, является выход Великобритании из Европейского Союза.
Союзу предстоит работа по тщательной выработке новой политики, включающей решение насущных проблем и укрепление сотрудничества между его участниками, чтобы в дальнейшем у участников Союза не возникало настроений, способных повлиять на их выход, ведь ситуация с Великобританией привносит первый прецедент. На данном этапе у Союза есть время до выхода Великобритании, чтобы грамотно продумать последствия такого выхода и предпринять меры по сглаживанию возможных негативных последствий.
Чтобы снизить негативные последствия выхода Великобритании из Европейского Союза, между ними могут быть заключены соглашения, оставляющие экономическое сотрудничество на сегодняшнем уровне. Основанием такого исхода является отсутствие заинтересованности между ними в повышении тарифов на экспорт и импорт, изменении механизмов торговли и в увеличении конкуренции друг с другом. Потому что в благоприятном процессе выхода Великобритании заинтересованы обе стороны, ведь кардинальные изменения в торговых отношениях скажутся на всех и их негативный или позитивный итог для каждой стороны однозначно определить невозможно.
Также внимание стоит уделить отношениям Европейского Союза с Россией, а именно - взаимные санкции, спровоцированные итогами Евромайдана.
Сегодняшняя ситуация показывает нам, что Европейский Союз и Россия должны продолжать между собой сотрудничество по ключевым сферам деятельности и по решению нависших проблем.
Идею сотрудничества Европейского Союза и России могут актуализировать и факты возрастающей конкуренции на мировом рынке. Европейский Союз конкурирует с рынком США и быстро растущим рынком Азии. На фоне имеющихся миграционных проблем, угроз терроризма и разлад в нахождении общего языка между участниками в Европейском Союзе, антироссийские санкции тормозят борьбу против вышеперечисленных проблем. В условиях сотрудничества между Союзом и Россией экономическое состояние обеих структур только увеличивалось бы. Объединение технологических разработок, высокого уровня промышленности и стабильной экономики Европейского Союза с огромным запасом энергетических ресурсов и территориального положения России, смогло бы достаточно сильно укрепить их статус на международной арене и в экономическом пространстве.
1. Нормативно-правовые акты:
1. Резолюция Экономического и Социального Совета ООН № 288 (Х) от 27 февраля 1950 года. Пересмотр мероприятий по консультациям с неправительственными организациями, ч. I, п. 8.
2. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями от 21 марта 1986 г., С. 6.
3. Парижский договор от 18 апреля 1951 г.
4. Римский договор от 25 марта 1957 г.
5. Единый европейский акт от 17 февраля 1986 г.
6. Маастрихтский договор от 7 февраля 1992 г.
7. Амстердамский договор от 2 октября 1997 г.
8. Ниццкий договор от 26 февраля 2001 г.
9. Лиссабонский договор от 13 декабря 2007 г.
10. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.)
2. Специальная литература:
1. Кутейников А. Е., Журнал социологии и социальной антропологии, 1999 год, том II, Международные межправительственные организации: Социологический подход.
2. Воронков Л. С., Международные организации: основные причины их возникновения и развития // Вестник МГИМО. 2015. № 4 (43), С. 103-104.
3. Актуальные вопросы правомерности международных договоров с участием международных организаций // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. 2013. №3, С. 131.
4. Полунин Б. Л. 2013. 01. 051., С. 175. Винуалес Х. «Секрет будущего»: международные организации глазами Мишеля Виралли. Vinuales J. «The secret of tomorrow»: International organization through the eyes of Michel virally // European J. of Intern. Law. - Oxford, 2012. - Vol. 23, n 2. - p. 543-564 // . 2013.
5. Мартышкин С. А. Союзы государств как ранняя форма территориального устройства: историко-управленческий аспект // Основы ЭУП. 2012. №6 (6), С. 42.
6. Азаров С.О., Проблемы становления международно-правового статуса конфедеративного государства // Пробелы в российском законодательстве. 2013, С. 12.
7. Арбузов А. В. Европейский Союз: Международная организация или конфедерация ? /А. В. Арбузов. //Правоведение. -2005. - № 4. - С. 115 - 123.
8. Хафиз-оглы, Р. Турцию не интересует вопрос вступления в ЕС - президент .- Trend.az, 24 января 2015 года. (обращался 5 мая 2017).
9. Николай Анищенко. Господин председатель, «Lenta.ru», 20 ноября 2009 года. (обращался 5 мая 2017).
