Отношение родителей и ксенофобские установки у подростков и молодых взрослых (Московский государственный психолого-педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Московский технический пожарно-спасательный колледж им. Героя РФ В. М. Максимчука.
Выборка: 50 старших подростков в возрасте 17-18 лет (25 девочек и 25 мальчиков).
Сфера деятельности – предоставление услуг в сфере общественного питания.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………….………………………………………..………………...5
ГЛАВА 1. Основные научно-теоретические подходы к исследованию феномена ксенофобии в междисциплинарном аспекте……………………….10
1.1. Основные научно-теоретические подходы к проблеме ксенофобии………10
1.2. Определение феномена ксенофобии в психологической науке и практике…….12
1.3. Новые формы ксенофобии в современном обществе……15
1.4. Теоретические подходы к ксенофобии и ксенофобским установкам подростков…17
ГЛАВА 2. Дизайн, материал и методы исследования отношения родителей и ксенофобских установок у подростков и молодых взрослых……………26
2.1 Организация и этапы исследования……………………...………….26
2.2 Методы исследования………………………………………………...27
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование отношения родителей и ксенофобских установок у подростков и молодых взрослых………………...30
3.1 Отношение родителей и ксенофобские установки у подростков….30
3.2 Индивидуально-психологические особенности и склонность к ксенофобским установкам у подростков………………………………………34
3.3 Отношение родителей и индивидуально-психологические особенности подростков…38
3.4 Ксенофобские установки и гендерные особенности подростков….41
3.5 Рекомендации по профилактике ксенофобских установок у подростков…43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....46
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
База исследования: Московский технический пожарно-спасательный колледж им. Героя РФ В. М. Максимчука.
Выборка: 50 старших подростков в возрасте 17-18 лет (25 девочек и 25 мальчиков).
Сфера деятельности – предоставление услуг в сфере общественного питания.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………….………………………………………..………………...5
ГЛАВА 1. Основные научно-теоретические подходы к исследованию феномена ксенофобии в междисциплинарном аспекте……………………….10
1.1. Основные научно-теоретические подходы к проблеме ксенофобии………10
1.2. Определение феномена ксенофобии в психологической науке и практике…….12
1.3. Новые формы ксенофобии в современном обществе……15
1.4. Теоретические подходы к ксенофобии и ксенофобским установкам подростков…17
ГЛАВА 2. Дизайн, материал и методы исследования отношения родителей и ксенофобских установок у подростков и молодых взрослых……………26
2.1 Организация и этапы исследования……………………...………….26
2.2 Методы исследования………………………………………………...27
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование отношения родителей и ксенофобских установок у подростков и молодых взрослых………………...30
3.1 Отношение родителей и ксенофобские установки у подростков….30
3.2 Индивидуально-психологические особенности и склонность к ксенофобским установкам у подростков………………………………………34
3.3 Отношение родителей и индивидуально-психологические особенности подростков…38
3.4 Ксенофобские установки и гендерные особенности подростков….41
3.5 Рекомендации по профилактике ксенофобских установок у подростков…43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....46
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность исследования. Ксенофобии как социально-психологического явления на современном этапе определяется проблематикой современного общества. На фоне экономических, политических, эпидемиологических (Covid-19) и других изменений проблема ксенофобии, межэтнических и межрелигиозных конфликтов становится весьма актуальным явлением для многонационального российского государства. Противодействие распространению ксенофобской идеологии и экстремистских настроений в России и во всём мире - первоочередная цель в реалиях современности, являющаяся обязательным условием для сохранения мира и жизни цивилизации.
«Термин «ксенофобия» (греч. xenos - чужой + phobos - страх, боязнь) как многомерное явление чаще всего рассматривается в двух значениях: во-первых, как страх (навязчивое состояние) перед незнакомыми лицами, во-вторых, как негативное отношение, ненависть, неприязнь к представителям иной национальности, религии, социокультурной и географической среды проживания, к чему-либо непривычному» (Крухмалев, 2008). В современном обществе ксенофобия связана с религиозной, этнической и национальной враждебностью, которые обостряют социально-политическую обстановку в мире, поэтому изучение проблематики проявлений ксенофобии становится весьма актуальным.
Феномен ксенофобии является проявлением ненависти, вражды или нетерпимости по отношению к представителям общества, которые отличаются от большинства цветом кожи, формой глаз, национальностью, религиозными убеждениями. Конкретные действия людей оцениваются в соответствии с принятыми в определенной группе нормами и правилами, традициями и ценностями. При столкновении различных культур или групповых норм возможен их конфликт. С этим связано понятие ксенофобии, смысл которого заключается в том, что у людей появляется ощущение опасности и возможной агрессии со стороны чужих. Ксенофобия обычно связана с усвоенными людьми установками, стереотипами этноцентризма и предубеждениями к иноэтническому и инорасовому населению (Габдрахманова, 2004).
