ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Проблема сознания человека в отечественной и зарубежной психологии 9
1.2. Теоретический анализ проблемы профессионального сознания 14
1.3. Специфика становления профессионального сознания в юношеском
возрасте. Отношение к профессии у студентов колледжей к профессиональной подготовке, как компонент профессионального сознания 18
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ К ПРОФЕССИИ КАК КОМПОНЕНТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ 22
2.1. Организация исследования и описание выборки испытуемых 22
2.2. Анализ особенностей отношения к профессиональной подготовке
студентов разных направлений профессионального обучения 25
2.3. Сопоставительный анализ специфики и динамики профессионального сознания испытуемых 48
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Сегодня становление профессионального сознания - это широко обсуждаемая, актуальная проблема. Именно профессиональное сознание, по мнению специалистов, позволит говорить в полной мере о профессиональной компетентности специалистов разного профиля и разного уровня профессионального обучения.
Профессиональное сознание изучается в психологии как аспект сознания человека в целом. При всей изученности, на современном этапе проблема сознания все еще остается не до конца изученной и довольно-таки сложной для научного рассмотрения. Сознание изучается сегодня не только в психологии, но и в философии, истории, физиологии, медицине, физике, кибернетике и др.
В психологии возрождение интереса к этой проблеме появилось после работ по психосемантике В. Ф. Петренко [34]. Исследования таких ученых, как В. М. Аллахвердов, В. П. Зинченко, О. В. Гордеева, Е. В. Субботский, Ю. М. Швалб, Е. В. Улыбина, Г. В. Акопов, А. Ю. Агафонов и другие, позволили сформировать эту область научных исследований [7].
В рамках этих исследований и изучается сегодня профессиональное сознание и самосознание. Здесь рассматриваются вопросы рефлексивности, смысловых образований, ценностей личности, как содержательных компонентах сознания. Также профессиональное сознание позволяет изучать весь процесс профессионализации личности в современных условиях. Профессиональное сознание изучается не только в трудовой деятельности, но и на этапах его становления - в высшей школе, средних профессиональных учреждениях.
Актуальность этой научной проблемы подчеркивается значимостью профессионального становления для требований современного мира - сегодня специалист должен быть способным успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях, должен уметь принимать решения, прогнозировать результат, а также быть способным осуществлять профессиональное саморазвитие и самообучение.
Профессиональное сознание в различных его аспектах исследуется Н. Н. Нечаевым, В. П. Зинченко, Л. М. Митиной, Г. В. Акоповым, В. И. Слободчиковым, Г. А. Цукерман, Е. И. Исаевым, С. Г. Косарецким, А. К. Марковой, Д. В. Ронзиным, В. К. Рябцевым, В. В. Соколовой, Б. А. Сосновским, Ю. Н. Кулюткиным, Н. Р. Привалихиной, А. С. Титловой и др. [20, 32].
На сегодняшний день исследования профессионального сознания привели к пониманию того, что оно требует формирования, целенаправленного и последовательного, так как стихийное его становление не приводит к качественным изменениям личности профессионала [Маркова А. К. Психология профессионализма]. Эти исследования привели к появлению устойчивой точки зрения о том, что образовательные учреждения различного уровня (среднего и высшего профессионального образования), в в логике своего обучения должны исходить из понимания подготовки, как «процесса системного формирования профессионального сознания» [31].
Эти исследования продолжили отечественную школу изучения сознания, которая рассматривала, с одной стороны, смысловые компоненты сознания (А. Н. Леонтьев) [24], с другой, - компоненты сознания, содержащие отношение человека к осознаваемым объектам (В. Н. Мясищев) [30].
Г. В. Акопов, изучая профессиональное сознание, выделяет любые проявления сознания личности связанные с деятельностью. Его исследования позволили сделать выводы о значимости для содержания и становления профессионального сознания таких факторов, как значение профессии для структуры общества и место ее в нем, отношение личности к профессии, ее представителям и к себе, как профессионалу, а также профессиональными идеалами, уровнем знаний и умений, выраженностью способностей, профессиональными перспективами, опытом переживаний успехов и неудач и пр. [4].
Профессиональное сознание, таким образом, всегда должно рассматриваться субъектно, в совокупности с его основными функциями и содержательными компонентами - отношениями к профессии и ее содержанию, оценками и самооценкой, идентификацией, а также, целями, планами, программами, прогнозами и пр.
Актуальным для нашего исследования является аспект отношения личности к профессиональной подготовке, непосредственно к процессу профессионального становления при обучении в среднем профессиональном образовательном учреждении, где собственно и происходит формирование профессионального сознания студента.
