Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты исследования эффективности мерчендайзинга на торговом предприятии 7
1.1 Экономическое содержание мерчендайзинга на торговом предприятии 7
1.2 Методика исследования эффективности мерчендайзинга на торговом предприятии 13
1.3 Направления повышения и проблемы исследования эффективности мерчендайзинга на торговом предприятии 18
2 Анализ экономических показателей деятельности и исследование эффективности мерчендайзинга на торговом предприятии ООО «Оптима-сервис» 21
2.1 Краткая характеристика и анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Оптима-сервис» 21
2.2 Анализ маркетинговой среды ООО «Оптима-сервис» 26
2.3 Исследование эффективности мерчендайзинга в ООО «Оптима-сервис» 31
3 Рекомендации по повышению эффективности мерчендайзинга на торговом предприятии ООО «Оптима-сервис» 39
3.1 Улучшение использования инструментария мерчендайзинга в ООО «Оптима-сервис» посредством стимулирования работы мерчендайзера 39
3.2 Повышение эффективности мерчендайзинга посредством улучшения атмосферы торгового зала в ООО «Оптима-сервис» 42
3.3 Совершенствование планировки торгового зала в ООО «Оптима-сервис» 44
3.4 Расчет экономических показателей деятельности ООО «Оптима-сервис» с учетом внедрения рекомендаций по повышению эффективности мерчендайзинга 47
Заключение 50
Список используемых источников 53
Приложения 56
В нынешнее время современный рынок товаров и услуг можно охарактеризовать как достаточно наполненный и разнообразный по представляемым товарам и услугам. Для осуществления успешных продаж в условиях конкурентного рынка необходимо соблюдение важного условия: товар должен выделяться среди существующего многообразия схожих объектов коммерческой деятельности. В связи с этим на заключительном этапе процесса товародвижения особую важность приобретает организация коммерческого показа и выкладки товаров, являющиеся органичной составной частью комплекса мероприятий по увеличению объема продаж, именуемого мерчендайзингом.
Для современного розничного торгового предприятия рассмотрение любой проблемы и подхода к организации работы должно осуществляться с позиции удобства для покупателя. В сфере розничной торговли, которая становится все более насыщенной, мерчендайзинг выступает средством коммуникации и дифференцирования розничного ассортимента.
Актуальность темы данной бакалаврской работы заключается в том, что наибольшие сильные конкурентные преимущества получают те предприятия, которые не только выделяются своими стандартными показателями (цена и качество), но и уделяют особое внимание виду упаковки, выкладке товаров, а кроме того, внешнему виду предприятия, атмосфере торгового зала, расположению товаров на торговой площади. Наиболее выгодные позиции на рынке занимают торговые предприятия, использующие эффективные инструменты мерчендайзинга в практике организации и ведения своей деятельности.
Основной целью данной бакалаврской работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности мерчендайзинга на торговом предприятии ООО «Оптима-сервис» на основе проведения его исследования.
Для того, чтобы можно было достигнуть поставленной цели бакалаврской работы требуется решить следующие задачи:
• Теоретические аспекты исследования эффективности мерчендайзинга на торговом предприятии изучить.
• Проанализировать экономические показатели деятельности и провести исследование эффективности мерчендайзинга на торговом предприятии ООО «Оптима-сервис».
• Разработать рекомендации по повышению эффективности мерчендайзинга на торговом предприятии ООО «Оптима-сервис».
Объектом бакалаврской работы выступает торговое предприятие ООО «Оптима-сервис», предметом является эффективность мерчендайзинга торгового предприятия.
Научная новизна бакалаврской работы состоит в следующем:
1. Уточнена интерпретация категории «мерчендайзинг» на основе сравнения дефиниций исследуемого термина различных авторов.
2. Приведена систематизация принципов использования мерчендайзинга на торговом предприятии; представлена последовательная методическая процедура эффективного мерчендайзинга на торговом предприятии.
3. Разработана методика исследования эффективности мерчендайзинга на торговом предприятии.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в возможности практического использования разработанных рекомендаций в деятельности торгового предприятия ООО «Оптима-сервис» в целях повышения эффективности использования инструментов мерчендайзинга.
