Взаимосвязь социально-психологических особенностей и удовлетворенности браком у женщин зрелого возраста (Московский Институт Психоанализа)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 70 женщин, в возрасте от 25-40 лет, имеющих как минимум одного ребенка, состоящих в браке, имеющих профессию и трудовой стаж.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ У ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Удовлетворенность браком как психологический феномен 9
1.2. Общая характеристика зрелого возраста 29
1.3. Социально-психологические особенности женщин зрелого возраста 38
Выводы по теоретической главе 48
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ У ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА 49
2.1. Организация и этапы исследования 49
2.2. Анализ и обсуждение результатов исследования 54
2.3. Практические рекомендации психологу-консультанту по повышению уровня удовлетворенности браком у женщин зрелого возраста 66
Выводы по эмпирической главе 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 103
Выборка: 70 женщин, в возрасте от 25-40 лет, имеющих как минимум одного ребенка, состоящих в браке, имеющих профессию и трудовой стаж.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ У ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Удовлетворенность браком как психологический феномен 9
1.2. Общая характеристика зрелого возраста 29
1.3. Социально-психологические особенности женщин зрелого возраста 38
Выводы по теоретической главе 48
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ У ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА 49
2.1. Организация и этапы исследования 49
2.2. Анализ и обсуждение результатов исследования 54
2.3. Практические рекомендации психологу-консультанту по повышению уровня удовлетворенности браком у женщин зрелого возраста 66
Выводы по эмпирической главе 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 103
Актуальность исследования. Во все времена семья была и остается важнейшим институтом общества. Важность сохранения семьи как таковой, а также сохранения внутри самой семьи конструктивных и психологически благополучных взаимоотношений между всеми ее членами, остается актуальной задачей. От качества взаимоотношений в семье зависит то, насколько человек ощущает себя счастливым, нужным, любимым. В семье формируются основные базовые ценности и установки личности человека, которые потом будут влиять на него и его профессиональные успехи, межличностные отношения, стратегии действий и мотивы поступков на протяжении всей жизни.
Наиболее важным аспектом, от которого зависит благополучие внутрисемейных отношений, являются отношения между супругами. Каждый из них вносит свой вклад, как положительный, так и отрицательный, в то, насколько благоприятной будет обстановка внутри семьи. И одним из ключевых факторов, влияющим на стратегию поведения каждого из супругов по отношению к другому, является уровень удовлетворенности браком.
В современном обществе институт брака претерпел множественные изменения, и этот процесс еще не закончен. Особенно сильно изменилась роль женщины и ее значение. Во многих странах, в том числе и в России, произошел уход от стандартной патриархальной модели семьи, в сторону более сбалансированной партнёрской модели. Произошло расширение спектра социальных ролей женщины, появилось стремление к индивидуализации, профессиональному и личностному самовыражению, возрастанию важности самоактуализации, стремление к преодолению гендерных стереотипов, появлению потребности в личной свободе и независимости и основанной на этом уверенности в себе и своем благополучии. Большинство современных женщин все чаще чувствуют в себе способность разорвать семейные отношения, не удовлетворяющие их собственным представлениям о семье, а также отношения, в которых не удовлетворяются их потребности самого различного спектра. Но вместе с появлением этой способности, как проявлением независимости, современная женщина сталкивается и со множеством вызовов. Особенно это касается женщин зрелого возраста. Это и множество требований общества относительно тех социальных ролей, которым она должна соответствовать, и переоценка ценностей, и перестройка своего внутреннего «Я», и критического осмысления того, что уже было достигнуто и того, к чему она будет стремиться, и трансформация личности и уровня ответственности в связи с рождением детей, и многое другое. Все это, в совокупности с личными качествами и социально-психологическими особенностями женщины, может влиять на отношения со своим супругом и степень ее удовлетворенности браком. Ко всему прочему зрелый возраст – это значительный период жизни женщины, на который, в большинстве своем, и приходится сам момент вступления в брачные отношения, а также их трансформация, в связи с прохождением разных этапов.
Как показывает практика и многочисленные наблюдения, инициатива в изучении психологии отношений, стремлении решить появившиеся внутрисемейные проблемы, посещении различных психологических программ и тренингов, посвященных данной теме, обращении к семейным психологам, в выявлении проблем внутри семьи, на основании, прежде всего, понимания своей неудовлетворенности браком, и поиск способов ее решения, принадлежит преимущественно женщинам. В этой связи роль женщины в сохранении семьи, как на уровне отдельной ячейки общества, так и на уровне института семьи является основополагающей.
