ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ ПОДДЕРЖЕК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 11
1.1 Краткая история, описание и тенденции систем поддержки
принятия решений 11
1.1.1 Краткая история систем поддержки принятия решения 11
1.1.2 Типы систем поддержки принятия решений 14
1.1.3 Общие требования для систем поддержки принятия решений . 16
1.1.4 Тенденции наблюдаемые в системах поддержки принятия
решений 18
1.2 Системы поддержки принятия решений в системе высшего
образования 19
1.2.1 Общая структура и требования 19
1.2.2 Принятие решений в высшем образовании и системы
поддержки принятия решений 23
1.3 Описание существующих систем поддержек принятия решений ... 27
1.3.1 ООО «РЕДЛАБ ЛТД» 27
1.3.2 СПИР для развития электронного обучения в ВУЗах 29
1.3.3 Система поддержки принятия решений с применением
проектно-ориентированного и компетентностного подходов 33
1.4 Подход к выбору СППР и описание структуры модели принятия
решений 42
1.4.1 Выбор системы поддержки принятия решений на основе метода
анализа иерархий 42
1.4.2 Структура модели принятия решений и контур управления .... 45
ГЛАВА 2 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 49
2.1 Теоретические основы моделирования систем 49
2.1.1 Основные понятия теории моделирования систем 50
2.1.2 Подходы к исследованию систем 52
2.1.3 Стадии разработки моделей 55
2.2 Общая характеристика проблемы моделирования систем 57
2.3 Классификация видов моделирования систем 64
ГЛАВА 3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЕШЕНИЯ СППР
УПРАВЛЕНИЯ КОНТИНГЕНТОМ СТУДЕНТОВ ВУЗА 68
3.1 Процедура принятия решения по переводу студентов и аспирантов
на вакантное бюджетное место 68
3.2 СПИР управления контингентом студентов ВУЗа 70
3.2.1 Центр новых информационных технологий Тольяттинского
государственного университета 71
3.2.2 Корпоративная информационная система (КИС) В
Тольяттинском государственном университете 75
3.2.3 Алгоритм работы СПИР управления контингентом студентов
ВУЗа 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А АКТ АПРОБАЦИИ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГРАММА ОТБОРА КАНДИДАТОВ 93
Уровень менеджера определяется широтой его взглядов на процессы, протекающие в организации, в правильных подходах к управлению этими процессами.
Работа менеджеров связана с решениями, которые им необходимо принимать ежедневно, а иногда и ежечасно, при этом это могут быть вопросы самой разной степени сложности и серьезности для организации. Помочь с решением таких вопросов должны информационные системы, которые в основной массе своей автоматизированные.
Помощь от автоматизированных информационных систем связана как минимум со сбором необходимой для принятия управляющих решений информации. Хоть и владение информацией является необходимым условием для принятия решений, но все же недостаточным. Важным условием является знание предметной области, обладание навыками по принятию решений, владение разнообразным набором методов и средств. В связи с этим, если необходимо принять очень сложное и важное решение, то следует привлекать экспертов из различных областей знаний. Не менее важно не только собрать экспертов в одну команду, необходимо четко понимать, эксперты с какими знаниями нужны для конкретной проблемы и какие задачи перед каждым из них должны стоять. Только тогда можно будет говорить об эффективности принимаемого решения.
В процессе принятия решения возникает большое количество сопутствующих проблем. И для решения этих проблем создаются специальные информационные системы, которые называются системами поддержки принятия решений (СППР).
Использование современных инструментов поддержки, в том числе систем поддержки принятия решений, облегчают работу лица принимающего решения (ЛПР).
СППР относительно долгое время используются в развитых странах, но к сожалению, все еще не очень широко используются в нашей стране.
Игнорирование систем поддержки принятия решений, как правило, приводит к негативным для организации последствиям:
1) снижению экономических показателей, ввиду не полного контроля и анализа ситуаций, требующих решения;
2) отсутствию преемственности решений, ввиду отсутствия ведения истории проанализированных ситуаций и последствий, принятых по ним решений.