Научную и теоретическую основу составляют труды российских ученых: Р. М. Канаяна, Е. Зорина, А. Крамарева, Т. Парамоновой и др. Также, в работе используются материалы зарубежных авторов таких, как Ф. Котлер, Р. Калборн.
Информационная основа работы представлена учетными и отчетными данными ООО «Оптима-сервис». Выделенные задачи бакалаврской работы определили ее структуру. Данная бакалаврская работа состоит из введения, трех глав (теоретической, аналитической и рекомендательной), заключения, списка использованной литературы.
Теоретическая глава посвящена изучению экономического содержания мерчендайзинга на торговом предприятии. В ее рамках предложена методика исследования эффективности мерчендайзинга, освещены направления повышения и проблемы исследования эффективности мерчендайзинга на торговом предприятии.
В аналитической главе представлен анализ экономических показателей деятельности, анализ маркетинговой среды и проведено исследование эффективности мерчендайзинга на торговом предприятии ООО «Оптима-сервис».
В рекомендательной главе на основе выявленных в аналитической части недостатков предложены рекомендации, направленные на повышение эффективности мерчендайзинга на торговом предприятии ООО «Оптима-сервис», представлено их экономическое обоснование и приведен расчет показателей экономической эффективности от внедрения разработанных рекомендаций в практическую деятельность ООО «Оптима-сервис».
В последние годы развития маркетинга большее внимание стали уделять инструментам, лишь с недавнего времени признаваемых как полноценные и эффективные способы воздействия на поведение потребителей тех или иных товаров. В настоящее время к таким инструментам в настоящее время относится мерчендайзинг. Его появление ознаменовало собой новую эру как в управлении поведением потребителей непосредственно на розничных торговых предприятиях, так и в оценке ценностей производителями товаров.
Организация коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики предполагает необходимость реализации всевозможных приемов и методов, способствующих повышению эффективности работы и обеспечивающих конкурентные преимущества на различных сегментах рынка. Использование мерчендайзинга и сочетание с другими, доступными предприятию и совместимыми посетителей технологиями должно создавать в торговом зале ситуацию, соответствующую требованиям как посетителей, так и конечным целям самого предприятия.
Актуальность темы бакалаврской работы обусловлена возможностью наращения торговыми предприятиями собственных конкурентных преимуществ за счет использования эффективных инструментов мерчендайзинга.
Необходимость использования и повышения эффективности мерчендайзинга обусловлены тем, что две третьи покупок являются импульсивными и лишь одна треть заранее планируется покупателем. Более того, семь из десяти потребителей принимают решение о покупке того или иного товара находясь непосредственно в торговом зале, в точке продажи товара. Используя инструменты мерчендайзинга, можно увеличить время, проводимое покупателем в торговом зале и, следовательно, добиться того, чтобы он захотел приобрести или приобрел большее количество товара, чем изначально планировал.
Цель бакалаврской работы заключалась в разработке рекомендаций по повышению эффективности мерчендайзинга на торговом предприятии ООО «Оптима-сервис» на основе проведения его исследования.
Чтобы достичь поставленной цели выпускной квалификационной работы должны быть решены перечисленные задачи:
• изучены теоретические аспекты исследования эффективности мерчендайзинга на торговом предприятии;
• проанализированы экономические показатели деятельности и проведено исследование эффективности мерчендайзинга на торговом предприятии ООО «Оптима-сервис»;
• разработаны рекомендации по повышению эффективности мерчендайзинга на торговом предприятии ООО «Оптима-сервис».
Объектом бакалаврской работы выступало торговое предприятие ООО «Оптима-сервис». Финансовая деятельность ООО «Оптима-сервис» динамически развивается и способствует улучшению эффективности и полному удовлетворению потребностей как самого предприятия, так и своих покупателей. Рассматриваемое торговое предприятие функционирует в высококонкурентной рыночной среде. Однако, оперируя современными рыночными методами управления торгово-операционной деятельностью, ООО «Оптима-сервис» занимает прочную позицию в интересующем ее сегменте рынка. Торговое предприятие применяет различные маркетинговые методы (как ценовые, так и не ценовые), позволяющие ей стимулировать рост продаж, наращивая объемы прибыли, поддерживать и укреплять отношения с потребителями.
