Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ МОТИВЫ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОЙ РЕМИССИИ ЗАВИСИМЫХ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Работа №118104

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы смыслообразующих мотивов зависимых от психоактивных веществ 8
1.1 Теоретический обзор проблемы смыслообразования личности в
зарубежной и отечественной литературе 8
1.2 Зависимость от психоактивных веществ как форма аддиктивного
поведения личности 29
1.3 Исследование смыслообразования личности у зависимых от
психоактивных веществ в современной психологической литературе 39
Выводы по первой главе 50
Глава 2. Эмпирическое исследование смыслообразующих мотивов
зависимых от психоактивных веществ со стабильной и нестабильной
ремиссией 52
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 52
2.2 Особенности смыслообразующих мотивов зависимых от психоактивных
веществ со стабильной и нестабильной ремиссией 55
2.3 Рекомендации по ресоциализации лиц с зависимостями от психоактивных
веществ 70
Выводы по второй главе 76
Заключение 80
Список используемой литературы 83

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества, все большую актуальность в психологической науке и практике приобретает проблема зависимости личности от различных психоактивных веществ. Это обусловлено, в первую очередь, повышением процента людей с различными видами зависимостей. Во-вторых, в последние десятилетия существенно расширяется список препаратов, ситуаций, привычек, к которым у личности формируется аддикция. В-третьих, анализ практической деятельности реабилитационных центров г.о. Тольятти, работающих с зависимыми, свидетельствует о низкой эффективности их реабилитации. Все это, на наш взгляд, ставит перед современной психологической наукой и специалистами, работающими в сфере аддиктивной психологии, задачи поиска новых подходов к изучению феномена зависимого поведения и выявления факторов, влияющих на стабильность их ремиссии.
Понятие зависимости более широкое, нежели наркомания или алкоголизм. В широком смысле оно определяется как ощущение человеком навязчивой потребности в определенной деятельности. Зависимость влияет на все сферы жизни человека, на его семейные, дружеские, социальные отношения, на самоотношение, ценностные ориентации, мировоззрение и жизненные смыслы.
Проблема аддиктивного поведения как отдельной формы девиации поднимается в работах Е.А. Кошкиной (2013), В.В. Барцалкиной (2010), А.Ю. Егорова (2007), Г.В. Старшенбаум (2006), М.В. Кочкиной (2007). Данные работы в основном посвящены изучению клинических проявлений зависимости, её медикаментозному лечению и профилактики.
Психологическая наука в настоящее время уже располагает значительными сведениями о конкретных негативных воздействиях психоактивных веществ на психические познавательные процессы, свойства, состояния и личность человека. Это работы У.А. Абшаиховой, Э.Е. Бехтель, B.C. Битенского, Б.С. Братусь, A.B. Гоголевой, Д.В. Колесова, А.Е. Личко, Т.И. Петраковой, И.Н. Толстых и др.). В исследованиях авторы раскрывают факторы, указывающие на предрасположенность личности к девиантному и аддиктивному поведению; анализируют влияние социальной группы и неформальных лидеров на приобщение к использованию ПАВ; исследуют факторы риска, анализируют мотивы их употребления.
Особое место занимают исследования, посвященные отношению ближайшего социального окружения к проявлению аддикций- работы З.Б. Абросимовой, Д.В. Адамчук, Е.В. Барановой, В.А. Глушко, В.Ю.Завьялова, А.Е.Личко, Б.Г. Херсонского и др. Накоплен значительный материал, свидетельствующий о влиянии на психологические благополучие аддикта факторов внешних условий: стилевых особенностей, состава семьи, опыта криминализации и т.д. (Е.Л. Григоренко, ТВ. Корнилова, П.И. Сидоров, С.Д. Смирнов, B.C. Собкин и др.).
Таким образом, анализ современных исследований в области аддиктивной психологии позволил определить, что проблема смыслообразующих мотивов как фактора, влияющего на эффективность реабилитации зависимого и, как следствие, стабильность его ремиссии является малоизученной. Это и определило актуальность и методологический аппарат нашего исследования.
Цель исследования: изучение влияния смыслообразующих мотивов на достижение стабильной ремиссии зависимых от психоактивных веществ.
Объект исследования: смыслообразующие мотивы зависимых от психоактивных веществ.