Наиболее уязвимой частью общества к проявлению ксенофобии считаются подростки. Основной их особенностью является взросление, в процессе которого происходит перестройка организма, формирование и развитие новых психологических образований. Период подросткового возраста характеризуется недостаточной сформированностью социальных установок, неустойчивостью эмоциональных процессов, внушаемостью, но в то же время и социальной активностью, что при соответствующих внешних условиях способствует развитию и укреплению ксенофобских установок у подростка. Данные установки, усвоенные ими в процессе социализации, могут проявляться в виде враждебности либо даже физического или психического насилия над людьми другой этнической группы, национальности или религии.
Существует мнение, что причинами возникновения ксенофобии может являться средовой фактор. Передача страха может происходить посредством воспитания и являться толчком к развитию фобии. Проявление тревоги может считаться признаком наличия в жизни ребенка стрессовых ситуаций. Негативное мышление, низкая самооценка, социальная изоляция являются психологическими условиями развития ксенофобии. Чаще всего ксенофобия начинает формироваться уже в детском возрасте под влиянием ксенофобских установок одного либо обоих родителей.
Человек формируется в определённой среде, но и сам может оказывать воздействие на среду посредством проявления своих личностных особенностей (как социально одобряемых, так и негативно воспринимаемых обществом): индивидуально-психологические черты характера, качества личности, темперамент, нравственно-этические установки, привычки, которые могут иметь связь с особенностями воспитания. Воспринимаемая подростком враждебность и негативное отношение родителей будут переноситься на окружающих, прежде всего, чужих людей. Так же проблемное отношение родителей формирует общее недоверие и ощущение угрозы от мира вокруг.
Индивидуально-психологические особенности, формирующиеся в подростковом периоде, могут быть промежуточным (модерирующим) звеном между отношением родителей и ксенофобскими установками. Отношение родителей формирует определенные черты у детей и подростков, которые значимы для появления и проявления у них ксенофобских установок. Отношения в семье являются базой построения иных отношений подростка. Отношения имеют важное значение в любом возрасте, но особенно значимыми они становятся в подростковом возрасте; важно определение факторов, которые могут влиять на взаимодействие с другими людьми, - сверстниками, взрослыми и другими людьми разных возрастных категорий, национальностей и культур. Вопрос изучения влияния отношения родителей на формирование ксенофобских установок у подростков является мало изученым, поэтому настоящее исследования представляет особую актуальность.
Исследование представленной нами темы поможет разработать рекомендации по профилактике ксенофобии у молодежи, спланировать коррекционные психолого-педагогические и консультационные мероприятия с подростками, имеющими трудности в отношениях с родителями.
Цель исследования: Определение связи между воспринимаемым отношением родителей и ксенофобскими установками у подростков и молодых взрослых для разработки рекомендаций по профилактике ксенофобии у молодежи.
Объект исследования: факторы, влияющие на развитие ксенофобских установок у детей и подростков.
Предмет исследования: связь между воспринимаемым отношением родителей и ксенофобскими установками у подростков и молодых взрослых.
В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Описать теоретический контекст и методологическую основу исследования на основе анализа зарубежных и отечественных исследований на тему ксенофобии среди подростков.
2. Установить связи между компонентами воспринимаемого отношения родителей к подростку и склонностью к ксенофобским установкам.
3. Определить связи между отношением родителей и индивидуально-психологическими особенностями подростков.
4. Выявить связи между индивидуально-психологическими особенностями и склонностью к ксенофобским установкам.
5. Разработать рекомендации по профилактике ксенофобии у подростков на основе полученных в исследовании результатов.
Гипотезы:
1. Существует связь между компонентами воспринимаемого отношения родителей к подростку и склонностью к ксенофобским установкам.
2. Существует связь между отношением родителей и индивидуально-психологическими особенностями подростков.
3. Индивидуально-психологические особенности подростков могут способствовать либо препятствовать развитию ксенофобских установок и их реализации в поведении.
Методы и методики исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические (использование методик, соответствующих данной теме).
Методики изучающие межличностные отношения:
1. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (АDOR или сокращенно «Подростки о родителях»)
Методики для выявления ксенофобских установок:
1. Шкала оценки ксенофобских установок (ОКУ) О.Д. Гуриной,
Методики для изучения индивидуально-психологических особенностей:
1. Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик
2. Опросник склонности к агрессии Басса-Перри, BPAQ-24
3. Опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой.
