Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами игры

Работа №118162

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Изучение проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 10
1.2. Методы и формы коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 20
1.3 Игра как средство коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 25
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Методы исследования агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 35
2.2. Констатирующий этап эксперимента 38
2.3. Формирующий этап - разработка и реализация программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста 57
2.4. Результаты контрольного эксперимента 62
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 84

Проблема детской агрессии является очень актуальной темой для современного общества. Распространение жестокости и насилия, отмечаемые в детском коллективе, вызывают обеспокоенность педагогов и родителей. Данная проблема носит глобальный характер, активно обсуждается в средствах массовой информации, на интернет форумах, на экране телевизионных передачах, где выделяется, что агрессия и жестокость прогрессируют.
Агрессия - это не здоровая модель поведения, которая закладывается в раннем детстве. Важнейшими факторами формирования агрессии детей являются семья, общество, сам ребенок.
Тема агрессивного поведения людей представляет собой одну из наиболее интересных и сложных проблем в педагогике и психологии. Люди в одних и тех же ситуациях реагируют и поступают по -разному, иногда с некоторой долей агрессии. Поэтому важно раскрыть вовремя причины агрессивного поведения и рассматривать их в коммуникации.
Рано или поздно, с агрессивным поведением детей сталкиваются педагоги, родители, психологи. Особую значимость при оказании психологической помощи агрессивным детям получают исследования, которые посвящены вопросам агрессии и ее коррекции, так как она наиболее существенна на ранних этапах онтогенеза, когда закладывается характер, индивидуальность ребенка, поэтому изучение проблемы коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста и условий ее эффективности особенно актуально.
В настоящее время работы отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о сложности и многоплановости данной проблемы, при анализе этих работ мы встретились с противоречивыми взглядами на понятие «агрессия», ее механизмов и возможных причин ее появления.
К недостаткам коррекционной работы с агрессивными детьми можно отнести: бессистемный, эпизодический характер, так как для того, чтобы коррекция агрессивного поведения была эффективной, необходим комплексный, системный подход (в противном случае эффект от коррекционной работы будет неустойчивым); проведение коррекционной работы без сотрудничества с родителями, учителями, работающими в классе; кратковременность проведения исследования; проведение коррекции без учета возрастных и психолого-педагогические особенностей детей.
В связи с этим, можно объяснить огромное количество различных теорий и, следовательно, недостаток методических средств исследования и диагностики агрессивного детского поведения. Это и определило актуальность изучения проблемы детской агрессии, равно как поиска путей его коррекции.
Актуальность исследования вызвана необходимостью проведения анализа сущности, структуры и развития агрессивного поведения детей, для того чтобы правильно выстроить работу по коррекции агрессии младшего школьника, своевременно определив средства по коррекции детей с агрессивным поведением, а также недостаточностью методов диагностики агрессии младших школьников. Неразработанность данной проблемы, ее теоретическая и практическая актуальность и определили направленность и тему бакалаврской работы.
Проблемой агрессивного поведения детей занимались исследователи З.Фрейд, К. Лоренс, Г.М. Андреева, Т.Г. Румянцева, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С. Мухина, Р. Берковец Среди отечественных исследователей, занимающихся проблемой детской агрессивности, можно назвать Ж.А. Карманову, Р. А. Назмутдинова, А.Б. Тулебаеву, Р.Т. Алимбаеву, М.А. Кусаинову, Л.М.Каржубаева и др. Данные авторы в своих работах предлагают довольно большое и разнообразное количество игр, упражнений и рекомендаций, но систематизированных комплексов игровых упражнений, например, для младших школьников, имеется не в достаточной мере.
Специально сгруппированные психологические игры для детей могут помочь им не только наблюдать за своим поведением и осуществлять за ним контроль во время коммуникации, но даже снижать уровень агрессии детей. По мнению Д.Б. Эльконина, в игре ребенок может побеждать свой эгоизм, так как во время игры он принимает на себя роли и выполнять их. Следственно, игра помогает ребенку интеллектуально и эмоционально развиваться, облегчает ребенку достаточно сложный для него процесс разрешения проблемных ситуаций. Во время игры ребенок моделирует важные для него отношения со сверстниками, взрослыми, в которых выражает свои эмоции; такое поведение дает ребенку прочувствовать последствия своих действий, понять смысл и значение своих поступков.
Вследствие этого возникает противоречие между необходимостью коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста в условиях начальной школы и недостаточностью методов диагностики агрессии, которые помогут снизить агрессивность младших школьников.
Проблема исследования: Как снизить уровень агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования: образовательный процесс начальной школы.
Предмет исследования: педагогические условия снижения агрессивного поведения младших школьников.