Предмет исследования: влияние смыслообразующих мотивов зависимых от психоактивных веществ на стабильность ремиссии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что на достижение стабильной ремиссии зависимых от психоактивных веществ влияют такие факторы смыслообразующих мотивов, как «осмысленность жизни», «социально-когнитивный», семейный» и «коммуникативный».
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме
аддиктивного поведения личности;
2. Подобрать методы и методики, адекватные цели исследования, разработать программу эмпирического исследования;
3. Выявить особенности смыслообразующих мотивов лиц, страдающих зависимостью от психоактивных веществ с разным сроком ремиссии;
4. Выявить и обосновать факторную структуру смыслообразующих мотивов у лиц с зависимостями от психоактивных веществ с разным сроком ремиссии;
5. Разработать рекомендации по ресоциализации лиц с зависимостями от психоактивных веществ;
6. Сделать выводы по результатам исследования.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования).
2. Психодиагностические методы: 1) методика исследования смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; 2) методика исследования жизненных смыслов Б.Ю. Котлякова; 3) индивидуально- типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик (с целью проверки искренности испытуемых);
3. Методы математической статистики: количественный анализ с использованием методов математической статистики (U-Манна-Уитни, факторный анализ (программа SPSS Statistics 22.0).
База исследования: Автономная некоммерческая организация Центр социальной адаптации «Свобода». В исследовании приняли участие лица, имеющие зависимость от психактивных веществ, находящиеся в стабильной ремиссии (от 2 лет и более) - 20 человек, и 20 человек попавшие в реабилитацию после срыва.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
- экзистенциально-гуманистический подход и работы его основателей (К. Роджерс, Р. Мэя, А. Маслоу, В. Франкл, В. Райх и др.)
-теоретические подходы к изучению психологических особенностей девиантного поведения (Ю.В. Антонян, Б.С. Братусь, C.B. Бородин, А.Е. Личко, Л.И. Булотайте, В.В. Ковалев, Ц.П. Короленко, П.И. Сидоров, A.A. Реан, Д.В. Четвериков и др.;
- теоретические исследования, изучающие современные проблемы аддиктивного поведения (Э.Е. Бехтель, B.C. Битенский, Б.С. Братусь, A.B. Гоголева, В.В. Гульдан, Т.А. Донских, Д.В. Колесов, В.Т. Кондратенко, Ц.П. Короленко, Т.И. Петракова, Ю.В. Попов, H.A. Сирота, И.Н. Толстых, Т.В. Темирова и др.);
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, педагогики и психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Новизна исследования состоит в том, что проблема смыслообразующих мотивов лиц с зависимостью от психоактивных веществ являются слабо изученными в современной психологической науке. В исследовательской работе была поставлена и реализована задача теоретического и эмпирического обоснования смыслообразующих мотивов как фактора достижения стабильной ремиссии лиц, имеющих зависимость от ПАВ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать растирению теоретических знаний по проблеме смыслообразования, в сфере аддиктивной психологии и могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области психологии личности, психологии здоровья, консультативной и психокоррекционной деятельности.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в работе с зависимыми от психоактивных веществ, при составлении курса ресоциализации.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором в тезисах всероссийских и международных конференциях (2018, 2019 г.г.), а также в международных журналах, входящих в базу данных РИНЦ (2019 г.).
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе развития общества, все большую актуальность в психологической науке и практике приобретает проблема зависимости личности от различных психоактивных веществ. Это обусловлено, в первую очередь, повышением процента людей с различными видами зависимостей. Во-вторых, в последние десятилетия существенно расширяется список препаратов, ситуаций, привычек, к которым у личности формируется аддикция. В-третьих, анализ практической деятельности реабилитационных центров г.о. Тольятти, работающих с зависимыми, свидетельствует о низкой эффективности их реабилитации. Все это, на наш взгляд, ставит перед современной психологической наукой и специалистами, работающими в сфере аддиктивной психологии, задачи поиска новых подходов к изучению феномена зависимого поведения и выявления факторов, влияющих на стабильность их ремиссии.
В результаты исследования особенностей смыслообразующих мотивов у лиц с разным сроком ремиссии, нами было определено:
У лиц, имеющих небольшой срок ремиссии отмечаются низкие значения по общему показателю осмысленности жизни, а также по шкале «локус контроля - жизнь». У зависимых от психоактивных веществ, имеющих срок ремиссии более двух лет, все показатели осмысленности жизни находятся в пределах средних значений. В целом, у лиц со стабильной ремиссией все показатели осмысленности жизни выше, нежели у лиц, имеющих зависимость от психоактивных веществ и находящихся в процессе рецидива.
