Разработка мероприятий по сокращению логистических затрат на основе внедрения инструментов «бережливого производства» (на примере ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент»)
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты сокращения логистических затрат предприятий в
современных условиях 7
1.1 Понятие, сущность и структура логистических затрат предприятий 7
1.2 Подходы, методы и инструменты сокращения логистических затрат
предприятия 18
2 Анализ логистических затрат на предприятии ООО «Форесия Аутомотив
Девелопмент» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2 Оценка логистических затрат на предприятии 29
3 Разработка мероприятий по сокращению логистических затрат на основе
внедрения инструментов «бережливого производства» ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент» 39
3.1 Мероприятия по сокращению логистических затрат на основе внедрения
инструментов бережливого производства 39
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 43
Заключение 46
Список используемой литературы 50
Приложение А. Организационная структура управления предприятием ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент» 53
1 Теоретические аспекты сокращения логистических затрат предприятий в
современных условиях 7
1.1 Понятие, сущность и структура логистических затрат предприятий 7
1.2 Подходы, методы и инструменты сокращения логистических затрат
предприятия 18
2 Анализ логистических затрат на предприятии ООО «Форесия Аутомотив
Девелопмент» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2 Оценка логистических затрат на предприятии 29
3 Разработка мероприятий по сокращению логистических затрат на основе
внедрения инструментов «бережливого производства» ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент» 39
3.1 Мероприятия по сокращению логистических затрат на основе внедрения
инструментов бережливого производства 39
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 43
Заключение 46
Список используемой литературы 50
Приложение А. Организационная структура управления предприятием ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент» 53
В настоящее время актуальным вопросом на всех предприятиях в различных отраслях промышленности особое внимание уделяется оценке, анализу логистических затрат. Оценка логистических затрат проводится во всех процессах организации. Для их оценки компании используют различные современные методы и подходы.
На основе проведенной оценке предприятиями разрабатываются мероприятия направленные на сокращение логистических затрат. Основным инструментом для сокращения логистических затрат выступает концепция «бережливое производство». За счет внедрения различных систем входящих в данную концепцию, предприятие сокращает затраты связанные с производством продукции, транспортировкой готовой продукции, складирование товарно-материальных ценностей, готовой продукции, тары, упаковки и т.д.
Сокращая логистические затраты по выше указанным процессам предприятие тем самым экономит денежные средства, уменьшает время выполнения тех или иных операций и оптимизирует в целом работу процесса. Так же сокращение логистических затрат ведет к повышению экономической эффективности предприятия и к конкурентоспособности.
Цель бакалаврской работы заключается в сокращении логистических затрат на предприятии за счет внедрения концепции бережливое производство.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты сокращения логистических затрат на предприятии;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия
- ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент»;
- провести оценку логистических затрат на предприятии ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент»;
- разработать мероприятия направленные на сокращения логистических затрат за счет внедрения инструментов бережливого производства;
- провести расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования бакалаврской работы является предприятие ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент».
Предметом исследования является сокращение логистических затрат на предприятии.
Для анализа деятельности предприятия ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент» в работе использовались годовая и бухгалтерская отчетность организации за 2018-2020 года, нормативно-правовая база и внутренний документооборот организации.
Методы исследования, применяемые к бакалаврской работе: аналитических, статистический, системный, математических и процессный.
Степень разработанности проблемы. Теоретической основой изучения вопросов в бакалаврской работе явились труды отечественных и зарубежных специалистов. Изучению вопросов теории и методологии в логистике были посвящены исследования таких авторов, как Б.А. Аникин, А.С. Балалаев, Д.Дж. Бауэрсокс, А.Г. Бондарь, А.М. Гаджинский, В.В Дыбская, Е.И. Зайцева, Д.Дж. Клосс, В.Ф. Лукиных, Д.Т. Новиков, Ю.М. Неруш, В.В. Плотников, Г.И. Просветов, А.Н. Родников, Ю.И. Рыжиков, В.И. Сергеев, Л.А. Сосунова, В.И. Степанов, А.Н. Стерлигова, А.И. Шинкевич.