Понимая причины, которые приводят к возникновению у женщин зрелого возраста неудовлетворенности браком и дальнейшая их проработка в программах психологической помощи значительно повысят шансы на увеличение числа семей, сумевших справиться с «турбулентными» временами в отношениях между супругами, а значит, снизят количество распавшихся семей или семей фактически существующих, но имеющих внутри глобальные противоречия и неблагополучную психологическую обстановку, что отрицательно скажется и на степени благополучия общества в целом.
Проблема исследования состоит в изучении влияния определенных социально-психологических особенностей личности в контексте удовлетворенности браком, обоснования взаимосвязи, а также реализации программы психологической работы с женщинами на предмет устранения причин неудовлетворенности браком.
Разработанность проблемы исследования.
Психологическая удовлетворенность браком напрямую обуславливает устойчивость семейного союза, поскольку низкий уровень удовлетворенности браком при взаимосвязи с другими факторами могут обусловливать распад семьи.
Изучению семейных отношений посвящены работы Т. В. Андреевой Ю.Е. Алешиной, С.И Голода, В.Н. Дружинина, В.В Столина, и других. Современные исследования удовлетворенности браком на разных этапах семейной жизни представлены в трудах отечественных исследователей : Л.Л. Баландина, В. А. Баранова, Ю. В. Варданян, А. Д. Гырдасова, Ю. Котельникова Т. С. Шевцова, и другие. По данным таких ученых существует тесная связь между психологической удовлетворенностью браком, стажем семейной жизни и стадией жизненного цикла семьи, а именно субъективная удовлетворенность браком может снижаться в переходные периоды жизненного цикла семьи. Считаем целесообразным и актуальным исследование психологической удовлетворенности браком на разных этапах жизненного цикла семьи.
Для изучения причин удовлетворенности браком у женщин зрелого возраста мы обратимся в первую очередь к социально-психологическим особенностям женщин зрелого возраста, как к начальным базовым факторам, способных повлиять на удовлетворенность браком. И исследуем взаимосвязь между ними.
В научных концепциях социально-психологические особенности личности представляют собой основные качества и характеристики, позволяющие играть определенные роли в обществе (перечислить несколько авторов и др.). Психологическая сторона отражает совокупность проявлений индивидуальных качеств личности, отражающих типичное поведение в общении и взаимодействии с другими людьми (Б. Г. Ананьев, М. Я. Басов, В. М. Мясищев, А. Н. Леонтьев, Э. Эриксон).
Объект исследования: удовлетворенность браком как психологический феномен
Предмет исследования: взаимосвязь социально-психологических особенностей личности и удовлетворенности браком у женщин зрелого возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически выявить взаимосвязь социально-психологических особенностей личности и удовлетворенности браком у женщин зрелого возраста.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь социально-психологических особенностей личности и удовлетворенности браком у женщин, а именно:
– существует взаимосвязь между уровнем удовлетворенности браком у женщин и ролевыми ожиданиями партнеров;
– уровень неудовлетворенности браком связан с низкой активностью партнеров в выполнении ими семейных ролей;
– на удовлетворенность браком будут оказывать такие социальные факторы, как возраст, семейное положение, являлся ли это первым или вторым браком, количество детей и уровень образования у респондентов.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический обзор литературы социально-психологических особенностей женщин зрелого возраста и удовлетворенности браком, как психологического феномена.
2.Эмпирически выявить взаимосвязи социально-психологических особенностей и удовлетворенности браком у женщин зрелого возраста.
3.Провести анализ результатов исследования
4.Разработать программу психологической работы для женщин, имеющих низкий уровень удовлетворенности браком.
Теоретическая база исследования.
Теоретико-методологической основой исследования, раскрывающие социальные и психологические особенности человека, выступает: 1)концептуальные положения теории функциональных систем(П.К. Анохин, А.Ф. Лазурский, Б. Г. Ананьев, М. Я. Басов, В. М. Мясищев, А. Н. Леонтьев), рассматривающая личность как единство физиологического, психического и преобразующего ее (личность) социального; 2) концепция развития личности (Э. Эриксон), основывающейся на процессе формирования психосоциальной идентичности; 3) отечественная трактовка концепции удовлетворенности браком (Ю.Е. Алешина, В. В. Столин, Т.В. Андреева); 4) трактовка психологическая зрелости в контексте гуманистического (А. Маслоу; К. Роджерса и поведенческого подходов (Р. Хейвигхерст, Г. Олпорт).
