Введение 5
Глава 1 Теоретические основы мотивации персонала 7
1.1 Понятия и способы мотивации персонала 7
1.2 Взаимосвязь мотивации и конкурентоспособности предприятия 18
Глава 2 Анализ деятельности предприятия ПАО «ТОАЗ» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика и
конкурентоспособность предприятия 26
2.2 Оценка действующей системы мотивации персонала на предприятии .... 40
Глава 3 Разработка мероприятий по мотивации персонала для повышения конкурентоспособности предприятия ПАО «ТОАЗ» 48
3.1 Мероприятия по развитию мотивации персонала 48
3.2 Оценка социально-экономической эффективности предложенных мероприятий 51
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 58
Приложение А Коллективный договор ПАО «ТОАЗ» 61
Успешная деятельность любого предприятия определяется занимающей позицией на рынке товаров и услуг, а также возможностью производить конкурентоспособную продукцию. Для достижения данного превосходства над конкурентами и поставленных целей компании, существует целая система конкурентных преимуществ, направленных на желаемый результат. Однако сколь бы ни были совершенны применяемые технологии и технические средства производства, без людей, без их желания и умения трудиться, без должной мотивации персонала всего этого не достичь. Поэтому сотрудники организации являются ее главным активом.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях экономической турбулентности среди способов мотивации персонала преобладающая роль отведена нематериальной стороне, а именно современной методике мотивирования. В основе бакалаврской работы лежит вопрос, который затрагивает важность устойчивого эмоционального состояния сотрудников с точки зрения развития мотивации, а, вследствие, повышения конкурентоспособности предприятия.
Цель дипломной работы - разработка мероприятий по развитию мотивации персонала как фактора повышения конкурентоспособности предприятия ПАО «ТОАЗ».
Реализация поставленной цели требует решения определенных задач:
- рассмотреть теоретические основы мотивации персонала;
- провести анализ деятельности предприятия ПАО «ТОАЗ»;
- разработать мероприятия по развитию мотивации персонала как фактора повышения конкурентоспособности ПАО «ТОАЗ».
Предмет исследования - повышение конкурентоспособности организации с помощью развития мотивации персонала.
Объект исследования - предприятие ПАО «ТОАЗ», основная деятельность которого направлена на выработку минеральных удобрений и химической продукции.
Написание выпускной квалификационной работы основывается на следующих методах исследования: теоретический анализ, изучение финансово-экономической отчетности, беседа и устный опрос.
Для написания бакалаврской работы информационной базой явились Устав предприятия, нормативно-правовые акты, статистическая и бухгалтерская отчетность, локальные акты.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные мероприятия могут быть рекомендованы к использованию в конкретной организации.
Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы из 23 источников и 1 приложения. Общий объем работы, без приложения, составляет 58 страниц машинописного текста, в том числе таблиц - 5, рисунков - 22.
Развитие мотивации персонала является ключевым показателем качества человеческих ресурсов, что в свою очередь выступает сильным конкурентным преимуществом предприятия. Грамотный руководитель понимает всю важность данного аспекта, поэтому создает комфортные условия труда, повышает систему мотивации сотрудников и их квалификацию, тем самым создавая предпосылки собственной конкурентоспособности. Из этого следует, что взаимосвязь мотивации и конкурентной борьбы организации становится очевидна.
Квалифицированный персонал является только частью системы преимуществ, но при этом выступает мощным ядром экономического роста и развития всей компании в целом.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе были решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы мотивации персонала;
- проведен анализ деятельности предприятия ПАО «ТОАЗ»;
- разработаны мероприятия по развитию мотивации персонала как фактора повышения конкурентоспособности ПАО «ТОАЗ».
В первой главе бакалаврской работы были рассмотрены понятия и способы мотивации персонала, а также взаимосвязь мотивации и конкурентоспособности предприятия. Кроме этого, была рассмотрена система конкурентных преимуществ и популярные источники ее реализации.
Во второй главе бакалаврской работы был проведен анализ организационно-экономических показателей деятельности ПАО «ТОАЗ» и оценка действующей системы мотивации персонала. На основании данных показателей за период 2018-2020 гг. были сделаны выводы о качественном управлении руководства и наличии важного конкурентного преимущества, который необходимо развивать и всячески поддерживать.
В третьей главе бакалаврской работы были предложены два мероприятия по развитию мотивации персонала как фактора повышения конкурентоспособности предприятия ПАО «ТОАЗ» и проведена оценка социально-экономической эффективности данных мероприятий.
Первым мероприятием является комната психологической разгрузки. Экономический эффект от реализации данного мероприятия составил 2143025 тысяч рублей, а экономическая эффективность - 13278,73, что указывает на целесообразность внедрения первого мероприятия.
