Аннотация 2
Введение 3
1 Общетеоретические основы демонополизации и конкурентной среды как системного развития рыночного жилищно-коммунального комплекса 7
1.1 Понятие и правовое регулирование демонополизации и конкурентной среды в жилищной сфере 7
1.2 Система формирования демонополизации конкурентной среды в управлении и обслуживании жилищно-коммунальным комплекса с учётом зарубежного опыта 13
2 Механизм совершенствования форм и методов демонополизации и развития конкурентной среды в системе ЖКХ 20
2.1 Перспективы развития управления и обслуживания в сфере ЖКХ на современном этапе 20
2.2 Анализ проблем в сфере демонополизации и развития конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы 23
2.3 Правовые способы повышения конкурентоспособности управляющих компаний в сфере демонополизации и развития конкурентной среды 27
Заключение 31
Список используемой литературы и используемых источников 35
ЖКХ представляет собой комплекс экономических сфер, который нацелен на формирование условий для стабильной работы инфраструктуры населенных пунктов. Целью данного комплекса также является поддержка работы сооружений, создание комфортных условий для проживания и пребывания людей. Для этого в здания коммунальными службами поставляются соответствующие ресурсы, а также различного рода услуги в области жилищного комплекса.
Наиболее важными направлениями госполитики в области жилищнокоммунального хозяйства становятся:
• увеличение удобства для жизни всех групп населения;
• модернизация и повышение энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства, использование наиболее эффективных технологий.
Сложности в области ЖКУ являются достаточно актуальными не только для РФ, но и для других государств.
Разрешение имеющихся вопросов трудно представить без непосредственного участия государства.
Рынок жилищно-коммунального хозяйства обладает рядом своих особых характеристик. Это выделяет его на фоне других отраслей.
Кроме того, стоит заметить, что разворачивание рассматриваемого сектора экономики может сформировать стимулирующее влияние на расширение рассматриваемой инфраструктуры, а также благоприятно подействует на развитие граждан.
Экономический и политических контроль развития ЖКУ выступает базой для формирования доверия граждан к правительству.
Совершенствование методик управления ЖКУ базируется на равных правах для каждой из имеющихся форм собственности. Все они должны получить доступ к рынку жилищно-коммунального хозяйства, независимо от организационной формы, к которой они относятся. Также стоит отметить создание равных прав для образования договорных взаимоотношений, управления имуществом, использования методов общественной поддержки для людей с низким уровнем дохода, определения госрегулирования в сфере тарифов.
Те институциональные изменения, которые произошли относительно недавно, а также существенные изменения в ЖКХ обернулись практически полным нарушением воспроизводства в области ЖКХ.
Большая степень износа имущества, применение преимущественно старой техники, малое количество инвестиций в данную отрасль и нерациональные методики потребления ЖКУ приводят к тому, что конкурентная среда в этой области является достаточно сложной. Также это вызывает большое количество проблем при переходе к договорным взаимоотношениям в рассматриваемой сфере.
Для того чтобы получить успешно используемые инструменты, а также повысить способность к ведению конкурентной борьбы данного экономического направления, нужно провести детальное исследование имеющихся факторов рынка. Они задают самые оптимальные формы и методики развития конкуренции.
Востребованность проводимого исследования зависит от нужд в создании новых научных подходов, которые бы помогали расширять конкурентные взаимоотношения. Эти отношения выступают в качестве существенного компонента, способствующего образованию рыночных принципов в области контроля системы жилищно-коммунального хозяйства в больших населенных пунктах.
Объектом исследования являются общественные отношения, появляющиеся в области борьбы с монополией и образования конкуренции в системе предоставления услуг.
Предметом изучения являются нормы права, в которых имеются положения касательно борьбы с монополией, формирования конкуренции в рассматриваемой области.
Цель изучения - детальное исследование актуальных проблем, которые имеются в сфере борьбы с монополией, а также при создании конкуренции в системе контроля жилищной отрасли и ее обслуживания.
Согласно установленной цели требуется выполнить такие действия:
• исследовать периоды развития жилищно-коммунального хозяйства в РФ;
• изучить систему образования методов борьбы с монополией в управлении и предоставлении услуг, принимая во внимание опыт других стран;
• обозначить потенциал развития сферы контроля и предоставления услуг в области жилищно-коммунального хозяйства на актуальном этапе развития;
• проанализировать сложности в области борьбы с монополией и развитием конкуренции в системе контроля и обслуживания ЖКХ;
• сформировать правовые методики увеличения способности к ведению конкурентной борьбы компаний в области борьбы с монополией.
