Применение соревновательного метода в технико-тактической подготовке баскетболистов 15-16 лет (Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 4)
Проведен педагогический эксперимент.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 4 имени А.Я. Гомельского (техникум)»
Выборка: две группы (контрольная и экспериментальная)обучающихся в количестве десять человек в каждой.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ТЕХНИКО – ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ 5
1.1. Определение основных понятий 5
1.2. Особенности развития баскетболистов 15-16 лет 12
1.3. Особенности технико – тактической подготовки баскетболистов 15-16 лет 21
1.3.1. Средства технико – тактической подготовки 21
1.3.2. Методы технико-тактической подготовки 31
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 36
Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ 39
3.1 Методика применения соревновательного метода в технико – тактической подготовке баскетболистов 15-16 лет 39
3.2 Анализ результатов исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Современный баскетбол представляет собой спортивную игру, где достижение высоких спортивных результатов зависит от проявления максимально высокого уровня физической, технической, тактической подготовленности спортсменов.
Особый интерес приобретает процесс подготовки юных баскетболистов, представляющих учебно-тренировочные группы третьего и четвертого годов обучения. В этом возрасте происходит завершение в половом созревании, юный организм все больше приобретает черты взрослого человека[44].
Эффективность средств в обучении техническим приемам баскетболистов пятнадцати-шестнадцати лет, во многом зависит от правильной постановки их обучения, по периодам обучения и методов их применения. Выбор методов осуществляется с учетом задач, уровня подготовленности баскетболистов и конкретных условий работы. В данном случае будет подробно изучаться эффективность соревновательного метода, так как он является одним из наиболее важных методов для технико – тактической подготовки баскетболистов данного возраста[29].
Для баскетболистов данного возраста очень важно начать подробно разбирать тактические элементы, различные комбинации, схемы атаки и защиты, так как именно в этот период закладываются все основы понимания игры и грамотного использования технических и тактических навыков.
Предметом исследования является применение соревновательного метода в технико-тактической подготовке баскетболистов пятнадцати- шестнадцати лет.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс баскетболистов пятнадцати-шестнадцати лет.
Цель исследования – повышение уровня технико-тактической подготовки баскетболистов пятнадцати-шестнадцати лет.
В соответствии с целью исследования нами решались следующие задачи:
1. Изучить особенности методики применения соревновательного метода в технико-тактической подготовке баскетболистов.
2. Выявить эффективность применения соревновательного метода в технико-тактической подготовке баскетболистов пятнадцати-шестнадцати лет.
3. Разработать экспериментальную методику развития технико- тактической подготовки баскетболистов пятнадцати-шестнадцати лет с применением соревновательного метода.
Возрастной период пятнадцати-шестнадцати лет в тренировке у баскетболистов является одним из наиболее благоприятных периодов для развития технико-тактической подготовки.
В настоящее время подготовка баскетболистов является трудным и долгим тренировочным процессом, который происходит под руководством тренеров. Существует сложность получения у спортсменов хороших результатов на каких-либо соревнованиях, что естественным образом делает актуальным вопрос о создании эффективных и методически аргументированных тренировочных систем.
Чтобы грамотно управлять тренировочным процессом, нужно провести правильную организационную работу, с помощью которой удастся получить положительный результат, при этом затрачивая как можно меньше сил, средств и времени. Данную цель можно достигнуть, опираясь на конкретную информацию о физическом состоянии спортсмена и изучению влияния на него нагрузок в процессе тренировки.
Анализ научно-методической литературы и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Изучив и проанализировав научно-методическую литературу, было выявлено, что для баскетболистов пятнадцати-шестнадцати лет должна в большом объеме использоваться тактическая и техническая подготовка, которые является основой для правильного формирования и укрепления различных игровых умений и навыков.
Очень важно тренеру обеспечить баскетболистам пятнадцати- шестнадцати лет вовлеченность в процесс технико-тактической подготовки, так как баскетбол сам по себе является командным видом спорта и имеет высокий уровень конкуренции. Эффективным методом, развивающим интерес, вовлеченность баскетболистов в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет в тренировочный процесс, является соревновательный
метод. При использовании данного метода у занимающихся появляется желание одержать победу в каждом отрабатываемом аспекте, например, броски с различных дистанций, игра один на один, два на два, и так далее. Данный метод помогает тренеру увидеть лидерские качества занимающихся, их реакцию в напряженные моменты и правильность принятия решений. Также выбранный нами метод может, является подводящим к полноценной игре в баскетбол на каких-либо соревнованиях, так как именно в таких ситуациях проявляется подготовленность игроков к конкуренции против другой команды.
Были определены средства и методы развития технико-тактической подготовки. Исходя из изученных средств и методов, можно сделать следующий вывод. Приступая к развитию технико-тактической подготовки необходимо придерживаться определённой логики построения тренировочного процесса, т.к. нерациональное сочетание в занятиях нагрузки различной функциональной направленности может привести не к улучшению, а, наоборот, к снижению уровня тренированности.
