Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости у студентов вуза (Московский Институт Психоанализа)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа.
Выборка: 56 студентов 2 и 3 курса психологического факультета, девушки в возрасте 21-27 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНОВ САМООЦЕНКИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ 7
1.1. Психологические теории самооценки личности 7
1.2. Определение стрессоустойчивости личности 17
Выводы по теоретической главе 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 30
2.1. Организация и этапы исследования взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости студентов вуза 30
2.2. Описание результатов исследования 36
2.3. Разработка рекомендаций по повышению уровня самооценки и стрессоустойчивости для студентов вуза 47
Выводы по эмпирической главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
База исследования: НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа.
Выборка: 56 студентов 2 и 3 курса психологического факультета, девушки в возрасте 21-27 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНОВ САМООЦЕНКИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ 7
1.1. Психологические теории самооценки личности 7
1.2. Определение стрессоустойчивости личности 17
Выводы по теоретической главе 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 30
2.1. Организация и этапы исследования взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости студентов вуза 30
2.2. Описание результатов исследования 36
2.3. Разработка рекомендаций по повышению уровня самооценки и стрессоустойчивости для студентов вуза 47
Выводы по эмпирической главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что существенным моментом современной жизни общества является постоянное воздействие на человека стресс-факторов. Стресс, который оказывает негативное влияние как на профессиональную, так и учебную деятельность человека, – это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента.
Воздействие на человека длительных перегрузок, как физических, так и моральных, в частности, речь идет о недостаточном количества времени, выделяемого на полноценный отдых и сон, при котором организм не успевает восстановиться полностью, общественная загруженность крайне неблагоприятно. Весь комплекс стрессогенных факторов дезорганизует как учебную деятельность студента, так и его личную жизнь, снижает его трудоспособность и качество деятельности, отражаясь на состоянии психического и физического здоровья. Как показывает статистика, более 50% студентов страдают различными хроническими заболеваниями [15; 35]. Поэтому устойчивость к стрессу является необходимым условием сохранения психологического благополучия, внутреннего спокойствия, максимальной трудоспособности.
Проблема стрессоустойчивости, стресса и его воздействия на здоровье, психологическое состояние, уровень работоспособности, отношения с однокурсниками и другие аспекты жизни человека является одной из важных сфер в научно-исследовательской работе в психологии. Ежегодно количество публикуемых эмпирических исследований по данной теме только увеличивается, организовываются международные проекты по ее изучению. Авторы статей и исследований (М.М. Амельченко, Е.И. Барышева, К.Н. Безъязыкова, В.А. Бодров, Н.Е. Водопьянова, Дж.С. Гринберг, Е.С. Жариков, Л.А. Китаев-Смык, Р. Лазарус, Р.М. Сапольски, Г. Селье и др.) рассматривают влияние на стрессоустойчивость таких факторов, как тревожность, самооценка, особенности коммуникации, интеллект, умение работать в разных условиях.
Изучение самооценки личности, которая напрямую связана с ее стрессоустойчивостью, является не менее актуальным, поскольку самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, оказывает влияние на социальное развитие человека, его адаптацию к социальным условиям, что отмечают в своих работах Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, В.В. Столин, П.П. Чеснокова А.И. Липкина и др.
Вместе с тем, несмотря на достаточно широкий круг как теоретических, так и эмпирических исследований, данная проблема не теряет своей актуальности и сегодня. В частности, взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости у студентов является непростой и существенной проблемой, она недостаточно разработана и изучена. На сегодняшний день имеется небольшое число исследований, посвященных изучению взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости. Исследователи, в основном, занимаются изучением самооценки и стрессоустойчивости каждый в отдельности без влияния их взаимосвязи друг с другом. Таким образом, мы видим, что проблема исследования взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости определяется имеющимися потребностями практики и ее недостаточной разработанностью в психологической науке, что и определило выбор темы дипломного исследования: «Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости студентов вуза».
Теоретические подходы и концепции к изучаемой проблеме исследования:
- концепции и теории зарубежных и отечественных ученых по психологии стресса (В.А. Бодров, Н. Е. Водопьянова, Дж.С. Гринберг, Л.А. Китаев-Смык, Р. Лазарус, Г. Селье и др.);
- научные труды в области исследования проблемы стрессоустойчивости Е.И. Барышевой, К.Н. Безъязыковой, Е.С. Жарикова, Е.А. Метелева, С.В. Субботина и др.;
- теоретические подходы отечественных и зарубежных психологов к проблемам самосознания и самооценки (Р. Бернс, Л. В. Бороздина, У. Джеймс, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.)