Методы исследования:
–теоретические: анализ научных источников, библиографический метод, обобщение
– эмпирические: тестирование, опрос.
– методы математического анализа и статистики (ранговая корреляцияСпирмена, и H-критерии Крускала-Уоллеса и U-критерий Манна-Уитни).
Методики исследования:
– Опросник «Удовлетворённость браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко);
– Методика «Ролевые ожидания партнеров (РОП)» (А. Н. Волкова);
– Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман);
– Методика «Стратегии поведения в конфликте» (К. Томас).
Эмпирическая база исследования: сообщество женщин в телеграмм–чатах различных образовательных программ для родителей – чаты образовательных программ для мам (Программа по сну и уходу за младенцем в 1 год жизни «Спи, моя радость»; Обучающая программа для родителей детей 5-17 лет «Образовательная стратегия ребенка»).
Характеристика выборки исследования: в исследовании приняло участие 70 женщин, в возрасте от 25-40 лет, имеющих как минимум одного ребенка, состоящих в браке, имеющих профессию и трудовой стаж.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной программы психологической работы с женщинами, имеющих низкий уровень удовлетворенности браком, и определении факторов, которые могут к этому привести для профилактики появления данной ситуации у женщин, чьи отношения с супругом и удовлетворенность браком находятся в благополучном состоянии.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя 6 параграфов, выводов по главам, общих выводов, списка использованной литературы и двух приложений.
Наиболее важным аспектом, от которого зависит благополучие внутрисемейных отношений, являются отношения между супругами. Каждый из них вносит свой вклад, как положительный, так и отрицательный, в то, насколько благоприятной будет обстановка внутри семьи. И одним из ключевых факторов, влияющим на стратегию поведения каждого из супругов по отношению к другому, является уровень удовлетворенности браком.
В современном обществе институт брака претерпел множественные изменения, и этот процесс еще не закончен. Особенно сильно изменилась роль женщины и ее значение. Во многих странах, в том числе и в России, произошел уход от стандартной патриархальной модели семьи, в сторону более сбалансированной партнёрской модели. Произошло расширение спектра социальных ролей женщины, появилось стремление к индивидуализации, профессиональному и личностному самовыражению, возрастанию важности самоактуализации, стремление к преодолению гендерных стереотипов, появлению потребности в личной свободе и независимости и основанной на этом уверенности в себе и своем благополучии. Большинство современных женщин все чаще чувствуют в себе способность разорвать семейные отношения, не удовлетворяющие их собственным представлениям о семье, а также отношения, в которых не удовлетворяются их потребности самого различного спектра. Но вместе с появлением этой способности, как проявлением независимости, современная женщина сталкивается и со множеством вызовов. Особенно это касается женщин зрелого возраста. Это и множество требований общества относительно тех социальных ролей, которым она должна соответствовать, и переоценка ценностей, и перестройка своего внутреннего «Я», и критического осмысления того, что уже было достигнуто и того, к чему она будет стремиться, и трансформация личности и уровня ответственности в связи с рождением детей, и многое другое. Все это, в совокупности с личными качествами и социально-психологическими особенностями женщины, может влиять на отношения со своим супругом и степень ее удовлетворенности браком. Ко всему прочему зрелый возраст – это значительный период жизни женщины, на который, в большинстве своем, и приходится сам момент вступления в брачные отношения, а также их трансформация, в связи с прохождением разных этапов.
Как показывает практика и многочисленные наблюдения, инициатива в изучении психологии отношений, стремлении решить появившиеся внутрисемейные проблемы, посещении различных психологических программ и тренингов, посвященных данной теме, обращении к семейным психологам, в выявлении проблем внутри семьи, на основании, прежде всего, понимания своей неудовлетворенности браком, и поиск способов ее решения, принадлежит преимущественно женщинам. В этой связи роль женщины в сохранении семьи, как на уровне отдельной ячейки общества, так и на уровне института семьи является основополагающей.