Цель исследования: разработать и реализовать программу коррекции для понижения уровня агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с помощью игровых упражнений.
Гипотеза исследования заключается в следующем: коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста будет эффективная при условии, если:
• учтены возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
• игровые упражнения будут выполняться в комплексе;
• тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психологическую литературу по теме бакалаврской работы.
2) Дать характеристику агрессивного поведения младших школьников.
3) Рассмотреть сущность игры как средства коррекции агрессивного поведения.
4) Определить уровень агрессивного поведения младших школьников, проанализировать полученные результаты.
5) Создать Программу по коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста; провести проектирование деятельности по использованию игр с целью коррекции агрессивного поведения детей.
6) Обобщить и проанализировать полученные результаты коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста; определить эффективность подобранных игровых упражнений в коррекции агрессивного поведения.
Теоретической базой для написания данной бакалаврской работы послужили труды таких зарубежных и отечественных авторов, как Ахмедбекова Р.Р., Бэрона Р., Гайнулловой Ф.С., Ильина Е.П., Попова Г. Н., Ричардсона Д., Сергеевой И.С., Столяренко Л.Д., Фурманова И.А., Чудакова М.Ю., Шевелёва Н. В.и других.
Для решения задач и проверки гипотезы в исследовании использовался комплекс взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов: теоретический анализ учебной, методической психологической и педагогической литературы; обсервационные методы (прямое, косвенное, включенное наблюдение), диагностические методы: беседа, анкетирование, социометрия; экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); изучение и обобщение педагогического опыта.
Учитывая сложность изучаемого вопроса, нами использовался комплекс методов психолого-педагогической деятельности: теоретический анализ, наблюдение за деятельностью учащихся на уроке, анализ продуктов деятельности учащихся, тестирование. В ходе исследования и по его завершению проводился сравнительный анализ результатов.
База исследования: исследование проводилось на базе ГБОУ ООШ № 23 г. Сызрани. В эксперименте приняли участие 2 педагога и 27 учащихся 3 «А» класса.
Бакалаврская работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема агрессивного поведения младших школьников вызывает острую научно-практическую заинтересованность многих исследователей и остается актуальной в течение всего существования общества, а особенно в наше время, так как с каждым годом увеличивается увлечённость детей компьютерными играми агрессивного содержания, идет распространение насилия и жестокости на экране, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Изучение причин агрессии и разработки методов ее коррекции в настоящее время необходимо, так как в последнее время увеличилось количество младших школьников с агрессией в поведении.
Агрессивное поведение характерно для каждого ребенка, но не у всех агрессия становится устойчивой, поэтому необходимо вовремя выявлять повышенный уровень агрессивного поведения, для того чтобы впоследствии не возникало трудностей у ребенка в личностном развитии, его самореализации и общении.
В младшем школьном возрасте наиболее часто проявляются всплески агрессии в поведении, так как именно этот возраст представляет собой важный этап значимых изменений в психическом развитии ребенка, и именно в этом возрасте мы можем не только наблюдать наиболее ярко выраженные проявления агрессивности по отношению к сверстникам и взрослым, но и вовремя предпринять корректирующие меры по снижению уровня агрессивного поведения детей.
Мы определили актуальность нашего исследования необходимостью в основательном психолого-педагогическом анализе содержания, структуры и развития агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, в установлении оптимальных средств и методов коррекции агрессивного поведения.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические основы изучения особенностей агрессивного поведения младших школьников, психологические особенности младшего школьника, причины и факторы, которые влияют на проявление их агрессии, изучили методы и формы коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Проанализировав разнообразные толкования понятия «агрессивного поведения», мы определили агрессивное поведение как вид поведения, при котором намеренно наносится вред, как физический, так и моральный, другому человеку. Агрессивное поведение может выступать в качестве средства достижения важной цели, для повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Хотя мнение ученых и психологов не всегда совпадают во взглядах на сущность и истоки агрессивности, общим для них является влияние социальных факторов на становление агрессивного поведения, а также то, что агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или уменьшить частоту его проявления.
Выяснили, что причины появления агрессивного поведения младших школьников определяются особенностями семейного воспитания (демонстрацией родителями агрессии к близким и окружающим, гиперопекой, насилием в семье), индивидуальными особенностями ребёнка (страхом, тревожностью, чуткостью), и стрессами, и потребностями ребёнка в общении со сверстниками, в движении, в желании быть самостоятельным, и различные заболевания и т.д.
Рассмотрели различные методы, помогающие корректировать нарушения у младших школьников. К ним относятся арттерапия, библиотерапия, музыкотерапия, игротерапия, логотерапия и др.