Цель исследования: выявить взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости студентов вуза, для повышения самооценки и уверенности в себе молодых людей путем использования социально-психологической программы.
Объект исследования: самооценка и стрессоустойчивость студентов вуза.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня самооценки и уровня стрессоустойчивости студентов вуза.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между самооценкой и стрессоустойчивостью, а именно: чем выше уровень самооценки, тем выше уровень стрессоустойчивости у студентов вуза.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. Определить понятия «самооценка» и «стрессоустойчивость» в психологической литературе;
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи показателей уровня самооценки и уровня стрессоустойчивости студентов;
4. Обработать и проанализировать результаты эмпирического исследования;
5. Разработать рекомендации по повышению уровня самооценки и стрессоустойчивости для студентов вуза.
Методы исследования:
теоретические: библиографический метод (анализ научной литературы по теме исследования);
эмпирические: тестирование, опрос (проведение тестового опроса среди студентов вуза);
методы математической статистики: корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Методики исследования:
1. Шкала устойчивости к источникам стресса (ШУИС), автор Е.В. Распонин;
2. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности, авторы Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова;
3. Методика диагностики самооценки Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).
Эмпирическая база исследования: НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа».
Характеристика выборки исследования: 56 студентов 2 и 3 курса психологического факультета (бакалавриат), все респонденты – девушки в возрасте 21-27 лет (средний возраст – 23,4±1,85 года).
Практическая значимость исследования: методические рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в практической деятельности психологов вузов в ходе консультирования студентов по вопросам повышения уровня стрессоустойчивости и нормализации уровня самооценки, а также самостоятельно студентами для улучшения своего психологического благополучия.
Воздействие на человека длительных перегрузок, как физических, так и моральных, в частности, речь идет о недостаточном количества времени, выделяемого на полноценный отдых и сон, при котором организм не успевает восстановиться полностью, общественная загруженность крайне неблагоприятно. Весь комплекс стрессогенных факторов дезорганизует как учебную деятельность студента, так и его личную жизнь, снижает его трудоспособность и качество деятельности, отражаясь на состоянии психического и физического здоровья. Как показывает статистика, более 50% студентов страдают различными хроническими заболеваниями [15; 35]. Поэтому устойчивость к стрессу является необходимым условием сохранения психологического благополучия, внутреннего спокойствия, максимальной трудоспособности.
Проблема стрессоустойчивости, стресса и его воздействия на здоровье, психологическое состояние, уровень работоспособности, отношения с однокурсниками и другие аспекты жизни человека является одной из важных сфер в научно-исследовательской работе в психологии. Ежегодно количество публикуемых эмпирических исследований по данной теме только увеличивается, организовываются международные проекты по ее изучению. Авторы статей и исследований (М.М. Амельченко, Е.И. Барышева, К.Н. Безъязыкова, В.А. Бодров, Н.Е. Водопьянова, Дж.С. Гринберг, Е.С. Жариков, Л.А. Китаев-Смык, Р. Лазарус, Р.М. Сапольски, Г. Селье и др.) рассматривают влияние на стрессоустойчивость таких факторов, как тревожность, самооценка, особенности коммуникации, интеллект, умение работать в разных условиях.
Изучение самооценки личности, которая напрямую связана с ее стрессоустойчивостью, является не менее актуальным, поскольку самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, оказывает влияние на социальное развитие человека, его адаптацию к социальным условиям, что отмечают в своих работах Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, В.В. Столин, П.П. Чеснокова А.И. Липкина и др.
Вместе с тем, несмотря на достаточно широкий круг как теоретических, так и эмпирических исследований, данная проблема не теряет своей актуальности и сегодня. В частности, взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости у студентов является непростой и существенной проблемой, она недостаточно разработана и изучена. На сегодняшний день имеется небольшое число исследований, посвященных изучению взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости. Исследователи, в основном, занимаются изучением самооценки и стрессоустойчивости каждый в отдельности без влияния их взаимосвязи друг с другом. Таким образом, мы видим, что проблема исследования взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости определяется имеющимися потребностями практики и ее недостаточной разработанностью в психологической науке, что и определило выбор темы дипломного исследования: «Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости студентов вуза».