В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты сокращения логистических затрат предприятия, которые включают в себя понятия, сущность логистических затрат, где даются определения таким понятиям как «затраты», «расходы», «издержки» различных авторов. Описывается структура логистических затрат в целом по предприятию и состав логистических затрат в складской, производственной и транспортной системах предприятий. Так же в первом разделе изучаются методы, подходы, инструменты направленные на сокращение логистических затрат предприятия.
Во втором разделе бакалаврской работы дается организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент». Проводится оценка логистических затрат на предприятии, делая акцент при этом на затратах связанных со складированием готовой продукции, так как именно там у предприятия наибольшую долю составляют логистические затраты.
В третьем разделе разрабатываются мероприятия направленные на сокращение логистических затрат предприятием ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент», проводится расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Структура бакалаврской работы включает в себя введение, три раздела, заключение, список используемой литературы 31 источников, приложение, таблиц 13, рисунков 12.
На основе проведенной оценке предприятиями разрабатываются мероприятия направленные на сокращение логистических затрат. Основным инструментом для сокращения логистических затрат выступает концепция «бережливое производство». За счет внедрения различных систем входящих в данную концепцию, предприятие сокращает затраты связанные с производством продукции, транспортировкой готовой продукции, складирование товарно-материальных ценностей, готовой продукции, тары, упаковки и т.д.
Сокращая логистические затраты по выше указанным процессам предприятие тем самым экономит денежные средства, уменьшает время выполнения тех или иных операций и оптимизирует в целом работу процесса. Так же сокращение логистических затрат ведет к повышению экономической эффективности предприятия и к конкурентоспособности.
Цель бакалаврской работы заключается в сокращении логистических затрат на предприятии за счет внедрения концепции бережливое производство.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты сокращения логистических затрат на предприятии;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия
- ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент»;
- провести оценку логистических затрат на предприятии ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент»;
- разработать мероприятия направленные на сокращения логистических затрат за счет внедрения инструментов бережливого производства;
- провести расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования бакалаврской работы является предприятие ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент».
Предметом исследования является сокращение логистических затрат на предприятии.
Для анализа деятельности предприятия ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент» в работе использовались годовая и бухгалтерская отчетность организации за 2018-2020 года, нормативно-правовая база и внутренний документооборот организации.
Методы исследования, применяемые к бакалаврской работе: аналитических, статистический, системный, математических и процессный.
Степень разработанности проблемы. Теоретической основой изучения вопросов в бакалаврской работе явились труды отечественных и зарубежных специалистов. Изучению вопросов теории и методологии в логистике были посвящены исследования таких авторов, как Б.А. Аникин, А.С. Балалаев, Д.Дж. Бауэрсокс, А.Г. Бондарь, А.М. Гаджинский, В.В Дыбская, Е.И. Зайцева, Д.Дж. Клосс, В.Ф. Лукиных, Д.Т. Новиков, Ю.М. Неруш, В.В. Плотников, Г.И. Просветов, А.Н. Родников, Ю.И. Рыжиков, В.И. Сергеев, Л.А. Сосунова, В.И. Степанов, А.Н. Стерлигова, А.И. Шинкевич.
В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты сокращения логистических затрат предприятия, которые включают в себя понятия, сущность логистических затрат, где даются определения таким понятиям как «затраты», «расходы», «издержки» различных авторов. Описывается структура логистических затрат в целом по предприятию и состав логистических затрат в складской, производственной и транспортной системах предприятий. Так же в первом разделе изучаются методы, подходы, инструменты направленные на сокращение логистических затрат предприятия.
Во втором разделе бакалаврской работы дается организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент». Проводится оценка логистических затрат на предприятии, делая акцент при этом на затратах связанных со складированием готовой продукции, так как именно там у предприятия наибольшую долю составляют логистические затраты.
