Работа носит методический характер.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ.…...... 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Понятия «культура поведения» и «норма поведения»…………………7
1.2. Формирование культуры поведения дошкольников как педагогическая проблема нравственного воспитания…………14
1.3. Использование игр как средства воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста……21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ……29
2.1. Разработка комплекса мероприятий по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста Перспективный план мероприятий по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста ……29
2.2 Картотека игр по формированию культуры поведения у детей….….. 43
2.3 Разработка конспекта занятия по литературному чтению…………… 55
2.4 Разработка рекомендаций для воспитателя детского сада и для родителей по воспитанию у детей старшей культуры поведения……….. 60
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………… 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………. 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………..... 74
ПРИЛОЖЕНИЯ ..…………………………………… 82
Актуальность. Проблема формирования культуры поведения подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день. Снижение культурно-нравственного уровня общества в целом обуславливает необходимость создания новых методов и путей формирования культуры поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения. Воспитание культуры поведения в рамках Федерального государственного стандарта дошкольного образования реализуется через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» [44]. По мнению Е.В. Фоминой [46], фундамент культуры поведения закладывается уже в дошкольном возрасте, что определяет последующее гармоничное развитие личности, как последователя культурных ценностей в социуме и гражданина своей страны в целом. Следовательно, формирование культуры поведения в современных условиях является важной задачей воспитания детей дошкольного возраста. А так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, то тема ВКР «Игра как средство формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста» является актуальной.
В научно-педагогической литературе рассматриваются различные аспекты воспитания культуры поведения у дошкольников. Н.Н. Барбосова [5] указывает на то, что ознакомление с правилами поведения служит средством формирования послушания и дисциплинированности, И. В. Вологдина [9] отмечает важность доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, М.С. Корнилова [25] полагает, что культура поведения формируется в процессе общения. И.К.Фришман [45] указывает на первостепенную роль игры в отношении средств и методов воспитания культуры поведения.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы образовательных учреждений, собственной деятельности в качестве воспитателя в ходе педагогической практики была определена и сформулирована проблема исследования, которая заключается в отсутствии детальных исследований, в которых бы раскрывали методические и практические аспекты использования игры как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – выявить и теоретически исследовать, и обосновать игру как эффективное средство формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста и разработать практически планирующие и методические документы, обеспечивающие решение данной проблемы.
Объект исследования – культура поведения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование игр как средства воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:
1. Предоставить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста, раскрыть понятия «культура поведения» и «норма поведения».
2. Раскрыть процесс формирования культуры поведения дошкольников как педагогическую проблему нравственного воспитания.
3. Теоретически обосновать эффективность игры как средства воспитания культуры поведения.
4. Разработать комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
5. Составить конспект занятия по формированию культуры поведения с использованием игры.
6. Собрать картотеку игр по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
7. Разработать рекомендации для воспитателя детского сада и для родителей по формированию у детей культуры поведения с использованием игр.
Гипотеза: основным предположением является то, что игра будет являться эффективным средством формирования культуры поведения старших дошкольников в которой ребёнок будет поставлен в условия проявления культуры поведения, что в результате будет средством формирования у старших дошкольников культуры поведения и отражение этого опыта в культуре речи.
При выполнении работы использовался комплекс методов:
1. общетеоретические (анализ понятийно-терминологической системы, анализ психолого-педагогических исследований, выполненных в области возрастной и педагогической психологии, изучение и анализ методической литературы по проблеме, построение гипотезы);
2. эмпирические (наблюдение, беседа);
3. социологические (опрос педагогов);
4. прогностические (моделирование);
5. практические (планирование и методическая разработка)
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что автором раскрыто и обосновано использование игр как средства воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволили определить игру как средство формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Автором разработан комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объём и структура работы. Выпускная квалификационная работа, объёмом 86 страниц текста с 14 рисунков и 2 таблицами, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников информации из 55 наименований и 5 приложений.
