ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7ЛЕТ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
|
Введение 4
Глава 1Теоретические аспекты формирования у детей 6-7 лет готовности к школе 8
1.1 Формирование у детей 6-7 лет готовности к школе как
психолого-педагогическая проблема исследования 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий
формирования у детей 6-7 лет готовности к школе 18
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет готовности к школе 26
2.1 Выявление у детей 6-7 лет уровня готовности к школе 26
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования
у детей 6-7 лет готовности к школе 39
2.3 Выявление у детей 6-7 лет динамики в уровне
сформированной готовности к школе 53
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 64
Приложение Б Уровни сформированной готовности детей 6-7 лет к школе на констатирующем этапе 65
Приложение В Паспорт программы 66
Приложение Г Календарно-тематический план 68
Приложение Д Конспекты занятий 70
Приложение Е Уровни сформированной готовности детей 6-7 лет к школе на контрольном этапе 77
Глава 1Теоретические аспекты формирования у детей 6-7 лет готовности к школе 8
1.1 Формирование у детей 6-7 лет готовности к школе как
психолого-педагогическая проблема исследования 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий
формирования у детей 6-7 лет готовности к школе 18
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет готовности к школе 26
2.1 Выявление у детей 6-7 лет уровня готовности к школе 26
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования
у детей 6-7 лет готовности к школе 39
2.3 Выявление у детей 6-7 лет динамики в уровне
сформированной готовности к школе 53
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 64
Приложение Б Уровни сформированной готовности детей 6-7 лет к школе на констатирующем этапе 65
Приложение В Паспорт программы 66
Приложение Г Календарно-тематический план 68
Приложение Д Конспекты занятий 70
Приложение Е Уровни сформированной готовности детей 6-7 лет к школе на контрольном этапе 77
Одна из основных задач, стоящая перед воспитателями, педагогами и психологами, работающими в дошкольной образовательной организации, сформулирована в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Она связана с формированием у детей интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе. В статье 64 этого закона прямо указано, что образовательная программа детского сада должна быть направлена на достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Современные исследования показывают, что 30-40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы социальные, психологические, эмоционально-волевые компоненты готовности к обучению в школе, что и свидетельствует об актуальности данного исследования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п. 4.7) один из целевых ориентиров - формирование предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Проблема готовности к школе рассматривалась многими психологами, педагогами, физиологами, методистами, которые отмечали, что поступление в школу, начало школьного обучения - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для родителей.
Проблемы, касающиеся формирования готовности к школьному обучению и создания психолого-педагогических условий для этого процесса, рассматривались многими психологами и педагогами (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Б.С. Волков, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Л.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин и другие). Эти авторы отмечают, что подготовка детей к школе - сложная и многогранная задача, поэтому ее решение во многом зависит от совместных усилий педагогов- психологов, воспитателей дошкольной образовательной организации, родителей детей и тех психолого-педагогических условий, которые будут созданы для успешного формирования готовности к школе каждого ребенка.
Теоретический анализ исследований свидетельствует о том, что часть детей 6-7 лет не всегда всесторонне подготовлена к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе, поэтому часто приходится сталкиваться с разочарованиями и нереализованными желаниями. Безусловно, причин тому может быть много. Одна из них, по мнению исследователей, состоит в отсутствии таких психолого-педагогических условий, которые бы качественно способствовали готовности детей к школе.
Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие: между необходимостью формирования у детей 6-7 лет готовности к школе и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, способствующих данному процессу.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование у детей 6-7 лет готовности к школе.
Опираясь на теоретический анализ проблемы и ее актуальность, была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет готовности к школе».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет готовности к школе.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет готовности к школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование у детей 6-7 лет готовности к школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что качественное изменение готовности детей 6-7 лет к школе возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- разработка и реализация в образовательном процессе подготовительной к школе группы Программы подготовки детей к школе;
- определение на основе критериев и показателей готовности детей 6-7 лет к школе содержания Программы, форм ее реализации в работе с детьми;
- использование игровых методов и приемов при реализации содержания Программы в образовательной деятельности с детьми 6-7 лет.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования.
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 6-7 лет готовности к школе и обосновать ее теоретические аспекты;
2. Выявить уровни сформированной готовности детей 6-7 лет к школе;
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет готовности к школе.