Проанализировав общепринятые методы обучения, нами был взят за основу соревновательный метод.
2. У юношей в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет почти все показатели, физические, психологические, умственные, близки по уровню с взрослым человеком. Данный фактор помогает нам применять упражнения более сложного характера, которые требуют высокой самоотдачи.
Но есть и качества, которые нужно учитывать и развивать:
а)Тактическое мышление, для баскетболистов в возрасте пятнадцати- шестнадцати лет это является одним из самых важных качеств для успешной игры в баскетбол. Правильное тактическое мышление помогает игрокам на площадке принимать правильные решения, использовать свои сильные стороны и скрывать слабые. Также при грамотном использовании своих навыков, игроки уменьшают физическую нагрузку, что позволяет им быть
наиболее выносливее игроков команды противников, то есть занимающиеся не делают лишних движений, что позволяет им экономить свои силы.
б) Техническая подготовка. Для баскетболистов в возрасте пятнадцати- шестнадцати лет правильно поставленная техника выполнения различных двигательных элементов имеет очень значимое место в общем уровне игры в баскетбол. Во-первых, если техника с начала обучения баскетболиста являлась неправильной, то еѐ очень тяжело изменить, так как у юноши уже имеется представление о том, что техника выполнения им различных баскетбольных элементов правильная, но она не является эффективной, а также данный вид движений уже закрепляется в мышечной памяти спортсмена. Исходя из этого мы понимаем, что правильно поставленная техника крайне важна для успешной игры в баскетбол, так как она даѐт огромное преимущество игрокам на площадке.
в) Технико-тактическая подготовка. Данное качество естественным образом включает себя использования технической и тактической подготовки как в игре в баскетбол, так и в тренировочных упражнениях, что сильно повышает общий уровень игры в баскетбол у юношей пятнадцати- шестнадцати лет. Оно является одним из сложных и значимых элементов игры в баскетбол. При технико-тактической подготовке игроки используют как атакующие, так и защитные действия, что помогает наиболее эффективному и быстрому развитию баскетболистов пятнадцати- шестнадцати лет.
В этом возрасте очень важно, чтобы юноши получили наиболее всестороннюю тренировку с приобретением большого числа различных форм и движений, также применение соревновательного метода в тренировках помогает нам повысить качество и эффективность занятий.
3. Для разработки экспериментальной методики развития технико-
тактической подготовки баскетболистов апробировались специальные упражнения.
пятнадцати-шестнадцати лет
Для развития технической подготовки у баскетболистов пятнадцати- шестнадцати лет применялись упражнения: броски со средней дистанции в парах на скорость, броски с трехочковой дистанции в парах на больший процент попаданий, пятьдесят точных попаданий с пяти точек со средней дистанции, «один против двух», штрафные броски на вылет и т.д.
Для развития тактической подготовки баскетболистов пятнадцати- шестнадцати лет применялись такие упражнения и взаимодействия как,
«Хэнд-офф», «Хэндофф и пик ин ролл», «Два наверх», «Два внизу», защита двух игроков против трёх, «Бэкдор» и т.д.
Упражнения для развития технико-тактической подготовки - это применение изученных взаимодействий («Два наверх», «Бэкдор», «Два внизу» и т.д.) при полноценной игре в баскетбол.
Проведенный педагогический эксперимент подтвердил положительное влияние применяемых нами специальных упражнений, которые направлены на развитие технико-тактической подготовки баскетболистов пятнадцати- шестнадцати лет.
Разработанная нами методика может быть использована в учебно- тренировочном процессе подготовки баскетболистов пятнадцати- шестнадцати лет.
1. Андреев, В.И. Бросок в прыжке в баскетболе [Текст]: учеб. Пособие / В.И. Андреев, Л.В. Капилевич, Н.В. Марченко. - Томск, 2009. – 123 с.
2. Алачачян, А.М. Не только о баскетболе [Текст] / А.М.Алачачян.
– Москва, 2013.– 132 с.
3. Ананьев В.А. Биосоциальные основы физической культуры [Текст]: учебно-методическое пособие /В.А. Ананьев, Д.Н. Давиденко, В.Ю.Карпов и др. – Самара, 2004. - 400с.
4. Архангельский Г.В. Хронометраж: система эффективности [Текст] / Г.В. Архангельский. – Москва, 2012. – 243 с.
5. Аронсон, Ф. Наглядная кардиология [Текст] /Ф. Аронсон, Дж. Вард, Г. Винер; пер. с англ. ; под ред. С. Л. Дземешкевича. – Москва, 2011. - 120 с.
6. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физкультуры [Текст] / Б.А. Ашмарин. – Москва,1998. - 320 с.
7. Бальсевич, В. К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации [Текст] / В.К. Басильевич. - Москва, 1994. –34 с.
8. Баррел, П. Д. Баскетбол для юниоров [Текст] / П. Д. Пэйе. – Москва, 2008. - 42 с.
