Казначейский контроль операций по исполнению расходов федерального бюджета (Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 6
1.1 Исполнение бюджета как этап бюджетного процесса 6
1.2 Участники процесса исполнения бюджета. Их полномочия 11
1.3 Задачи и функции Федерального казначейства 14
2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО КАК ОПЕРАТОР СИСТЕМЫ КАЗНАЧЕЙСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ 17
2.1 Система казначейских платежей: правила взаимодействия между участниками 17
2.2 Казначейское обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 19
3 ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ИСПОЛНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УФК ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 32
3.1 Санкционирование принятия и оплаты обязательств казенных учреждений 32
3.2 Проведение и учет операций бюджетных и автономных учреждений 40
3.3 Казначейское сопровождение операций иных юридических лиц – получателей средств из федерального бюджета 47
3.4 Ограничения и векторы развития системы бюджетных платежей 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 6
1.1 Исполнение бюджета как этап бюджетного процесса 6
1.2 Участники процесса исполнения бюджета. Их полномочия 11
1.3 Задачи и функции Федерального казначейства 14
2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО КАК ОПЕРАТОР СИСТЕМЫ КАЗНАЧЕЙСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ 17
2.1 Система казначейских платежей: правила взаимодействия между участниками 17
2.2 Казначейское обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 19
3 ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ИСПОЛНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УФК ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 32
3.1 Санкционирование принятия и оплаты обязательств казенных учреждений 32
3.2 Проведение и учет операций бюджетных и автономных учреждений 40
3.3 Казначейское сопровождение операций иных юридических лиц – получателей средств из федерального бюджета 47
3.4 Ограничения и векторы развития системы бюджетных платежей 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
В последнее время бюджетная сфера непрерывно претерпевает основательные модификации и исправления, комплексно оказывающие влияние на экономические возможности и систему бюджетных отношений Российской Федерации.
Переход к рыночному подходу к управлению привел к реформированию государственных финансов, включая их важнейшее звено в Российской Федерации – бюджетную систему. В связи с недавними кардинальными изменениями в бюджетной системе государства, задача обеспечения управления и контроля федеральных финансовых ресурсов и их централизации в федеральном органе исполнительной власти стала чрезвычайно актуальной. Задачей такого учреждения является обеспечение потока финансовых ресурсов из федерального бюджета и предоставление своевременной информации о состоянии государственных финансов для принятия эффективных административных решений.
Первостепенным направлением становления бюджетной системы и бюджетного законодательства считается усовершенствование, а также стандартизация процесса исполнения бюджета, регулирование результатов целевого применения бюджетных средств, а также надзор за вопросами, которые напрямую касаются бюджетного учета и отчетности.
Созданное в 1992 году, Федеральное казначейство занимает особое положение в системе государственных финансовых институтов России. Его роль в финансовом процессе можно понять, только проанализировав теоретические основы деятельности.
В данном исследовании рассматривается роль и организационная структура Федерального казначейства в финансовом процессе, изучаются процедуры исполнения федерального бюджета Российской Федерации.
В результате получается, что актуальность выбранной темы исследования обусловлена совершенствованием подходов к эффективному планированию и контролю финансовых и материальных ресурсов государства. Благополучное экономическое становление любой страны в значительной степени находится в зависимости от достоверности и своевременности получения сведений о состоянии финансовых и материальных ресурсов государства, умения ими продуктивно распоряжаться.
Целью данного исследования – разработать предложения по решению ограничений развития системы бюджетных платежей в перспективе.
Поэтому предлагается выделить ряд задач, решив которые, будет достигнута цель, поставленная в данной работе. В соответствии с целью, определяются задачи исследования:
изучить организационно–правовые основы исполнения бюджетов бюджетной системы в Российской Федерации;
рассмотреть Федеральное казначейство как оператора системы казначейских платежей;
проанализировать полномочия Федерального казначейства по исполнению федерального бюджета на примере деятельности УФК по Ленинградской области.
Объектом исследования является операции по исполнению расходов федерального бюджета.