В третьем разделе разрабатываются мероприятия направленные на сокращение логистических затрат предприятием ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент», проводится расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Структура бакалаврской работы включает в себя введение, три раздела, заключение, список используемой литературы 31 источников, приложение, таблиц 13, рисунков 12.
Целью бакалаврской работы являлось сократить логистические затраты на предприятии. Для достижения данной цели перед автором были поставлены ряд задач.
В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты сокращения логистических затрат предприятия, которые включают в себя понятия, сущность логистических затрат, где даются определения таким понятиям как «затраты», «расходы», «издержки» различных авторов. Описывается структура логистических затрат в целом по предприятию и состав логистических затрат в складской, производственной и транспортной системах предприятий. Так же в первом разделе изучаются методы, подходы, инструменты направленные на сокращение логистических затрат предприятия.
Во втором разделе бакалаврской работы дается организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент» за 2018-2020 гг., проводится расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия, в результате, которого были сделаны следующие выводы, о том, что за исследуемый период компания ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент» отработала удовлетворительно с 2018 года по 2020 наблюдается отрицательная динамика по основным показателям деятельности, а именно выручка в 2020 году по отношению к 2019 году снизилась на 17,75 % и составила 9 898 174 т. р. При этом следует отметить, что вместе с выручкой происходит снижение себестоимости продукции, в 2019 году по отношению к 2018 году происходит рост на 2,25 %, а уже в 2020 году по отношению к 2019 году себестоимость снижается на 13,39 %. Это связанно с тем, что на предприятии происходит сокращение числа выпускаемой продукции.
Валовая прибыль предприятия за исследуемый период так же имеет тенденцию сокращения в 2019 году на 12,78 % а в 2020 году еще на 38,63 %, что влечет за собой снижение показателя прибыли от продаж, которой в 2019 году составляет 852 652 т. р. и в 2020 году 180 880 т. р., что на 78,79 % меньше предыдущего периода.
Стоимость основных фондов предприятия в 2020 году составляет 818 870 т. р., что выше предыдущего периода на 14,28 %. Оборотные активы в 2020 году составляют 1 065 588 т. р., что выше показателя предыдущего периода на 34,49 %.
Чистая прибыль предприятия в 2020 году составляет 162 828 т. р., что на 85,51 % ниже предыдущего периода. Так же отмечается тенденция снижения численности персонала ежегодно с 600 человек до 480 человек.
Проводится оценка логистических затрат на предприятии, делая акцент при этом на затратах связанных со складированием готовой продукции, так как именно там у предприятия наибольшую долю составляют логистические затраты.
Общие затраты по материальным запасам в 2020 году составляют 1 065 588 т. р., что на 273 270 т. р. больше чем в 2019 году. Большую долю затрат, а именно 50 % от общей суммы составляют материальные запасы на сырье, материалы и другие аналогичные ценности, в сумме 532 794 т. р. Вторая статья затрат на запасы составляет готовая продукция 32 % от общей суммы в денежном эквиваленте это составляет 340 988,2 т. р. 15 % от общей суммы затрат составляют затраты на незавершенное производство 159 838,2 т. р. И самую малую долю затрат в размере 3 % составляют расходы будущих периодов.
Таким образом, общая сумма затрат на хранение и перевозку готовой продукции для предприятия АО «АВТОВАЗ» составляет 241 571,7 т. р.
В результате проведенного анализа логистических затрат компании ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент», можно сделать вывод о том, что в настоящее время предприятие затрачивает достаточно большое количество денежных средств на хранение и перевозку готовой продукции на предприятие-заказчик АО «АВТОВАЗ».
