Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовой режим произведений искусства, выраженных в NFT токенах (Московский государственный юридический университет)

Работа №118302

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы66
Год сдачи2023
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика произведений искусств, выраженных в NFT токенах 6
1.1 Понятие произведений искусств, выраженных в NFT токенах 6
1.2 Виды произведений искусств, выраженных в NFT токенах 13
Глава 2. Особенности правового режима произведений искусств, выраженных в NFT токенах19
2.1 Сущность и правовая природа NFT токенов 19
2.2 Способы защиты субъектов отношений по созданию и использованию произведений искусств, выраженных в NFT токенах 27
2.3 Практические особенности исследования правового режима произведений и мимиискусств, выраженных в NFT токенах 30
Глава 3. Актуальные проблемы и перспективы нормативного регулирования произведений искусств, выраженных в NFT токенах 42
3.1 Проблематика правового статуса произведений искусств, выраженных в NFT токенах в 2023 году 42
3.2. Особенности и перспективы нормативно-правового регулирования 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…64

Благодаря скорости и доступности информационных (компьютерных) технологий в 2023 году взгляды людей на предметы современного искусства сформировались в совершенно новом направлении. Необходимость модернизации системы гражданского права обуславливается бесперебойным развитием цифрового арт-рынка.
Новейшим направлением в цифровом искусстве, которое заключается в производстве и распространении визуальных изображений, музыкальных записей и других аудио и видео произведений в электронном виде с присвоением этим объектам уникальных штрих-кодов, получило название крипто-арт, другими словами, крипто-искусство (от английского – CryptoArt). Повсеместное применение невзаимозаменяемого токена типа блокчейн (от английского – non-fungible token, сокращенно – NFT) в искусстве кардинальным образом трансформировало систему защиты и передачи прав на объекты, относящиеся к категории «интеллектуальная собственность». Исходя из анализа отраслевой литературы можно сделать вывод, что понятие «цифровое искусство» не разграничивает термины «мультимедийное искусство», «искусство новых форм», «кибер-искусство», «виртуальное искусство», «диджитал-арт» и т.п. в аспекте обособления их сущностных и правовых характеристик.
Л.А. Новоселова пишет о том, что «токенизация представляет собой процесс перевода прав на материальные ценности в токены, то есть создание цифровых аналогов реальных вещей для повышения защищенности данных объектов при их обращении в сегменте онлайн-рынка» .
Сегодня новация этого информационного объекта обуславливает отсутствие единого понимания сущности данного феномена в правовой теории и практики.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области NFT, а предметом исследования является совокупность правовых аспектов регулирования правового режима произведений искусства, выраженных в NFT токенах
Цели данного исследования заключаются в комплексном анализе правового режима произведений искусства, выраженных в NFT токенах, а также в изучении правовых возможностей реализации правоотношений в сфере NFT в РФ при отсутствии необходимой законодательной базы.
Для того чтобы достигнуть обозначенных целей исследования, необходимо решить ряд задач:

1. Раскрыть понятие произведений искусств, выраженных в NFT токенах с разных правовых точек зрения.
2. Рассмотреть виды произведений искусств, выраженных в NFT токенах образовавшихся в связи с технологическим прогрессом.
3. Изучить сущность и правовую природу NFT токенов.
4. Проанализировать правовой статус субъектов отношений по созданию и использованию произведений искусств, выраженных в NFT токенах.
5. Выявить практические особенности исследования правового режима произведений искусств, выраженных в NFT токенах.
6. Определить проблематику правового статуса произведений искусств, выраженных в NFT токенах в современных реалиях.
7. Произвести анализ особенностей и перспектив нормативно-правового регулирования в сфере NFT.

Теоретическую основу исследования составляют работы составляют труды российских и иностранных ученых, изучавших сферу NFT с правовой точки зрения: М.А. Рожкова, А.А. Иванов, Л.А. Новоселова, Н.Ю. Комлев, Д. Баркси, Дж. Голдман и другие.
Методологическую основу исследования составила юридическая герменевтика и основанные на ней методы толкования юридического текста, качественного его анализа. Кроме того, в данной работе используется системный, а также сравнительный метод исследования, на основании которого определяется роль NFT в законодательстве цифровой сферы. Отдельно анализируются тематики, относящиеся к взаимопроникновению NFT как сферы искусства и прав собственности на такие объекты.
На основе метода дедукции в исследовании проведен анализ норм действующего законодательства, которые используются в процессе регулирования сферы NFT, а также определены возможности преодоления законодательных пробелов в NFT сфере.
На основании эмпирического метода были изучены научно-исследовательские труды ученых и общественно-популярные статьи отечественных и иностранных экспертов в сфере применения токенов в цифровом искусстве, а также существующая правовая доктрина и зарубежная судебная практика.
Положения, выносимые на защиту, являющиеся новыми или содержащие элементы новизны:

1. Выведено несколько правовых дефиниций касаемо исследуемого объекта цифровых прав:
- данный объект нельзя отнести к такой правовой категории как «произведения изобразительного искусства», описанной в Гражданском Кодексе Российской Федерации, в силу исчерпания права;
- цифровым объектом искусства можно назвать производное произведение;
- представление объекта цифрового искусства как комплексной величины, то есть в виде «мультимедийного продукта».
2. В ходе исследования выявлены и обоснованы индивидуальные отличительные характеристики объектов цифрового искусства искусств:
- Не зависимость от материальных носителей;
- Имеет сложную структуру, поскольку является объединением нескольких результатов интеллектуальной деятельности;
- Создан с помощью компьютерных технологий, но с участием творческой деятельности автора;
- Объектом цифрового искусства может быть, как оцифрованная версия существующего произведения материального мира, так и новая самостоятельная работа.
3. Произведен анализ правовой природы NFT, который позволил изучить признаки данного объекта как:
- индивидуально-определенной вещи;
- токена, содержащего дополнительные утилитарные свойства;
- платежного токена;
- объекта интеллектуальной собственности.
Данный анализ позволил сделать вывод, что NFT – это цифровой актив, для которого в дальнейшем необходимо специальное правовое регулирование, поскольку ни одна из имеющихся в законодательстве правовых конструкций цифровых прав не применима в силу особенностей NFT как индивидуально-определенного токена.
4. В ходе исследования обоснована необходимость механизма охраны авторских прав digital объектов в целях обеспечения защиты и развития субъектов данных правоотношений.
5. Главной особенностью реализации объектов искусства, выраженных в NFT, является их уникальность, поскольку — это не цифровые произведения искусства как таковые, а уникальный электронный код (или токен), который представляет собой электронную запись произведения искусства, такой запись является блокчейн. Каждый из элементов в блокчейне имеет уникальную информацию и ее невозможно скопировать или украсть.
6. С целью формирования общего теоретического подхода к правовому регулированию объектов, выраженных в невзаимозаменяемых токенах, автором предложены и обоснованы вариации внесения изменений в действующее законодательство, с целью признания NFT важным источников развития цифрового права.

Актуальность указанных положений работы подтверждена публикацией следующих научных статей автора:
1. Перспективы развития крипто-арта // Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики: сборник материалов X Международного юридического форума (IP Форума): в 2 т. Т. 2 – М: Издательский центр Университета имени О.Е, Кутафина (МГЮА), 2022 – С. 278 – 280.
2. Методы взаимодействия NFT технологий с объектами интеллектуальной собственности // Традиции и новации в системе современного Российского права: сборник материалов XX Международной конференции молодых ученых.
Структура настоящего исследования определена целью работы и состоит из: введения, трех глав, которые разбиты на параграфы, а также заключения и списка используемых источников


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящем диссертационном исследовании были сформулированы признаки произведений искусств, выраженных в NFT токенах, а также выведено определение объекта цифрового искусства. Особое внимание было обращено к различным подходам относительно правовой дефиниции данного объекта.
По мере развития правового регулирования, по причине особенностей NFT как индивидуально-определенного токена, в дальнейшем потребуется специальное регулирование, поскольку к данном объекту не применима ни одна из существующих правовых конструкций цифровых прав.
Одно из главных свойств NFT – это его многофункциональность, так как:
1. NFT признается в качестве технического средства, которое позволяет выразить объект интеллектуальной собственности в форму токена.
2. NFT может выступать в виде сертификата подлинности, подтверждая владение уникальным цифровым объектом, закрепляет права владельца на этот объект и в неоторых ситуациях случаях — право на получение связанных с объектом дополнительных возможностей.
3. В случае отчуждения NFT, он становится самостоятельным объектом сделки.
4. Произведения искусства, выраженные в NFT токенах только следуют за токеном, но сами объектами сделок не являются.

