Международное усыновление
|
Введение 4
Глава 1. Понятие и правовое регулирование международного усыновления 7
1.1. Понятие международного усыновления и его особенности 7
1.2. Российское законодательство в области международного усыновления 15
Глава 2. Правила и этапы осуществления международного усыновления 22
2.1. Досудебный порядок международного усыновления 22
2.2. Судебный этап международного усыновления 36
2.3. Постсудебный этап международного усыновления 40
Заключение 44
Список используемой литературы
Глава 1. Понятие и правовое регулирование международного усыновления 7
1.1. Понятие международного усыновления и его особенности 7
1.2. Российское законодательство в области международного усыновления 15
Глава 2. Правила и этапы осуществления международного усыновления 22
2.1. Досудебный порядок международного усыновления 22
2.2. Судебный этап международного усыновления 36
2.3. Постсудебный этап международного усыновления 40
Заключение 44
Список используемой литературы
«В последние годы проблеме защиты прав ребенка мировое сообщество уделяет все большее внимание. Интересы несовершеннолетнего носят сложный характер, поскольку затрагивают интересы государства, родителей, самого ребенка. Цели государства, достижению которых подчинена его деятельность, находят выражение в направлениях и содержании государственной деятельности. Государства должны принимать все необходимые меры для наилучшего обеспечения интересов ребенка».
Интеграционные процессы, происходящие в мире, затрагивают все более разнообразные сферы политической, экономической, социальной и даже семейной жизни людей, что выражается в процессах унификации и гармонизации законодательства разных стран. Проблемы усыновления с участием иностранного элемента обсуждаются как в научной, так и в учебной литературе достаточно давно.
Правовой институт усыновления знаком всем современным правовым системам. При усыновлении между усыновителем (и его родственниками) и усыновленным (и его потомством) возникают такие же права и обязанности, как и между родственниками по происхождению.
«Усыновление детей гражданами другого государства - не новое явление. В настоящее время случаи такого усыновления, прежде единичные, получили большое распространение - и это касается практически всех регионов мира» - отмечается в публикациях.
Действующее российское законодательство предусматривает правовую возможность осуществления усыновления российских детей иностранными гражданами, но при соблюдении определённых требований, которые находят своё отражение как в отечественном праве, так и на уровне международно-правовых актов.
В период с 1993 года по 2017 год иностранными гражданами было усыновлено более 80 тыс. российских детей, оставшихся без попечения родителей.
В целом количество российских детей, усыновляемых иностранными гражданами, ежегодно уменьшается с 2013 г., но не столь значительными темпами. В 2015 г. 28,7% от общего числа усыновленных детей было усыновлено иностранными гражданами, что почти на 2% меньше, чем в 2012 г. (в 2014 - 28,8%, в 2012 г. - 30,6%). Снижается и в целом количество детей, оставшихся без попечения родителей и переданных на усыновление. Если в 2012 г. было усыновлено в Российской Федерации 9 169, то в 2015 г. - 6 649 детей, из них 746 - иностранными гражданами (лидерами по усыновлению являются граждане Италии - 446). В 2012 г. было усыновлено иностранными гражданами 2 604 детей, из них 646 только гражданами США. При этом в 2015 г. на учет органами опеки и попечительства в качестве потенциальных усыновителей было поставлено 18 977 семей, из которых только 14 - иностранные семьи.
Таким образом, можно увидеть всю актуальность темы дипломной работы, которая позволит рассмотреть основы правового регулирования международного усыновления как в РФ, так и за ее пределами. Это особенно актуально в свете последних резонансных случаев убийств российских детей, усыновленных гражданами Соединенных Штатов Америки.
Вопросы международного усыновления в последние годы находятся в центре внимания ученых. Существенный вклад в разработку данной темы внесли такие авторы, как: Ю.Г. Богатина, К.Ю. Бородич, А.З. Дзугаева, О.А. Дюжева, Н.Б. Залунина, Н.В. Летова, В.Л. Толстых, Н.С. Шерстнева и ряд других авторов, чьи труды заложили теоретико-правовую основу понимания места и роли процесса международного усыновления во всем юридическом процессе.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ правового регулирования процедуры международного усыновления посредством международных нормативно-правовых актов и российского законодательства.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и особенности международного усыновления;
2. Изучить международные акты, регулирующие международное усыновление;
2. Проанализировать российское законодательство в сфере международного усыновления;
3. Охарактеризовать основные этапы процедуры международного усыновления.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере усыновления детей в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты различного уровня, а также материалы правоприменительной практики, посвящённые регулированию вопросов международного усыновления детей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемых источников.