Решением данных проблем может послужить грамотное внедрение системы поддержки принятия решений для обеспечения оптимизации трудовых и финансовых затрат, увеличения количества анализируемых показателей при принятии решения и ведения истории принятых мер.
Образовательные учреждения, в том числе и высшего звена функционируют в сложных условиях, технологии развиваются с невероятной скоростью, количество информации увеличивается многократно в каждую декаду. Поэтому необходимо использовать эффективные инструменты для проведения исследований, связанных с вопросами управления, и одним из таких инструментов является моделирование. Описание процессов, протекающих в системе в виде модели, поможет заложить основу для проектирования СПИР, что в свою очередь приводит к улучшению показателей управления, в том числе его эффективности.
Тема исследования актуальна, поскольку в настоящее время лишь частично решена задача построения эффективной СППР для высших учебных заведений. Это связано с тем, что общая организация системы поддержки принятия решений во многом зависит от целей и задач, а также от информационных систем, внедренных в организации и уровня технической подготовки пользователей, в том числе, лица принимающего решения. Важным моментом является постоянное развитие и улучшение системы управления в высшем учебном заведении с применением современных информационных технологий и передовых знаний. Кроме того, актуальность обусловлена необходимостью определения основных направлений и методологии для построения СППР, учитывая особенности конкретного учебного заведения высшего звена. Также имеет место некоторое различие между потребностями общества в уровне высшего образования и уровнем информационных технологий, которые используются для управления процессами внутри таких учреждений. Серьезной проблемой также является адаптация современных требований и подходов по управлению образовательным учреждением. Таким образом, тема исследования является крайне актуальной в период, когда в образовательной сфере происходят большие преобразования и завершается переход образовательных стандартов и подходов на территории Российской Федерации (РФ) на мировые образовательные стандарты.
Проблема исследования приобретает еще более важную актуальность с практической точки зрения. Обычно СШ1Р - это автоматизированные ИС, моделирующие рассуждения лица, принимающего решение в определенной области, для создания и использования которой требуется привлечение специалистов с высокой квалификацией и большие денежные и временные затраты. К сожалению, реальное и системное применение различных методов оптимизации, возможно не всегда.
Необходимо разработать модель СППР, которая будет удобна для принятия управленческих решений, и которую сможет без проблем использовать менеджер, не обладающий специальной подготовкой для работы с системой.
Множество ученых со всего мира проводили и проводят теоретические и практические изучения процесса управления, процесса по принятию решений, по созданию различных систем управления, СППР. Исследованием этих проблем занимались многие зарубежные и российские ученые, например, Г. Вагнер, Р. Стэнсфилд, М. Эддоус, Т. Саати, В. Деминг, Р. Беллман, Л.А. Заде, В.Ш. Рапопорт, М.Г. Гафт, Х. Таха, Я.Р. Рельян, Р.Л. Кини, М. Робсон, С. Мортон, Х. Райф, В.И. Кнорринг, Д. Пауэр, Р. Спраг, М.Б. Ермолаев, Е.П. Голубков, Р.А. Фатхутдинов, А.Н. Ильченко, А.И. Орлов, О.П. Гуджоян, Е.М. Мошкович, А.М. Карякин, С.Л. Печерский, С.П. Бобков, Б.Г. Литвак и др. В исследованиях ученых, посвященных изучению методов управления, методов анализа и моделирования, параллельно рассматриваются вопросы по исследованию систем управления, по определению критериев и методов принятия управленческих решений, по построению модели. Стоит отметить, что работы зарубежных авторов не затрагивают особенности управления в высших образовательных учреждениях РФ, несмотря на выделение общих принципов и подходов к решению поставленных проблем.
Изучением проблем управления в учреждениях высшего учебного звена занимались такие исследователи, как М.П. Федоров, В.В. Глухов, Ю.С.Васильев, В.В. Чекмарев, А.И. Субетто, Ван Хети, и др. Работа перечисленных исследователей позволила выполнить серьезные шаги для развития не только теоретической, но и практической части систем управления.