В системе жизненных смыслов у лиц, имеющих зависимость от психоактивных веществ и находящихся в процессе рецидива, представлены в достаточной степени экзистенциальные ценности, семейные и статусные. В меньшей степени выражены альтруистические ценности и ценности самореализации. Для лиц, имеющих зависимость от психоактивных веществ
и находящихся в стабильной ремиссии, крайне никое значение имеют гедонистические жизненные смыслы. Значимыми являются экзистенциальные смыслы, семейные, самореализации.
Сравнительный анализ позволили определить существование значимых различий в смыслообразующих мотивах лиц, имеющих зависимость от психоактивных веществ и находящихся на разных сроках ремиссии. Так, установлено, что осмысленность жизни в большей степени присуща тем, у кого срок ремиссии более двух лет. Целевая направленность жизни и временная перспектива в большей степени выражены у лиц со стабильной ремиссией, а также её эмоциональная насыщенность, результативность и удовлетворенность самореализацией. Фатализм и неспособность контролировать собственную жизнь, будущее в большей степени свойственны лицам, имеющим малый срок ремиссии и находящихся в процессе рецидива.
Сравнительный анализ системы жизненных смыслов в данных двух группах испытуемых позволил выявить статистически значимые различия по гедонистическим смыслам и статусным, которые в большей степени свойственны лицам, имеющим зависимость от психоактивных веществ и находящихся в процессе рецидива.
В результате проведения факторного анализа, была выделена структура смыслообразующих мотивов у лиц с разным сроком ремиссии от употребления психоактивных веществ. У лиц с большим сроком ремиссии нами были выделены и определены такие факторы, как «осмысленность жизни», «коммуникативный», «семейный», «социально-когнитивный». У лиц с малым сроком ремиссии нами были выделены и определены такие факторы как «ресурсный», «гедонистический», «статусно-коммуникативный» и «эмоционально не стабильный».
На основании проведенного факторного анализа смысложизненных ориентаций у лиц с зависимостью от психоактивных веществ с разным сроком ремиссии, нами была разработана программа ресоциализации зависимых с опорой на выделенные факторы как ресурсы обеспечения стабильности ремиссии и излечения от зависимости.



1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - М.: Наука, 1993. - 175 с.
2. Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - С. 127
3. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности [Текст] / Л.И. Анцыферова. - М.: Просвещение. - 1989. - С. 426¬433
4. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 365 с.
5. Асылова, З.Р., Грязнов, А.Н. Интерперсональные отношения лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией [Текст] / З.Р. Асылова,
А.Н. Грязнов // Казанский педагогический журнал. - 2009. - №7-8 (73-74). - С.96-103.
6. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности [Текст] / М.М. Бахтин // М.М. Бахтин. - СПб.: Питер, 2000. - С. 226.
7. Башкатов, И.П. Психология групп несовершеннолетних
правонарушителей: Социально-психологические особенности [Текст] /
И.П. Башкатов. - М.: Прометей, 1993. - С.256.
8. Белан, М.А., Терехова, Т.А. Основные теоретические подходы к определению категории смысла в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / М.А. Белан, Т.А. Терехова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - №5. - 2012. - 14-27
9. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1988.
10. Бубер, М. Я и Ты [Текст] / М. Бубер. - М.: Мысль, 1993. - 174 с.
11. Васина, В.В. Особенности и ценностно-смысловые ориентации аддиктивной личности как субъекта затрудненного взаимодействия [Текст] / В.В. Васина, И.М. Грязнов // Казанский педагогический журнал. - 2013. - №
2. - С. 30-40.
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
13. Габиани, А.А. Наркотики в среде учащейся молодежи [Текст] /
A. А. Габиани // Социальные исследования. - 1990. - №9. - С.84-91.
14. Гарифуллин, Р.Р. Кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости. Манипуляции в психотерапии (монография) [Текст] / Р.Р. Гарифуллин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 256 с.
15. Грузд, Л.В. Основы наркологии [Текст] / Л.В. Грузд //
Наркозависимость и медико-социальные последствия: стратегии
профилактики и терапии. Сборник материалов международной конференции, Казань, 2003. - С.13-19.
16. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] /
B. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986, 326 с.
17. Даулинг, С. Психология и лечение зависимого поведения [Текст] / С. Даулинг. - М.: Класс, 2000. - 240 с.
18. Дильтей, В. Описательная психология [Текст] / В. Дильтей. - СПб.: Питер, 1995. - С. 160.
19. Диянова, З.В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности [Текст] / З.В. Диянова, Т.М. Щеголева. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 173 с.
20. Доля, А.А., Моисеев, В.Г. Психологические особенности наркозависимых [Текст] / А.А. Доля, В.Г. Моисеев // Молодой ученый. - 2018. - №18. - 435-438.
21. Жмуров, В.А., Красовская, Л.Г. Наркомания и токсикомания у подростков и детей [Текст] / В.А. Жмуров, Л.Г. Красовская. - Иркутск: ИГПИ, 1995. - 112 с.
22. Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] / Б.В. Зейгарник. - М.: Академия, 1999. - 76 с.
23. Змановская, Е.В. Девиантология [Текст] / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.
24. Иванников, В.А. О природе побуждения [Текст] / В.А. Иванникова // Вопросы психологии. - 2003. - №4. - С. 146-156.
25. Казарян, А.А. Особенности смысложизненных ориентаций у студентов-психологов разных возрастных групп [Текст] / А.А. Казарян // Молодой ученый. - 2018. - №18. - 438-443 с.
26. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтичекая энциклопедия [Текст] / Б.Д. Карвасарский. - СПб.: Питер, 1998. - 752 с.
27. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. - М.: Наука, 1988. - 256 с.
28. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития [Текст] / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрической и медицинской психологии. - 1991. - №1. - 8-15 с.
29. Короленко, Ц.П. Дмитриева, Н.В. Социодинамическая психиатрия [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - М.: «Академический проект», Екатеринбург: «Деловая книга», 2000. - 460 с.
30. Короленко, Ц.П., Донских, Т.А. Семь путей к катастрофе [Текст] / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирстк, 1990.
31. Лебедько, В.Н., Баранник О.В. Механизмы человеческих зависимостей и стратегии освобождения от них [Текст] / В.Н. Лебедько, О.В. Баранник. - М.: МГУ, 2005. - 56 с.
32. Леонтьев, А. Н. Философия психологии: из научного наследия [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Московского университета, 1994. - С. 213 с.
33. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2009. - С. 70.
34. Леонтьев, А.Н. Мотивы и эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 2008. - С.56.
35. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1981. - 584 с.
36. Леонтьев, Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Прогресс, 1990. - С.5-22.
37. Леонтьев, Д.А Методика предельных смыслов [Текст] /
Д.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1999. - 69 с.
38. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 438 с.
39. Леонтьев, Д.А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Мысль, 1980. - С. 104.
40. Личко, А.Е., Битенский, В.С. Подростковая наркология: Руководство [Текст] / А.Е. Личко, В.С. Битенский. - Л.: Медицина, 1991. - 304 с.
41. Максимова, Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних [Текст] / Н.Ю. Максимова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2000. - 384 с.
42. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] /
A. Маслоу. - М.: Смысл, 1999. - 425с
43. Менделевич, В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты) [Текст] / В.Д. Менделевич. - М.: МЕД Прессинформ, 2003. - 328 с.
44. Менделевич, В.Д. Руководство по аддиктологии [Текст] /
B. Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2007. - 768 с.
45. Мерлин, В.С. Лекции по психологии мотивов человека [Текст] / В.С. Мерлин. - Пермь, 1971.
46. Мирошниченко, Л.Д. Проблемы антинаркотической
профилактики в подростковой среде [Текст] / Л.Д. Мирошниченко // Педагогика. - 2000. - №3. - С. 3-13.
47. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 724 с.
48. Райгородский, Д.Я. Теории личности в западно - европейской и американской психологии [Текст] / Д.Я. Райгородский. - Самара, 1996. - С. 381-408.
49. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. - 324 с.
50. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1984. - 312 с.
51. Серый, А.В., Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая сфера личности [Текст] / А.В. Серый, М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999 - 92 с.
52. Симатова, О.Б. Первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами у подростков [Текст] / О.Б. Симатова. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. - 152 с.