Интеграционные процессы, происходящие в мире, затрагивают все более разнообразные сферы политической, экономической, социальной и даже семейной жизни людей, что выражается в процессах унификации и гармонизации законодательства разных стран. Проблемы усыновления с участием иностранного элемента обсуждаются как в научной, так и в учебной литературе достаточно давно.
Правовой институт усыновления знаком всем современным правовым системам. При усыновлении между усыновителем (и его родственниками) и усыновленным (и его потомством) возникают такие же права и обязанности, как и между родственниками по происхождению.
«Усыновление детей гражданами другого государства - не новое явление. В настоящее время случаи такого усыновления, прежде единичные, получили большое распространение - и это касается практически всех регионов мира» - отмечается в публикациях.
Действующее российское законодательство предусматривает правовую возможность осуществления усыновления российских детей иностранными гражданами, но при соблюдении определённых требований, которые находят своё отражение как в отечественном праве, так и на уровне международно-правовых актов.
В период с 1993 года по 2017 год иностранными гражданами было усыновлено более 80 тыс. российских детей, оставшихся без попечения родителей.
В целом количество российских детей, усыновляемых иностранными гражданами, ежегодно уменьшается с 2013 г., но не столь значительными темпами. В 2015 г. 28,7% от общего числа усыновленных детей было усыновлено иностранными гражданами, что почти на 2% меньше, чем в 2012 г. (в 2014 - 28,8%, в 2012 г. - 30,6%). Снижается и в целом количество детей, оставшихся без попечения родителей и переданных на усыновление. Если в 2012 г. было усыновлено в Российской Федерации 9 169, то в 2015 г. - 6 649 детей, из них 746 - иностранными гражданами (лидерами по усыновлению являются граждане Италии - 446). В 2012 г. было усыновлено иностранными гражданами 2 604 детей, из них 646 только гражданами США. При этом в 2015 г. на учет органами опеки и попечительства в качестве потенциальных усыновителей было поставлено 18 977 семей, из которых только 14 - иностранные семьи.
Таким образом, можно увидеть всю актуальность темы дипломной работы, которая позволит рассмотреть основы правового регулирования международного усыновления как в РФ, так и за ее пределами. Это особенно актуально в свете последних резонансных случаев убийств российских детей, усыновленных гражданами Соединенных Штатов Америки.
Вопросы международного усыновления в последние годы находятся в центре внимания ученых. Существенный вклад в разработку данной темы внесли такие авторы, как: Ю.Г. Богатина, К.Ю. Бородич, А.З. Дзугаева, О.А. Дюжева, Н.Б. Залунина, Н.В. Летова, В.Л. Толстых, Н.С. Шерстнева и ряд других авторов, чьи труды заложили теоретико-правовую основу понимания места и роли процесса международного усыновления во всем юридическом процессе.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ правового регулирования процедуры международного усыновления посредством международных нормативно-правовых актов и российского законодательства.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и особенности международного усыновления;
2. Изучить международные акты, регулирующие международное усыновление;
2. Проанализировать российское законодательство в сфере международного усыновления;
3. Охарактеризовать основные этапы процедуры международного усыновления.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере усыновления детей в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты различного уровня, а также материалы правоприменительной практики, посвящённые регулированию вопросов международного усыновления детей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемых источников.
В заключении проведённого исследования представляется необходимым сформулировать ряд общих выводов и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования обозначенного круга вопросов.
Несмотря на постепенное снижение в России численности детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему высока доля социальных сирот (детей), оставшихся без родительского попечения при живых родителях, следовательно, вопрос об устройстве в семью таких детей продолжает оставаться весьма актуальным.
СК РФ не содержит определения понятия усыновление» (удочерение) детей. Представляется, что данную категорию, как основание возникновения семейных правоотношений, можно определить как сложный юридический состав, завершающим юридическим фактом которого является вступившее в законную силу решение суда об усыновлении, непосредственно порождающее права и обязанности усыновителей и усыновленных.