Предметом исследования данной работы является казначейский контроль операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Теоретической и методологической базой для выполнения поставленных задач послужили: научные труды, нормативно-правовые, методические, программные и аналитические документы в сфере регулирования государственных и муниципальных финансов, а также иные справочные материалы и информационные ресурсы сети Интернет. Информационными источниками выполнения заданий явились также статистическая информация, материалы официальной отчетности, фактические данные официальных органов государственной власти.
Методологический инструментарий: в работе применялись аналитический, логико-структурный подходы, использовался сравнительно экономический анализ, а также статистические методы обработки информации.
Переход к рыночному подходу к управлению привел к реформированию государственных финансов, включая их важнейшее звено в Российской Федерации – бюджетную систему. В связи с недавними кардинальными изменениями в бюджетной системе государства, задача обеспечения управления и контроля федеральных финансовых ресурсов и их централизации в федеральном органе исполнительной власти стала чрезвычайно актуальной. Задачей такого учреждения является обеспечение потока финансовых ресурсов из федерального бюджета и предоставление своевременной информации о состоянии государственных финансов для принятия эффективных административных решений.
Первостепенным направлением становления бюджетной системы и бюджетного законодательства считается усовершенствование, а также стандартизация процесса исполнения бюджета, регулирование результатов целевого применения бюджетных средств, а также надзор за вопросами, которые напрямую касаются бюджетного учета и отчетности.
Созданное в 1992 году, Федеральное казначейство занимает особое положение в системе государственных финансовых институтов России. Его роль в финансовом процессе можно понять, только проанализировав теоретические основы деятельности.
В данном исследовании рассматривается роль и организационная структура Федерального казначейства в финансовом процессе, изучаются процедуры исполнения федерального бюджета Российской Федерации.
В результате получается, что актуальность выбранной темы исследования обусловлена совершенствованием подходов к эффективному планированию и контролю финансовых и материальных ресурсов государства. Благополучное экономическое становление любой страны в значительной степени находится в зависимости от достоверности и своевременности получения сведений о состоянии финансовых и материальных ресурсов государства, умения ими продуктивно распоряжаться.
Целью данного исследования – разработать предложения по решению ограничений развития системы бюджетных платежей в перспективе.
Поэтому предлагается выделить ряд задач, решив которые, будет достигнута цель, поставленная в данной работе. В соответствии с целью, определяются задачи исследования:
изучить организационно–правовые основы исполнения бюджетов бюджетной системы в Российской Федерации;
рассмотреть Федеральное казначейство как оператора системы казначейских платежей;
проанализировать полномочия Федерального казначейства по исполнению федерального бюджета на примере деятельности УФК по Ленинградской области.
Объектом исследования является операции по исполнению расходов федерального бюджета.
Предметом исследования данной работы является казначейский контроль операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Теоретической и методологической базой для выполнения поставленных задач послужили: научные труды, нормативно-правовые, методические, программные и аналитические документы в сфере регулирования государственных и муниципальных финансов, а также иные справочные материалы и информационные ресурсы сети Интернет. Информационными источниками выполнения заданий явились также статистическая информация, материалы официальной отчетности, фактические данные официальных органов государственной власти.
Методологический инструментарий: в работе применялись аналитический, логико-структурный подходы, использовался сравнительно экономический анализ, а также статистические методы обработки информации.
Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов Российской Федерации, которая построена на экономических отношениях, а также несомненно регулируемая законодательством Российской Федерации.
Так как бюджетная система представляет из себя объединение всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то, следовательно, играет важную роль установление сущности понятия бюджета. Бюджет представляет форму создания и расходования бюджетных денежных средств, которая предназначается для обеспечения решения задач и функций государства на финансовом уровне.
В рамках данной работы бюджетный процесс был рассмотрен как общая работа органов государственной власти, органов местного самоуправления и прочих участников бюджетного процесса, подготавливающих и рассматривающих проекты бюджетов бюджетной системы, утверждающих и исполняющих данные бюджеты, осуществляющих контроль их исполнения, подготавливающих бюджетные сведения и осуществляющих бюджетный учет.
Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательным органом. На этом этапе бюджетного процесса должны быть окончательно утверждены доходная и расходная части бюджета.