Понимая причины, которые приводят к возникновению у женщин зрелого возраста неудовлетворенности браком и дальнейшая их проработка в программах психологической помощи значительно повысят шансы на увеличение числа семей, сумевших справиться с «турбулентными» временами в отношениях между супругами, а значит, снизят количество распавшихся семей или семей фактически существующих, но имеющих внутри глобальные противоречия и неблагополучную психологическую обстановку, что отрицательно скажется и на степени благополучия общества в целом.
Проблема исследования состоит в изучении влияния определенных социально-психологических особенностей личности в контексте удовлетворенности браком, обоснования взаимосвязи, а также реализации программы психологической работы с женщинами на предмет устранения причин неудовлетворенности браком.
Разработанность проблемы исследования.
Психологическая удовлетворенность браком напрямую обуславливает устойчивость семейного союза, поскольку низкий уровень удовлетворенности браком при взаимосвязи с другими факторами могут обусловливать распад семьи.
Изучению семейных отношений посвящены работы Т. В. Андреевой Ю.Е. Алешиной, С.И Голода, В.Н. Дружинина, В.В Столина, и других. Современные исследования удовлетворенности браком на разных этапах семейной жизни представлены в трудах отечественных исследователей : Л.Л. Баландина, В. А. Баранова, Ю. В. Варданян, А. Д. Гырдасова, Ю. Котельникова Т. С. Шевцова, и другие. По данным таких ученых существует тесная связь между психологической удовлетворенностью браком, стажем семейной жизни и стадией жизненного цикла семьи, а именно субъективная удовлетворенность браком может снижаться в переходные периоды жизненного цикла семьи. Считаем целесообразным и актуальным исследование психологической удовлетворенности браком на разных этапах жизненного цикла семьи.
Для изучения причин удовлетворенности браком у женщин зрелого возраста мы обратимся в первую очередь к социально-психологическим особенностям женщин зрелого возраста, как к начальным базовым факторам, способных повлиять на удовлетворенность браком. И исследуем взаимосвязь между ними.
В научных концепциях социально-психологические особенности личности представляют собой основные качества и характеристики, позволяющие играть определенные роли в обществе (перечислить несколько авторов и др.). Психологическая сторона отражает совокупность проявлений индивидуальных качеств личности, отражающих типичное поведение в общении и взаимодействии с другими людьми (Б. Г. Ананьев, М. Я. Басов, В. М. Мясищев, А. Н. Леонтьев, Э. Эриксон).
Объект исследования: удовлетворенность браком как психологический феномен
Предмет исследования: взаимосвязь социально-психологических особенностей личности и удовлетворенности браком у женщин зрелого возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически выявить взаимосвязь социально-психологических особенностей личности и удовлетворенности браком у женщин зрелого возраста.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь социально-психологических особенностей личности и удовлетворенности браком у женщин, а именно:
– существует взаимосвязь между уровнем удовлетворенности браком у женщин и ролевыми ожиданиями партнеров;
– уровень неудовлетворенности браком связан с низкой активностью партнеров в выполнении ими семейных ролей;
– на удовлетворенность браком будут оказывать такие социальные факторы, как возраст, семейное положение, являлся ли это первым или вторым браком, количество детей и уровень образования у респондентов.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический обзор литературы социально-психологических особенностей женщин зрелого возраста и удовлетворенности браком, как психологического феномена.
2.Эмпирически выявить взаимосвязи социально-психологических особенностей и удовлетворенности браком у женщин зрелого возраста.
3.Провести анализ результатов исследования
4.Разработать программу психологической работы для женщин, имеющих низкий уровень удовлетворенности браком.
Теоретическая база исследования.
Теоретико-методологической основой исследования, раскрывающие социальные и психологические особенности человека, выступает: 1)концептуальные положения теории функциональных систем(П.К. Анохин, А.Ф. Лазурский, Б. Г. Ананьев, М. Я. Басов, В. М. Мясищев, А. Н. Леонтьев), рассматривающая личность как единство физиологического, психического и преобразующего ее (личность) социального; 2) концепция развития личности (Э. Эриксон), основывающейся на процессе формирования психосоциальной идентичности; 3) отечественная трактовка концепции удовлетворенности браком (Ю.Е. Алешина, В. В. Столин, Т.В. Андреева); 4) трактовка психологическая зрелости в контексте гуманистического (А. Маслоу; К. Роджерса и поведенческого подходов (Р. Хейвигхерст, Г. Олпорт).