Глава 19 СК РФ дает исчерпывающий перечень условий для усыновления. Прежде всего, необходимо волеизъявление потенциального усыновителя на усыновление ребенка. Волеизъявление усыновителя является основополагающим: ведь усыновители не только имеют права и обязанности по воспитанию ребенка, но и несут ответственность за его жизнь, здоровье, развитие и воспитание. Усыновитель должен иметь желание усыновить ребенка, а не быть согласным на усыновление.
Международное усыновление, несмотря на отдельные негативные аспекты, связанные с фактами причинения вреда усыновлённым детям в семьях усыновителей за рубежом, тем не менее, является, безусловно, важным институтом усыновления, позволяющим помочь детям, нуждающимся в родительской опеке, получить новую семью и возможность полноценной социализации, хоть и в другой стране.
Действующее законодательство, в целом, соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права и учитывает мировой опыт правового регулирования отношений по международному усыновлению. Однако законодательство и практика его применения нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
В частности, необходимо в кратчайшие сроки ратифицировать Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29.05.1993 г.
В связи с обострением внешнеполитической обстановкой и принятием ряда законодательных шагов в отношении зарубежного усыновления в виде запрета на осуществление усыновления гражданами США, справедливо дискутируется вопрос об оправданности данного правоограничения.
Официальной причиной, по которой Россия ввела на законодательном уровне подобные ограничения, является отсутствие эффективных механизмов защиты российских детей в США от жестокого обращения, а также неурегулированность процедурных вопросов контроля российских властей за соблюдением прав таких детей на территории США. Вместе с тем в Законе, которым данные правоограничения введены, прямо упоминается, что все вводимые положения, в том числе касающиеся усыновления, являются ответными мерами, принятыми после ограничения прав отдельных российских граждан со стороны США. Таким образом, положения Закона №272-ФЗ представляют собой, по сути дела, ответные правомерные ограничения, что вряд ли можно оценить положительно. Дети, нуждающиеся в усыновлении, не должны становиться «заложниками» политических разногласий на международном уровне. Таким образом представляется, что данный вопрос, связанный с введёнными правоограничениями, связанными с международным усыновлением, нуждается в дополнительном исследовании и обсуждении.
Существующий в России кризис института семьи во многом обуславливается низким уровнем финансовой поддержка семей с детьми, в том числе семей, которые осуществили усыновление.
Кроме того, в стране не осуществляется соответствующая информационная поддержка продвижения усыновления - российские граждане попросту не осведомлены о соответствующих процедурах, связанных с усыновлением и т.д.
До недавнего времени в государстве отсутствовал единый банк данных о детях, которые нуждаются в усыновлении или удочерении.
В связи со сказанным, представляется необходимым обозначить следующие меры, направленные на стимулирования усыновления детей в нашей стране:
- следует претворить в жизнь ряд программ, направленных на перепрофилирование отдельных учреждений для детей-сирот в центры профилактики сиротства и семейного устройства детей-сирот;
- необходимо разработать и нормативно закрепить широкий спектр мер стимулирующего характера, направленных на увеличение числа усыновлений детей-сирот российскими гражданами. Такие стимулирующие меры должны затрагивать наиболее важные сферы, в частности, следует ввести достаточные, с учётом прожиточного минимума, меры материального поощрения усыновителей, а также различные льготы; следует разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий для семей усыновителей, в том числе, на законодательном уровне субъектов РФ; предусмотреть меры социальной и медицинской поддержки для усыновителей и их усыновлённых детей, включая возможности для организации отдыха и санаторно-курортного лечения.
На основании изложенного можно утверждать, что в целом на сегодняшний день законодательство в сфере международного усыновления сформировано. За последние годы было принято значительное количество нормативно-правовых актов в данной сфере. Однако требуется дальнейшая работа, направленная на совершенствование законодательства и создание дополнительных гарантий для поддержания приоритета усыновления детей внутри страны.
Несмотря на постепенное снижение в России численности детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему высока доля социальных сирот (детей), оставшихся без родительского попечения при живых родителях, следовательно, вопрос об устройстве в семью таких детей продолжает оставаться весьма актуальным.
СК РФ не содержит определения понятия усыновление» (удочерение) детей. Представляется, что данную категорию, как основание возникновения семейных правоотношений, можно определить как сложный юридический состав, завершающим юридическим фактом которого является вступившее в законную силу решение суда об усыновлении, непосредственно порождающее права и обязанности усыновителей и усыновленных.