Целью нашего исследования явилось изучение динамики отношения к профессии у студентов среднего профессионального образования разной направленности в ходе профессиональной подготовки как компонента профессионального сознания личности.
Объект исследования - профессиональное сознание личности студентов колледжей.
Предмет исследования - отношение к профессии у студентов среднего профессионального образования разной направленности как компонента профессионального сознания личности.
Гипотеза исследования: в ходе профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования отношение к профессии и будущей профессиональной деятельности будет меняться в зависимости от года обучения. Мы предполагаем, что особо значимые изменения будут происходить в таких компонентах, как профессиональная идентификация, целеполагание и планирование.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы профессионального сознания и его становления в ходе профессионального обучения.
2. Эмпирически изучить структурные компоненты
профессионального сознания студентов среднего профессионального образовательного учреждения.
3. Выявить особенности отношения к профессиональной подготовке и процессу формирования профессионального сознания у студентов разных направлений подготовки на разных этапах обучения в учреждении СПО.
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы согласно о динамике изменений отношения к профессии у студентов.
Методы исследования:
- Метод теоретического анализа;
- Метод анкетирования;
- Психодиагностические методы: «Диагностика профессионального сознания (учебно-профессиональные установки)», Г. В. Акопов, Н. П. Красикова;
- Методы количественного и качественного анализа данных;
- Методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Исследование проводилось на базе Тольяттинского колледжа сервисных технологий и предпринимательства. Выборка испытуемых представлена студентами следующих направлений подготовки: «Социальная работа» и «Технология машиностроения» 1 -го, 2-го и 3-го года обучения в количестве 130 человек.
Практической значимостью нашего исследования является возможность организации своевременного целенаправленного формирования профессионального сознания и отдельных его компонентов у студентов с учетом существующего отношения к профессии, а возможно и коррекции неконструктивных профессиональных установок, препятствующих полноценному становлению профессионального сознания личности на этих этапах развития.
В ходе проведенного исследования в рамках выполнения выпускной квалификационной работы нами были рассмотрены различные подходы к изучению профессионального сознания, обнаружена неоднозначность понимания сознания, наличие различных подходов и концепций. Также изучены структурно-функциональные компоненты профессионального сознания.
В результате проведенного теоретического анализа проблемы изучения профессионального сознания мы предположили, что в ходе профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования отношение к профессии и будущей профессиональной деятельности будет меняться в зависимости от года обучения. Также мы предположили, что особо значимые изменения будут происходить в таких компонентах, как профессиональная идентификация, целеполагание и планирование.
Для решения поставленных задач были сформированы две выборки испытуемых, в которые вошли студенты 1 -3-х курсов следующих направлений подготовки: «Социальная работа» и «Технология машиностроения», обучающихся в Тольяттинском колледже сервисных технологий и предпринимательства в количестве 130 человек.
Основными методами исследования были выбраны теоретический анализ подходов к изучению профессионального сознания, опрос (анкетирование) и методы количественного и качественного анализа и математического анализа данных (t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок). Для решения поставленных задач была выбрана методика «Диагностика профессионального сознания (учебно-профессиональные установки)» разработанная Г. В. Акоповым совместно с Н. П. Красиковой.
В результате эмпирического исследования нами были получены данные о структурных компонентах профессионального сознания студентов специальностей «Социальная работа» и «Технология машиностроения», обучающихся на разных курсах.
В результате исследования были обнаружены сходства и различия в проявленности структурных компонентов профессионального сознания.
Так, при анализе результатов анкетирования обнаружены различия, которые проявились в: субъективных оценках студентами своей профессиональной подготовки, определении ими главных компонентов профессиональной подготовки, выделяемых студентами профессионально важных качествах и в профессиональных намерениях.
Выявлены достоверные различия на 1% уровне значимости между изучаемыми специальностями в таких параметрах профессионального сознания как профессиональное отношение, целеполагание и планирование. У студентов специальностей «Социальная работа» и «Технология машиностроения» в различной степени проявились компоненты профессионального сознания.
Была выявлена универсальная значимость таких показателей, как практические навыки, знания по специальности (теоретические и технологические) и педагогическая компетентность преподавателей колледжа. Но и здесь были выявлены различия. Так, одинаково важным студенты считают практические занятия и практику в рамках профподготовки, что может говорить о сформированной значимости профессионального целеполагания, т.е., деятельностных характеристиках профессии. Также одинаково важным для профессиональной подготовки является квалификация преподавателей. Отношение к профессии имеет различия - студенты технологии машиностроения более положительно относятся к профессии, чем студенты направления подготовки «социальная работа».
