Повышение физической подготовленности женщин молодого возраста средствами оздоровительной гимнастики (Первый Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: фитнес-центра «Fitness house» (г. Санкт-Петербург).
Выборка: 10 полностью здоровых женщин молодого возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 5
1.1 Состояние здоровья и анатомо-физиологические особенности женского организма 5
1.2 Особенности развития физических качеств у женщин молодого возраста 8
1.3 Оздоровительная гимнастика и ее характеристика как средство укрепления здоровья 10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
2.1 Организация исследования 14
2.2 Методы исследования 15
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных 15
2.2.2. Педагогический эксперимент 16
2.2.3. Педагогические наблюдения 16
2.2.4. Оценка силы мышц-разгибателей позвоночника и прямых мышц живота 17
2.2.5. Оценка функциональной работоспособности при помощи Гарвардского степ-теста 18
2.2.6. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы при помощи теста Руфье-Диксона 19
2.2.7. Методы математической статистики 20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 21
3.1 Результаты собственных исследований 21
3.1.1 Результаты оценки силы мышц-разгибателей позвоночника и прямых мышц живота 24
3.1.2 Результаты тестирования функциональной работоспособности при помощи Гарвардского степ-теста 26
3.1.3 Результаты тестирования состояния сердечно-сосудистой системы при помощи теста Руфье-Диксона 29
3.2 Обсуждение результатов 32
ВЫВОДЫ 41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Актуальность проблемы. В настоящее время необходимость разработки программ оздоровительной гимнастики обусловлена динамичным развитием фитнес центров на территории России, однако этот процесс происходит на фоне значительного ухудшения состояния здоровья населения, несформированной потребности к регулярным занятиям физической культурой, низкого уровня физической подготовленности, которые не позволяют многим женщинам выполнять физические нагрузки как в беге и спортивных играх, в связи с чем занятия гимнастикой становятся оптимальным видом оздоровительной физической культуры.
Негативные тенденции ухудшения состояния здоровья женщин приводят к тому, что занятия два, три раза в неделю не всегда гарантируют достоверные положительные сдвиги в функциональном и физическом состоянии женщин (Т.Н. Шутова, А.В. Шаравьева), что подчеркивает значимость моделирования технологии оздоровительной гимнастики, обеспечивающей адекватность физических нагрузок, коррекцию массы тела, повышение функционального состояния и физической работоспособности, учитывая возрастные особенности женщин молодого возраста.
Большое количество данных, касающихся спортивной направленности гимнастик представлено в специализированной литературе (И.М. Саркизов-Серазини, 1960; B.И. Волошин, 1969; В.Е. Васильева, 1970; С.Н. Попова, 1988; Г.А. Зайцева, 1992; В.А. Епифанов, 1999; Л.Г. Арендарчук, 1999; Р.А. Меркулова, 2001; Л.К. Протасова, 2001; И.А. Котешева, 2002; А.Г. Пикурова, 2004; С.М. Бубновский, 2004), однако информации, отражающей оздоровительную направленность изучаемых методик, особенно для женщин молодого возраста, с целью улучшения общего состояния и повышения работоспособности, в научных источниках крайне мало.
В связи с этим разработка программы оздоровительной гимнастики для повышения физической подготовки женщин молодого возраста является актуальной.
Объектом исследования является: оздоровительная гимнастика для повышения физической подготовки женщин молодого возраста.
Предметом исследования является: средства и методы оздоровительной гимнастики в повышении физической подготовки женщин молодого возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что программа оздоровительной гимнастика повысит физическую подготовку женщин молодого возраста, тем самым увеличит работоспособность, повысит настроение и нормализует общее самочувствие.
Целью исследования является: повышение физической подготовки женщин молодого возраста посредством оздоровительной гимнастики.