Глава 19 СК РФ дает исчерпывающий перечень условий для усыновления. Прежде всего, необходимо волеизъявление потенциального усыновителя на усыновление ребенка. Волеизъявление усыновителя является основополагающим: ведь усыновители не только имеют права и обязанности по воспитанию ребенка, но и несут ответственность за его жизнь, здоровье, развитие и воспитание. Усыновитель должен иметь желание усыновить ребенка, а не быть согласным на усыновление.
Международное усыновление, несмотря на отдельные негативные аспекты, связанные с фактами причинения вреда усыновлённым детям в семьях усыновителей за рубежом, тем не менее, является, безусловно, важным институтом усыновления, позволяющим помочь детям, нуждающимся в родительской опеке, получить новую семью и возможность полноценной социализации, хоть и в другой стране.
Действующее законодательство, в целом, соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права и учитывает мировой опыт правового регулирования отношений по международному усыновлению. Однако законодательство и практика его применения нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
В частности, необходимо в кратчайшие сроки ратифицировать Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29.05.1993 г.
В связи с обострением внешнеполитической обстановкой и принятием ряда законодательных шагов в отношении зарубежного усыновления в виде запрета на осуществление усыновления гражданами США, справедливо дискутируется вопрос об оправданности данного правоограничения.
Официальной причиной, по которой Россия ввела на законодательном уровне подобные ограничения, является отсутствие эффективных механизмов защиты российских детей в США от жестокого обращения, а также неурегулированность процедурных вопросов контроля российских властей за соблюдением прав таких детей на территории США. Вместе с тем в Законе, которым данные правоограничения введены, прямо упоминается, что все вводимые положения, в том числе касающиеся усыновления, являются ответными мерами, принятыми после ограничения прав отдельных российских граждан со стороны США. Таким образом, положения Закона №272-ФЗ представляют собой, по сути дела, ответные правомерные ограничения, что вряд ли можно оценить положительно. Дети, нуждающиеся в усыновлении, не должны становиться «заложниками» политических разногласий на международном уровне. Таким образом представляется, что данный вопрос, связанный с введёнными правоограничениями, связанными с международным усыновлением, нуждается в дополнительном исследовании и обсуждении.
Существующий в России кризис института семьи во многом обуславливается низким уровнем финансовой поддержка семей с детьми, в том числе семей, которые осуществили усыновление.
Кроме того, в стране не осуществляется соответствующая информационная поддержка продвижения усыновления - российские граждане попросту не осведомлены о соответствующих процедурах, связанных с усыновлением и т.д.
До недавнего времени в государстве отсутствовал единый банк данных о детях, которые нуждаются в усыновлении или удочерении.
В связи со сказанным, представляется необходимым обозначить следующие меры, направленные на стимулирования усыновления детей в нашей стране:
- следует претворить в жизнь ряд программ, направленных на перепрофилирование отдельных учреждений для детей-сирот в центры профилактики сиротства и семейного устройства детей-сирот;
- необходимо разработать и нормативно закрепить широкий спектр мер стимулирующего характера, направленных на увеличение числа усыновлений детей-сирот российскими гражданами. Такие стимулирующие меры должны затрагивать наиболее важные сферы, в частности, следует ввести достаточные, с учётом прожиточного минимума, меры материального поощрения усыновителей, а также различные льготы; следует разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий для семей усыновителей, в том числе, на законодательном уровне субъектов РФ; предусмотреть меры социальной и медицинской поддержки для усыновителей и их усыновлённых детей, включая возможности для организации отдыха и санаторно-курортного лечения.
На основании изложенного можно утверждать, что в целом на сегодняшний день законодательство в сфере международного усыновления сформировано. За последние годы было принято значительное количество нормативно-правовых актов в данной сфере. Однако требуется дальнейшая работа, направленная на совершенствование законодательства и создание дополнительных гарантий для поддержания приоритета усыновления детей внутри страны.
Подобные работы
- Международное усыновление
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Немецкий. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Институт усыновления в России:развитие и современное состояние
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫМИ ЛИЦАМИ
Дипломные работы, ВКР, международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование международного усыновления
Магистерская диссертация, международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ)
ДЕТЕЙ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - Международно-правовое регулирование усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) ребенка
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 4910