Проект бюджета, который поступает в законодательный орган, должен сопровождаться всеми соответствующими документами и материалами, которые предоставляются со стороны финансовых органов. Задача финансовых органов заключается в установлении порядка, согласно которому формируются и в последующем предоставляется бюджетная отчётность, а также организация процесса исполнения принятого бюджета.
Федеральное казначейство отвечает за конкретные бюджетные задачи и государственные функции, которые систематически определены в перечне задач Федерального казначейства.
В соответствии с законодательством, системой казначейских платежей считается весь комплекс участников и оператора СКП, которые взаимодействуют согласно определенным правилам организации и осуществления деятельности СКП. Это необходимо в целях зачисления по назначению платежей, поступающих в бюджетную систему, и перечисления денежных средств в оплату обязательств участников и не участников бюджетного процесса – клиентов Федерального казначейства, финансовых органов и органов управления ГВФ. Ее создание направлено на решение задачи по обеспечению моментальности проведения платежей внутри сектора государственного управления.
Участниками СКП являются клиенты Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ (МО), органов управления ГВФ, являющиеся плательщиками и (или) получателями денежных средств. Состав участников СКП классифицируется на две группы: прямые, а также косвенные участники.
Казначейское обслуживание исполнения бюджетов всех имеющихся уровней занимает особое и важное положение в социальной, экономической и политической сферах страны. Весь процесс такого обслуживания с уверенностью можно назвать более чем сложный процесс, который заключается в том, что при нем происходит непрерывный контроль за тем, чтобы информации о бюджетных платежах доходила до учреждений и организаций.
Правила организации и функционирования казначейского обслуживания устанавливает Федеральное казначейство.
В рамках казначейского обслуживания исполнения бюджета должны быть реализованы следующие мероприятия: соответствующий территориальный орган Федерального казначейства проверяет правильность всех предъявленных документов в рамках Распоряжения о совершении казначейских платежей.
Подтверждение принятых получателем бюджетных средств денежных обязательств, другими словами, подтверждение обязанности оплатить посредством средств бюджета принятые денежные обязательства, достигается путем формирования платежных и других документов, требующихся для санкционирования платежа.
Санкционирование оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств проводится после того, как будет проведена проверка соответствия документов требованиям, которые установлены и предусмотрены порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, которые установлены финансовым органом.
Для того чтобы санкционировать оплату финансовых обязательств, вытекающих из государственных контрактов, необходимо проверить соответствие данных о государственном контракте в реестре контрактов и данных о финансовых обязательствах в контракте условиям данного государственного контракта.
Общее число открытых лицевых счетов в органах Федерального казначейства по состоянию на 1 января 2023г. составило 10 106, среди которых счета как автономных, так и бюджетных учреждений:
1. Для федеральных бюджетных учреждений в Федеральном Казначействе было открыто 9492 лицевых счёта, среди которых:
для учёта операций, которые должны быть выполнены в соответствии с государственными заданиями или в виде субсидий было открыто 4816 лицевых счетов;
для реализации бюджетных инвестиций, а также учёта операций посредством, которые были определены для субсидии на иные цели было открыто 4256 лицевых счетов.
2. Общее число лицевых счетов, которые были открыты в федеральном Казначействе для автономных учреждений составила 614, из которых:
329 лицевых счетов были открыты для операции по обеспечению субсидий, а также для исполнения операций по государственным заданиям и различным платным услугам;
256 лицевых счетов были открыты для операций по бюджетным инвестициям, которые были определены в качестве субсидий на иные цели;
29 лицевых счетов были открыты для операций, связанных с обеспечением средствами обязательного медицинского страхования.
В рамках осуществления бюджетного мониторинга при открытии лицевых счетов в 2022 году было проведено 19 883 проверки, в том числе:
средства бюджетов субъектов РФ (МО) – 10 355 (52%) проверок;
федеральный бюджет – 9 528 (48%) проверок.