10. Четвериков А.О, Право Европейского Союза, Гражданство Европейского Союза как правовая форма либерализации трансграничных общественных отношений между государствами-членами ЕС, 2010, С. 861, 872.
11. Д.А. Сачук// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук// Европейский Союз. Уникальное образование на переломном этапе// № 4-5, 2017 г., С. 119.
12. Право Европейского Союза: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / Н.Р. Мухаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 - С. 25
13. Вестник института мировых цивилизаций// Миграционный кризис как проблема Европейского Союза, № 12, 2016 г., С. 225
14. Труды института государства и права Российской академии наук// Правовые последствия выхода Великобритании из Европейского Союза, № 5, 2016 г. С. 207
15. Российский внешнеэкономический вестник//Экономические аспекты выхода Великобритании из Европейского Союза, № 9, 2016 г., С. 6, 8.
16. ЕС ослабил санкции против России в космической сфере // Life News. - 09.10.2015. - URL: http://lifenews.ru/news/163801
17. Болезненное осознание: Европа жалеет о санкциях // Око планеты. -
04.01.2016. - URL:http://oko-planet.su/first/print:page,1,305072-boleznennoe-
osoznanie-evropa-zhaleet-o-sankciyah.html
18. Исабеков К. С., Управление миграционными процессами международными организациями // Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. №387а
19. Ильин И. В., Каверин М. А. Вопросы преобразования международных организаций в институты глобального управления // . 2014. №2
20. Клочкова Ю. А. Проблемы правового статуса Европейского Союза: между Федерацией и международной организацией // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. №6 С.207-211.
21. Остапенко Юлия Сергеевна Правовые основы международной деятельности Евросоюза // Юридическая наука. 2013. №4 С. 89-95.
22. Гилева А. А. Развитие европейской экономической интеграции: от единой валюты к единому бюджету Европейского Союза // Проблемы современной экономики. 2010. №2 С.124-128.
23. Морозова Анна Евгеньевна ЕС как пример развития для Евразийского союза // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. №1 (17) С.108-110.
24. Газетов Владимир Иванович, Хоменко Вадим Иванович Эволюция и реализация социальной политики Европейского Союза // Пространство и Время. 2012. №2 С.193-198.
25. Бордяшов Евгений Сергеевич Перспективы реализации новой стратегии развития Европейского союза «Европа-2020» // Вестник МГИМО. 2012. №3 С.108-112.
26. Мещерякова Ольга Михайловна Лиссабонский договор (договор о реформе) и проблема структуры Европейского Союза // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2012. №1 С.201-207.
27. Шишков Василий Валерьевич Европейский Союз — от идеи наднационального суверенитета к новой западноевропейской «Империи»: проблемы и перспективы европейской интеграции // Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2014. №1 С.93-106.
28. Якимова Екатерина Михайловна Влияние европейской интеграции на функционирование национальных парламентов государств-членов Европейского союза // Известия ИГЭА. 2013. №1 С.102-105.
29. Вестник полоцкого государственного университета. Серия D: экономические и юридические науки// Место Европейского парламента в институциональной системе Европейского Союза после принятия Лиссабонского договора, № 5, 2015 г., С. 170-172
30. А.С. Леонов, Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского// Взаимодействие Европейского Союза с национальными правозащитными учреждениями в рамках политики развития и европейской политики соседства, № 3, 2015 г., С. 144, 148.
31. Коваль А. А. Перспективы развития Европейского союза в рамках стратегии «Европа 2020» // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 411-413.
32. В. Гонда, Южно-Российский форум: Экономика, социология,
политология, социально-экономическая география// Перспективы реализации стратегии «Европа 2020» - № 1 (8) - 2014 г. - С. 24, 25.
33. Е. Арабей, Новая европейская стратегия «Европа 2020» от 10.08.2010 г.
-http: //eulaw.ru/content/307
34. Е.К. Переход, Экономика и бизнес: Теория и практика// Перспективы и риски России на конкурентном газовом рынке ЕС - № 4 - 2017 г. - С. 126
35. В Брюсселе заявили, что финансовые требования по Brexit не являются наказанием - Gordonua.com- 3 мая 2017 г.
36. Джонсон заявил, что Британия может заставить Брюссель заплатить за Brexit - Gordonua.com- 13 мая 2017 г.
37. МИД назвал причину миграционного кризиса в Европе - Vz.ru- 17 сентября 2015 г.