Задачи исследования:
1) изучить средства и методы оздоровительной гимнастики для повышения физической подготовки женщин молодого возраста;
2) разработать программу оздоровительной гимнастики для повышения физической подготовки женщин молодого возраста;
3) в ходе педагогического эксперимента оценить эффективность оздоровительной гимнастики для женщин молодого возраста.
Основные методы исследования: Теоретический анализ научной литературы, сравнительный анализ, описание, обобщение. Эмпирические: анализ статистических данных, их статистическая обработка, педагогическое наблюдение, эксперимент.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная программа оздоровительной гимнастики может быть использована фитнес центрами для повышения физической подготовки женщин молодого возраста.
1. Современные подходы к оздоровительной гимнастике женщин молодого возраста основываются на функциональном методе оздоровительной физической культуры. При этом в основу разработки программы были положены принципы к оздоровлению лиц молодого возраста: целенаправленная тренировка с учетом возраста и конституции женщин, оптимальные нагрузки, систематичность, последовательность в их применении, педагогический контроль.
2. Для решения задач, поставленных в исследовательской работе, был разработан комплекс контрольных упражнений и произведена оценка уровня развития функциональных систем: сердечно-сосудистой, опорно-двигательной системы, вестибулярного аппарата. Функциональное состояние женщин диагностировалось посредством применения измерения ЧСС, АД и пульса в покое и в процессе занятий, пробы с нагрузками (индекс Руфье) [11], оценивалась сила мышц-разгибателей позвоночника и прямых мышц живота, а также, скорость восстановления организма после интенсивной непродолжительной нагрузки (степ-тест Гвардского) [17].
3. Оценка и контроль функциональных систем женщин позволил оценить эффективность разработанной программы оздоровительной гимнастики для женщин молодого возраста. Разработана комплексная программа оздоровительной гимнастики женщин молодого возраста, включающая в себя комплекс упражнений и состоящих из 3-х этапов: разминки, основной части и заминки (стрейчинга), показала эффективность, о чем свидетельствуют результаты педагогического эксперимента:
– отмечено улучшение силовой выносливости мышц разгибателей позвоночника с 12,14±1,3 секунд (1 балл) до 30,0±1,7 секунд (3 балла), статистически достоверный прирост составил 115,3% (р≤0,05);
– отмечено улучшение силовой выносливости прямых мышц живота с 14,7±1,1 секунды (2 балла) до 29,0±1,4 секунд (4 балла), статистически достоверный прирост составил 97,3% (р≤0,05);
– отмечено улучшение состояния сердечно-сосудистой системы при выполнении физических упражнений программы оздоровительной гимнастики до 87,0±4,3, прирост показателя, в среднем, составил 27,8 (46,9%).
– отмечено улучшение состояния физической подготовки и работы сердца, таким образом индекс Руфье составил 2,9±0,9, прирост показателя, в среднем, составил 5,1 см. (63,75%).
Как видим, после проведения эксперимента результаты тестирования улучшились и приблизились к нормальным значениям. Статистический анализ полученных результатов свидетельствует о достоверности полученных результатов на уровне значимости P≤0,05 (t – 2,101).
1. Абилдабеков С.А., Спанов Ж. Физиологические основы спортивной тренировки женщин//Сборник трудов конференций. – 2017. – 506-509.
2. Брусник Т.А. Оздоровительные виды гимнастики как эффективные средства, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата студенток//Ученые записки университета им.П.Ф. Лесгафта. – 2009.
3. Ващенко К.В., Евтеев А.Н. Особенности самостоятельных занятий физическими упражнениями для женщин//Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2012.
4. Духова Г.А. Методика определения и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы// Методические указания к практическим занятиям. – М.: Москва. – 2014.
5. Евсеев Ю.И. Физическая культура//Учебное пособие. – М.: Ростов-на-Дону. – 2003.
6. Зорина С.Д. Оздоровительные методики и системы в РФ. Система Купера и Амосова//Кафедра физической культуры. – М.: Волжский. – 2010.