Методологической основой исследования являются:
Концепции возникновения ксенофобских установок (И. С. Кон, Г. У. Солдатова, М. В. Кроз, Н.А. Ратинова; О. Е. Хухлаев, А. А. Бучек , Р. И. Зинурова, Н. К. Радина, Т. Ц. Тудупова, Э. Р. Хакимов; С. Н. Ениколопов; Н. В. Мешкова; K. M. Craig; A. Steinberg, M. Brooks, T. Remtulla; M. Sullaway; Jr. B. E. Whitley, M. E. Kite; S. J. Piatkowska,).
Теоретические подходы к исследованию детско-родительских межличностных отношений (А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко).
Теоретическая и практическая значимость:
Полученные результаты дополняют представления о факторах, формирующих феномен ксенофобии, и расширяют понимание как генезиса ксенофобских установок, так и мишенией воздействия при их профилактике. Данные работы могут быть использованы в образовательных программах для педагогов-психологов, а в дальнейшем – в их практической деятельности по профилактике агрессии и враждебности, в том числе в отношении «других».
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Работа изложена на 60 страницах машинописного текста (включая приложения), иллюстрирована таблицами и диаграммами.
«Термин «ксенофобия» (греч. xenos - чужой + phobos - страх, боязнь) как многомерное явление чаще всего рассматривается в двух значениях: во-первых, как страх (навязчивое состояние) перед незнакомыми лицами, во-вторых, как негативное отношение, ненависть, неприязнь к представителям иной национальности, религии, социокультурной и географической среды проживания, к чему-либо непривычному» (Крухмалев, 2008). В современном обществе ксенофобия связана с религиозной, этнической и национальной враждебностью, которые обостряют социально-политическую обстановку в мире, поэтому изучение проблематики проявлений ксенофобии становится весьма актуальным.
Феномен ксенофобии является проявлением ненависти, вражды или нетерпимости по отношению к представителям общества, которые отличаются от большинства цветом кожи, формой глаз, национальностью, религиозными убеждениями. Конкретные действия людей оцениваются в соответствии с принятыми в определенной группе нормами и правилами, традициями и ценностями. При столкновении различных культур или групповых норм возможен их конфликт. С этим связано понятие ксенофобии, смысл которого заключается в том, что у людей появляется ощущение опасности и возможной агрессии со стороны чужих. Ксенофобия обычно связана с усвоенными людьми установками, стереотипами этноцентризма и предубеждениями к иноэтническому и инорасовому населению (Габдрахманова, 2004).
Наиболее уязвимой частью общества к проявлению ксенофобии считаются подростки. Основной их особенностью является взросление, в процессе которого происходит перестройка организма, формирование и развитие новых психологических образований. Период подросткового возраста характеризуется недостаточной сформированностью социальных установок, неустойчивостью эмоциональных процессов, внушаемостью, но в то же время и социальной активностью, что при соответствующих внешних условиях способствует развитию и укреплению ксенофобских установок у подростка. Данные установки, усвоенные ими в процессе социализации, могут проявляться в виде враждебности либо даже физического или психического насилия над людьми другой этнической группы, национальности или религии.
Существует мнение, что причинами возникновения ксенофобии может являться средовой фактор. Передача страха может происходить посредством воспитания и являться толчком к развитию фобии. Проявление тревоги может считаться признаком наличия в жизни ребенка стрессовых ситуаций. Негативное мышление, низкая самооценка, социальная изоляция являются психологическими условиями развития ксенофобии. Чаще всего ксенофобия начинает формироваться уже в детском возрасте под влиянием ксенофобских установок одного либо обоих родителей.
Человек формируется в определённой среде, но и сам может оказывать воздействие на среду посредством проявления своих личностных особенностей (как социально одобряемых, так и негативно воспринимаемых обществом): индивидуально-психологические черты характера, качества личности, темперамент, нравственно-этические установки, привычки, которые могут иметь связь с особенностями воспитания. Воспринимаемая подростком враждебность и негативное отношение родителей будут переноситься на окружающих, прежде всего, чужих людей. Так же проблемное отношение родителей формирует общее недоверие и ощущение угрозы от мира вокруг.
Индивидуально-психологические особенности, формирующиеся в подростковом периоде, могут быть промежуточным (модерирующим) звеном между отношением родителей и ксенофобскими установками. Отношение родителей формирует определенные черты у детей и подростков, которые значимы для появления и проявления у них ксенофобских установок. Отношения в семье являются базой построения иных отношений подростка. Отношения имеют важное значение в любом возрасте, но особенно значимыми они становятся в подростковом возрасте; важно определение факторов, которые могут влиять на взаимодействие с другими людьми, - сверстниками, взрослыми и другими людьми разных возрастных категорий, национальностей и культур. Вопрос изучения влияния отношения родителей на формирование ксенофобских установок у подростков является мало изученым, поэтому настоящее исследования представляет особую актуальность.