Методы исследования:
–теоретические: анализ научных источников, библиографический метод, обобщение
– эмпирические: тестирование, опрос.
– методы математического анализа и статистики (ранговая корреляцияСпирмена, и H-критерии Крускала-Уоллеса и U-критерий Манна-Уитни).
Методики исследования:
– Опросник «Удовлетворённость браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко);
– Методика «Ролевые ожидания партнеров (РОП)» (А. Н. Волкова);
– Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман);
– Методика «Стратегии поведения в конфликте» (К. Томас).
Эмпирическая база исследования: сообщество женщин в телеграмм–чатах различных образовательных программ для родителей – чаты образовательных программ для мам (Программа по сну и уходу за младенцем в 1 год жизни «Спи, моя радость»; Обучающая программа для родителей детей 5-17 лет «Образовательная стратегия ребенка»).
Характеристика выборки исследования: в исследовании приняло участие 70 женщин, в возрасте от 25-40 лет, имеющих как минимум одного ребенка, состоящих в браке, имеющих профессию и трудовой стаж.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной программы психологической работы с женщинами, имеющих низкий уровень удовлетворенности браком, и определении факторов, которые могут к этому привести для профилактики появления данной ситуации у женщин, чьи отношения с супругом и удовлетворенность браком находятся в благополучном состоянии.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя 6 параграфов, выводов по главам, общих выводов, списка использованной литературы и двух приложений.
1. Понятие «психологическая удовлетворенность брака» в первую очередь подразумевает реализацию представлений (образа) о семье, которая складывается в сознании индивида под влиянием различных обстоятельств (действительных или символических), составляющих его опыт, т. е. определенная внутренняя субъективная оценка супругов собственных семейных отношений. Наряду с понятием «удовлетворенность браком» существует термин «неудовлетворенность браком». Степень неудовлетворенности браком зависит от уровня осознания данного состояния (осознанная и плохо осознанная).
2. В научных работах выделяются ряд факторов, обусловливающих меру психологической удовлетворенности браком: уровень образования, оценка здоровья, возраст супругов, пол, социально-экономические факторы и многие другие. Для комфортного существования семьи недостаточно одного факта замужество по любви и материальному благополучию семьи. Одним из важнейших факторов стабильности семейных отношений являются взаимопонимание между мужем и женой. Важным в супружеских отношениях является брачная адаптация партнеров и наличие возможности в мужа и жены в полной мере самораскрываться, чувствовать взаимопонимание и принятие взглядов и поведения партнера.
3. В период зрелости (25-45 лет) происходит консолидация социальных и профессиональных ролей. Зрелый возраст может быть назван возрастом практической, профессиональной жизни человека. Среди задач зрелого возраста исследователями определено:
– достижение зрелой гражданской и социальной ответственности;
– достижение и поддержание соответствующего уровня жизни;
– помощь детям стать ответственными взрослыми;
– принятие физиологических изменений в середине жизни и адаптация к ним;
– усиление личностного аспекта супружеских отношений;
– адаптация к взаимодействию с родителями пожилого возраста
4. Целью эмпирического исследования было выявление взаимосвязи социально-психологических особенностей и удовлетворенности браком у женщин зрелого возраста. В исследовании приняли участие 70 женщин, в возрасте от 25-40 лет, имеющих как минимум одного ребенка, состоящих в браке, имеющих профессию и трудовой стаж.
Согласно тесту-опроснику удовлетворенностью браком абсолютное большинство женщин, по данным диагностики, не удовлетворены своим партнером и браком, в частности. Эти показатели не только констатируют картину существующих супружеских отношений, но и дают возможность понять субъективного мира. По методике «Ролевые ожидания партнеров» показано, что в целом у тестируемых женщин преобладает средние уровни ролевых ожиданий от мужа. Согласно методике «Распределение ролей в семье» многие функции/роли в браке, по мнению женщин (кроме финансового обеспечения), преимущественно выполняют именно они, а не их супруг. По методике на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации выяснено, что у респондентов нет доминирующей стратегии поведения в конфликте, поскольку и уровень, и глубина отношений с партнеров у всех разные.