Анализ сформированности у студентов таких структурных компонентов в профессиональном сознании, как профессиональное планирование и прогнозирование, позволил выделить, что большинство студентов обоих направлений подготовки прогнозируют у себя наличие трудностей в будущей профессиональной детальности, однотипно указывают причину трудностей (отсутствие достаточных практических навыков). Будущая профессиональная реализация положительно решена у студентов ТМ, в то время как большинство студентов СР, напротив, не уверенны, что будут работать по специальности.
При изучении такого структурно-функционального компонента профессионального сознания, как профессиональная идентификация (анализ профессионально значимых качеств - специальных и личностных, и их сформированности у студентов), было выявлено, что студенты каждого направления выбирают значимыми такие ПВК, которые способствуют более успешной профессиональной реализации в рамках выбранного направления подготовки. Это характеризует их профессиональное сознание как осознанное и может говорить о личной приобщенности испытуемых к своему профессиональному становлению.
Таким образом, для студентов социальной направленности характерным стало удовлетворительное оценивание подготовки в колледже и своей учебной деятельности, понимание необходимости большего количества практических занятий и углубления теоретических знаний по профессии, а также качества преподавания специальных дисциплин, улучшение понимания профессии и мнения о ней, неопределенность профессиональных намерений, идентификация с профессиональным качествами и выделение качеств, необходимых для реализации профессиональных задач.
Для студентов технологии машиностроения характерным стали такие же параметры, но ими высказана большая удовлетворенность профессиональной подготовкой и большая определённость и последовательность профессиональных намерений и будущая профессиональная реализация.
Нами в результате анализа полученных данных были выявлены сходства и различия в структуре профессионального сознания студентов специальностей «Социальная работа» и «Технология машиностроения». Студенты данных специальностей схожи в отношении к профессии, целеполагании, планировании и профессиональной идентификации.
Помимо этого, были выявлены достоверные различия динамики компонентов профессионального сознания у студентов различных направлений подготовки. Они проявились в таких структурных компонентах, как профессиональное прогнозирование будущей деятельности, профессиональные намерения, ориентированность на практические навыки или теоретическую подготовку. В остальных компонентах значимых различий в ходе исследования выявлено не было.
Проведенное нами исследование позволило выявить детали при становлении профессионального сознания личности на начальном этапе профессионализации при обучении в колледже. Полученные данные показывают необходимость более детального изучения профессионального сознания, выявления факторов, влияющих на структурно-функциональные компоненты сознания и анализа условий его становления.
1. Абульханова-Славская, К. А. Личностная регуляция времени: Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - СПб., 2000. - 380 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Изд-во: МПСИ, 1999. - 224 с.
3. Акопов, Г. В. Диагностика профессионального сознания (учебно-профессиональные установки) [Текст]: Метод. разработка / Г. В. Акопов. - Самара: СГПУ, 2004. - 44 с.
4. Акопов, Г. В. Социальная психология образования [Текст] / Г. В. Акопов. - М.: ФЛИНТА, 2000. - 296 с.
5. Акопов, Г. В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований [Текст] / Г. В. Акопов. - М.: Изд-во: «Институт психологии РАН», 2010. - 272 с.
6. Акопов, Г. В. Технология диагностики профессионального сознания [Текст] / Г. В. Акопов // Сб. статей. «Современные образовательные технологии». / Под общ. ред. Г. М. Никитиной. - Самара: Изд-во: ООО «Книга», 2011. - С. 103-143.
7. Аллахвердов, В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т. 1) [Текст] / В. М. Аллахвердов. - СПб.: Изд-во: ДНК, 2000. - 528 с.
8. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Изд-во: Питер, 2001. - с. 272.
9. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: Изд-во: Аспект Пресс, 2017. - 363 с.
10. Анисимов, О. С. Методология: сущность и события [Текст] / О. С. Анисимов. - М.: Изд-во: АСПЕКТ ПРЕСС, 2007. - 502 с.
11. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л. П. Буева. - М., 1968. - 266 с. -http://search.rsl.ru/ru/record/01005987782
12. Вундт, В. М. Введение в психологию [Текст] / В. М. Вундт. - М.: Изд- во: КомКнига, 2007. - 168 с.
13. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во: Юрайт, 2017. - 302 с.
14. Выготский, Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - Собр. соч. в 6-ти т., Т.1. - М.: Педагогика, 1982. - С. 43 - 62. -http:ZZpedlib.ru/Books/4Z0088/4_0088-1.shtml
15. Выготский, Л. С. О психологических системах [Текст] / Л. С. Выготский / Собр. соч. в шести томах. - T. I. - М.: Изд-во: Книга по требованию, 2012. - 380 с.
16. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во: АСТ, 2015. - 352 с.