Исследование представленной нами темы поможет разработать рекомендации по профилактике ксенофобии у молодежи, спланировать коррекционные психолого-педагогические и консультационные мероприятия с подростками, имеющими трудности в отношениях с родителями.
Цель исследования: Определение связи между воспринимаемым отношением родителей и ксенофобскими установками у подростков и молодых взрослых для разработки рекомендаций по профилактике ксенофобии у молодежи.
Объект исследования: факторы, влияющие на развитие ксенофобских установок у детей и подростков.
Предмет исследования: связь между воспринимаемым отношением родителей и ксенофобскими установками у подростков и молодых взрослых.
В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Описать теоретический контекст и методологическую основу исследования на основе анализа зарубежных и отечественных исследований на тему ксенофобии среди подростков.
2. Установить связи между компонентами воспринимаемого отношения родителей к подростку и склонностью к ксенофобским установкам.
3. Определить связи между отношением родителей и индивидуально-психологическими особенностями подростков.
4. Выявить связи между индивидуально-психологическими особенностями и склонностью к ксенофобским установкам.
5. Разработать рекомендации по профилактике ксенофобии у подростков на основе полученных в исследовании результатов.
Гипотезы:
1. Существует связь между компонентами воспринимаемого отношения родителей к подростку и склонностью к ксенофобским установкам.
2. Существует связь между отношением родителей и индивидуально-психологическими особенностями подростков.
3. Индивидуально-психологические особенности подростков могут способствовать либо препятствовать развитию ксенофобских установок и их реализации в поведении.
Методы и методики исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические (использование методик, соответствующих данной теме).
Методики изучающие межличностные отношения:
1. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (АDOR или сокращенно «Подростки о родителях»)
Методики для выявления ксенофобских установок:
1. Шкала оценки ксенофобских установок (ОКУ) О.Д. Гуриной,
Методики для изучения индивидуально-психологических особенностей:
1. Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик
2. Опросник склонности к агрессии Басса-Перри, BPAQ-24
3. Опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой.
Методологической основой исследования являются:
Концепции возникновения ксенофобских установок (И. С. Кон, Г. У. Солдатова, М. В. Кроз, Н.А. Ратинова; О. Е. Хухлаев, А. А. Бучек , Р. И. Зинурова, Н. К. Радина, Т. Ц. Тудупова, Э. Р. Хакимов; С. Н. Ениколопов; Н. В. Мешкова; K. M. Craig; A. Steinberg, M. Brooks, T. Remtulla; M. Sullaway; Jr. B. E. Whitley, M. E. Kite; S. J. Piatkowska,).
Теоретические подходы к исследованию детско-родительских межличностных отношений (А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко).
Теоретическая и практическая значимость:
Полученные результаты дополняют представления о факторах, формирующих феномен ксенофобии, и расширяют понимание как генезиса ксенофобских установок, так и мишенией воздействия при их профилактике. Данные работы могут быть использованы в образовательных программах для педагогов-психологов, а в дальнейшем – в их практической деятельности по профилактике агрессии и враждебности, в том числе в отношении «других».
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Работа изложена на 60 страницах машинописного текста (включая приложения), иллюстрирована таблицами и диаграммами.
Одной из многих проблем, требующих разрешения в молодежной и подростковой среде, является ксенофобия - неприязнь к иностранцам. Эта проблема актуальна в современном мире.
Для молодых людей и подростков, ксенофобские установки могут проявляться как ситуативные моменты, так и быть частью их личности, определяющие их поведение. Понимание влияния ксенофобии на формирование мировоззрения этой возрастной группы имеет огромное значение для будущего общества. Одним из факторов, который может способствовать появлению ксенофобских установок, являются родительские отношения. Изучение связи между отношением родителей и ксенофобией может помочь в разработке рекомендаций по профилактике развития подобных установок у молодых людей и подростков.
Группа несовершеннолетних, участвующая в исследовании, не проявила явной склонности к ксенофобии и ксенофобским установкам. Однако, гендерные различия в отношении к иностранцам были заметны - девушки оказались более толерантными и имели более позитивные установки, чем юноши, у которых установки были сочетанием позитивных и негативных.