5. Далее мы провели проверку гипотезы о том, что существует взаимосвязь между уровнем удовлетворенности браком у женщин и ролевых ожиданий партнеров. По результатам математической обработки, выявлено, что большинство шкал ролевых ожиданий взаимосвязаны с уровнем удовлетворённостью браком: респонденты, с высоким уровнем по опроснику В.В. Столина и Т.Л. Романовой подчеркивают значимость сексуальных отношений, личностной идентификации (общих интересов и ценностей с супругом) и значимость внешнего облика (своего и супруга). Отметим, что женщины с невысоким удовлетворением брака выделяют важность эмоционально-психотерапевтической функции отношений. Таким образом, эта частная гипотеза была подтверждена.
Вторая частная гипотеза строилась на предположении, что уровень неудовлетворенности браком связан с низкой активностью партнеров в выполнении ими семейных ролей. После проведения корреляционного анализа, выявлено, что она подтвердилась – низкая удовлетворенность браком у женщин связано с тем, что они чаще, чем их мужья выполняют такие функции как: «воспитание детей», «материальное обеспечение», «сексуальный партнер», «организация семейной субкультуры. Особенно большая взаимосвязь между удовлетворённостью браком с ролью «кормильца в семье».
Для сравнения влияния социальных факторов на факторы удовлетворенностью браком, мы провели сравнительный анализ респондентов по группам: возраст; семейное положение; первый или второй брак; количество детей и уровень образования.
Таким образом, третья частная гипотеза («на удовлетворенность браком будут оказывать такие социальные факторы, как возраст, семейное положение и т.д.») подтверждена лишь отчасти – значительное влияние на удовлетворенность браком у женщин оказывает их семейное положение – у замужних женщин их больше, чем у тех, кто пребывает в сожительстве с партнером.
6. В заключение мы разработали рекомендации для психологической консультации, которые могут пролить свет на закономерности отрицательной динамики в отношениях и предоставляет инструменты и способы, необходимые для конструктивных, положительных и устойчивых изменений и в конечно итоге – повысить уровень удовлетворенностью браком у женщин. Методы психотерапии позволяют увидеть и определить, как именно способы мышления и поведения влияют на других людей, с которыми мы находимся в отношениях.
Когнитивные вмешательства помогают развить важный навык отслеживания и тестирования автоматических мыслей, пересмотреть завышенные ожидания, проверить негативные предположения с помощью экспериментов поведения, изменить негативные убеждения относительно себя, других людей и отношений. Близость в отношениях развивается за счет смещения фокуса внимания на более гибкие и реалистичные альтернативы с готовностью уважать и принимать отличия друг друга. Формирование более реалистичного мышления и адаптивных стратегий позволяет ощущать безопасность и близость с другим человеком, выстраивать положительные взаимодействия, обогащать общий жизненный опыт отношений, чувствовать себя счастливым и способным влиять на динамику отношений.
Поведенческие вмешательства направлены на пересмотр неадаптивных моделей поведения и обретение нового корректирующего опыта, который укрепляет отношения и поддерживает в них здоровую близость. Следует сказать, что обретение нового опыта требует от человека смелости и риска быть уязвимым перед партнером, приверженности собственным ценностям, готовности и мотивации нести ответственность за собственный вклад в отношения, действия и обязательства.
2. В научных работах выделяются ряд факторов, обусловливающих меру психологической удовлетворенности браком: уровень образования, оценка здоровья, возраст супругов, пол, социально-экономические факторы и многие другие. Для комфортного существования семьи недостаточно одного факта замужество по любви и материальному благополучию семьи. Одним из важнейших факторов стабильности семейных отношений являются взаимопонимание между мужем и женой. Важным в супружеских отношениях является брачная адаптация партнеров и наличие возможности в мужа и жены в полной мере самораскрываться, чувствовать взаимопонимание и принятие взглядов и поведения партнера.
3. В период зрелости (25-45 лет) происходит консолидация социальных и профессиональных ролей. Зрелый возраст может быть назван возрастом практической, профессиональной жизни человека. Среди задач зрелого возраста исследователями определено:
– достижение зрелой гражданской и социальной ответственности;
– достижение и поддержание соответствующего уровня жизни;
– помощь детям стать ответственными взрослыми;
– принятие физиологических изменений в середине жизни и адаптация к ним;
– усиление личностного аспекта супружеских отношений;
– адаптация к взаимодействию с родителями пожилого возраста
4. Целью эмпирического исследования было выявление взаимосвязи социально-психологических особенностей и удовлетворенности браком у женщин зрелого возраста. В исследовании приняли участие 70 женщин, в возрасте от 25-40 лет, имеющих как минимум одного ребенка, состоящих в браке, имеющих профессию и трудовой стаж.