17. Данилова, Е. В. Формирование позитивного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности [Электронный ресурс] / Е. В. Данилова / Автореф. дис. канд. псих. н.: 19.00.07 / Став. гос. ун-т. - Ставрополь, 2007. - Режим доступа: http:/www.nsctu.ru
18. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О. Ю. Ермолаев. - М.: МПСИ: Флинта, 2003. - 336 с.
19. Зейгарник, Б. В. Патопсихология [Текст] / Б. В. Зейгарник. - М.: Изд- во: «Книга по требованию», 2012. - 380 с.
20. Зинченко, В. П. Сознание и творческий акт [Текст] / В. П. Зинченко. - М.: Изд-во: Языки славянских культур, 2010. - 592 с.
21. Зинченко, В. П. Философское наследие [Текст] / В. П. Зинченко. - М.: Изд-во: ЦГИ ПРИНТ, 2016. - 544 с.
22. Краснов, Ю. Э. Технология обучения в имитационно-деятельностной игровой форме [Текст] / Ю. Э. Краснов. - Минск: Изд-во: БГУ, 2003. - 226 с.
- режим доступа:http://charko.narod.ru/index57.html
23. Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / Л. В. Куликов. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.
24. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Изд-во: Книга по Требованию, 2011. - 130 с.
25. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия. - М.: Изд-во: Книга по Требованию, 2012. - 212 с.
26. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова.
- М.: Изд-во: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
27. Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Изд-во: АСТ МОСКВА, 2009. - 816 с.
28. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст] / Л. М. Митина. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 320 с.
29. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы [Текст] / В. Н. Мясищев. - М.: Изд- во: Книга по Требованию, 2012. - 428 с.
30. Мясищев, В. Н. Сознание как единство отражения действительности и
отношений к ней человека [Текст]: Проблемы сознания: Матер. симп. / В.Н. Мясищев. - М. - 1966. - с. 126-132.
http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=106
31. Нечаев, Н. Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности [Текст] / Н. Н. Нечаев. - М.: Иссл. Центр Минобрнауки РФ, 2005. - 91 с.
32. Нечаев, Н. Н. Психология. Избранные психологические труды [Текст] / Н. Н. Нечаев. - М.: Изд-во: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 400 с.
33. Новиков, А. Н. Профессиональное образование России: перспективы развития / А. М. Новиков. - Москва: ИЦ11Н1Ю РАО, 1997. - 254 с.
34. Петренко, В. Ф. Психосемантика сознания [Текст] / В. Ф. Петренко. - М.: Изд-во: Книга по требованию, 2012. - 280 с.
35. Проблема сознания в психологии и смежных науках [Текст]: Выпуск 3. темат. сбор. статей / Под ред. Шкопорова Н. Б. - Самара: РИС, 2007. - С. 125-136.
36. Ревонсуо, А. Психология сознания [Текст] / А. Ревонсуо. - СПб.: Изд- во: Питер, 2012. - 336 с.
37. Розин, В. М. Природа сознания и проблема изучения [Текст] / В. М. Розин // Мир психологии. - 1999. - №1 (17). - с. 71-182.
38. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2012. - 380 с.
39. Сергиенко, Н. Л. Сознание и культура: анализ смысловой организации [Электронный ресурс] / Н. Л. Сергиенко / Автореф. дисс. док. фил. н.: 24.00.01. / Краснодар. гос. ун-та культ. и исск. - Краснодар. Режим доступа: http: //www.myworld.ru
40. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. - СПб.: Изд-во: ООО «Речь», 2007. - 350 с.
41. Симонов, П. В. Мотивационный мозг [Текст] / П. В. Симонов. - М.: Изд-во: Наука, 1987. - 100 с.
42. Слободчиков, В. И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности [Текст] / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - с. 42-52.
43. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие [Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Изд-во: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. - 368 с.
44. Формирование учебной деятельности студентов [Текст] / Под ред. В. Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1989. - 268 с.
45. Ханина, И. Б. К вопросу о профессиональной составляющей структуры образа мира [Текст] / И. Б. Ханина // Вестник Московского университета. - Сер. 14. Психология. - М.: Изд-во: МГУ, 1990. - № 3. - С. 42-50.
46. Шорохова, Е. В. Проблема «Я» и самосознание [Текст] / Е. В. Шорохова. - М., 1996. - с. 217 - 227.
47. Шорохова, Е. В. Проблема сознания в философии и естествознании [Текст] / Е. В. Шорохова. - М., 1961. - 228 с.
48. Щедровицкий, Г. П. Философия. Наука. Методология [Текст] / Л. П. Щедровицкий. - М.: Изд-во: Школа культурной политики, 1997. //
Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. - 06.03.2011. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5484