Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения

Работа №118225

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

административное право

Объем работы97
Год сдачи2021
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
137
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Основные положения и история становления института административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения 8
1.1 История становления и развития института административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. 8
1.2 Понятие и содержание административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения 15
Глава 2 Порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения 33
2.1 Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в области дорожного движения 33
2.2 Порядок и особенности применения административных наказаний в области дорожного движения 47
Глава 3 Проблемы реализации административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения 55
3.1 Правовые пробелы и проблемы применения административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения 55
3.2 Совершенствование правовых норм об административной ответственности за нарушения безопасности дорожного движения и практики их применения 74
Заключение 81
Список используемой литературы и используемых источников 89

В настоящее время общественная жизнь постоянно развивается, в связи с чем, вопросы обеспечения прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина в российском государстве требуют внимания. Кроме того, в условиях развития демократического государства требуется беспрерывный контроль за правопорядком.
Обеспечение правопорядка осуществляется при помощи различных мер, включая и применения различных видов ответственности. Наиболее распространенной из которых является административная ответственность. Согласно официальной статистики ежегодно повышается количество дорожно-транспортных происшествий в связи с увеличением числа личного и общественного транспорта, а также плотности их движения [58].
Несмотря на большое количество принимаемых концепций и мер по борьбе с дорожно-транспортными происшествиями ситуации по сей день такова, что зачастую водители, совершая правонарушение, не подвергаются административной ответственности, так как вредные последствия в результате беспорядочного движения на дороге не наступают, но все же они несут опасность такого наступления и опасность для остальных участников дорожного движения.
В связи с вышесказанным обозначим актуальность темы данной магистерской диссертации. В настоящее время в России соблюдение безопасности дорожного движения является достаточно актуальной проблемой, так как, хоть и было проведено множество законодательных изменений и мероприятий в данной области, все же можно отметить, что нормы законодательства в области дорожного движения не столь совершенны, что порождает правовые споры.
На наш взгляд, законодатель видит решение проблемы лишь в увеличении штрафов за совершение правонарушением в области дорожного движения, однако, это не решит всех проблем. У многих граждан сложилось мнение, что штраф - просто обязательство, после его уплаты правонарушитель не чувствует, что понес наказания за совершенное противоправное деяние.
Например, за рубежом давно применяется дифференцированный подход к назначению наказания за правонарушение в области дорожного движения, размер штрафа полностью зависит от официального дохода граждан. Полагаем, что данную точку зрения стоит рассмотреть в диссертационном исследовании.
Также необходимо отметить, что обеспечение безопасности дорожного движения должно осуществляться непрерывно, а значит должен быть разработан эффективный подход к данному процессу посредством разработки не только законодательных изменений, но и ряда мер, способствующих повышению безопасности на дорогах. И меры, и нормы закона не должны противоречить друг другу, а дополнять.
Таким образом, учитывая, что автомобиль - это источник повышенной опасности, а водители, которые нарушают Правила дорожного движения, могут нанести вред не только себе, но и другим гражданам, участникам дорожного движения, то необходимо разработать ряд поправок к законам, а также ряд мер, которые бы способствовали разрешению правовых проблем и пробелов в области дорожного движения. В настоящее время, к сожалению, размеры штрафов и проводимые мероприятия не способствуют обеспечению безопасности на дорогах должным образом.
Цель исследования
Целью магистерского диссертационного исследования служит анализ административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, при этом данный институт рассматривается как относительно самостоятельное, специфическое явление. Кроме того, целью также является выявление существующих практических проблем и теоретических пробелов в данной области, а также предложение по решению таких проблем.
Задачи исследования
• рассмотреть историю становления и развития института административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
• раскрыть понятие и содержание административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения;
• рассмотреть порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения;
• проанализировать порядок и особенности применения административных наказаний в области дорожного движения.
• рассмотреть законодательные пробелы и проблемы применения административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения
• предложить пути совершенствования правовых норм об административной ответственности за нарушения безопасности дорожного движения и практики их применения.