Однако, с точки зрения закона, NFT может быть использован в гражданском обороте только в двух направлениях:

1. Когда NFT не наделяют своего обладателя дополнительными правами, то возможно применение режима «иного имущества» в соответствии со ст. 128 ГК РФ. Помимо этого, есть возможность частичного применения правил о движимых индивидуально-определенных вещах по аналогии закона в соответствии со ст. 6 ГК РФ.
2. Тем не менее, когда NFT совмещают свойства, присущие утилитарным токенам, то применимо правила о цифровых правах в соответствии со ст. 141.1 ГК РФ и об утилитарных цифровых правах в соответствии со ст. 8 ФЗ № 259 – ФЗ в том объеме, в котором это возможно в контексте индивидуальной определенности цифровых прав, выраженных такими NFT.
NFT не может быть отнесет к объектам интеллектуальной собственности, поскольку, в качестве таких объектов выступают конкретные токенизированные произведения искусства. В NFT выражается именно право владения этими уникальными творениями.
В рамках параграфа 2.1 сформировано определение: NFT – это невзаимозаменяемый токен, представленный в виде уникального кода, хранящийся в цифровом реестре блокчейна, при этом позволяющий создать цифровой слепок для любого предмета.
Исследованы важные аспекты перехода прав в отношении результатов интеллектуальной деятельности, который содержится в токене.
Процедура отчуждения NFT не приводит к переходу исключительных прав, поскольку, для того чтобы был осуществлен переход исключительных прав, необходимо заключить соответствующий договор, который может называться, как договор о переходе исключительного права или лицензионный договор.
Договор о переходе исключительного права (отчуждении) – это самый распространенный и удобный способ передачи права собственности, так как покупатель NFT при заключении договора получит права собственности, распоряжения в отношении результатов интеллектуальной деятельности в полном объеме. Использование такой процедуры важно, если NFT продается несколько раз от одного собственника к другому, а связанность прав на реализацию результатов интеллектуальной деятельности в виде NFT при использовании лицензионного договора существенно обесценивает такой NFT.
Лицензионный договор применяется в том случае, если нужно передать исключительное право на РИД в виде NFT для ряда вариантов использования. Самый актуальный вариант – это исключительная лицензия, так как такая лицензия дает ее владельцу возможность самостоятельной защиты своих прав при помощи способов, перечисленных в ст. ст. 1250, 1252 ГК РФ. Если лицензиат обладает только простой (неисключительной) лицензией, то такая возможность ему недоступна.
В рамках диссертационного исследования был произведен анализ законопроекта №126586 – 8, подразумевающий внесение правок в ст. 1225 ГК РФ. Было обращено внимание на то, что введенное понятие, предлагаемое законопроектом, хоть и широкое, но не менее содержит уникальные характеристик NFT. Также, не определен правовой режим NFT токенов и отсутствует регламентация терминов, которые являются составляющими понятия «NFT токен». При регулировании NFT проблема в том, что законодатели пытаются регулировать криптовалюты, различные токены и NFT одинаково.
На основании изложенного выше следует то, что NFT токен – это важная веха в процессе поступательного развития цифрового мира. Невзаимозаменяемый токен, который является привлекательным вложением средств как для коллекционеров, так и для инвесторов, по сути, дал старт диджитал-рынку.
Сегодня перед этим рынком и ее участниками открывается ряд перспектив и направлений, которые могут быть реализованы в виде цифровых документов (дипломов, сертификатов, патентов и др.), а также в качестве патентной защиты прав в отношении диджитал-продуктов. Однако отсутствие и непринятие специализированных норм, которые регулируют и обеспечивают оборот токенов, будет отрицательно сказываться на владельцах токенов.



1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 31 (часть I), Статья 5018;
2. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 22, Статья 2591;
3. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 31, Статья 4418;
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (1 ч.);
5. Модельный Гражданский кодекс для государств-участников СНГ (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 29 октября 1994 г.) // https://base.garant.ru/2566930
6. Преамбулы Директивы Европейского парламента и Совета ЕС от 22 мая 2001 г. № 2001/29/ЕС о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе.
7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

ИНЫЕ АКТЫ:
1. Проект федерального закона № 126586-8 «О внесении изменений в статью 1225 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»;
2. Банк России. (2020). Цифровой рубль. Доклад Банка России для общественных консультаций. https://www.cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble.

НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Григорьев А.Д., Захарченко Т.Ю. Развитие концепций цифрового искусства // Вестник ОГУ. 2015. № 5 (180);
2. Григорьев В.В., Нурисламова Э.Р., Нурисламова Н.Р. Функциональные аспекты криптовалюты // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16-1;
3. Ерохин С.В. Цифровое искусство: преемственность традиций // Вестник ТГУ. 2009. № 8;
4. Комлев Н.Ю. Правовая природа токена (цифрового права) как нового объекта гражданских правоотношений // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2019. № 2 (8);
5. Новоселова Л.А. «Токенизация» объектов гражданского права // Хозяйство и право. 2017. № 12;
6. Рахматулина Р.Ш. Объекты авторского права в цифровом пространстве и формы их выражения // Право будущего: Интеллектуальная собственность, инновации, Интернет. 2018. № 1;
7. Рожкова М.А. Имущественные права на новые нематериальные объекты в системе абсолютных прав // Право цифровой экономики – 2020 (16): Ежегодник-антология / Рук. и науч. ред. М. А. Рожкова. М.: Статут, 2020;
8. Рожкова М.А. Категории «цифровое право», «цифровые права» и «цифровая валюта» в российском праве // Право цифровой экономики – 2021 (17): Ежегодник-антология / Рук. и науч. ред. д.ю.н. М. А. Рожкова. М.: Статут, 2021;
9. Долганин, А. А. Соотношение невзаимозаменяемых токенов (NFT) и интеллектуальной собственности: триумф проприетарного подхода? / А. А. Долганин // Цифровое право. – 2021. – Т. 2, № 3;
10. Шомахов, А. Р. NFT и права интеллектуальной собственности: экономико-правовой аспект / А. Р. Шомахов // Актуальные проблемы частного права в Российской Федерации: IV ежегодная Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. – Симферополь, 2021;
11. Церковников М.А. Основные положения гражданского права: постатейный комментарий к статьям 1–16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронное издание. Редакция 1.0] / А.В. Асосков, В.В. Байбак, Р.С. Бевзенко [и др.] ; отв. ред. А.Г. Карапетов. М: М-Логос. 2020.

ИНОСТРАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Guadamuz, A. (2021). The treachery of images: Non-Fungible tokens and copyright. Journal of Intellectual Property Law & Practice. 16(12), 1367-1385;
2. Bodo B., Gervais D.J., Quintais, J.P. Blockchain and smart contracts: the missing link in copyright licensing? Int. J. Law Inf. Technol. 2018. № 26 С. 311-336;
3. Guadamuz A. The treachery of images: non-fungible tokens and copyright. Journal of Intellectual Property Law & Practice. 2021. № 16/12. P. 1367–1385;
4. On-Chain Artwork NFTs. [Электронный ресурс] URL: https://medium.com/treum_io/on-chain-artwork.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
1. Кириченко Е.И. Цифровое искусство: способ коммуникации или средство новой художественной образности? // Научное обозрение. 2018. № 1. [Электронный ресурс] – URl: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-iskusstvo-sposob-kommunikatsii-ili-sredstvo-novoy-hudozhestvennoy-obraznosti;
2. Некрасов Д. Проблема определения подлинника цифрового произведения искусства // Medium - Официальный сайт [Электронный ресурс] – URL:https://medium.com;
3. Рожкова М.А. NFT – что это такое? // What is NFT (Non Fungible Tokens)? [Электронный ресурс] // URL: https://zakon.ru/blog/2021/12/13/nft__chto_eto_takoe__what_is;
4. Борисов, Ю.В., Победкин, А.А. (2022). Правовой режим NFT (non-fungible token) в России: как работать в отсутствие специального законодательного регулирования? Цифровое право, 3(1), 44-66. [Электронный ресурс]. - URL: https://doi.org/10.38044/2686-9136-2022-3-1-44-66 (дата обращения 10.05.2022);
5. Емельянов Дмитрий Сергеевич, Емельянов И.С. НЕВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОКЕНЫ (NFT) КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ // Имущественные отношения в РФ. 2021. №10 (241). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nevzaimozamenyaemye-tokeny-nft-kak-samostoyatelnyy-obekt-pravovogo-regulirovaniya;
6. Иванов, А.А. Остановите «Эрмитаж»! Закон.ру. https://zakon.ru/blog/2021/09/09/ostanovite_ermitazh;
7. On-Chain Artwork NFTs. [Электронный ресурс] URL: https://medium.com/treum_io/on-chain-artwork;
8. Корнеев, А. Работу художника Бэнкси сожгли и превратили в NFT-токен. РБК. https://www.rbc.ru/crypto/news/6040a6819a794715076a7f84

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