Методической базой изучения данного материала являются общие научные методики познания. К ним относятся методики синтеза и исследования, статистики, логические методы.
К используемым методам относятся частные и научные методики:
• формальная юридическая;
• сравнительная правовая;
• правового вида составления модели.
Теоретическая база включает работы таких авторов: Селютина Л., Волков А., Казиева А., Белькевич Н., Евенко В., Зевако А., Зарипова Г., Блаженкова Н., Кузьминов А., Бадван Н., Магзумова Н., Солкина В.
Нормативная основа изучения данной темы образует правовые и нормативные акты, которые задают регламент борьбы с монополией, создают более высокую конкуренцию в рассматриваемой области.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно базируется на детальном исследовании особенностей демонополизации и развития конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищно-коммунальной сферы, при этом в работе раскрыты современные проблемы демонополизации и развития конкурентной среды в системе жилищно-коммунального хозяйства и сферы жилищно-коммунального обслуживания, формируются варианты разрешения трудных проблем.
Практическое значение рассматриваемой работы заключается в том, чтобы подвести итоги всех актуальных знаний, учитывая большой круг проблем, имеющихся в данной сфере. На их базе создаются новые варианты подходов для улучшения имеющихся знаний. Также образуются новые методы использования уже разработанных стратегий разрешения имеющихся вопросов на практике.
Структура выпускной квалификационной работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной при написании данной работы литературы.
Проблемы с жильем практически в любой период были важными для РФ. Для разрешения всех актуальных проблем требуется использовать достаточно большое количество действий, что трудно представить себе без участия госорганов.
Помощь госорганов в решении жилищных вопросов дает возможность разрешить 3 главных вопроса.
Первым является общественный, который нацелен на воплощение прав, предоставленных Конституцией РФ.
Вторым вопросом является экономический, нацеленный на увеличение показателей экономики. Для этого требуется развивать рынок ЖКУ, а также прочие экономические отрасли.
Третьи вопросом является финансовый. Он касается поступления ресурсов. Это можно достичь благодаря налоговым отчислениям в госбюджет.
Следует заметить, что у правительства имеется большое количество методов воздействия на рынок недвижимости. Часть из данных методов применяется с высоким уровнем активности и успешности. При этом прочие методики не используются или применяются не в полной мере. Потенциал управления рынком недвижимости со стороны государства непосредственно взаимосвязан с нюансами госорганов, занимающихся управлением, а также самого рынка.
Для того чтобы увеличить объем инвестиций со стороны частных лиц, требуется решить большое количество проблем, которые накопились в этой сфере. Наличие большого количества нерегулируемых перемен в законах обернулось тем, что образовались нормы, не соответствующие потребностям частных инвесторов. Некоторые из актуальных норм вступают друг с другом в противоречие.
Здесь речь касается не только тех законов, которые нацелены на регулирование определенной сферы, но и норм концессионных договоров.
Требуется изучить рассматриваемые сложности в качестве плохо воплощенного потенциала для привлечения инвестиций. Если будет выстроена хорошо проработанная система управления, как это можно отметить в развитых государствах, то интерес инвесторов к ней увеличится. Можно перенять некоторые решения из зарубежной практики.
Хочется верить, что большое количество проведенных экспериментов за все время существования жилищно-коммунального хозяйства окажутся положительным, будут приняты госорганами. Также требуется одобрение результатов от госорганов исполнительной власти. Задействование для решения рассматриваемого вопроса большого количества структур поможет разрешить острые вопросы.
Способность составлять конкуренцию на рынке для управляющей организации является уровнем соответствия ожиданий клиентов качеству услуг. Это задает часть рынка, на которой может работать рассматриваемая организация, так как другие компании из этой сферы не смогут завладеть ею.
Данные организации не всегда понимают цели и итоги изменений, методы их интеграции. Также они не всегда осознают степень рентабельности. Для увеличения инновационной активности управляющих компаний и снижения инновационных рисков необходимо:
• вычислить предрасположенность организации к новым методам работы, определить имеющееся количество ресурсов для работы;
• вычислить наличие базовых преград для интеграции новых методик, уровень интереса управляющей стороны и сотрудников организации и использовании таких технологий;
• сформировать новую программу: базовые направления, перечень мероприятий по интеграции новых методов, поддержку должным количеством ресурсов для выполнения поставленных задач, порядок управления и отчетности;
• создать команду или назначить ответственное лицо (в зависимости от масштабов основной деятельности управляющей компании) для координации хода выполнения инновационной программы, при этом в состав команды могут входить не только работники организации, но и создатели нового проекта;
• обеспечить обратную связь (при помощи опросов персонала компании, проживающих в обслуживаемых домах) для осуществления действенного контроля и оценки процесса внедрения инноваций, что позволит более объективно судить об уровне, динамике и результативности нововведений.