Объект исследования
Объектом исследования служат общественные отношения, которые образуются посредством установления и применения административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Предмет исследования
Предметом диссертационного исследования является правовая природа института административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. Кроме того, сюда также можно включить закономерности становления и развития данного института и законодательства в рассматриваемой сфере.
Нами было проведено исследование научной литературы по теме диссертационного исследования, которая поможет нам в его проведении. В процессе исследования мы выяснили, что степень разработанности темы на сегодняшний день достаточно большое количество ученых в области административного права посвятили свои научные труды именно проблеме административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
В разные исторические периоды развития российского государства следующие ученые вносили свои вклады: А.Б. Агапов, А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, И.И. Веремеенко, Э.Е. Гензюк, В.В. Денисенко, A.C. Дугенец, М.И. Еропкин, В.М. Манохин, Б.В. Российский, Н.Г. Салищева, И.В. Тимошенко, Ю.А. Тихомиров, А.Ю. Якимов и другие ученые.
Также, данную тему исследовали и современные ученые, такие, как О.А. Акулкина, К.П. Вова, Е. В. Гвоздева, А.В. Здольник, Н.А. Кобозева, М.В. Мукабенов, С.В. Полякова, П.П. Серков, П.А. Солошенков, О.В. Шкеля и другие ученые.
Научные труды по проблеме исполнения постановлений о назначении административных наказаний посвящали такие ученые, как А.Б. Агапова, Н.Е. Бузниковой, A.C. Дугенца, С.И. Котюргина, А.Н. Сарычева и другие.
Несмотря на большое количество проведенных исследований, данная проблема все еще остается достаточно актуальной, так как, анализируя статистику совершения административных правонарушений в области дорожного движения, а также нормы законодательства в данной области, можно сказать о несовершенстве законодательных положений и принимаемых мер.
В качестве основного метода диссертационного исследования служит диалектический метод познания, так как с помощью данного метода можно выявить какое-либо правовое явление и понять его природу. Наравне с диалектическим методом использовались такие методы как частный научный метод и общенаучный, сравнительно правовой, исторический, логический и иные методы.
Эмпирической базой исследования послужили постановления и определения Конституционного Суда РФ, обзоры судебной практики, как Российской Федерации, так и РСФСР и СССР и т.д.
Научная новизна заключается в том, что в процессе написания работы были выявлены факторы, которые обуславливают необходимость института административной ответственности за совершение дорожных правонарушений, обозначены новые понятие, а также внесены коррективы в уже существующие. Кроме того, были выявлены пробелы в законодательстве об административных правонарушениях на дороге, а также внесены предложения по дальнейшему его реформированию.
Теоретическая значимость данной работы заключается в определении и дополнении понятия «административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения», раскрытии его содержания. Практическая значимость заключается в получении новых знаний и навыков исследования и анализа, которые в дальнейшем могут быть полезными в ходе профессиональной деятельности.
Структуру диссертации составляет введение, три главы, которые включают в себя 6 пунктов, заключение и список используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении мы бы хотели выделить основные выводы, сделанные нами в процессе диссертационного исследования.
Мы рассмотрели все этапы исторического становления законодательного регулирования правонарушений в области дорожного движения. Исходя из проанализированных изменений, мы можем отметить несколько этапов развития российского законодательства в данной области:
• первый этап длится с неизвестных времен (предположительно, с появлением первых обычаев движения транспортных средств) и до 20-ого века. В это время были приняты первые попытки установления ответственности за нарушение правил езды на трактах, появились требования к ширине дорог, а также некоторые правила сохранения дорог в городах и других населенных пунктах;
• второй этап длится с 1900 года и до 1984 года. Этап знаменуется попытками принятия единого акта, регламентирующего административную ответственность и порядок производства по делам об административных правонарушениях;
• третий этап длится с 1984 года и до 2001 года. В ходе данного этапа происходило развитие кодифицированного акта об административных правонарушениях, учет ошибок в правоприменительной деятельности;
• четвертый этап - с 2001 года - по настоящее время. Этап связан с принятием современного Кодекса об административных правонарушениях.