7. Киселев В.М., Левчук О.К. Средства оздоровительной физической культуры// Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность. – 2017.
8. Коваль Л.Н., Богданов О.Г. Теоретические основы физической культуры//Учебно-методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов очной и заочной форм обучения. -М.: - Пятигорск. – 2015.
9. Мансурова Г.И., Мансуров А.П. Роль и значение физической культуры и спорта в экономике//Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2015.
10. Марков В.И., Ляхова Д.А. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры// Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016.
11. Мальцев Д.Н. Диагностическое значение пробы Руфье// Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019.
12. Мостовская Т.Н. Особенности методики самостоятельных занятий для женщин//НАУКА-2020. – 2019. № 9. – С. 105-112.
13. Назаренко А.В. Факторы, определяющие качество и продолжительность жизни людей// Теория и практика физической культуры. – 2020.
14. Сайдаков Е.М., Ажибаева С.Д. Оздоровительная гимнастика – основа здоровья студенток//Материалы конференции. № 2-4 (58). – 2020. – С. 159-163.
15. Сергина Т.И., Маслова Л.П. Степ-аэробика начального уровня сложности в программе физического воспитания студентов вузов// Учебно-методическое пособие. – М.: Казань. – 2016.
16. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта//Учебное пособие/СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – 1991. – С. 231.
17. Скуратова Н.А., Беляева Л.М. Значение Гарвардского степ-теста в оценке адаптационых возможностей сердечно-сосудистой системы у детей-спортсменов//Проблемы здоровья и экологии. – 2011.
18. Филимонова Е.Н., Коробейникова Е.И. Оздоровительная гимнастика как средство укрепления здоровья//Наука-2020. – 2021.
19. Филатова Н. А. Формирование мотивации к здоровому образу жизни женщин 18-25 лет средствами физической культуры//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2010.
20. Хорькова А.С. Морфофункциональные особенности адаптации женского организма к физическим нагрузкам//Вестник Югорского государственного университета. № 1(40). – 2016. – С. 204-208.
21. Щедрин Д.С. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту//Учебные материалы, часть 4. – М.: Саратов. – 2015.
22. Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования [Электронный ресурс] – URL: https://www.vgafk.ru/upload/medialibrary/e34/Tom-4.pdf
23. Гасанов А. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями [Электронный ресурс] – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30990852&mode=p&pos=5;106#pos=5;-106
24. Растяжка отдельных мышц и мышечных групп [Электронный ресурс] – URL: https://studfile.net/preview/5606770/page:9/
25. Социокультурное пространство физической культуры как среда реального риска [Электронный ресурс] – URL: https://studbooks.net/1883693/pedagogika/sotsiokulturnoe_prostranstvo_fizicheskoy_kultury_sreda_realnogo_riska
26. Фитнес в формировании динамической осанки студентов Часть 2 [Электронный ресурс] – URL: https://дцо.рф/fitnes-v-formirovanii-dinamicheskoj-osanki-studentov-chast-2/
27. Гарвардский степ-тест [Электронный ресурс] – URL: https://www.passion.ru/diet/enciklopediya-pohudeniya-g/garvardskiy-step-test-15358.htm
28. Методический материал "Разновидности оздоровительных гимнастик"[Электронный ресурс] – URL: https://infourok.ru/metodicheskiy-material-raznovidnosti-ozdorovitelnih-gimnastik-3130914.html
29. t-критерий Стьюдента для проверки гипотезы о средней и расчета доверительного интервала в Excel [Электронный ресурс] – URL: https://statanaliz.info/statistica/proverka-gipotez/raspredelenie-t-kriteriya-styudenta-dlya-proverki-gipotezy-i-rascheta-doveritelnogo-intervala-v-ms-excel/
30. Тест Руфье-Диксона. Методика проведения. Расчет и оценка показателя [Электронный ресурс] – URL: https://studfile.net/preview/5825517/page:15/