Также были выявлены основания и признаки финансовых нарушений:
наличие сведений о производстве дела о банкротстве юридического лица – 6 нарушений;
наличие в ЕГРЮЛ информации о ликвидации юридического лица – 1 нарушение;
наличие информации в реестре дисквалифицированных лиц – 4 нарушения;
наличие в ЕГРЮЛ информации о реорганизации юридического лица – 41 нарушение.
В связи с этим применены следующие меры реагирования:
предупреждение (информирование) при открытии лицевого счета – 49 предупреждений;
приостановление лицевого счета – 3 приостановления;
отказ в открытии лицевого счета – 0 отказов.
Система казначейских платежей была внедрена в 2021 году. Её нормативное регулирование закреплено на уровне Бюджетного кодекса РФ и рядом других нормативных актов. Внедрение системы принесло ряд выгод для государства: значительно ускорились процессы выполнения платежей, снизились документооборот и операционные издержки, появилась возможность эффективнее распоряжаться свободными остатками и т.д. Однако, как и любая другая сфера, система казначейских платежей не должна стоять на месте, её необходимо планомерно и непрерывно совершенствовать.
Существуют определенные ограничения системы казначейских платежей. Среди таковых можно выделить, к примеру, отсутствие максимальной интеграции с национальной платежной системой, некоторое дублирование полномочий ЦБ РФ со стороны Федерального казначейства, отсутствие урегулированного подхода к контролю в рамках системы казначейских платежей.
Однако, в целом, данная система зарекомендовала себя на высоком уровне. При этом, существуют определенные возможности для дальнейшего развития. Среди таковых выделяются повышение технологической составляющей, обеспечение большей защищенности информации и процессов, функционирующих в рамках системы, повышение ликвидности единого казначейского счета, улучшение казначейского сопровождения и т.д.
Так как бюджетная система представляет из себя объединение всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то, следовательно, играет важную роль установление сущности понятия бюджета. Бюджет представляет форму создания и расходования бюджетных денежных средств, которая предназначается для обеспечения решения задач и функций государства на финансовом уровне.
В рамках данной работы бюджетный процесс был рассмотрен как общая работа органов государственной власти, органов местного самоуправления и прочих участников бюджетного процесса, подготавливающих и рассматривающих проекты бюджетов бюджетной системы, утверждающих и исполняющих данные бюджеты, осуществляющих контроль их исполнения, подготавливающих бюджетные сведения и осуществляющих бюджетный учет.
Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательным органом. На этом этапе бюджетного процесса должны быть окончательно утверждены доходная и расходная части бюджета.
Проект бюджета, который поступает в законодательный орган, должен сопровождаться всеми соответствующими документами и материалами, которые предоставляются со стороны финансовых органов. Задача финансовых органов заключается в установлении порядка, согласно которому формируются и в последующем предоставляется бюджетная отчётность, а также организация процесса исполнения принятого бюджета.
Федеральное казначейство отвечает за конкретные бюджетные задачи и государственные функции, которые систематически определены в перечне задач Федерального казначейства.
В соответствии с законодательством, системой казначейских платежей считается весь комплекс участников и оператора СКП, которые взаимодействуют согласно определенным правилам организации и осуществления деятельности СКП. Это необходимо в целях зачисления по назначению платежей, поступающих в бюджетную систему, и перечисления денежных средств в оплату обязательств участников и не участников бюджетного процесса – клиентов Федерального казначейства, финансовых органов и органов управления ГВФ. Ее создание направлено на решение задачи по обеспечению моментальности проведения платежей внутри сектора государственного управления.
Участниками СКП являются клиенты Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ (МО), органов управления ГВФ, являющиеся плательщиками и (или) получателями денежных средств. Состав участников СКП классифицируется на две группы: прямые, а также косвенные участники.
Казначейское обслуживание исполнения бюджетов всех имеющихся уровней занимает особое и важное положение в социальной, экономической и политической сферах страны. Весь процесс такого обслуживания с уверенностью можно назвать более чем сложный процесс, который заключается в том, что при нем происходит непрерывный контроль за тем, чтобы информации о бюджетных платежах доходила до учреждений и организаций.
Правила организации и функционирования казначейского обслуживания устанавливает Федеральное казначейство.