Дошкольный возраст – это время активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам, так как именно в этот период определяются основы культурного отношения детей к окружающему миру, обществу, природе, собственной жизни. Культурой поведения называется сущность норм и правил поведения человека в системе наиболее значимых, жизненно важных отношений: отношений к людям, предметам материальной и духовной культуры, деятельности и к самому себе. Нормами поведения называются требования, предъявляемые обществом к человеку, предписывая определенную линию действий, наиболее приемлемую в определенный момент.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности и в формировании ведущих основ будущей личности дошкольника в целом. Культура поведения старших дошкольников формируется в неразрывном единстве с нравственным поведением, так как является компонентом нравственного воспитания. Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей. Дети осваивают правила поведения в общественных местах, в разных ситуациях общения. Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Продолжается формирование культуры речи и поведения. Важной задачей воспитания ребенка старшего дошкольного возраста является формирование общительности и гуманного отношения к сверстникам, сотрудничество, организованность и культура общения.
Игра представляет собой средство формирования у дошкольников представлений и понятий культуры поведения. Игры, которые используют педагоги, должны быть увлекательными, обеспечивать интерес и восприимчивость старшими дошкольниками к теме культуры поведения. Планируя содержание игр, направленных на нравственное развитие детей, воспитатель основывается на своих наблюдениях. Прослеживая изменения в развитии поведения детей, корректируется содержание игр с учетом конкретных условий и возможностей детей. Старшим дошкольникам предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Игры помогают педагогу формировать такие качества как чуткость, внимательность, тактичность.
Анализируя программу ДО и работу детского сада сделан вывод, что одним из направлений деятельности детского сада является воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. В течение учебного года для воспитания культуры поведения старших дошкольников применяются следующие формы: экскурсии, игры, праздники, конкурсы, вечера-досуги, беседы. Средства: этические отношениях беседы, чтение художественной литературы с последующим ее обсуждением, организация разнообразной деятельности воспитанников. Методы: убеждение, личный пример, беседа, упражнения, поощрение и наказание. Воспитание культуры поведения старших дошкольников в детском саду осуществляется как в работе с воспитанниками, так и с их родителями.
Для повышения уровня культуры поведения старших дошкольников был разработан комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами игры. Реализация разработанного комплекса мероприятий также предполагает методическую разработку занятий и подборку игр, которые оформляются в картотеку.
Компетентность воспитателя, возможности использования предметно-пространственной развивающей среды и созданное методическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности дошкольников в соответствии с разработанными планами обеспечивают успех в воспитании культуры поведения детей с активным использованием для этой цели игры.
1. Авдулова, Т. П. Психология игры: современный подход: учебное пособие для ВУЗов / Т. П. Авдулова. – Москва: Академия, 2014. – 208 с.
2. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва: Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
3. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – 195 с.
4. Багаутдинова, А.А. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста / А.А. Багаутдинова // NovaUm.Ru. - 2019. - № 18. - С. 354-356.
5. Барбосова, Н.Н. «Школа этикета» для старших дошкольников / Н.Н. Барбосова // Социальная сфера, экономика и управление: вопросы теории и практики: сб. статей. - Йошкар-Ола, 2017. - С. 129-132.
6. Башкатова Н.М. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста / Н.М. Башкатова// Экология, здоровье и безопасность в современном
образовательном пространстве : сб. науч. тр. по результатам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Магнитогорск, 2018. – С. 49-52.
7. Бирюкова, Е.В. Психологические основы применения игры в формировании культуры поведения дошкольников / Е.В. Бирюкова // Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы. – Чита, 2017.
- С. 37-41.
8. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – 218 с.
9. Вологдина, И. В. Проблема социализации и социального развития детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии и педагогике /
И. В. Вологдина // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований : Сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения»: в 3-х томах, Москва, 15–16 апреля 2020 года. – Москва: «Перо», 2020. – С. 90-98. 10. Вольвач, О. В. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте / О. В.Вольвач // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы XXII Международной научно-практической конференции молодых ученых и
студентов. Электронный ресурс, Бийск, 30 апреля 2020 года. – Бийск: Алтайский
государственный гуманитарно-педагогический университет имени
В.М. Шукшина, 2020. – С. 112-116.
11. Володина, В. Н. Современные подходы к нравственному воспитанию ребенка–дошкольника. Современное образование: актуальные вопросы, достижения, инновации / В. Н. Володина, Т. И. Ланцова. – Пенза: Наука и просвещение, 2018. – С. 142-146.
12. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – Москва: Академия, 2014. – 316 с.
13. Гусева, О.Ю. Значение этикета в процессе формирования личности ребёнка / О.Ю. Гусева // Научные горизонты. - 2019. - № 5-1 (21). - С. 135-140.
14. Евдокишина, О. В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста / О. В. Евдокишина // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – №2. – С. 205-207.
15. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. – Москва: Юрайт, 2021. – 183 с.
16. Зарединова, Э.Р. Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы / Э.Р. Зарединова, С.И. Умерова // international scientific review of the problems of pedagogy and psychology (Boston, USA, 21-22 мая 2018 г.) – Бостон, 2018. - С. 39-
42.
17. Зебзеева, В.А. Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста / В.А. Зебзеева, С.М. Карева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. №62-4. – С. 79-82.
18. Зотова, И.В. Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании навыков речевого этикета в старшем дошкольном возрасте / И.В. Зотова, М.Ю. Заграничнова // Проблемы педагогики. – 2018. – № 2 (34). – С. 46-49.
19. Зотова, И.В. Сюжетно-ролевая игра как эффективный метод развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста / Зотова И.В., Дурицкая В.С. // Достижения науки и образования. – 2018. – № 4 (26). – С. 49-52.
20. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений /
Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 452 с.
21. Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум: изд. 3-е / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. – Ростовна-Дону: Феникс, 2014. – 568 с.
22. Каверина, Е. М. Мир игры – один из составляющих элементов воспитания ребенка / Е. М. Каверина, М. А. Лапина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – №21. – С. 109-112.
23. Карева, С.М. О формировании культуры поведения у детей
дошкольного возраста как основе нравственности / С.М. Карева, В.А. Зебзеева //
Социал.-эконом. развитие России: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф.
(Чебоксары, 14 мая 2019 г.) / редкол.: Л.П. Кураков [и др.]. – Чебоксары, 2019. – С. 31-36.
24. Карпова, С.И. Методическое сопровождение воспитания навыков этикетного поведения детей старшего дошкольного возраста / С.И. Карпова, Ю.В. Устрицкая // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2019. –
Т. 8. № 4 (42). – С. 58-65.
25. Корнилова, М.С. Психолого-педагогические основы формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста / М.С. Корнилова // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования: сб. науч. статей и материалов IV Междунар. науч.практ. конф.( Архангельск, 17 марта 2017 г.): В 2-х ч./ редкол.: С.А. Герасимов [и др.] – Архангельск, 2017. – С. 229-236.
26. Кочетова, Т. В. Современные технологии в работе с детьми дошкольного возраста / Т. В. Кочетова, С. В. Павлюкова // Инновационные подходы в современной науке : сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Москва, 20 октября 2020 года. – Москва: Интернаука, 2020. – С. 22-27.
27. Колтун, Е.А. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками / Е.А. Колтун,
О.Г. Романцова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – № 6 (43). – С. 9-
11.
28. Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Курочкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 134 с.
29. Кушенова, З.Г. Воспитание культуры поведения у дошкольников / З.Г. Кушенова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. – Т. 2. – №
4. – С. 69-72.
30. Левшина, Н. И., Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Н. И. Левшина,
Л. В. Градусова // Детский сад: теория и практика. – 2017. – № 6 (42). – С. 94- 103.
31. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В. И. Логинова,
М. А. Саморукова. –- Москва: Академия, 2014. – 284 с.
32. Литовкина, А. В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста / А. В. Литовкина, О. Н. Еремина, А. В. Хайминова // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 75-77.
33. Милевская, Н.В. Социализация личности дошкольников через
привитие навыков культуры поведения / Н.В. Милевская // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования: материалы VI регион. науч.-практ. (очно-заоч.) конф. (Волгоград - Котово, 15 февраля 2019 г.) – Волгоград, 2019. – С. 40-42.
34. Мещанова, А.А. Методы и приёмы формирования представлений у старших дошкольников о правилах этикета / А.А. Мещанова // Современная образовательная среда: теория и практика: сб. материалов Междунар. науч.практ. конф.(Чебоксары, 05 февраля 2018 г.) / редкол: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2018. – С. 176-178.