Теоретическо-методологическая основа исследования:
- личностный подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Дергач, М.И. Дьяченко, B. А. Крутецкий, Е.В. Селезнева, В.Д. Шадриков);
- функциональный подход (В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, Д.Н. Узнадзе);
- деятельностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и Л.А. Леонтьев, C. Л. Рубинштейн;
- теоретические исследования в области формирования готовности к школьному обучению детей 6-7 лет (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Б.С. Волков, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Л.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин и другие);
- работы по исследованию психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности к школьному обучению детей 6-7 лет (Р.Н. Бунеев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Р.В. Овчарова).
Для решения поставленных задач были использованы две группы исследовательских методов:
- теоретические: анализ и интерпретация психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические: тестирование детей, методы математической и графической обработки результатов.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольного образовательное учреждение «Улыбка» г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной к школе группы в возрасте 6-7 лет.
Новизна исследования: выявлена степень изученности проблемы создания психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет готовности к школе; определено и реализовано содержание программы «Подготовка к обучению в школе».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что охарактеризованы и обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование у детей 6-7 лет готовности к школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что работники дошкольного образования могут использовать апробированное содержание образовательный работы с детьми 6-7 лет по формированию готовности к школе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (33 источника) и 6 приложений.
Современные исследования показывают, что 30-40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы социальные, психологические, эмоционально-волевые компоненты готовности к обучению в школе, что и свидетельствует об актуальности данного исследования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п. 4.7) один из целевых ориентиров - формирование предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Проблема готовности к школе рассматривалась многими психологами, педагогами, физиологами, методистами, которые отмечали, что поступление в школу, начало школьного обучения - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для родителей.
Проблемы, касающиеся формирования готовности к школьному обучению и создания психолого-педагогических условий для этого процесса, рассматривались многими психологами и педагогами (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Б.С. Волков, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Л.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин и другие). Эти авторы отмечают, что подготовка детей к школе - сложная и многогранная задача, поэтому ее решение во многом зависит от совместных усилий педагогов- психологов, воспитателей дошкольной образовательной организации, родителей детей и тех психолого-педагогических условий, которые будут созданы для успешного формирования готовности к школе каждого ребенка.
Теоретический анализ исследований свидетельствует о том, что часть детей 6-7 лет не всегда всесторонне подготовлена к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе, поэтому часто приходится сталкиваться с разочарованиями и нереализованными желаниями. Безусловно, причин тому может быть много. Одна из них, по мнению исследователей, состоит в отсутствии таких психолого-педагогических условий, которые бы качественно способствовали готовности детей к школе.
Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие: между необходимостью формирования у детей 6-7 лет готовности к школе и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, способствующих данному процессу.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование у детей 6-7 лет готовности к школе.
Опираясь на теоретический анализ проблемы и ее актуальность, была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет готовности к школе».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет готовности к школе.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет готовности к школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование у детей 6-7 лет готовности к школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что качественное изменение готовности детей 6-7 лет к школе возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- разработка и реализация в образовательном процессе подготовительной к школе группы Программы подготовки детей к школе;
- определение на основе критериев и показателей готовности детей 6-7 лет к школе содержания Программы, форм ее реализации в работе с детьми;
- использование игровых методов и приемов при реализации содержания Программы в образовательной деятельности с детьми 6-7 лет.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования.
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 6-7 лет готовности к школе и обосновать ее теоретические аспекты;
2. Выявить уровни сформированной готовности детей 6-7 лет к школе;
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет готовности к школе.
Теоретическо-методологическая основа исследования:
- личностный подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Дергач, М.И. Дьяченко, B. А. Крутецкий, Е.В. Селезнева, В.Д. Шадриков);
- функциональный подход (В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, Д.Н. Узнадзе);
- деятельностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и Л.А. Леонтьев, C. Л. Рубинштейн;
- теоретические исследования в области формирования готовности к школьному обучению детей 6-7 лет (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Б.С. Волков, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Л.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин и другие);
- работы по исследованию психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности к школьному обучению детей 6-7 лет (Р.Н. Бунеев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Р.В. Овчарова).
Для решения поставленных задач были использованы две группы исследовательских методов:
- теоретические: анализ и интерпретация психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические: тестирование детей, методы математической и графической обработки результатов.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольного образовательное учреждение «Улыбка» г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной к школе группы в возрасте 6-7 лет.
Новизна исследования: выявлена степень изученности проблемы создания психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет готовности к школе; определено и реализовано содержание программы «Подготовка к обучению в школе».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что охарактеризованы и обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование у детей 6-7 лет готовности к школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что работники дошкольного образования могут использовать апробированное содержание образовательный работы с детьми 6-7 лет по формированию готовности к школе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (33 источника) и 6 приложений.