Вторым мероприятием является онлайн-курс «Эмоциональный интеллект в обучении». Экономический эффект от реализации данного мероприятия составил 2143123,1 тысячу рублей, а экономическая эффективность - 33857,61, что также указывает на целесообразность внедрения второго мероприятия.
1. Все о бренде работодателя [Электронный ресурс]: hh.ru- Режим доступа:https://samara.hh.ru/article/16443(Дата обращения 20.03.2015)
2. Е.В. Муравьева. Управление конкурентной средой [Текст]: учебное пособие. Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГУ». 2016. 191 с.
3. Как собрать концепцию бренда работодателя: пошаговое руководство [Электронный ресурс]: Н. Осовицкая - Режим доступа: https://www.cossa.ru/special/talantix/297252/(Дата обращения 29.11.2021)
4. Конкурентоспособность организации : курс лекций / В.В. Квасникова. - Витебск: УО «ВГТУ», 2019. - 93 с.
5. КПР - Средство повышения эффективности профессиональной деятельности персонала [Электронный ресурс]: Ю.Н. Лысенко - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/kpr-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-professionalnoy-deyatelnosti-personala/viewer
6. Мотивация сотрудников в организации: виды и способы
[Электронный ресурс]: А. Завьялов - Режим доступа:
https://okocrm.com/blog/motivaciya-sotrudnikov-v-organizacii-vidy-i-sposoby/(Дата обращения 04.12.2020)
7. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие/Ю.В. Родионова - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2019 - 57 с.
8. ПАО «Тольяттиазот» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.toaz.ru/
9. Сверхновая реальность рынка труда: аналитика и прогнозы
[Электронный ресурс]: hh.ru - Режим доступа:
https://samara.hh.ru/article/30099(Дата обращения 23.03.2022)
10. Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т.Г. Озерникова. - Иркутск : Изд-во БГУ, 2016. - 183 с. - Режим доступа :http://lib-catalog.isea.ru
11. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Управление мотивацией персонала (в таблицах, схемах, текстах, кейсах). - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005. - 128 с.
12. Тренды мотивации сотрудников [Электронный ресурс]: iTeam -
Режим доступа: https://blog.iteam.ru/trendy-motivatsii-sotrudnikov/(Дата
обращения 12.06.2019)
13. Управление персоналом организации Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2005 — 638 с. — (Высшее образование).
14. Ценностное предложение работодателя: полное руководство по
созданию + примеры [Электронный ресурс]: Команда HURMA - Режим доступа: https://hurma.work/rf/blog/czennostnoe-predlozhenie-rabotodatelya-
polnoe-rukovodstvo-po-sozdaniyu-primery-2/(Дата обращения 05.04.2021)
15. Чекмарев О.П. Мотивация и стимулирование труда: учебно-методическое пособие. - СПб., 2013. - 343 с.
16. Эмоциональный интеллект в обучении [Электронный ресурс]: Е. Пилипчук - Режим доступа:https://directacademia.ru/page27348171 .html
17. Business Competitiveness: How to make the company more
competitive? [Электронный ресурс]: GB Advisors - Режим доступа: https://www.gb-advisors.com/business-competitiveness/ (Дата обращения
24.04.2019)
18. Competitiveness enterprise in modern conditions: problems and
prospects [Электронный ресурс]: Yu.V. Kovtunenko, O.A. Grabovenko - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/competitiveness-enterprise-in-modern-
conditions-problems-and-prospects(Дата обращения 2016)
19. EVP - как компании сформулировать ценностное предложение работодателя [Электронный ресурс]: А. Клочков - Режим доступа: https: //happy-j ob.ru/hr-blog/ischem-silnye-storony-kompanii-dlya-formirovaniya-evp/(Дата обращения 01.09.2021)
20. Haden J. The Motivation Myth: How High Achievers Really Set Themselves Up to Win//J. Haden // Portfolio. 2018.Р.288
21. HR-брендинг: что это такое, зачем нужен и как его сформировать [Электронный ресурс]: А. Кириллова - Режим доступа:https://platrum- ru.turbopages.org/platrum.ru/s/blog/hr-brand/(Дата обращения 28.02.2022)
22. Theoretical fundamentals of labor motivation and its stimulation at
domestic enterprises [Электронный ресурс]: O. Krasnyak, S. Amons - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/theoretical-fundamentals-of-labor-
motivation-and-its-stimulation-at-domestic-enterprises(Дата обращения 2021)
23. Tracy B. The Science of Motivation: Strategies and Techniques for Turning Dreams into Destiny / B. Tracy // Gildan Media. 2017. P. 256