9. Белаш, В.В. Методы подготовки баскетболистов[Текст]: методический журнал /В.В.Белаш. – Г. Южный, 2005. – 56 с.
10. Белинович, В. В Обучение в физическом воспитании [Текст] / В.В. Белинович. –Москва, 2000.- 543 с.
11. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта[Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических
учебных заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. – Москва, 2005. - 384 с.
12. Губа, В. П. Основы распознавания раннего спортивного таланта [Текст] / В.П.Губа. – Москва,2003. - 74 с.
13. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта[Текст] / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. — Москва, 2016. - 224 c.
14. Гомельский, А.Я. Библия баскетбола. 1000 баскетбольных упражнений [Текст] / Гомельский А.Я. – Москва, 2016. – 256с.
15. Гомельский, В.А. Как играть в баскетбол [Текст] / В. А. Гомельский. - Москва, 2015. - 432 с.
16. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью [Текст] / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. –Москва,2012. - 184 c.
17. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» [Текст] / Ю.И. Евсеев – Ростов-на-Дону, 2003. – 384с.
18. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д.Железняк, П.К.Петров. –Москва, 2013. – 288 с.
19. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения [Текст] / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин. - Москва, 2001.- 120 с.
20. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства [Текст] / Ю.Д.Железняк, Ю.М. Портнов. - Москва, 2007. - 397с.
21. Железняк, Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич. -Москва, 2005. - 384 с.
22. Жозе П.Р. Упражнения для победы в баскетболе [Текст] / П. Р. Жозе. – Воронеж, 2006. - 71 с.
23. Игровой метод (http://studopedia.ru/11_60936_igrovoy-metod.html) [Текст] – Москва, 2015.
24. Коробов, А.В.Поурочная программа для ДЮСШ и специализированных ДЮСШОР [Текст] / А.В.Коробов. – Москва, 2002. - 196 с.
25. Костикова Л.В. Структура подготовки юниорских баскетбольных команд в годичном соревновательно – тренировочном цикле: методические разработки[Текст] / Л. В. Костикова,Ф.П. Суслов,Н.В. Фураева. - Москва, 2002. - 248 с.
26. Краузе Д. Баскетбол – навыки и упражнения [Текст] / Д. Краузе, Д. Мейер. – Москва, 2009. – 216 с.
27. Ковалев, В. Д. Спортивные игры [Текст] / В.Д. Ковалев. – Москва, 1988. - 310 с.
28. Лях, В.И. Двигательные способности школьников [Текст] /В.И.Лях.
- Москва, 2000. - 192 с.
29. Лях, В.И. Двигательные способности школьников [Текст ] /А.В. Лепешкин. – Москва,2011. – 212 с.
30. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов/ А.М. Максименко- Москва, 2009. -530с.
31. Мустаев, В. Л. Технология соревновательного метода на тренировках по баскетболу[Текст] / В. Л. Мустаев. - Омск, 2001. - 24 с.
32. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки [Текст]: учебное пособие / Л. П. Матвеев. –Москва, 1977. - 282 с.
33. Никитушкин, В. Г. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов [Текст] / В.Г.Никитушкин., П.В.Квашук. – Москва, 1998. – 22 c
34. Нестеровский, Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения[Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. И. Нестеровский. –Москва, 2010. - 336с.
35. Озолин, Н. Г. Молодому коллеге[Текст]: научно-популярное издание / Н. Г. Озолин. –Москва, 1988. - 288 с.
36. Попов, А. Л. Спортивная психология [Текст] / А. Л. Попов. – Москва, 2013. –159 с.
37. Портнова Ю.М. Баскетбол: Учебник для ИФК [Текст] Ю/ Портнова. – Москва, 1988. - 288 с.
.М.
38. Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого – педагогические аспекты [Текст]
:учебно-методическое пособие /Л.А. Семенов. – Москва, 2005.- 142 с.
39. Соколовский Б.И. Словарь баскетбольных терминов на английском и русском языках[Текст] / Б. И. Соколовский,Л.В. Костикова. - Москва, 2012. - 52 с.
40. Филин, В. П. Современные методы исследований в спорте [Текст]: учебное пособие / В.П.Филин. –Харьков,2013. - 132 с.
41. Фомин, Е. В Процесс спортивной подготовки игроков [Текст] / Е. В. Фомин.Л. В. Булыкина., Л. В.Белова. – Москва, 2014. - 134с.
42. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - Москва, 2013. - 450 с.
43. Хухлаева О.В. В каждом ребенке-солнце. Психология ребенка от
10 до 17 [Текст] / Хухлаева О.В. - Воронеж, 2017.- 314 с.
44. Физическое и психологическое развитие подростков (http://scicenter.online/osnovyi-psihologii-scicenter/fizicheskoe-razvitie-detey- 28505.html) [Текст] / Новосибирск, 2009 г.
45. Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов[Текст]: учебное пособие / Е.Р. Яхонтов. - Тверь, 2000.- 58с.