Проблема создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих готовность детей 6-7 лет к школе, является актуальной.
В нашем исследовании за основу взято определение Н.И. Гуткиной, в котором под готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Готовность к школьному обучению включает: личностно-мотивационную, психомоторную, эмоционально-волевую и интеллектуальную готовность.
Экспериментальная работа осуществлялась тремя этапами: констатирующим, формирующим и контрольным.
На констатирующем этапе осуществлялась диагностика сформированных уровней готовности детей к школе по пяти критериям, показателям и методикам, предложенных Н.И. Гуткиной. Результаты исходной диагностики показали, что 60 % детей частично готовы к школе, 30 % детей полностью готовы к школе и 10 % дошкольников не готовы к обучению в школе.
На формирующем этапе были разработаны и реализованы следующие психолого-педагогические условия, направленные на формирование готовности детей 6-7 лет к школе:
- разработка и реализация в образовательном процессе подготовительной к школе группы Программы подготовки детей к школе;
- определение на основе критериев и показателей готовности детей 6-7 лет к школе содержания Программы, форм ее реализации в работе с детьми;
- использование игровых методов и приемов при реализации содержания Программы в образовательной деятельности с детьми 6-7 лет.
Программа «Подготовка к обучению в школе детей 6-7 лет» разработана нами в соответствии с возрастными особенностями детей и результатами их диагностики. Она реализовывалась с сентября 2020 года по май 2021 года в три этапа и включала 72 занятия по трем тематическим блокам: «В школе интересно!», «Грамматическая играй-ка» и «Математическая играй-ка». В нее входят речевые и логико-математические игры, направленные на формирование у детей 6-7 лет личностно-мотивационной, психомоторной, эмоционально-волевой и интеллектуальной готовности школе.
Результаты контрольного этапа исследования позволили выявить положительную динамику в готовности детей к школе (не выявлено детей с низким уровнем, на 40 % уменьшилось количество детей со средним уровнем и на 50 % увеличилось количество детей с высоким уровнем готовности к школе).
Полученные результаты свидетельствуют о качественном изменении в сформированном уровне готовности детей 6-7 лет к школе благодаря разработанным и реализованным психолого-педагогическим условиям.
Цель исследования достигнута, задачи полностью решены, гипотеза подтвердилась.
В нашем исследовании за основу взято определение Н.И. Гуткиной, в котором под готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Готовность к школьному обучению включает: личностно-мотивационную, психомоторную, эмоционально-волевую и интеллектуальную готовность.
Экспериментальная работа осуществлялась тремя этапами: констатирующим, формирующим и контрольным.
На констатирующем этапе осуществлялась диагностика сформированных уровней готовности детей к школе по пяти критериям, показателям и методикам, предложенных Н.И. Гуткиной. Результаты исходной диагностики показали, что 60 % детей частично готовы к школе, 30 % детей полностью готовы к школе и 10 % дошкольников не готовы к обучению в школе.
На формирующем этапе были разработаны и реализованы следующие психолого-педагогические условия, направленные на формирование готовности детей 6-7 лет к школе:
- разработка и реализация в образовательном процессе подготовительной к школе группы Программы подготовки детей к школе;
- определение на основе критериев и показателей готовности детей 6-7 лет к школе содержания Программы, форм ее реализации в работе с детьми;
- использование игровых методов и приемов при реализации содержания Программы в образовательной деятельности с детьми 6-7 лет.
Программа «Подготовка к обучению в школе детей 6-7 лет» разработана нами в соответствии с возрастными особенностями детей и результатами их диагностики. Она реализовывалась с сентября 2020 года по май 2021 года в три этапа и включала 72 занятия по трем тематическим блокам: «В школе интересно!», «Грамматическая играй-ка» и «Математическая играй-ка». В нее входят речевые и логико-математические игры, направленные на формирование у детей 6-7 лет личностно-мотивационной, психомоторной, эмоционально-волевой и интеллектуальной готовности школе.
Результаты контрольного этапа исследования позволили выявить положительную динамику в готовности детей к школе (не выявлено детей с низким уровнем, на 40 % уменьшилось количество детей со средним уровнем и на 50 % увеличилось количество детей с высоким уровнем готовности к школе).
Полученные результаты свидетельствуют о качественном изменении в сформированном уровне готовности детей 6-7 лет к школе благодаря разработанным и реализованным психолого-педагогическим условиям.
Цель исследования достигнута, задачи полностью решены, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования экологической культуры детей в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МОТОРНО - ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СВЕРСТНИКАМИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2019 - Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019