Для того чтобы воплотить позиции ЖК РФ требуется:
• использовать компетенции в сфере отслеживания особенностей работы управляющих организаций, которые должны поддерживать МКД в должном состоянии (после подачи жалоб от жильцов, муниципалитет должен проверить организацию в течение 5 дней);
• сформировать регламент конкурса по подбору организации для управления МКД, исходя из условий ФЗ;
• использовать компетенции по выбору советов в многоквартирных домах;
• сформировать работу Социальных советов при Управлении образований местного самоуправления, которые будут заниматься вопросами увеличения качества услуг в сфере ЖКХ;
• создать поддержку перемен экономических потоков перемещения финансов, связанных с оплатой услуг гражданами, чтобы они поступали непосредственно компаниям, которые такие услуги оказывают;
• сформировать и реализовать меры, нацеленные на формирование условий баланса взаимоотношений в сфере договоров и взаимоотношений в области оплаты ЖКХ за счет соответствия актуальным законам списка работ по составу и ремонтным работам с выделенными для этих целей финансами;
• сформировать положения, которые регулируют предоставление документов на многоквартирные дома и прочей сопутствующей документации компании, которая будет заниматься управлением;
• создать советы для утверждения решений, которые касаются вопросов величины тарифов, оплаты ремонтных работ, исходя из того, какой именно метод управления МКД выбран;
• сформировать положение, в котором бы рассматривались позиции конкурса выбора управляющей организации, что выступает существенным фактором увеличения успешности применения УК;
• поддерживать контроль по реализации договоров УК о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдением объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и пр.
1. Баженов С.И. Организационно-экономические предпосылки развития бизнес-процессов в сфере ЖКХ / С.И. Баженов; Рос. акад. Наук. Урал. отд-ние, Ин-т экономики. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2016. 44 с.
2. Бедняков А.С. Государственно-частное партнерство: мировой опыт и правовое регулирование в Российской Федерации. М.: Библио-Глобус, 2017. 150 с.
3. Белькевич Н.Г. Современные проблемы ЖКХ и пути их решения управляющими компаниями муниципальных образований / Н.Г. Белькевич // Молодой ученый. - 2015. - № 10. - С. 894-896.
4. Васильева Н. В. Управление развитием жилищной сферы в регионах России: факторы эффективности / Монография. СПб.: СПбГИЭУ, 2012. 271 с.
5. Денисов М.В. Реформа ЖКХ в России на современном этапе / М.В. Денисов // Вестник Студенческого научного общества. - 2017. - № 2. - С. 207-208.
6. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14, «Российская газета» № 1, 12.01.2005, "Парламентская газета", № 7-8, 15.01.2005.
7. Жилищное хозяйство в России. 2016: Стат. сб. / Росстат. M., 2016. 63 с
8. Жихарев К.Л. Муниципальная финансово-производственная группа. Реформа ЖКХ и инновационные пути решения: (МФПГ как уникальный инструмент интеграции местного сообщества) // Российское предпринимательство, 2017. № 10. С. 132-138.
9. ЖКХ и его реформирование: имущество Фонда, отчетность и аудит, порядок расходов средств. М.: Профиздат, 2015. 96 с.
10. Зарипова Г.М., Блаженкова Н.М. Проблемы и приоритеты развития жилищно-коммунального хозяйства России / Г.М. Зарипова, Н.М. Блаженкова // Научное обозрение. - 2018. - № 11-1. - С. 234-237.
11. Евенко В.В., Зевако А.В. Анализ путей совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством России на основе оценки его состояния / В.В. Евенко, А.В. Зевако // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2019. - № 1 (41). - С. 102-107.
12. Каменева Е.А. Управление многоквартирным домом. Управляющая организация как субъект финансовых отношений в сфере ЖКХ // Там же, 2015. № 8. С. 190-196.
13. Карпович А. И. Экономика недвижимости : учеб. пособие / А. И. Карпович, А. П. Клетеник, Т. Л. Самков. — Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2016. — 92 с.
14. Колычева Ж.Я. Взаимодействие государственных и предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований / Ж.Я. Колычева, Н.С. Григорьева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2018. - № 2 (93). - С. 37-41.
15. Кориба А.В. ЖКХ: оценка ситуации и актуальные проблемы // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 4-2 (17).
...