В рамках казначейского обслуживания исполнения бюджета должны быть реализованы следующие мероприятия: соответствующий территориальный орган Федерального казначейства проверяет правильность всех предъявленных документов в рамках Распоряжения о совершении казначейских платежей.
Подтверждение принятых получателем бюджетных средств денежных обязательств, другими словами, подтверждение обязанности оплатить посредством средств бюджета принятые денежные обязательства, достигается путем формирования платежных и других документов, требующихся для санкционирования платежа.
Санкционирование оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств проводится после того, как будет проведена проверка соответствия документов требованиям, которые установлены и предусмотрены порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, которые установлены финансовым органом.
Для того чтобы санкционировать оплату финансовых обязательств, вытекающих из государственных контрактов, необходимо проверить соответствие данных о государственном контракте в реестре контрактов и данных о финансовых обязательствах в контракте условиям данного государственного контракта.
Общее число открытых лицевых счетов в органах Федерального казначейства по состоянию на 1 января 2023г. составило 10 106, среди которых счета как автономных, так и бюджетных учреждений:
1. Для федеральных бюджетных учреждений в Федеральном Казначействе было открыто 9492 лицевых счёта, среди которых:
для учёта операций, которые должны быть выполнены в соответствии с государственными заданиями или в виде субсидий было открыто 4816 лицевых счетов;
для реализации бюджетных инвестиций, а также учёта операций посредством, которые были определены для субсидии на иные цели было открыто 4256 лицевых счетов.
2. Общее число лицевых счетов, которые были открыты в федеральном Казначействе для автономных учреждений составила 614, из которых:
329 лицевых счетов были открыты для операции по обеспечению субсидий, а также для исполнения операций по государственным заданиям и различным платным услугам;
256 лицевых счетов были открыты для операций по бюджетным инвестициям, которые были определены в качестве субсидий на иные цели;
29 лицевых счетов были открыты для операций, связанных с обеспечением средствами обязательного медицинского страхования.
В рамках осуществления бюджетного мониторинга при открытии лицевых счетов в 2022 году было проведено 19 883 проверки, в том числе:
средства бюджетов субъектов РФ (МО) – 10 355 (52%) проверок;
федеральный бюджет – 9 528 (48%) проверок.
Также были выявлены основания и признаки финансовых нарушений:
наличие сведений о производстве дела о банкротстве юридического лица – 6 нарушений;
наличие в ЕГРЮЛ информации о ликвидации юридического лица – 1 нарушение;
наличие информации в реестре дисквалифицированных лиц – 4 нарушения;
наличие в ЕГРЮЛ информации о реорганизации юридического лица – 41 нарушение.
В связи с этим применены следующие меры реагирования:
предупреждение (информирование) при открытии лицевого счета – 49 предупреждений;
приостановление лицевого счета – 3 приостановления;
отказ в открытии лицевого счета – 0 отказов.
Система казначейских платежей была внедрена в 2021 году. Её нормативное регулирование закреплено на уровне Бюджетного кодекса РФ и рядом других нормативных актов. Внедрение системы принесло ряд выгод для государства: значительно ускорились процессы выполнения платежей, снизились документооборот и операционные издержки, появилась возможность эффективнее распоряжаться свободными остатками и т.д. Однако, как и любая другая сфера, система казначейских платежей не должна стоять на месте, её необходимо планомерно и непрерывно совершенствовать.
Существуют определенные ограничения системы казначейских платежей. Среди таковых можно выделить, к примеру, отсутствие максимальной интеграции с национальной платежной системой, некоторое дублирование полномочий ЦБ РФ со стороны Федерального казначейства, отсутствие урегулированного подхода к контролю в рамках системы казначейских платежей.
Однако, в целом, данная система зарекомендовала себя на высоком уровне. При этом, существуют определенные возможности для дальнейшего развития. Среди таковых выделяются повышение технологической составляющей, обеспечение большей защищенности информации и процессов, функционирующих в рамках системы, повышение ликвидности единого казначейского счета, улучшение казначейского сопровождения и т.д.
Подобные работы
- ИСПОЛНЕНИЕ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016