35. Мустафаева, З.И. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / З.И. Мустафаева, С.И. Адживалиева // Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2018. – С. 133-137.
36. Новикова, С.А. Средства и методы формирования нравственности и морали у дошкольников / С.А. Новикова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2015. – № 3. – С. 139-142.
37. Самоукина, Н. В. Игры в детском саду и дома: психологические упражнения и коррекционные программы / Н. В. Самоукина. – Москва: Новая школа, 2013. – 256 с.
38. Сенченко, Н.А. Формирование представлений о культуре поведения у детей предшкольного дошкольного возраста в условиях ДОУ / Н.А. Сенченко, Ж.В. Мазунина // Аспирант. – 2019. – № 3 (45). – С. 63-65.
39. Сенченко, Н.А. Экспериментальное исследование по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр / Н.А.Сенченко, А.А. Панасюк // Вопросы науки и образования. – 2019. – № 4 (49). – С. 83-87.
40. Смирнова, Е. О. Игры, направленные на формирование
доброжелательного отношения к сверстникам / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 8. – С. 73-76.
41. Устрицкая, Ю.С. Формирование основ правил этикета у младших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации /
Ю.С. Устрицкая // Современные тенденции в науке, технике, образовании: сб. науч. трудов по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф. (Смоленск, 30 декабря 2018 г.)/ Междунар. науч.- информац. центр «Наукосфера». – Смоленск, 2018. – С. 41-46.
42. Улитина, М.О. Педагогические условия формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетноролевой игры / М.О. Улитина, Н.Д. Серёдкина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – № 1 (8). – С. 40-42.
43. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
Утверждена приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028
44. Федеральный Государственный образовательный стандарт
дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г. – 98 с.
45. Фришман, И. К. Коммуникативные, ситуационно-ролевые игры / И. К.
Фришман // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – С. 16-19
46. Фоминова, Е.В. Воспитание культуры поведения дошкольников / Е.В. Фомина // Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального высшего образования: материалы ХХVI Рязан. пед. чтений./ под общ. ред. Л.А. Байковой, Н.В. Мартишиной. – Рязань, 2019. – С. 219-221.
47. Харабаджах, М.Н. Проблема формирования культуры поведения детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования / М.Н.
Харабаджах // Проблемы современного педагогического образования. – 2019 - № 64-2. – С. 195-197.
48. Шалейко, Е.О. Методы и приёмы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении / Е.О. Шалейко // Форум молодых ученых. – 2019. – № 4 (32). – С.191-195.
49. Шалова, С. Ю. Игра как средство развития у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками / С. Ю. Шалова // Детский сад. – 2014. – №5. – С. 74-85.
50. Шарапова, С. А. Основные направления развития и обогащения игр детей старшего дошкольного возраста под влиянием игровой позиции воспитателя / С. А. Шарапова // Фундаментальные и прикладные исследования.
– 2016. – № 9. – С. 120-125.
51. Шатикова, Э.Г. Формирование культуры поведения у старших дошкольников в детском саду / Э.Г. Шатикова // Молодой ученый. – 2019. –№ 91 (247). – С. 148-151.
52. Шинкарёва, Н. А. Особенности формирования культуры поведения детей седьмого года жизни посредством сюжетно-ролевой игры / Н. А. Шинкарёва, Н. А. Бутырина. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 139-141.
53. Ширяева, Т.В. Взаимодействие педагогов и родителей по воспитанию культуры поведения у старших дошкольников / Т.В. Ширяева, О.Л. Зверева // Научные исследования в современном мире: теория, методология, практика: сб. статей по материалам междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 25 октября 2019 г.) – Уфа, 2019. – С. 74- 77.
54. Щеголева, Е.И. Культура поведения у детей дошкольного возраста /
Е.И. Щеголева // Вопросы педагогики. – 2017. – № 11. – С. 102-106.
55. Юдина, Е. И. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада/ Е. И. Юдина // Дошкольное воспитание. – 2015. – №9. – С. 10-29.