Аннотация 3
Введение 5
Глава 1 Полномочия и место Президента Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти 8
1.1 Президент РФ в системе федеральных органов исполнительной власти 8
1.2 Полномочия и акты Президента РФ 11
1.3. Условия и порядок замещения должности Президента РФ 24
Глава 2 Анализ динамики и современного состояния конституционно- правового статуса Президента РФ 43
2.1 Анализ изменения конституционно-правового статуса Президента РФ в связи внесением поправок в конституцию РФ 43
2.2 Анализ взаимоотношений президента России с высшими органами государственной власти 54
2.3 Проблемы и тенденции развития института Президента в Российской Федерации 64
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 74
Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что Президент РФ выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. Так являясь главной силой, выбирающей направление работы всего государственного аппарата в целом, что и обуславливает особое правовое закрепление положения Президента РФ.
Президентская власть, как власть социальная, является не частной, как это, например, имеет место в семье, не корпоративной, как в организации, а публичной. Это - политическая власть, действующая от имени всего общества. По общему правилу политическая власть получает свое выражение в государственной форме как власть государства.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
О степени легитимности президентской власти можно судить по уровню принуждения, необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения, бунтов, восстаний и т.п.; по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и др.
Но, несмотря на всю значимость института президентуры Российской Федерации, правовое регулирование данной области не обладает достаточным уровнем развернутости, систематизированности и полноты, имеется множество пробелов. Нормы, регулирующие деятельность Президента, содержатся во множестве различных правовых актов, что и создает проблемы, нет единого закона, помимо Конституции РФ, который бы более детально регламентировал положение Президента РФ.
Сохранение недостатков данного регулирования, на фоне недостаточной научной проработанности некоторых вопросов о месте, роли Президента РФ в системе власти в Российской Федерации, природе и элементом составе его статуса.
Всем вышеизложенным объясняется актуальность темы исследования Конституционно-правового статуса Президента РФ.
Объект - общественные отношения, возникающие при реализации конституционно-правового института Президента РФ.
Предметом работы выступает конституционно-правовое регулирование статуса Президента РФ и соответствующие научные работы в этой области.
Целью работы является исследование особенностей конституционно-правового статуса Президента РФ, из данной цели можно обозначить следующие задачи:
• Рассмотреть условия и порядок замещения должности Президента РФ.
• Проанализировать основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
• Исследовать полномочия и акты Президента РФ.
• Охарактеризовать место и роль Президента РФ в системе федеральных органов исполнительной власти.
• Провести анализ изменения конституционно-правового статуса президента РФ, в связи с внесениями поправок в конституцию.
• Рассмотреть проблемы и тенденции развития института президента РФ.
Основными источниками, положенными в основу работы, являются: Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, научные работы по соответствующей проблематике.
• Президента РФ в системе федеральных органов исполнительной власти;
• Полномочия и акты Президента Российской Федерации;
• Условия и порядок замещения должности Президента Российской Федерации.
Во второй отражён анализ динамики и современного состояния конституционно-правового статуса Президента РФ:
• Анализ изменения конституционно-правового статуса Президента РФ в связи внесением поправок в конституцию РФ;
• Анализ взаимоотношений президента России с высшими органами государственной власти;
• Проблемы и тенденции развития института Президента в Российской Федерации.
Дипломная работа состоит из введения, основной части, которая поделена на 2 главы и 6 параграфов, в которых решается цель и задачи исследования. В заключении отражены выводы по цели и задачам работы. В списке используемой литературы и источников отражена проработанная в ходе исследования литература.
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации состоит из совокупности конституционных норм, закрепленных в главе 4 Конституции Российской Федерации, из нее можно выделить основные элементы:
1. Конституционно-правовые нормы, закрепляющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ.
2. Конституционно-правовые нормы, определяющие порядок прекращения полномочий Президента РФ.
3. Конституционно-правовые нормы, определяющие компетенцию Президента РФ.