В целом по группе были выявлены связи между отношением родителей и ксенофобскими установками подростков. Степень выраженности ксенофобских установок у подростков коррелировала с враждебностью и автономностью, проявленными со стороны матери.
У подростков индивидуально-психологические особенности формируются под влиянием отношения родителей. Агрессивность и интроверсия связаны с директивностью и враждебностью отца, в то время как экстраверсия связана с непоследовательностью матери. Гендерные различия наблюдаются в связи между отношением родителей и отношением подростков к иностранцам, а также в формировании индивидуально-психологических особенностей.
При формировании установок к иностранцам у юношей, решающую роль играет отношение матери, которое оказывает двойственное влияние на толерантность и индивидуально-психологические особенности. С одной стороны, позитивное отношение матерей способствует развитию спонтанности и толерантности у юношей, а также созданию смешанных установок к иностранцам. Однако, с другой стороны, позитивное отношение матерей может приводить к развитию негативных установок, таких как гнев, что отображает негативный компонент установок к иностранцам.
Для профилактики развития ксенофобии необходимо уделить внимание отношениям внутри семьи, так как исследования показали, что воспринимаемое подростком родительское отношения влияет на индивидуально-психологические особенности, толерантность и ксенофобские установки подростков.
Полученные результаты исследования могут быть использованы не только для профилактики ксенофобии среди молодежи, но и для продвижения дальнейших исследований в этой области и обучения специалистов, таких как психологи, педагоги и социальные работники. Однако, ограничения исследования включают малый размер выборки, отсутствие фиксации национальности и этнической самоидентификации участников, а также ограниченное количество методик для оценки связи между агрессией и ксенофобскими установками.
В дальнейших исследованиях планируется увеличить количество испытуемых, учитывая их поведенческие особенности и выделяя группы подростков в зависимости от типов их семей и национальной принадлежности. Существенной частью исследования может стать изучение ситуационных факторов, влияющих на формирование ксенофобского поведения у подростков.
Для молодых людей и подростков, ксенофобские установки могут проявляться как ситуативные моменты, так и быть частью их личности, определяющие их поведение. Понимание влияния ксенофобии на формирование мировоззрения этой возрастной группы имеет огромное значение для будущего общества. Одним из факторов, который может способствовать появлению ксенофобских установок, являются родительские отношения. Изучение связи между отношением родителей и ксенофобией может помочь в разработке рекомендаций по профилактике развития подобных установок у молодых людей и подростков.
Группа несовершеннолетних, участвующая в исследовании, не проявила явной склонности к ксенофобии и ксенофобским установкам. Однако, гендерные различия в отношении к иностранцам были заметны - девушки оказались более толерантными и имели более позитивные установки, чем юноши, у которых установки были сочетанием позитивных и негативных.
В целом по группе были выявлены связи между отношением родителей и ксенофобскими установками подростков. Степень выраженности ксенофобских установок у подростков коррелировала с враждебностью и автономностью, проявленными со стороны матери.
У подростков индивидуально-психологические особенности формируются под влиянием отношения родителей. Агрессивность и интроверсия связаны с директивностью и враждебностью отца, в то время как экстраверсия связана с непоследовательностью матери. Гендерные различия наблюдаются в связи между отношением родителей и отношением подростков к иностранцам, а также в формировании индивидуально-психологических особенностей.
При формировании установок к иностранцам у юношей, решающую роль играет отношение матери, которое оказывает двойственное влияние на толерантность и индивидуально-психологические особенности. С одной стороны, позитивное отношение матерей способствует развитию спонтанности и толерантности у юношей, а также созданию смешанных установок к иностранцам. Однако, с другой стороны, позитивное отношение матерей может приводить к развитию негативных установок, таких как гнев, что отображает негативный компонент установок к иностранцам.
Для профилактики развития ксенофобии необходимо уделить внимание отношениям внутри семьи, так как исследования показали, что воспринимаемое подростком родительское отношения влияет на индивидуально-психологические особенности, толерантность и ксенофобские установки подростков.
Полученные результаты исследования могут быть использованы не только для профилактики ксенофобии среди молодежи, но и для продвижения дальнейших исследований в этой области и обучения специалистов, таких как психологи, педагоги и социальные работники. Однако, ограничения исследования включают малый размер выборки, отсутствие фиксации национальности и этнической самоидентификации участников, а также ограниченное количество методик для оценки связи между агрессией и ксенофобскими установками.
В дальнейших исследованиях планируется увеличить количество испытуемых, учитывая их поведенческие особенности и выделяя группы подростков в зависимости от типов их семей и национальной принадлежности. Существенной частью исследования может стать изучение ситуационных факторов, влияющих на формирование ксенофобского поведения у подростков.