Теоретические подходы и концепции к изучаемой проблеме исследования:
- концепции и теории зарубежных и отечественных ученых по психологии стресса (В.А. Бодров, Н. Е. Водопьянова, Дж.С. Гринберг, Л.А. Китаев-Смык, Р. Лазарус, Г. Селье и др.);
- научные труды в области исследования проблемы стрессоустойчивости Е.И. Барышевой, К.Н. Безъязыковой, Е.С. Жарикова, Е.А. Метелева, С.В. Субботина и др.;
- теоретические подходы отечественных и зарубежных психологов к проблемам самосознания и самооценки (Р. Бернс, Л. В. Бороздина, У. Джеймс, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.)
Цель исследования: выявить взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости студентов вуза, для повышения самооценки и уверенности в себе молодых людей путем использования социально-психологической программы.
Объект исследования: самооценка и стрессоустойчивость студентов вуза.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня самооценки и уровня стрессоустойчивости студентов вуза.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между самооценкой и стрессоустойчивостью, а именно: чем выше уровень самооценки, тем выше уровень стрессоустойчивости у студентов вуза.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. Определить понятия «самооценка» и «стрессоустойчивость» в психологической литературе;
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи показателей уровня самооценки и уровня стрессоустойчивости студентов;
4. Обработать и проанализировать результаты эмпирического исследования;
5. Разработать рекомендации по повышению уровня самооценки и стрессоустойчивости для студентов вуза.
Методы исследования:
теоретические: библиографический метод (анализ научной литературы по теме исследования);
эмпирические: тестирование, опрос (проведение тестового опроса среди студентов вуза);
методы математической статистики: корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Методики исследования:
1. Шкала устойчивости к источникам стресса (ШУИС), автор Е.В. Распонин;
2. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности, авторы Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова;
3. Методика диагностики самооценки Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).
Эмпирическая база исследования: НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа».
Характеристика выборки исследования: 56 студентов 2 и 3 курса психологического факультета (бакалавриат), все респонденты – девушки в возрасте 21-27 лет (средний возраст – 23,4±1,85 года).
Практическая значимость исследования: методические рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в практической деятельности психологов вузов в ходе консультирования студентов по вопросам повышения уровня стрессоустойчивости и нормализации уровня самооценки, а также самостоятельно студентами для улучшения своего психологического благополучия.
Цель выпускной квалификационной работы заключалась в выявлении взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости у студентов вуза.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования были определены основные понятия:
Самооценка – динамическая система внутренне согласованных представлений человека о самом себе, отношений к самому себе, установок, направленных на свою личность, эмоционального реагирования на собственные качества, достижения и возможности. Самооценка студентов – динамический процесс, в ходе которого они осуществляют самоконтроль, оценку своих достижений и определяют корректирующие действия для обучения.
Стрессоустойчивость – интегративное свойство личности, которое проявляется через взаимодействие волевых, интеллектуальных, мотивационных и эмоциональных составляющих деятельности психики человека, обеспечивающее наилучший способ достижения результата деятельности в сложных обстоятельствах, вызывающих мощные эмоции.
По результатам анализа литературы мы пришли к выводу, что в ходе обучения в вузе проблема стрессов, в особенности связанных с зачетами и экзаменами, стоит особенно остро, поскольку стрессоустойчивость студентов напрямую влияет на успешность их учебной деятельности. Однако, несмотря на пристальный интерес психологов к данной проблеме, исследования взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости личности в аспекте студенческого возраста немногочисленны и нередко противоречивы, в связи с чем было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление такой связи.
Мы предположили, что существует взаимосвязь между самооценкой и стрессоустойчивостью, а именно: чем выше уровень самооценки, тем выше уровень стрессоустойчивости у студентов вуза.
Для проверки данной гипотезы к исследованию были привлечены 56 девушек-студентов НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» в возрасте 21-27 лет.
Анализ полученных в ходе тестирования результатов показал, что у большинства принявших участие в исследовании студентов высокий уровень самооценки и притязаний. Наибольшие доли в выборке составляют студенты со средним, чуть выше среднего и выше среднего уровнями стрессоустойчивости. Наименьшие доли составили студенты с низким и ниже среднего уровнями. Кроме того, в ходе корреляционного анализа выявлены многочисленные связи как между реальной самооценкой студентов и их стрессоустойчивостью, так и между идеальной самооценкой и уровнем стрессоустойчивости, на основании чего сделан вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы.
В рамках выпускной квалификационной работы нами разработана программа повышения уровня самооценки и стрессоустойчивости, которая может быть использована психологами в работе со студентами, испытывающими проблемы в совладании со стрессом. Кроме того, практическая значимость сформулированных рекомендаций по повышению уровня стрессоустойчивости и нормализации уровня самооценки заключается в том, что они могут быть использованы студентами самостоятельно для улучшения своего психологического благополучия.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза – существует взаимосвязь между самооценкой и стрессоустойчивостью, а именно: чем выше уровень самооценки, тем выше уровень стрессоустойчивости у студентов вуза, нашла свое подтверждение.