Такие ученые, как О.В. Воробьева, И.В. Малюгина, А.Л. Суханов, В.А. Казанов, В.Ю. Сергеев, Ю.А. Солдатова, С.В. Анюшин, П.А. Магомедова, Д.А. Беляев, О.К. Минева, А.И. Кривичев, М.М. Мусарский, О.В. Лысикова, Е.И. Егорова, А.А. Нечитайло, В.Ф. Бабкин, А.Х. Жанказиев, Э.О. Цатурян, выполнили свои исследовательские работы по изучению проблем управления в высших учебных заведениях. Однако достаточно большое количество исследований, которые посвящены управлению и принятию решений в вузе, все еще не привело к системному представлению о создании систем поддержки принятия решений в сфере образования, в том числе в высших учебных заведениях РФ.
Таким образом, исследуя степень разработанности проблемы, и учитывая многогранность проблем образования, системы поддержки принятия решений разрабатываются индивидуально под каждый ВУЗ и поставленную задачу.
Целью данной диссертационной работы является разработка модели системы поддержки принятия решений по управлению контингентом студентов высшего учебного заведения для повышения качества процесса сопровождения студентов во время обучения.
Объект исследования - процесс управления контингентом студентов высшего учебного заведения.
Предмет исследования - модель автоматизированной системы поддержки принятия решений по управлению контингентом студентов высшего учебного заведения.
Гипотеза: реализация предлагаемой модели позволит повысить качество и скорость протекания процесса принятия решений в высшем учебном заведении по управлению контингентом студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать решения, представленные на рынке программного обеспечения СППР;
2) исследовать процессы, протекающие в вузе, в части сопровождения контингента студентов;
3) сформировать концепцию и построить модель системы поддержки принятия решений по управлению контингентом студентов высшего учебного заведения.
Методы исследования: системный анализ, моделирование системы по методологии Business Process Model and Notation (BPMN) и Integrated Computer Aided Manufacturing Definition (IDEF0) [2,8].
Публикации. Основные публикации по теме магистерской диссертации отражены в 2 статьях, представленных на научно -практических конференциях и индексируемых РИНЦ [18,19].
Основные этапы исследования: исследование проводилось в период 2016 - 2018 гг.
На первом этапе исследования (2016 г.) - была определена актуальность исследования, выполнена проработка литературы по выбранной теме, формулировалась гипотеза, ставились цели, задачи, определялись предмет, объект исследования, уточнены методы исследования, изучались существующие на рынке системы поддержки принятия решений для высших заведений и выявлялись «слабые» места этих систем.
На втором этапе исследования (2016 - 2017 гг.) - выполнялось уточнение поставленных целей и задач, проводилось исследование процесса принятия решения и изучение процессов, протекающих ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» (ТГУ).
На третьем этапе (2017 - 2018 гг.) - разработка и анализ модели системы поддержки принятия решений для управления контингентом студентов высшего учебного заведения, сделаны выводы по итогам выполненной работы.
Научная новизна исследования заключается в разработке новой модели системы поддержки принятия решений для управления контингентом студентов высшего учебного заведения.
Практическая значимость заключается в увеличении эффективности работы лица принимающего решения по управлению контингентом студентов в высшем учебном заведении.
Соответствие содержания магистерской диссертации профессиональным компетенциям по видам профессиональной деятельности выпускника (научно-исследовательская деятельность):
- способность использовать и развивать методы научных исследований и инструментария в области проектирования и управления ИС в прикладных областях (ПК-1);
- способность ставить и решать прикладные задачи в условиях неопределенности и определять методы и средства их эффективного решения (ПК-3);
- способность исследовать применение различных научных подходов к автоматизации информационных процессов и информатизации предприятий и организаций (ПК-5).
На защиту выносится модель системы поддержки принятия решений по управлению контингентом студентов высшего учебного заведения.
Результатом работы является совокупность теоретической и практической деятельности по направлению «прикладная информатика», выполненная в процессе обучения.
В структуру работы входят: введение, 3 главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Работа изложена на 93 страницах и включает 24 рисунков, 7 таблиц, 34 источников.
