Введение 4
Глава 1Теоретические аспекты формирования у детей 6-7 лет готовности к школе 8
1.1 Формирование у детей 6-7 лет готовности к школе как
психолого-педагогическая проблема исследования 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий
формирования у детей 6-7 лет готовности к школе 18
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет готовности к школе 26
2.1 Выявление у детей 6-7 лет уровня готовности к школе 26
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования
у детей 6-7 лет готовности к школе 39
2.3 Выявление у детей 6-7 лет динамики в уровне
сформированной готовности к школе 53
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 64
Приложение Б Уровни сформированной готовности детей 6-7 лет к школе на констатирующем этапе 65
Приложение В Паспорт программы 66
Приложение Г Календарно-тематический план 68
Приложение Д Конспекты занятий 70
Приложение Е Уровни сформированной готовности детей 6-7 лет к школе на контрольном этапе 77
Одна из основных задач, стоящая перед воспитателями, педагогами и психологами, работающими в дошкольной образовательной организации, сформулирована в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Она связана с формированием у детей интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе. В статье 64 этого закона прямо указано, что образовательная программа детского сада должна быть направлена на достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Современные исследования показывают, что 30-40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы социальные, психологические, эмоционально-волевые компоненты готовности к обучению в школе, что и свидетельствует об актуальности данного исследования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п. 4.7) один из целевых ориентиров - формирование предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Проблема готовности к школе рассматривалась многими психологами, педагогами, физиологами, методистами, которые отмечали, что поступление в школу, начало школьного обучения - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для родителей.
Проблемы, касающиеся формирования готовности к школьному обучению и создания психолого-педагогических условий для этого процесса, рассматривались многими психологами и педагогами (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Б.С. Волков, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Л.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин и другие). Эти авторы отмечают, что подготовка детей к школе - сложная и многогранная задача, поэтому ее решение во многом зависит от совместных усилий педагогов- психологов, воспитателей дошкольной образовательной организации, родителей детей и тех психолого-педагогических условий, которые будут созданы для успешного формирования готовности к школе каждого ребенка.
Теоретический анализ исследований свидетельствует о том, что часть детей 6-7 лет не всегда всесторонне подготовлена к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе, поэтому часто приходится сталкиваться с разочарованиями и нереализованными желаниями. Безусловно, причин тому может быть много. Одна из них, по мнению исследователей, состоит в отсутствии таких психолого-педагогических условий, которые бы качественно способствовали готовности детей к школе.
Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие: между необходимостью формирования у детей 6-7 лет готовности к школе и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, способствующих данному процессу.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование у детей 6-7 лет готовности к школе.
Опираясь на теоретический анализ проблемы и ее актуальность, была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет готовности к школе».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет готовности к школе.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет готовности к школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование у детей 6-7 лет готовности к школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что качественное изменение готовности детей 6-7 лет к школе возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- разработка и реализация в образовательном процессе подготовительной к школе группы Программы подготовки детей к школе;
- определение на основе критериев и показателей готовности детей 6-7 лет к школе содержания Программы, форм ее реализации в работе с детьми;
- использование игровых методов и приемов при реализации содержания Программы в образовательной деятельности с детьми 6-7 лет.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования.
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 6-7 лет готовности к школе и обосновать ее теоретические аспекты;
2. Выявить уровни сформированной готовности детей 6-7 лет к школе;
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет готовности к школе.
Теоретическо-методологическая основа исследования:
- личностный подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Дергач, М.И. Дьяченко, B. А. Крутецкий, Е.В. Селезнева, В.Д. Шадриков);
- функциональный подход (В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, Д.Н. Узнадзе);
- деятельностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и Л.А. Леонтьев, C. Л. Рубинштейн;
- теоретические исследования в области формирования готовности к школьному обучению детей 6-7 лет (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Б.С. Волков, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Л.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин и другие);
- работы по исследованию психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности к школьному обучению детей 6-7 лет (Р.Н. Бунеев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Р.В. Овчарова).
Для решения поставленных задач были использованы две группы исследовательских методов:
- теоретические: анализ и интерпретация психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические: тестирование детей, методы математической и графической обработки результатов.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольного образовательное учреждение «Улыбка» г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной к школе группы в возрасте 6-7 лет.
Новизна исследования: выявлена степень изученности проблемы создания психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет готовности к школе; определено и реализовано содержание программы «Подготовка к обучению в школе».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что охарактеризованы и обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование у детей 6-7 лет готовности к школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что работники дошкольного образования могут использовать апробированное содержание образовательный работы с детьми 6-7 лет по формированию готовности к школе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (33 источника) и 6 приложений.
Проблема создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих готовность детей 6-7 лет к школе, является актуальной.
В нашем исследовании за основу взято определение Н.И. Гуткиной, в котором под готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Готовность к школьному обучению включает: личностно-мотивационную, психомоторную, эмоционально-волевую и интеллектуальную готовность.
Экспериментальная работа осуществлялась тремя этапами: констатирующим, формирующим и контрольным.
