Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Работа №118153

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы48
Год сдачи2021
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ категории общения в психологии 8
1.1 Основные понятия психологии общения 8
1.2 Общая характеристика подросткового возраста 12
1.3 Социально-психологические факторы при формировании коммуникативной компетентности подростков 14
Глава 2 Организация и характеристика выборка экспериментального исследования 30
2.1 Методы экспериментального исследования 30
Глава 3 Анализ эмпирических данных экспериментального исследования 32
3.1 Изучение коммуникативной компетентности в подростковом возрасте 32
3.2 Оценка уровня общительности в подростковом возрасте 34
3.3 Изучение школьной тревожности у подростков 37
Заключение 44
Список используемой литературы 45

Актуальность исследования. Современная социальная среда является важным звеном для создания условий развития полноценной личности и реализации ее потенциала в общественной жизни. Регуляция процессов образования и воспитания подрастающего поколения, развитие множества аспектов, способствующих формированию личности происходит в социуме, как в макро, так и в микросреде.
Современные темпы развития нашей страны повышают требования к модернизации образовательных систем, способных внедрению и развитию современных знаний компетенций молодежи. При решении этих задач на первый план выходят социально - педагогические проблемы. В первую очередь относящиеся к общению, развитию коммуникативных систем. Социально-педагогические проблемы тесно связаны с развитием психологических навыков и знаний, способствующих межличностной коммуникации. Актуальность исследования подтверждается тем, что несмотря на многочисленные исследования в научных областях педагогии, психологии и социологии посвященных изучению особенностей коммуникации подростков, проблема развития коммуникативной компетентности подростков стоит остро. Для разрешения данных противоречий в теории и практике современного образования нами сформулирована проблема исследования: уровень развития коммуникативности у подростков изменяется от уровня тревожности.
Изучение проблем развития коммуникативной компетентности подростка способствует решению социально-психологических задач, лежащей в аспекте развития межличностного общения. Общение является сложной и многогранной деятельностью, оно требует определенных знаний и умений, которыми человек овладевает постепенно, приобретая жизненный и социальный опыт в социальной среде. Общение как уникальный компонент жизни человека, не только накапливает новый опыт коммуникативной стороны взаимоотношений между людьми, но и позволяет сохранить то, что было накоплено предыдущими поколениями. При высоком уровне коммуникативных умений человек успешнее реализует свои возможности в реальных аспектах социальной жизни. Развитие коммуникативной компетентности способствует повышению качества жизни, самореализации в профессиональной деятельности, адаптации к условиям социальной среды. Это определяет практическую значимость исследования, необходимость формирования и развития коммуникативных умений подрастающего поколения. В современных условиях общения приобретает несколько иные формы. Стремительно развивающиеся новые информационные технологии влияют на качество общения, создавая специфическую среду. Межличностное общение, все чаще осуществляется посредством различных достижений технического прогресса. В этом контексте общение и его значение для развития личности - важная проблема современности. Особенно это важно для развития коммуникативности молодого поколения.
Значимость проблемы развития коммуникативной компетенции подростков привлекает специалиста разных научных областей. Так эта проблема отражена в трудах педагогов, социологов и психологов: Г.М. Андреева, В.М. Бехтерева, Л.И. Божович, И.О. Кона, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубенштейн, А.И. Петрушина, А.В. Петровского, А.А. Колесник, А.С. Запесоцкого, и другие. Общение у подростков в современной среде тесно связано с современными теле технологиями, которые зачастую заменяют им личное общение, сводя его минимуму, что значительно влияет на коммуникативную компетентность школьников.
В настоящее время общение в подростковом возрасте является одной из основных проблем в изучении переходного возраста в целом. От развития коммуникативной сферы в подростковом периоде зависит дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе и личностное становление подростка.
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить уровень школьной тревожности у подростков и соотнести его с уровнем общительности и уровнем коммуникативной компетентности подростков.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние подростков, стиль общения подростков.
Предмет исследования: коммуникативные умения, оценка уровня общительности, уровень тревожности.
Гипотеза исследования: состоит в том, что уровень тревожности связан со стилем общения подростков, который, в свою очередь сопряжен с развитием коммуникативной компетентности подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1) Провести теоретический анализ состояния проблемы, теоретический и методологический анализ категории общения в психологии.