Развитие законодательства об административных правонарушениях за нарушение правил дорожного движения находится на четвертом этапе развития. Это говорит о том, что за три предыдущих этапа были учтены все ошибки, которые совершались правоприменителями в те времена. Развитие законодательства было обусловлено появлением первых автомобилей и дорог, необходимостью регулирования дорожного движения. С каждым годом растет потребность человека в наличие транспортного средства либо пользовании им, вследствие чего, законодательство об административных правонарушениях в области дорожного движения будет совершенствоваться с развитием автомобильной сферы.
Понятие административной ответственности следует рассматривать на основании совокупности общественных отношений, возникающих в ходе осуществления дорожного движения. Субъектами административной ответственности при этом являются как водители транспортных средств, так и пешеходы, являющиеся участниками дорожного движения.
Отсутствие законодательного закрепления понятия административной ответственности порождает двойственность трактовки не только самого рассматриваемого термина, но и многих других норм, устанавливающих административную ответственность.
Все авторы, исследующие данную проблему, отталкиваются от того, что институт административной ответственности - это институт административного принуждения. Так, административная ответственность - это вид государственного принуждения, цель которого состоит в привлечении к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, содержащихся в нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также наложение на таких лиц соответствующих причиненному вреду санкций.
Признаками административной ответственности являются:
• административная ответственность в области дорожного движения представляет собой целостный механизм, основанный на совокупности материальных и процессуальных административно-правовых норм, одни из которых, а именно материальные, содержаться в нормативно-правовых актах РФ и субъектов РФ;
• административная ответственность в области дорожного движения может возникать только вследствие совершения административного правонарушения;
• последним основным признаком административной ответственности в области дорожного движения является отражение данной категории как самостоятельного процессуального производства.
Перечисленные признаки административной ответственности отражают сущность института административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, позволяют определить его характерные особенности, отличающие его от иных правовых институтов.
Еще одной правовой категорией, способной раскрыть специфику института административной ответственности, является её структура.
Структуру административной ответственности составляют следующие элементы:
• основания для возникновения административной ответственности;
• субъекты административной ответственности;
• условия для установления административной ответственности;
• мера административной ответственности. Иными словами, наказание, следующее за совершение административного правонарушения;
• процедура административной ответственности или административное производство по делу.
Кроме отсутствия законодательного закрепления определения административной ответственности, также мы выявили проблему исполнения принципа неотвратимости наказания.
Мы приходим к выводу, что в настоящий момент необходимо должное законодательное закрепление, создание эффективных мер, направленных на борьбу с административными правонарушениями в области дорожного движения, а также установление соразмерной ответственности за совершение таких противоправных деяний.
Задачами, необходимыми для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, являются:
• полное, всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств по делу;
• разрешение дела в соответствии с законодательными актами РФ;
• установление причин совершения правонарушения;
• обеспечение исполнения постановления об административном правонарушении.
Регламентированные законодательством задачи административного производства по делу пронизывают все стадии: от выявления административного правонарушения до соблюдения исполнения постановления и наказания.
При этом стадия возбуждения дела об административном правонарушении играет важную роль во всем производстве, так как содержит в себе систему всех выполняемых процессуальных действий, цель которых заключается в выявлении, оценке и фиксации доказательств по делу.
Стадия возбуждения административного дела является первоначальным этапом административного производства.
Как правило, выделяют две формы административного производства:
• обычная (простая) форма производства;
• усложненная форма производства
Мы полагаем, что законодателю необходимо внести изменения в существующие положения в части действий сотрудника дорожной инспекции (и должностного лица в целом) после обнаружения достаточных оснований для установления события правонарушения.
Обращая внимание на особенности административных правонарушений в сфере дорожного движения, отметим, что административное производство - это деятельность уполномоченных лиц по выявлению и надлежащей фиксации нарушений в области дорожного движения, включая действия по расследованию дела, выяснению причин совершения правонарушения, а также принятие мер по предупреждению совершения новых правонарушений.
Наиболее сложная процедура административного производства заключается в проведении административного расследования.