Об особом статусе Президента РФ говорят очень многие вещи, начиная от достаточно непростой процедуры замещения должности Президента РФ, заканчивая исчерпывающим перечнем оснований досрочного прекращения полномочий Президента РФ. Данные элементы конституционно-правового статуса Президента РФ строго урегулированы законодателем, в первую очередь Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Всё это сделано для того, чтобы наиболее объективно выразить волю народа, не допустить беззакония в стране, ведь Президент РФ - это гарант Конституции, обеспечивающий защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану суверенитета.
Проанализировав функции и полномочия Президента РФ, предусмотренные Конституцией РФ, можно сделать вывод о том, что без сомнений, он, занимает ведущее место в системе государственных органов Российской Федерации. При этом при осуществлении своих полномочий он не лишает самостоятельности государственные органы, поскольку его действия направлены в первую очередь на обеспечение согласованного взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной ветви власти.
Для осуществления функций по защите прав и свобод, Президент РФ взаимодействует со всеми органами государственной власти (Правительством, федеральными судами и т.д.) и общественными объединениями.
Путем издания различных указов по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, Президент РФ реализует свои конституционные полномочия в сфере охраны прав и свобод человека и гражданина.
Юридически не относясь не к одной ветви власти, Президент РФ, управляет, координирует, разрешает споры, осуществляет нормотворческую деятельность.
В январе 2020 года президент России предложил ряд потенциально очень важных поправок к конституции Российской Федерации. В марте 2020 года они были официально одобрены парламентом и подписаны президентом. В общенациональном голосовании, состоявшемся 25 июня - 1 июля, чуть менее 78 процентов проголосовавших поддержали поправки, 21 процент проголосовали против, а явка составила чуть менее 68 процентов. Поправки, вступившие в силу 4 июля, усилили полномочия президента России, увеличили полномочия центра над региональными и местными органами власти и снизили независимость судов. Они утверждали, что российская конституция должна иметь приоритет над решениями, принятыми международными организациями не в последнюю очередь.
1. Адзинова, Е. А. Конституционное право РФ: учебник / Е. А. Адзинова, И. А. Алешкова, и др. Под общей ред. Н. В. Витрука - М.: Норма: ИНФА-М, 2010. - 445c.
2. Артюхова М.И. Конституционно-правовой статус президента РФ и США: компаративное исследование // Студенческий вестник. 2020. № 111 (109). С. 40-41.
3. Баглай, М.В. Конституционное право РФ: учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. - С.454
4. Барабанов В.Ю., Велиханов М.Т. Послание Президента РФ как форма выражения политического курса развития страны // Самоуправление. 2021. № 1 (123). С. 143-146.
5. Васютин Ю.С. Исторический опыт Президентского контроля как составная часть конституционного процесса главы государства и гаранта Конституции Российской Федерации. // История и современная практика Государственного управления. 2018. № 7. С 28-35.
6. Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590 (ред. от 25.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2001.- №19.- Ст.2721.
7. Гасиев Ю.И. Роль Президента РФ в развитии федерализма // StudNet. 2021. Т. 4. № 4.
8. Головистикова, А. Н. Конституционное право России: учебник / А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудинина, ред. Н. под ред. Михалевой Н.А. - М. : Эксмо, 2006. -С.671
9. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"
10. Казун А.Д., Пашахин С.В. "Чужие выборы": новости соседнего государства о выборах президента РФ В 2018 Г Экономическая социология. 2021. Т. 22. № 1. С. 71-91.
11. Козлова, Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2015. — С.378
12. Коновалов Д.Д. Досрочное прекращение полномочий президента рф по состоянию здоровья: критерии и процедуры Конституционное и муниципальное право. 2021. № 4. С. 64-67.
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31 Ст. 4398. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.04.2021)
14. Кузнецов С.А. Институт президента РФ в свете конституционной реформы. Евразийский юридический журнал. 2021. № 2 (153). С. 97-99.
15. Кульнев А.П. необходимость усиления полномочий президента РФ в отношении правительства РФ в сборнике: наука и инновации в 21 веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. 2020. С. 150-152.
...