Согласно тесту-опроснику удовлетворенностью браком абсолютное большинство женщин, по данным диагностики, не удовлетворены своим партнером и браком, в частности. Эти показатели не только констатируют картину существующих супружеских отношений, но и дают возможность понять субъективного мира. По методике «Ролевые ожидания партнеров» показано, что в целом у тестируемых женщин преобладает средние уровни ролевых ожиданий от мужа. Согласно методике «Распределение ролей в семье» многие функции/роли в браке, по мнению женщин (кроме финансового обеспечения), преимущественно выполняют именно они, а не их супруг. По методике на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации выяснено, что у респондентов нет доминирующей стратегии поведения в конфликте, поскольку и уровень, и глубина отношений с партнеров у всех разные.
5. Далее мы провели проверку гипотезы о том, что существует взаимосвязь между уровнем удовлетворенности браком у женщин и ролевых ожиданий партнеров. По результатам математической обработки, выявлено, что большинство шкал ролевых ожиданий взаимосвязаны с уровнем удовлетворённостью браком: респонденты, с высоким уровнем по опроснику В.В. Столина и Т.Л. Романовой подчеркивают значимость сексуальных отношений, личностной идентификации (общих интересов и ценностей с супругом) и значимость внешнего облика (своего и супруга). Отметим, что женщины с невысоким удовлетворением брака выделяют важность эмоционально-психотерапевтической функции отношений. Таким образом, эта частная гипотеза была подтверждена.
Вторая частная гипотеза строилась на предположении, что уровень неудовлетворенности браком связан с низкой активностью партнеров в выполнении ими семейных ролей. После проведения корреляционного анализа, выявлено, что она подтвердилась – низкая удовлетворенность браком у женщин связано с тем, что они чаще, чем их мужья выполняют такие функции как: «воспитание детей», «материальное обеспечение», «сексуальный партнер», «организация семейной субкультуры. Особенно большая взаимосвязь между удовлетворённостью браком с ролью «кормильца в семье».
Для сравнения влияния социальных факторов на факторы удовлетворенностью браком, мы провели сравнительный анализ респондентов по группам: возраст; семейное положение; первый или второй брак; количество детей и уровень образования.
Таким образом, третья частная гипотеза («на удовлетворенность браком будут оказывать такие социальные факторы, как возраст, семейное положение и т.д.») подтверждена лишь отчасти – значительное влияние на удовлетворенность браком у женщин оказывает их семейное положение – у замужних женщин их больше, чем у тех, кто пребывает в сожительстве с партнером.
6. В заключение мы разработали рекомендации для психологической консультации, которые могут пролить свет на закономерности отрицательной динамики в отношениях и предоставляет инструменты и способы, необходимые для конструктивных, положительных и устойчивых изменений и в конечно итоге – повысить уровень удовлетворенностью браком у женщин. Методы психотерапии позволяют увидеть и определить, как именно способы мышления и поведения влияют на других людей, с которыми мы находимся в отношениях.
Когнитивные вмешательства помогают развить важный навык отслеживания и тестирования автоматических мыслей, пересмотреть завышенные ожидания, проверить негативные предположения с помощью экспериментов поведения, изменить негативные убеждения относительно себя, других людей и отношений. Близость в отношениях развивается за счет смещения фокуса внимания на более гибкие и реалистичные альтернативы с готовностью уважать и принимать отличия друг друга. Формирование более реалистичного мышления и адаптивных стратегий позволяет ощущать безопасность и близость с другим человеком, выстраивать положительные взаимодействия, обогащать общий жизненный опыт отношений, чувствовать себя счастливым и способным влиять на динамику отношений.
Поведенческие вмешательства направлены на пересмотр неадаптивных моделей поведения и обретение нового корректирующего опыта, который укрепляет отношения и поддерживает в них здоровую близость. Следует сказать, что обретение нового опыта требует от человека смелости и риска быть уязвимым перед партнером, приверженности собственным ценностям, готовности и мотивации нести ответственность за собственный вклад в отношения, действия и обязательства.