В третьем разделе разрабатываются мероприятия направленные на сокращение логистических затрат предприятием ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент», проводится расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Автором предложено для сокращения логистических затрат на предприятии ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент» внедрить систему бережливого производства Just in time, с целью исключить складские запасы готовой продукции на предприятии. В результате предложенного мероприятия компания будет ежедневно осуществлять отгрузку готовой продукции своему основному заказчику предприятию АО «АВТОВАЗ». Вторым мероприятием является закупка двух автомобилей грузоподъемностью 20 тонн, с целью доставки готовой продукции потребителю точно в срок. В результате предложенных мероприятий был проведен расчет экономической эффективности Представлены затраты на приобретение двух автомобилей грузоподъемностью 20 тонн. Стоимость двух автомобилей составляет 10 000 000 рублей, это относится к единовременным затратам. Для работы на данных автомобилях необходимо принять на работу двух водителей, заработная плата одного водителя составляет 30 000 рублей, следовательно, заработная плата двух водителей составит 60 000 рублей. Годовой фонд оплаты труда водителей составит 720 000 рублей. Затраты на ГСМ в год составляют 5 336 240 рублей, данная сумма складывается из стоимости дизельного топлива за 1 литр = 51 рубль, объем бензобака 500 литров у одного автомобиля и расхода топлива на 100 км - 25 л.
В целом предложенные мероприятия, направленные на внедрение системы бережливого производства Just in time и закупку двух автомобилей грузоподъемностью 20 тонн является эффективными, что свидетельствует положительная динамика изменения основных экономических показателей компании.
Несмотря на то, что выручка компании от предложенных мероприятий не изменяется, но за счет сокращения себестоимости на 6 184 т. р., увеличивается прибыль от продаж на 848 т. р. и как следствие увеличивается чистая прибыль на 900 т. р.
Снижение себестоимости на предприятии ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент» происходит за счет сокращения запасов готовой продукции на складе, что ведет за собой уменьшение логистических затрат на работу склада. В связи с приобретением двух автомобилей, возрастают коммерческие расходы компании на 5 336 т. р., в статью коммерческих расходов входит приобретение автомобилей и ГСМ. Численность персонала так же увеличивается на 2 человека это связанно с приемом на предприятие двух водителей. В связи с трудоустройством двух водителей возрастает фонд оплаты труда на 720 т. р. Основные средства увеличиваются на 10 млн. р.
Таким образом, задачи бакалаврской работы решены, цель достигнута.
В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты сокращения логистических затрат предприятия, которые включают в себя понятия, сущность логистических затрат, где даются определения таким понятиям как «затраты», «расходы», «издержки» различных авторов. Описывается структура логистических затрат в целом по предприятию и состав логистических затрат в складской, производственной и транспортной системах предприятий. Так же в первом разделе изучаются методы, подходы, инструменты направленные на сокращение логистических затрат предприятия.
Во втором разделе бакалаврской работы дается организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент» за 2018-2020 гг., проводится расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия, в результате, которого были сделаны следующие выводы, о том, что за исследуемый период компания ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент» отработала удовлетворительно с 2018 года по 2020 наблюдается отрицательная динамика по основным показателям деятельности, а именно выручка в 2020 году по отношению к 2019 году снизилась на 17,75 % и составила 9 898 174 т. р. При этом следует отметить, что вместе с выручкой происходит снижение себестоимости продукции, в 2019 году по отношению к 2018 году происходит рост на 2,25 %, а уже в 2020 году по отношению к 2019 году себестоимость снижается на 13,39 %. Это связанно с тем, что на предприятии происходит сокращение числа выпускаемой продукции.
Валовая прибыль предприятия за исследуемый период так же имеет тенденцию сокращения в 2019 году на 12,78 % а в 2020 году еще на 38,63 %, что влечет за собой снижение показателя прибыли от продаж, которой в 2019 году составляет 852 652 т. р. и в 2020 году 180 880 т. р., что на 78,79 % меньше предыдущего периода.
Стоимость основных фондов предприятия в 2020 году составляет 818 870 т. р., что выше предыдущего периода на 14,28 %. Оборотные активы в 2020 году составляют 1 065 588 т. р., что выше показателя предыдущего периода на 34,49 %.