С момента появления норм об автоматической фиксации нарушений ПДД, возник ряд проблем с их применением. Например, острой проблемой является ненадлежащий порядок информирования водителей о местах нахождения средств автоматической фиксации. По данному поводу на практике происходит большое количество споров, на которые невозможно не обратить внимание. Также это связано с тем, что, пользуясь недостатками данного положения, некоторые лица незаконно устанавливает камеры на дорогах для получения личной прибыли. Законно установленные средства должны быть обязательно обозначены дорожной разметкой и дорожными знаками.
Также мы выделили проблему проведения освидетельствования. Мы полагаем, что основной причиной такой проблемы становится удаленность мест отстранения водителя от управления транспортных средством от медицинских учреждений, где возможно провести такое освидетельствование. Необходимо рассмотреть «медицинскую область» привлечения к административной ответственности правонарушителей. Данную проблему можно решить путем увеличения количества передвижных лабораторий, а также повышения качества оборудования, необходимого для проведения освидетельствование.
Только при учете всех описанных замечаний и рекомендаций возможно будет решить проблемы расследования и возбуждения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. Устранение хотя бы таких проблем приведет к более эффективному производству по делу, а также улучшению ситуации на дорогах.
В настоящий момент необходимо должное законодательное закрепление, создание эффективных мер, направленных на борьбу с административными правонарушениями в области дорожного движения, а также установление соразмерной ответственности за совершение таких противоправных деяний.
Например, на практике существует два, практически аналогичных случая, когда на гражданина был наложен штраф за превышение скорости транспортного средства, владельцами которых они не являются. И в первом, и во втором рассмотренном нами решении судом было отказано в удовлетворении обжалования постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа по причине того, что они не предоставили доказательства передачи владения транспортным средством.
В связи с этим, полагаем, что данные случаи указывают на проблему административного законодательства в области уведомления ГИБДД о передачи прав собственности на транспортные средства. Полагаем, что необходимо искоренить «теневые» сделки купли-продажи автомобилей, а также урегулировать процедуру передачи права.
Законодатель должен уделить особое внимание защите участников дорожного движения, так как это является первостепенной задачей уполномоченных органов и государства. Приняв рекомендации, приведенные в данной главе диссертации, можно будет разрешить обозначенные проблемы, а также снять нагрузку с судебных органов и инспекции дорожных дел.
На практике существует немало случаев о назначении штрафа на основании сведений из мобильных приложений либо донесенной информации от иных граждан до сотрудников ГИБДД о совершенном правонарушении. Все это дает нам понять то, что лишь данные официальных средств видеофиксации могут быть использованы в качестве основания для назначения административного наказания. В связи с этим, полагаем, что необходимо включить перечень таких средств в КоАП РФ, с целью предотвращения таких ситуаций.
Подводя итог анализу всех вышеперечисленных трудов, мы приходим к выводу, что в настоящий момент существует несколько проблем, связанных с административной ответственностью за правонарушения в области дорожного движения, а именно:
• увеличение числа административных правонарушений в области дорожного движения;
• низкий уровень правосознания граждан вследствие недоверия к государству;
• проблемы, которые связаны с несовершенством законодательных норм;
• организационно-технические проблемы, которые связаны со средствами фиксации административных правонарушений.
• проблемы проведения освидетельствования;
• проблема, состоящая в том, что административная ответственность за иные нарушения Правил дорожного движения, создание аварийной обстановки, а также групповое передвижение, которое создает помехи, причинение ущерба в результате ДТП и иные нарушения упразднены были поспешно;
• иные рассмотренные проблемы.
Законодатель должен уделить особое внимание защите участников дорожного движения, так как это является первостепенной задачей уполномоченных органов и государства.
Отсутствие законодательного закрепления понятия административной ответственности порождает двойственность трактовки не только самого рассматриваемого термина, но и многих других норм, устанавливающих административную ответственность. В частности, норм, содержащихся в основном акте данного института - Кодексе об административных правонарушениях РФ. Следовательно, это приводит не только к полемике вокруг данного вопроса, но и к ошибкам в правоприменительной деятельности.
На наш взгляд, законодательное закрепление термина «административная ответственность» отразит характеристику самого определения, поможет определить его признаки, а также внести определенность в иные нормы административного законодательства.