2) Определить категории «общение», «коммуникативная компетентность», «тревожность», психологическое содержание понятия и стиля общения у подростков.
3) Эмпирически исследовать компоненты психоэмоционального состояния, стиля общения, коммуникативной компетенции подростков.
4) Разработать рекомендации по развитию коммуникативной компетентности подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• формирование видов поведения Л.С. Выготского;
• специфические виды общения: В.М. Бехтерев;
• концепция психологии отношений личности А.Г. Асмолов;
• психология взросления Л.И. Божович.
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: метод теоретического анализа научных источников по проблеме коммуникативности подростков, метод психологической беседы, психологический диагностический метод, статистический метод, тест на определения степени сформированности коммуникативных навыков и умений в общении, оценка уровня общительности, тест на выявления тревожности.
Эмпирическая база исследования: МАОУ СОШ № «1» г. Сольцы в исследовании принимали участие 60 подростков 8 «А» и 8 «Б» классов МАОУ СОШ № «1» г. Сольцы.
Новизна исследования заключается в исследовании особенностей стилей общения подростков с учетом их психоэмоционального состояния.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении имеющихся исследований новыми данными о коммуникативной компетентности подростков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования при построении и реализации программ для подростков по развитию коммуникативной компетентности, а, также, при расширении теоретических знаний в сфере психологии общения при подготовке профильных специалистов.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Для иллюстрации текста используется 3 таблицы, 3 рисунка. Основной текст работы изложен на 43 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных образовательных учреждениях одной из важных задач является формирование эталонного выпускника, который осознает себя полноценной личностью, способен хорошо адаптироваться в социальной среде, эффективно решает проблемы, соответствующие его возрасту, способен к восприятию и реализации ценностей гражданского общества, принимает и с уважением относится к культурам других народов , уважает окружающих и умеет сотрудничать для достижения общих целей.
Для приобретения всех этих качеств личности, подростку необходимо развитие коммуникативной компетентности, и умение строить эффективные межличностные отношения.
Опираясь на полученные знания, было проведено наблюдение за поведением и общением подростков, беседы с ними и давались некоторые рекомендации по результатам наблюдений и собеседований. После этого проведено тестирование по определению уровня общительности, причины тревожности подростков, стилю общения подростков. В результате была выявлена связь эмоционального состояния с коммуникативной компетентностью подростков.
Полученные результаты показали, что далеко не у всех подростков уровень развития коммуникативных способностей достаточно развит. У испытуемых возникают сложности в процессе коммуникации не только со взрослыми, но и со сверстниками, они очень часто испытывают тревожность.
В целях снятия тревожности и развития коммуникативной компетентности целесообразно вести систематическую комплексную работу, направленную на раскрепощение детей, на стабилизацию их психоэмоционального состояния.


1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. Заведений. М. : Аспект Пресс, 2009. 362 с.
2. Азарных Т. Д. Тревожность: связь со стрессами и темпераментом у студенток // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2017. № 8 (150). С. 137-142.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно историческое понимание развития человека. М. : Академия. Смысл. 2007. 528 с.
4. Бехтерев В. М. Объективная психология. Ин-т психологии. М. : Наука. 1991. 475 с.
5. Большая энциклопедия психологических тестов Карелин А. А. Владос. 2007. 321 с.
6. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс. 2002. 544 с.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК». 1997. 352 с.
8. Запесоцкий А. С. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. М. : Изд-во СПб., 1996. 348 с.
9. Выготский Л. С. Психология. М. : Серия «Мир психологии». 2000. 1008 с.
10. Григорьева Т. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Учебное пособие для преподавателей М. : Сентябрь, 2007. 75 с.
11. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 2001. 180 с.
12. Давыдов В. В., Драгунова Т. В. Возрастная и педагогическая психология. М., 1982. 288 с.
13. Долджин К., Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. : Питер, 2012. 1023 с.
14. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Спецпрактику по социальной психологии. Изд-во МГУ. 1991. 104 с.
15. Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. : Чистые пруды, 2007. 72 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