Предупреждение и предотвращение агрессивного поведения детей является социально значимым и психологически необходимым. Раннее обнаружение проблем в поведении у ребенка, комплексное изучение характера их происхождения и правильная воспитательно-коррекционная работа предотвращают впоследствии десоциализацию. Несвоевременное обнаружение первых признаков агрессивного поведения, которые препятствуют развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в устойчивую агрессию.
Определили, что самым эффективным методом коррекции агрессивного поведения детей, на наш взгляд, является игротерапия. Современная наука определяет игротерапию как одно из наиболее оптимальных средств коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Им трудно рассказать о своих чувствах, эмоциях, и все свои переживания, приобретенный опыт они могут прожить в игре. Игровые упражнения - это наиболее результативный метод коррекции агрессивного поведения детей, они позволяют оптимизировать процесс поиска решения в противоречивой ситуации и воплощаются в процессе игры, в центре внимания которой лежат способы коммуникации.
Вторая глава посвящена анализу данных исследования. Для диагностики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста использовали следующие тесты: методику диагностики агрессивности Басса- Дарки, проективную методику Вагнера «Рука», тест школьной тревожности Филлипса. Приведены итоги исследования по каждой методике. Графически представленные и проанализированные результаты позволили получить информацию об уровне агрессивного поведения каждого испытуемого.
В рамках данной бакалаврской работы была разработана и испытана программа психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Целью данной программы была коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста средствами игровых упражнений. К критерию эффективности проведенной программы можно отнести динамику таких показателей, как понижение уровня агрессивного поведения, формирование навыков межличностных взаимоотношений, усвоение навыков саморегуляции.
Проанализировав полученные результаты в ходе экспериментального исследования, можно с уверенностью утверждать, что в результате проведенных занятий с использованием игр уровень агрессивного поведения младшего школьника понизился. Рекомендованная программа коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного продуктивна. плодотворность проведенного эксперимента подтверждаются результатами исследования.
Гипотеза нашего исследования, в сути которой лежит следующее предположение: эффективная коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста при условии, если будут учтены возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста; игровые упражнения будут выполняться в комплексе; будет тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса, нашла свое подтверждение.
Гипотеза, которую мы определили для нашего исследования, подтвердилась, но только частично в связи с кратковременностью проведения исследования (8 занятий), возможно, это обусловлено еще и тем, что наша коррекционная работа ограничилась только школьной средой без подключения к коррекционной работе родителей.
В дальнейшем, работая над снижением уровня агрессивного поведения младших школьников, мы считаем целесообразным подключить к коррекционной работе родителей.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные исследовательские материалы можно рекомендовать к использованию при составлении долгосрочной программы по коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.


1. Агеев, В. В. Деятельность как проблема психологической науки [Текст]/ В. В. Агеев// Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2011. - Т. 15. - № 1. - С. 146 - 152.
2. Амодт, С. Тайны мозга вашего ребенка [Текст] / Сандра Амодт, Сэм Вонг; пер с англ. К. Савельева. - Москва: Эксмо, 2012. - 480 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник / Г.М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва: Аспект пресс, 2012. - 362 с. : ил.
4. Ахмедбекова Р.Р. Сущность агрессии и причины ее проявления у младших школьников [Текст] / Р. Р. Ахмедбекова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 9. - С. 35-39.
5. Баданина, Л. П. Основы общей психологии: учебное пособие [Текст] / Л. П. Баданина. - М.: Флинта, 2012. - 448 с.
6. Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов: учебное пособие / Л. П. Баданина. - М.: Флинта, 2012. - 238 с.
7. Баранова, Ю.Г., Серафимович, И.В. Особенности психолого­ педагогического взаимодействия по проблеме буллинга в общеобразовательной школе [Текст] / Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. - 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. - М.: Университет РАО, 2014. - 777 с. - С.406-409.
8. Батаршев, А. В. Темперамент и характер: психологическая диагностика [Текст]: учебное пособие для вузов / А. В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 336 с.
9. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль [Текст]/Л.Берковиц. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,, 2001. - 512с.
10. Большой психологический словарь [Текст]/ Под редакцией Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 672 с.
11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия [Текст]/ Р.Бэрон, Д.Ричардсон. СПб., 2001. - 352 с.
12. Войтик, И.М. Психология [Текст]: учеб.пособие для всех форм обучения/ И. М. Войтик; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб.ин-т упр. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2012. - 242 с.
13. Воспитание детей в игре [Текст]: Пособие для педагога/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2003. - 175 с.
14. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. - 2-е изд. - М.: АСТ Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. - 238 с.
15. Гуревич, П.С. Психология: учебник [Текст] / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 319 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