Внедрение системы поддержки принятия решений, как правило, приводит к положительным для организации последствиям, в том числе, таким как повышение экономических показателей, в связи с преемственностью решений, или повышения эффективности и продуктивности работы менеджеров и лиц принимающих решения, в связи с оптимизацией процесса принятия решения с использованием автоматизированной системы.
Решением подобных вопросов, может являться грамотное внедрение системы поддержки принятия решений для обеспечения оптимизации трудовых и финансовых затрат и увеличения количества анализируемых показателей при принятии решения.
Образовательные учреждения высшего звена, в том числе и ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», ведут свою деятельность в условиях серьезной конкуренции со стороны вузов не только Самарской области, но и столичного региона вместо с вузами Санкт-Петербурга. Для успешной деятельности в таких условия, необходимо использовать эффективные инструменты, одним из которых является система поддержки принятия решений.
В ходе данной работы, было проведено исследование существующих систем поддержки принятия решений, выявлены их слабы и сильные стороны. Далее проведено исследование процессов, протекающих в ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», по работе с информационными системами и управлению контингентом студентов. На основе полученных результатов, была разработана модель системы поддержки принятия решений по управлению контингентом студентов вуза, с внедрением которой возможно повышение показателей эффективности работы подразделения ТГУ - отдела по учету успеваемости студентов. Что в свою очередь, косвенно повлияет на привлекательность университета для абитуриентов и студентов, по сравнению с конкурирующими вузами.
1. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание документа.
2. Методология функционального моделирования IDEF0. Руководящий документ. Издание официальное. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. — 75 с.
Учебники и учебные пособия
3. Батыршин, И.З. К анализу предпочтений в системах принятия решений / И.З. Батыршин, - М.: МЭИ, 2001. - 423 с.
4. Джексон, П. Введение в экспертные системы/ П. Джексон. - М.,
Издательский дом “Вильямс”, 2001.
5. Информационные системы в экономике // Под ред. проф. В.В. Дика. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 387 с.
6. Кравченко, Т.К. Процесс принятия плановых решений/ Т.К. Кравченко. - М., Экономика, 2004.
7. Кравченко, Т.К. Экспертная система принятия решений/ Т.К. Кравченко, Г.И. Перминов. -М.: ГУ-ВШЭ, 1999.- 241 с.
8. Кулябов, Д.С. Введение в формальные методы описания бизнес - процессов. / Д.С. Кулябов, А.В. Королькова. - М., - М.: РУДН, 2008. - 202 с.
9. Майоров, С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг/С.И. Майоров. - М.: Финансы и Статистика, 2003. -346 с.
10. Новиков, Д.А. Теория управления организационными системами / Д.А. Новиков. - Российская академия наук, 2005. - 583с.
11. Остроухов, А.В. Интеллектуальные информационные информационные системы и технологии / А.В. Остроухов, Н.Е. Суркова. - Красно- ярск: Научно-инновационный центр, 2015. - 370 с.
12. Трахтенгерц, Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений/Э.А. Трахненгеру. - М.: Наука, 2002.- 365 с.
13. Уотермен, Д. Руководство по экспертным системам/ Д. Уотермен. - М.: Мир, 2000.- 318 с.
14. Устинова, Г.М. Информационные системы менеджмента. Учебное пособие /Г.М. Устинова. - СПб: Изд-во «ДиаСофт ЮП», 2000. - 368 с.
15. Чекинов, Г.П. Применение ситуационного управления в информационной поддержке принятия решений при проектировании организационно - технических систем // Г.П. Чекинов, А.Л. Куляница, В.В. Бондаренко// Информационные технологии в проектировании и производстве. -2003.- № 2.
16. Элти, Д. Экспертные системы: концепции и примеры/ Д.Элти, М. Кумбс. - М.: Финансы и статистика, 2001.-512 с.
Периодические издания
17. Арлазаров, В.Л. Теория и методы создания интеллектуальных компьютерных систем/ В.Л. Арлазаров, Ю.И. Журавлев, О.И. Ларичев // Информационные технологии и вычислительные системы. -2001. -№1.- С.47-48.
18. Гарифуллов Н.Р. Выбор системы поддержки принятия решений на основе метода анализа иерархий / Н.Р. Гарифуллов, С.В. Мкртычев //III научно практическая всероссийская конференция (школа-семинар) молодых ученых, 2017.