В заключение отметим, что, несмотря на достаточно активный интерес, проявляемый представителями разных отраслей знаний к проблеме стрессоустойчивости студентов, на сегодняшний день данная проблема не теряет своей актуальности и далека от разрешения. В этой связи проведенное нами исследование открывает перспективы для дальнейших эмпирических исследований в данной области. В частности, достаточно актуальным и перспективным, на наш взгляд, направлением исследования может стать апробирование на практике разработанной программы повышения уровня самооценки и стрессоустойчивости студентов и выявление ее эффективности.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования были определены основные понятия:
Самооценка – динамическая система внутренне согласованных представлений человека о самом себе, отношений к самому себе, установок, направленных на свою личность, эмоционального реагирования на собственные качества, достижения и возможности. Самооценка студентов – динамический процесс, в ходе которого они осуществляют самоконтроль, оценку своих достижений и определяют корректирующие действия для обучения.
Стрессоустойчивость – интегративное свойство личности, которое проявляется через взаимодействие волевых, интеллектуальных, мотивационных и эмоциональных составляющих деятельности психики человека, обеспечивающее наилучший способ достижения результата деятельности в сложных обстоятельствах, вызывающих мощные эмоции.
По результатам анализа литературы мы пришли к выводу, что в ходе обучения в вузе проблема стрессов, в особенности связанных с зачетами и экзаменами, стоит особенно остро, поскольку стрессоустойчивость студентов напрямую влияет на успешность их учебной деятельности. Однако, несмотря на пристальный интерес психологов к данной проблеме, исследования взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости личности в аспекте студенческого возраста немногочисленны и нередко противоречивы, в связи с чем было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление такой связи.
Мы предположили, что существует взаимосвязь между самооценкой и стрессоустойчивостью, а именно: чем выше уровень самооценки, тем выше уровень стрессоустойчивости у студентов вуза.
Для проверки данной гипотезы к исследованию были привлечены 56 девушек-студентов НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» в возрасте 21-27 лет.
Анализ полученных в ходе тестирования результатов показал, что у большинства принявших участие в исследовании студентов высокий уровень самооценки и притязаний. Наибольшие доли в выборке составляют студенты со средним, чуть выше среднего и выше среднего уровнями стрессоустойчивости. Наименьшие доли составили студенты с низким и ниже среднего уровнями. Кроме того, в ходе корреляционного анализа выявлены многочисленные связи как между реальной самооценкой студентов и их стрессоустойчивостью, так и между идеальной самооценкой и уровнем стрессоустойчивости, на основании чего сделан вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы.
В рамках выпускной квалификационной работы нами разработана программа повышения уровня самооценки и стрессоустойчивости, которая может быть использована психологами в работе со студентами, испытывающими проблемы в совладании со стрессом. Кроме того, практическая значимость сформулированных рекомендаций по повышению уровня стрессоустойчивости и нормализации уровня самооценки заключается в том, что они могут быть использованы студентами самостоятельно для улучшения своего психологического благополучия.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза – существует взаимосвязь между самооценкой и стрессоустойчивостью, а именно: чем выше уровень самооценки, тем выше уровень стрессоустойчивости у студентов вуза, нашла свое подтверждение.
В заключение отметим, что, несмотря на достаточно активный интерес, проявляемый представителями разных отраслей знаний к проблеме стрессоустойчивости студентов, на сегодняшний день данная проблема не теряет своей актуальности и далека от разрешения. В этой связи проведенное нами исследование открывает перспективы для дальнейших эмпирических исследований в данной области. В частности, достаточно актуальным и перспективным, на наш взгляд, направлением исследования может стать апробирование на практике разработанной программы повышения уровня самооценки и стрессоустойчивости студентов и выявление ее эффективности.
Подобные работы
- Взаимосвязь тревожности, самоактуализации и стрессоустойчивости у студентов (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Изучение влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Исследование стресса и психоэмоционального состояния пользователей IT бот- психолог в условиях пандемии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2021 - Изучение эмоциональных состояний больных, страдающих онкологическими заболеваниями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения (Московский педагогический государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2025 - Влияние личностных особенностей руководителей на выбор копинг - стратегий поведения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Развитие управленческой культуры руководителей учреждений образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2015