Также целесообразно выделить проблему отсутствия законодательной регламентации действий должностного лица в ситуации, когда обнаруживаются данные, в достаточной мере свидетельствующие о совершенном правонарушении. Следует согласиться с данной точкой зрения, так как на сегодняшний день данный фактор является одним из самых распространенных поводов возбуждения дела об административном правонарушении в области дорожного движения. Таким образом, мы полагаем, что законодателю необходимо внести изменения в существующие положения в части действий сотрудника дорожной инспекции (и должностного лица в целом) после обнаружения достаточных оснований для установления события правонарушения.
Также мы выделили проблему проведения освидетельствования. Мы полагаем, что основной причиной такой проблемы становится удаленность мест отстранения водителя от управления транспортных средством от медицинских учреждений, где возможно провести такое освидетельствование. Необходимо рассмотреть «медицинскую область» привлечения к административной ответственности правонарушителей. Данную проблему можно решить путем увеличения количества передвижных лабораторий, а также повышения качества оборудования, необходимого для проведения освидетельствование.
Только при учете всех описанных замечаний и рекомендаций возможно будет решить проблемы расследования и возбуждения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. Устранение хотя бы таких проблем приведет к более эффективному производству по делу, а также улучшению ситуации на дорогах.


1. Агапов А. Б. Административное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Б. Агапов. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 471 с.
2. Акулкина О.А. Административно-правовая природа ответственности за правонарушения в области дорожного движения [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: /http://www.dissercat.com/content/administrativno- pravovaya-priroda-otvetstvennosti-za-pravonarusheniya-v-oblasti-dorozhnogo- d#ixzz5Wej6jPX9 (дата обращения 01.02.2021)
3. Алехин А.П. Административное право России. Общая часть: учебник для вузов / А.П. Алехин. - М.: Зерцало-М, 2018. - 480 с.
4. Андреев А. И. Судебник 1589 г. и его списки / А.И. Андреев. - Известия Российской академии наук. - Л., 1924. - 588 с.
5. Антонова Л.Б. Проблемы назначения административных наказаний // Вестник Воронежского института МВД России. - 2015. - №. 2. - С. 75-78.
6. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. 3-е издание, пересмотренное и дополненное / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М., Норма. - 816 с.
7. Белокобыльский H.H. Транспортные правонарушения в административном и уголовном законодательстве / Н.Н. Белокобыльский // Научные труды. Российская академия юридических наук. - 2003. - Вып. 3: В 3 т. - М., 2003. - С. 313-316.
8. Бондарь Е.О, Садовничева Д.М. Сравнительно - правовой анализ привлечения водителей к ответственности за нарушение правил дорожного движения на примере России и Испании / Е.О. Бондарь, Д.М. Садовничева // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - №. 5. - С. 22-25.
9. Братановский С.Н. Административное право: учебник / С.Н. Братановский. - Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012. - 511 с.
10. Верхотуров Ю.И. Харьковская Г.З. История отечественного государства и права. Учебно-методическое пособие / Ю.И. Верхотуров, Г.З. Харьковская. - Краснодар, 2012. - 433 с.
11. Вова К.П. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL http://www.dissercat.com/administrativnaya-otvetstvennost-za-pravonarusheniya-v-oblasti-dorozhnogo-dvizheniya (дата обращения 10.03.2019).
12. Гапонов О.Н., Исаев В.М. Проблемы достижения целей применения отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения / О.Н. Гапонов, В.М. Исаев // Юридическая наука. - 2017. - №. 3. С. 178-182.
13. Гвоздева Е.В. Проблемы исполнения административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения / Е.В. Гвоздева // Вестник Вятского государственного университета. - 2015. - №. 2. - С. 66-70.
14. Головко В.В. К вопросу о понятии безопасности дорожного движения / В.В. Головко // Правопорядок: история, теория, практика. - 2015. - №. 1 (4). - С. 62-71.
15. Головко В.В., Бекетов О.И., Майоров В.И. Повышение эффективности административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения / В.В. Головко, О.И. Бекетов, В.И. Майоров // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2017. - №. 2 (65). - С. 34-38.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