19. Гарифуллов Н.Р. Принципы построения систем поддержки принятия решений для управления вузом / I Всероссийская научная конференция. - Издательство ТГУ, 2017. - С.310-314.
20. Мкртычев С.В. Формализация постановок задач функциональной оптимизации проблемно-ориентированных систем сбора и обработки страховой учетно-аналитической информации / С.В. Мкртычев, Н.А. Дроздов, А.В. Очеповский, О.М. Гущина // Фундаментальные исследования. - 2015. - №12 (2). - С. 306-310.
Электронные ресурсы
21. Козырева В.А., Поддержка принятия решений при управлении академической мобильностью / Гузаиров М.Б., В.А. Козырева. Точка доступа: http://www.ugatu.Su/assets/files/documents/nich/dissov/d3/21.11.11/kozyreva_avtoreferat.pdf (дата обращения 16.12.2016).
22. Малинов М.Б., Задачи и алгоритмы систем поддержки принятий решений
для развития электронного обучения в ВУЗах/ М.Б. Малинов, С.П. Мочалов: УДК 005.6:78.1. Точка доступа:
http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/11/1/nito_2014_105.pdf (дата обращения: 08.12.2016).
23. Саати.Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий [Электрон. Ресурс] / Т. Саати. - Режим доступа:http://www.pqmonline.com/assets/files/lib/books/saaty.pdf(дата обращения 17.04.2017 г.).
24. Смелянский Р.Л., Система поддержки принятия решений в рамках ИАИС ВУЗа/ Р.Л. Смелянский, И.В. Терехов, М.В. Иевенко: Секция VI, Автоматизированные информационные системы в образовании и науке. Точка доступа:http://www.ict.edu.ru/ft/003844/sec6.pdf (дата обращения:15.12.2016).
Литература на иностранном языке
25. Anna K Touloumakos, Rhianna Gooze'e , Marietta Papadatou-Pastou, Elizabeth Barley, Mark Haddad and Patapia Tzotzoli, Online support system for students in higher education: Proof-of-concept study, Digital Health Volume 2: 1-24, 2016.
26. Chris Minnich, Teacher Evaluation and Support Systems A Roadmap for Improvement, The Aspen Institute, One Dupont Circle, N.W., Suite 700, Washington, USA, 2016.
27. Ilaria Montagni, Valeria Donisi, Federico Tedeschi, Isabelle Parizot, Emma Motrico and Aine Horgan, Internet use for mental health information and support among European university students, Digital Health Volume 2: 1-16, 2016.
28. James B. Lewis Jr., MD, and Kathryn Ryder, MD, MS, Medical Education and Decision-Support Systems, AMA Journal of Ethics, Illuminating the art of medicine,
Volume 13, Number 3: 156-160, 2011.
29. Khalid A, Fakeeh, Decision Support Systems (DSS) in Higher Education System, International Journal of Applied Information Systems (IJAIS) - ISSN : 2249-0868 Foundation of Computer Science FCS, New York, USA, Volume 9 - No.2, 2015
30. Dr. Pardeep Goel, Decision support systems or business intelligence. Which is the best decision maker?, International Journal of Science & Technology, ISSN:2250-141X, Vol. 2 Issue 4, 2012.
31. §ukru Ada, Mohsen Ghaffarzadeh, Decision Making Based On Management Information System and Decision Support System, ISSN 2219-8229 E-ISSN 2224-0136 Vol. 93, Is. 4, pp. 260-269, 2015.
32. Vasile Paul Bresfelean, Nicolae Ghisoiu, Higher Education Decision Making and Decision Support Systems, Faculty of Economics and Business Administration, Babe§-Bolyai University, 2010.
33. Prof. Vicky Sauter, Decision Support Systems, University of Missouri St. Louis, Information Systems Analysis 488, 2012.
34. Zahra Shabani, Mohammad Eshaghian, Decision Support System Using for Learning Management Systems Personalization, American Journal of Systems and Software 2, no. 5 (2014): 131-138. 2014.