Определение функционального состояния организма по пробе Серкина у детей 10-12 лет (Теория и организация адаптивной физической культуры, Национальный Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Здоровья)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: учащихся 5-8 класса ГБОУ СОШ №643 Московского района Санкт-Петербурга.
Выборка: 12 детей в возрасте 10-12 лет.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПО ДАННЫМ ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ5
1.1 Задержка дыхания – показатель функционального состояния организма……5
1.2 Возрастные особенности развития системы дыхания у детей 10-12 лет………8
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………12
2.1 Задачи исследования…………………………………12
2.2 Методы исследования…………………………………11
2.2.1 Физиологические методы……………………11
2.2.2 Математические исследования……………13
2.3 Методика исследования…………………14
2.4 Организация исследования…………………………14
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………………15
3.1 Определение функционального состояния организма по данным задержки дыхания у детей 10-12 лет занимающихся спортом (проба Серкина)………………………………15
3.2 Определение функционального состояния организма по данным задержки дыхания у детей 10-12 лет не занимающихся спортом (проба Серкина)……………………………16
3.3 Сравнение функционального состояния организма по данным задержки дыхания у детей 10-12 лет занимающихся и не занимающихся спортом (проба Серкина)………17
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………. 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 20
Актуальностью исследования является определение функционального состояния организма по данным задержки дыхания у детей 10-12 лет, это позволит нам выявить влияние тренировочной нагрузки на функциональное состояние организма.
Контроль функционального состояния организма детей является важным фактором планирования физической нагрузки и оценки результатов тестирования. Функциональное состояние - это комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе. Ведущим показателем функционального состояния организма является общая физическая работоспособность, или готовность выполнять двигательное действие.
Цель исследования: Определить функциональное состояние организма по данным задержки дыхания у детей 10-12 лет
Задачи исследования:
1.Определить функциональное состояние организма по данным задержки дыхания у детей 10-12 лет занимающихся спортом;
2.Определить функциональное состояние организма по данным задержки дыхания у детей 10-12 лет не занимающихся спортом;
3.Сравнить функциональное состояние организма по данным задержки дыхания у детей 10-12 лет занимающихся и не занимающихся спортом.
Объект исследование: процесс развития функционального состояния организма детей 10-12 лет.
Предмет исследования: функциональное состояние организма у детей 10-12 лет.
Гипотеза: предполагается, что нам в ходе исследования получится выявить определённое положительное влияние занятий физической культурой на состояние дыхательной системы, то можно будет пропагандировать их как одно из средств укрепления здоровья.
Данные, полученные в результате определения функционального состояния организма по данным задержки дыхания у детей 10-12 лет занимающихся спортом, следующие: Высокий уровень функционально состояния организма по данным задержки дыхания имеют 50% детей; средний уровень функционально состояния организма по данным задержки дыхания имеют 33% детей; низкий уровень функционально состояния организма по данным задержки дыхания имеют 17% детей;
Данные, полученные в результате определения функционального состояния организма по данным задержки дыхания у детей 10-12 лет занимающихся спортом, следующие: высокий уровень функционально состояния организма по данным задержки дыхания имеют 33% детей; средний уровень функционально состояния организма по данным задержки дыхания имеют 50% детей; низкий уровень функционально состояния организма по данным задержки дыхания имеют 17% детей;
Сравнивая показателей пробы детей, занимающихся и не занимающихся спортом, можно увидеть следующее: в группе детей, которые занимаются спортом имеют в наибольшей степени высокий уровень функционального состояния организма. А показатели детей, которые не занимаются спортом, в основном имеют средний уровень функционально состояния.
Достоверность средних значений задержки дыхания по формуле Т-критерий Стьюдента. Результат достоверности=0,98. Следовательно, Т расчётное меньше Т табличного на уровне значимости р<0,05 – это значит, что различия не достоверны, но прослеживается тенденция к снижению уровня пульса у детей занимающихся спортом в состоянии покоя.
1. Бреслав, И.С. Дыхание и мышечная активность человека в спорте. Руководство для изучающих физиологию человека / И.С. Бреслав. - М.: Советский спорт, 2013. – 364 c.
2. Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник / И.В. Гайворонский. - М.: Академия, 2019. - 208 c.
3. Занько, Н.Г. Физиология человека: Учебное пособие / Н.Г. Занько. - М.: Academia, 2018. - 416 c
4. Капилевич, Л.В. Физиология человека. Спорт: учебное пособие для прикладного бакалавриата / Л.В. Капилевич. – М.: Юрайт, 2016. – 141 c
5. Косицкий, Г.И. Физиология человека: учебник для вузов / Г.И. Косицкий. – М.: Альянс, 2015. – 544 c.
6. Любимова, З.В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т.1 Организм человека, его регуляторные и интегративные системы: Учебник / З.В. Любимова, А.А. Никитина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 447 c.
7. Покровский, В.М. Физиология человека: учебник для мед. вузов. / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2003. – 368 с.
8. Сафонов, В.А Нейрофизиология дыхания / В.А Сафонов., В.Н. Ефимов, А.А. Чумаченко .- М.: Медицина, 1980
9. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека : учеб. пособие для вузов / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М. : Академия, 2002. – 438с.
10. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. Учебник / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - М.: Academia, 2013. - 384 c.
11. Савченков, Ю.И. Возрастная физиология. Физиологические особенности детей и подростков / Ю.И. Савченков. - М.: Владос, 2014. – 735 c.
12. Селиверстова, В.В, Диагностика функционального состояния, учебно - методическое пособие/ В.В. Селиверстова, Д.С. Мельников, - 2012
13. Солодков, А.С. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека: учеб. пособие для вузов физической культуры / под общ. ред. А.С. Солодкова; СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - М.: Советский спорт, 2006. - 192 с.
14. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. - М.: Терра-Спорт, Олимпия пресс, 2001. - 520 с., ил.
15. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная{Текст}: учебник /А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - Изд. 4 - е, исп. И доп. - М.: Советский спорт, 2010. - 620 с.: ил.
16. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Общая физиология: Учебное пособие. - СПб.: им П.Ф. Лесгафта ,2000. -216с.
17. Тхоревского В.И/ Физиология человека: Учебник. /. - М.: Физкультура, образование наука, 2001. - 492 с.
18. Осадчая, Е.А. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями развития) для студентов дневной, заочной и дистанционной форм обучения / Е.А. Осадчая. – М.: ГОУ ВПО «ОГУ», 2008. – 202
19. Островская, И. М. Анатомо-физиологические особенности детского возраста / И.М. Островская. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2013. - 236 c.
20. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник / Н.И. Федюкович. - РнД: Феникс, 2019. - 573 c.
21. Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии: Учебное пособие / А.А. Швырев; Под общ. ред. Р.Ф. Морозова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 411 c.