В результате проведения исследования эффективности мерчендайзинга на основе разработанной методики был выявлен ряд недостатков в организации на торговом предприятии данного вида деятельности. В ходе написания данной бакалаврской работы были проведены исследования основных теоретических аспектов использования мерчендайзинга на торговом предприятии.
Были изучены основные экономические показатели деятельности ООО «Оптима-сервис» Изучение выявило рост эффективности и прибыльности деятельности предприятия, которая отражается в росте товарооборота предприятия. Финансовая деятельность ООО «Оптима-сервис» динамически развивается и способствует улучшению эффективности и полному удовлетворению потребностей как самого предприятия, так и своих покупателей.
В результате проведенного анализа элементов мерчендайзинга были выявлены следующие недостатки:
• нерациональная выкладка товаров, которая не дает возможности покупателям выбрать нужный товар с минимальными затратами времени и максимальными для себя удобствами;
• недостаточная демонстрационная площадь, используемая для выкладки товаров на полках;
• атмосфера торгового зала является неблагоприятной и не располагает к покупкам.
С целью устранения выявленных недостатков предложены следующие рекомендации:
• Улучшение использования инструментария мерчендайзинга в ООО «Оптима-сервис» посредством стимулирования работы мерчандайзера.
• Повышение эффективности мерчендайзинга посредством улучшения атмосферы торгового зала в ООО «Оптима-сервис».
• Совершенствование планировки торгового зала ООО «Оптима-сервис».
Комплексное внедрение предложенных рекомендаций в практическую деятельность ООО «Оптима-сервис» приведет к увеличению товарооборота на 2,01 %, прибыли от продаж - на 2,10 %, рентабельности - на 0,01 %.
Таким образом, предлагаемые рекомендации являются экономическим эффективными и целесообразными, а цель и задачи бакалаврской работы следует считать достигнутыми.
1. Басовский, Л.Е. Маркетинг [Текст] : учеб. пособие / — М.: Издательство Инфра - М, 2014. - 219 с.
2. Буйленко, В. Ф. Сервисная деятельность: организационные, этические и психологические аспекты [Текст] : учебные пособия для вузов / В.Ф.Буйленко.- Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2014.- 156 с.
3. Винникова, Л. Мерчендайзинг: всякому товару — свое время, место и атмосфера [Текст] // «Город N». - 2014. - № 45. - C. 14-15.
4. Глазунова, В.В. Торговая реклама [Текст]. - М.: Экономика, 2013. - 219 с.
5. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования. [Текст] Издание второе, дополненное и переработанное. - М.: Финпресс, 2014. - 162 с.
6. Зорин, Е. Мерчендайзинг как средство построения коммуникации между производителем и продавцом в розничной торговле [Текст] // Маркетинговые коммуникации. - 2014. - №2. - С. 18-20.
7. Канаян, Р.М. Управление ассортиментом и мерчендайзинг. [Текст]. - М.: «Юнион-Стандарт Консалтинг», 2015. - 125 с.
8. Кеворков, В.В., Конин, В.Н., Лукьянов, А.В., Шалимова, Т.Г., Организация маркетинговой деятельности на предприятии (в организации): практические рекомендации [Текст]. - Загорск. - М.: ПРИОР, 2014. - 113 с.
9. Колборн, Р. Мерчендайзинг [Текст] : пер. с англ. - СПб.: Изд.дом «Нева», 2014. - 416 с.
10. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] : Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. Третье издание. - М.: Прогресс, 2014. - 112 с.
11. Котляренко, М. Мерчендайзинг - это искусство [Текст] // Маркетинг и маркетинговые отношения. - 2015. - №7. - С.14-20.
12. Крамарев, А. Мерчендайзинг - чудеса или расчет? [Текст] // Товаровед продовольственных товаров. - 2015. - № 5. - С. 35-41.
13. Крылова, Г.Д., Соколова, М. И. Практикум по маркетингу [Текст] : Издание второе, дополненное и переработанное. - Санкт-Петербург: Наука, 2014. - 217 с.
14. Макашов, Д. Мерчендайзинг. Искусство сбыта товара. [Текст] : М.: Инфра, 2015. - 63 с.
15. Науаф, К.И. Стратегическое планирование в системе маркетинга. [Текст] : М.: МГУ, 2014. - 110 с.
...