На констатирующем этапе осуществлялась диагностика сформированных уровней готовности детей к школе по пяти критериям, показателям и методикам, предложенных Н.И. Гуткиной. Результаты исходной диагностики показали, что 60 % детей частично готовы к школе, 30 % детей полностью готовы к школе и 10 % дошкольников не готовы к обучению в школе.
На формирующем этапе были разработаны и реализованы следующие психолого-педагогические условия, направленные на формирование готовности детей 6-7 лет к школе:
- разработка и реализация в образовательном процессе подготовительной к школе группы Программы подготовки детей к школе;
- определение на основе критериев и показателей готовности детей 6-7 лет к школе содержания Программы, форм ее реализации в работе с детьми;
- использование игровых методов и приемов при реализации содержания Программы в образовательной деятельности с детьми 6-7 лет.
Программа «Подготовка к обучению в школе детей 6-7 лет» разработана нами в соответствии с возрастными особенностями детей и результатами их диагностики. Она реализовывалась с сентября 2020 года по май 2021 года в три этапа и включала 72 занятия по трем тематическим блокам: «В школе интересно!», «Грамматическая играй-ка» и «Математическая играй-ка». В нее входят речевые и логико-математические игры, направленные на формирование у детей 6-7 лет личностно-мотивационной, психомоторной, эмоционально-волевой и интеллектуальной готовности школе.
Результаты контрольного этапа исследования позволили выявить положительную динамику в готовности детей к школе (не выявлено детей с низким уровнем, на 40 % уменьшилось количество детей со средним уровнем и на 50 % увеличилось количество детей с высоким уровнем готовности к школе).
Полученные результаты свидетельствуют о качественном изменении в сформированном уровне готовности детей 6-7 лет к школе благодаря разработанным и реализованным психолого-педагогическим условиям.
Цель исследования достигнута, задачи полностью решены, гипотеза подтвердилась.
I. Анастази А. А., Урбина С. Н. Психологическое тестирование. СПб. : Питер, 2007. 688 с.
2. Бауэр В. «Предшкольное образование» в рамках экспериментального
проекта Ленинградского педагогического колледжа Краснодарского края [Электронный ресурс] URL: http://pedsovet.org/forum/topic1632.htm.(дата
обращения: 25.05.2021).
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Детство-Пресс, 2014. 268 с.
4. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград : Перемена, 2001. 217 с.
5. Бунеев Р. Н. По дороге к азбуке. Развитие речи и подготовка к овладению грамоте. М. : Баласс, 2013. 64 с.
6. Волков, Б.С. Готовим ребенка к школе. СПб. : Питер, 2014. 196 с.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Академический проект, 2012. 365 с.
8. Готовность детей к школе: под ред. В. В. Слободчикова. Томск, 2014. 236 с.
9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб. : Питер, 2016. 283 с.
10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М. : Академия,
2014. 284 с.
II. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья : методика работы с родителями. М. : Мозаика-синтез, 2016. 154 с.
12. Запорожец Л. В. Подготовка детей к школе // Избранные психологические труды. М. : Просвещение, 2009. С.56-94.
13. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека:
терминологический словарь [Электронный ресурс] URL:
http: //vocabulary.ru/dictionary/637/word/gotovno st. (дата обращения:
29.05.2021).
14. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. А. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // Общее и профессиональное образование. 2012. № 1. С. 8-14.
15. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. : Детство-Пресс, 2015. 214 с.
16. Лаврентьева М. В. Современные аспекты подготовки детей к обучению в школе в условиях детского сада // Дошкольное образование.
2018. № 8. С. 15-17.
17. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. 5-е изд. ; перераб. и доп. М. : Владос, 2014. 226 с.
18. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология : учебник для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2019. 460 с.
19. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М. : Владос, 2010. 235 с.
20. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Мир энциклопедий,
2019. 1018 с.
21. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2019. 308 с.
22. Практическая психология образования : учеб. пособие; под ред. И. В. Дубровиной. М. : Питер, 2013. 562 с.
23. Психология : учебник для гуман. вузов; под ред. В. Н. Дружинина. СПб. : Питер, 2015. 465 с.
24. Психология развития. Словарь ; под ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопед. словарь в 6 т. / под общ. ред. А. В. Петровского. М. : ПЕР СЭ, 2014. Т.1. 348 с.
25. Рубинштейн С. Л. Общая психология. М. : Академический проект,
2015. 546 с.
26. Салмина Н. Г. Знаково-символическое развитие детей в начальной школе // Психологическая наука и образование. 1996. № 1. С.45-49.
27. Селезнева Е. В., Дергач А. А. Готовность к деятельности как акмеологический феномен. М. : Изд-во РАГС, 2014. 96 с.
28. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студентов педвузов. М. : Издательский дом «Академия», 2015. 348 с.
29. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2013. 336 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.(дата обращения: 28.05.2021).
31. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] URL :
http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. (дата обращения:
28.05.2021).
32. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. М. : Детство-Пресс, 2014. 327 с.
33. Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М. : Владос, 2013. 165 с.