53. Смирнов, А. В. Логика смысла [Текст] / А. В. Смирнов. - М.: Язык славянской культуры, 2001. - 212 с.
54. Фельдштейн, Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. - С. 36-46.
55. Франкл, В. Поиск смысла жизни и логотерапия [Текст] / В. Франкл. - М.: Психология личности, 1982 .- С. 118-126.
56. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М.: Наука, 1990. - 368 с.
57. Фрейд, З. Я и ОНО [Текст] / З. Фрейд. - Тбилиси, 1991. - 425 с.
58. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя [Текст] /
Э. Фромм. - Минск, 2000. - 672 с.
59. Хлебодарова, О.Б. Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности [Текст] / О.Б. Хлебодарова // Молодой ученый. - 2012. - №6. - С. 357-361.
60. Холл, К. С., Линдсей, Г. Теории личности [Текст] / К.С. Холл, Г. Линдсей. - М.: Наука, 1997. - 720 с.
61. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 1997. - 608 с.
62. Шабанов, П.Д., Штакельберг, О.Ю. Наркомания: патопсихология, клиника, реабилитация [Текст] / П.Д. Шабанов, О.Ю. Штакельберг. - СПб.: Лань, 2000. - 368 с.
63. Шпрангер, Э. Основные идеальные типы индивидуальности [Текст] / Э. Шпрангер. - М.: Смысл, 1982. - С. 55-60.
64. Шпрангер, Э. Два вида психологии [Текст] / Э. Шпрангер. - М.: Смысл, 1992. - 364 с.
65. Юнг, К.Г. Архетип и символ [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: Наука, 1991. - 512 с.
66. Ярманова, Ю.Б. Закономерности смыслообразования в процессе понимания [Текст] / Ю.Б. Ярманова // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 726-729.
67. Ясперс, К. Общая психопатология [Текст] / К. Ясперс. - М.: Практика, 1997. - 1053 с.
68. Ames, F.A Clinikal and metabolic study of acute intoxication with cannab/ F.A. Ames. - NY, 2008.
69. Brenner, T.H. Drugs and society in Laroponetis / T.H. Brenner // Drug abuse Proceedings of the International conference. - Philadelphia, 1972. - P.115-124.
70. Coleman, J.C. The nature of adolescence/ J.C. Coleman. - London, N.Y.: Methuen, 1980.
71. Floyd, J.D. and Lots of A.B. Drug education: A cultural perspective, an educational model and an implementation scheme / J.D. Floyd // J. Drug Education. - 1978. - №8. - P. 357- 368.
72. Halikas, J.A., Ponald, A. etc. Marijuana and Youth/ J.A. Halikas, A. Ponald // Clinical observation on Motivation and learning. - NIDA, 1982.
73. Kandel, D. Longitudinal research on drug use/ D. Kandel. - Washington, D.C.: Hemisphere Publishing Corp., 1978. - 314 p.
74. Maata Paula. The images of the young drug user. - Helsinki, 1976.
75. Malmquist, Carl P. Handbook of adolescence: Psychopathology, antisocial development/ Carl P., Malmquist. - N.Y., 1978.
76. Mills, Richard. Young outsiders. A Study of alternative communities/ Richard Mills. - N.Y.: Paothern Books, 1973.
77. Perez, J.F. The family roots of adolescent delinquency/ J.F. Perez. - N.Y. Cop., 1978.
78. Sativa and its role in the model psychosis / Tournal of mental Seience, 1986. - №6.
79. Sharma, B.R. Cannabis and its users in Nepal / B.R. Sharma // British Journal of Psychology, 1975.
80. Swisher, J. and Horiman, R. Drug abuse prevention / J. Swisher, and R. Horiman // J. College Student Personnel. - 1970. - P. 337-341.
81. Victor H.R., Grossman J. C. and Eiseman R. Openness to experience and marijuana use in high school students / H.R. Victor, J. C. Grossman, R. Eiseman // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 5, 1973.
82. Wald, P. and Abrams, A. Drug education/ P. Wald and P. Hutt (eds.), Dealing with drugs abuse. - N.Y.: Pracger, 1972. - 356 p.
83. Weiner, Melvin. Personality: the human potential/ Melvin Weiner. - N.Y., 1973.
84. Weingartner H. and Nurnberg F.L. Marihuana and social behaviour a controlled study/ H. Weingartner and F.L. Nurnberg // Archives of General Psychiatry, 1974.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