Чистая прибыль предприятия в 2020 году составляет 162 828 т. р., что на 85,51 % ниже предыдущего периода. Так же отмечается тенденция снижения численности персонала ежегодно с 600 человек до 480 человек.
Проводится оценка логистических затрат на предприятии, делая акцент при этом на затратах связанных со складированием готовой продукции, так как именно там у предприятия наибольшую долю составляют логистические затраты.
Общие затраты по материальным запасам в 2020 году составляют 1 065 588 т. р., что на 273 270 т. р. больше чем в 2019 году. Большую долю затрат, а именно 50 % от общей суммы составляют материальные запасы на сырье, материалы и другие аналогичные ценности, в сумме 532 794 т. р. Вторая статья затрат на запасы составляет готовая продукция 32 % от общей суммы в денежном эквиваленте это составляет 340 988,2 т. р. 15 % от общей суммы затрат составляют затраты на незавершенное производство 159 838,2 т. р. И самую малую долю затрат в размере 3 % составляют расходы будущих периодов.
Таким образом, общая сумма затрат на хранение и перевозку готовой продукции для предприятия АО «АВТОВАЗ» составляет 241 571,7 т. р.
В результате проведенного анализа логистических затрат компании ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент», можно сделать вывод о том, что в настоящее время предприятие затрачивает достаточно большое количество денежных средств на хранение и перевозку готовой продукции на предприятие-заказчик АО «АВТОВАЗ».
В третьем разделе разрабатываются мероприятия направленные на сокращение логистических затрат предприятием ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент», проводится расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Автором предложено для сокращения логистических затрат на предприятии ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент» внедрить систему бережливого производства Just in time, с целью исключить складские запасы готовой продукции на предприятии. В результате предложенного мероприятия компания будет ежедневно осуществлять отгрузку готовой продукции своему основному заказчику предприятию АО «АВТОВАЗ». Вторым мероприятием является закупка двух автомобилей грузоподъемностью 20 тонн, с целью доставки готовой продукции потребителю точно в срок. В результате предложенных мероприятий был проведен расчет экономической эффективности Представлены затраты на приобретение двух автомобилей грузоподъемностью 20 тонн. Стоимость двух автомобилей составляет 10 000 000 рублей, это относится к единовременным затратам. Для работы на данных автомобилях необходимо принять на работу двух водителей, заработная плата одного водителя составляет 30 000 рублей, следовательно, заработная плата двух водителей составит 60 000 рублей. Годовой фонд оплаты труда водителей составит 720 000 рублей. Затраты на ГСМ в год составляют 5 336 240 рублей, данная сумма складывается из стоимости дизельного топлива за 1 литр = 51 рубль, объем бензобака 500 литров у одного автомобиля и расхода топлива на 100 км - 25 л.
В целом предложенные мероприятия, направленные на внедрение системы бережливого производства Just in time и закупку двух автомобилей грузоподъемностью 20 тонн является эффективными, что свидетельствует положительная динамика изменения основных экономических показателей компании.
Несмотря на то, что выручка компании от предложенных мероприятий не изменяется, но за счет сокращения себестоимости на 6 184 т. р., увеличивается прибыль от продаж на 848 т. р. и как следствие увеличивается чистая прибыль на 900 т. р.
Снижение себестоимости на предприятии ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент» происходит за счет сокращения запасов готовой продукции на складе, что ведет за собой уменьшение логистических затрат на работу склада. В связи с приобретением двух автомобилей, возрастают коммерческие расходы компании на 5 336 т. р., в статью коммерческих расходов входит приобретение автомобилей и ГСМ. Численность персонала так же увеличивается на 2 человека это связанно с приемом на предприятие двух водителей. В связи с трудоустройством двух водителей возрастает фонд оплаты труда на 720 т. р. Основные средства увеличиваются на 10 млн. р.
Таким образом, задачи бакалаврской работы решены, цель достигнута.



