Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь профессионального самоопределения с жизненными ценностями старших подростков (Московский Государственный Областной Университет)

Работа №118010

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психодиагностика

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ Любучанской СОШ.
Выборка: 21 школьник 9 «а» класса.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения и жизненных ценностей старших подростков 6
1.1. Профессиональное самоопределение как начальный этап профессионализации человека 6
1.2. Исследование ценностей и ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии 10
1.3. Особенности профессионального самоопределения и ценностных ориентаций у старших подростков 16
1.4. Ценности и ценностные ориентации в старшем подростковом возрасте 22
Выводы по главе 1………………………………………………………….........26
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи жизненных ценностей и профессионального самоопределения старших подростков 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Методика исследования жизненных ценностей и профессионального самоопределения 29
2.3. Анализ результатов исследования жизненных ценностей и профессионального самоопределения старших подростков 36
Выводы по главе 2 54
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения 67


Актуальность исследования. Современное общество предъявляет высокие требования к способности каждого своего члена осуществлять поиск новых смыслов профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом, т.е. самоопределяться в истории, жизни, профессии [28]. Выбор профессии является одним из ответственных моментов: правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни [29].
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами, т.е. определиться в столь важном вопросе молодые люди должны, еще не повзрослев, не став самостоятельными, не имея достаточного опыта принятия решений [7]. Исследование, проведенное Е. И. Головахой еще в 80-х годах ХХ столетия, показало, что только 32 % восьмиклассников и 45 % десятиклассников за два-три месяца до конца учебного года определились с выбором профессии и считают свой выбор окончательным [22].
С конца ХХ века проблема профессионального развития личности становится перманентной: так, если раньше человек выбирал профессию «на всю жизнь» и редко менял ее, то в настоящее время, в связи с быстро изменяющимися социально-экономическими условиями, ему приходится пробовать себя в различных профессиональных сферах деятельности [44]. Стоит отметить, что исследованию профессионального становления и профессионального самоопределения личности посвящены работы Т. А. Антопольской, И. С. Арон, А. В. Батаршева, Л. Н. Захаровой, Э. Ф. Зеер, Л. М. Митиной, Ю. П. Поваренкова, В. В. Рябухиной, Е. В. Филипенко и др. [4, 5, 6, 16, 17, 35, 41, 48, 52].
Также выбор профессии может быть сделан на основе жизненных ценностей, которые присуще тому или иному индивиду. Ведь в зависимости от того, какие ценности стоят на первом месте у человека, в данном случае мы говорим о старшеклассниках, зависит и то, с какой профессией он свяжет свою судьбу. Если он, к примеру, ставит на первое место такую ценность как общественное признание, то, скорее всего он захочет связать свою судьбу с такими профессиями как актер, певец, музыкант и т.д.
Именно поэтому мой выбор пал на эту тему. Мне захотелось проследить за этой взаимосвязью.
Цель исследования: выявить взаимосвязь профессионального самоопределения с жизненными ценностями старших подростков.
Объект исследования: ценностные ориентации и профессиональное самоопределение старших подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: в старшем подростковом возрасте существует взаимосвязь между ценностными ориентациями и особенностями профессионального самоопределения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности профессионального самоопределения как начального этапа профессионализации.
2. Провести анализ работ, посвященных изучению ценностей и ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии.
3. Выявить особенности профессионального самоопределения и ценностных ориентаций в старшем подростковом возрасте.
4. Изучить особенности ценностных ориентаций в старшем подростковом возрасте.
5. Определить выраженность показателей профессионального самоопределения старшеклассников по каждой из методик.
6. Определить выраженность показателей ценностных ориентаций старшеклассников по каждой из методик.
7. Исследовать взаимосвязи между показателями ценностей и профессиональной направленности у старшеклассников.
Методы исследования.
Для исследования я использовала следующие методы:
1. Метод опроса:
1.1. Опросник профессиональных склонностей Л. Йоваши (в модификации Г.В. Резапкиной)
2. Методы тестирования:
2.1. Тест смысложизненных ориентаций(СЖО) Д.А. Леонтьева
2.2. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича
2.3. Тест Дж. Холланда на определение профессиональной направленности личности.
Методы математической и статистической обработки результатов исследования: качественный анализ, корреляционный анализ (по Пирсону).
База исследования: МБОУ Любучанская СОШ, ученики 9 класса, 21 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование было направлено на выявление взаимосвязей жизненных ценностей и профессионального самоопределения старшеклассников.
Для достижения поставленной цели нами были рассмотрены особенности профессионального самоопределения. Был проведен анализ работ, посвященных изучению ценностей и ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии. Были выявлены и описаны особенности профессионального самоопределения и ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте. Изучены особенности ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте.
Как показал анализ литературы, профессиональное самоопределение рассматривается как начальный этап профессионализации человека, от которого во многом зависит все его дальнейшее существование, а также особенности его личностного развития.
Профессиональное самоопределение ‒ это сложный, многоступенчатый процесс, в ходе которого человек должен установить баланс между собственными склонностями и предпочтениями и реальными условиями, которые может предложить действительность.
Ценности, или ценностные ориентации являются основной движущей силой человека, предопределяют его поведение, направленность, особенности формирования личности. Ценности можно рассматривать как понятия или убеждения человека, которые является своего рода «мерой» для оценки поведения, реакций, состояний как себя, так и других людей и окружающей действительности в целом. Ценности не привязаны к конкретной ситуации и распространяются на все сферы жизни человека.
В старшем школьном возрасте профессиональное самоопределение и ценности оказываются тесно связаны, поскольку выбор профессии является основной задачей развития на этом возрастном этапе. Перед старшеклассником открывается обширный мир профессий, среди разнообразия которых ему предстоит сделать выбор. Ценности или ценностные ориентации школьника, его отношение к тем или иным сторонам действительности как к особо значимым или не значимым, существенно влияет на выбор профессии.
Исходя из вышесказанного, нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: в старшем подростковом возрасте существуют взаимосвязи между ценностными ориентациями и особенностями профессионального самоопределения.
Для тестирования выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование, в котором принял участие 21 старшеклассник ‒ учащиеся 9-го класса Любучанской средней общеобразовательной школы.
В качестве диагностического инструментария использовались: Тест Дж. Холланда на определение профессиональной направленности личности; Опросник профессиональных склонностей Л. Йоваши (в модификации Г. В. Резапкиной); Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Дж. Крамбо и Л. Махолик, в адаптации Д. А. Леонтьева); Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Полученные в ходе диагностики результаты были подвергнуты методам математической и статистической обработки данных: была подсчитана выраженность каждого исследуемого показателя среди старшеклассников, а затем произведен корреляционный анализ (по Пирсону) между показателями профессиональной направленности и ценностных ориентаций у старшеклассников.
Результаты исследования подтвердили поставленную гипотезу. Были выявлены многочисленные взаимосвязи между исследуемыми показателями. Примечательно, что бóльшая часть взаимосвязей имеет обратную направленность. Это позволяет нам предположить, что профессиональная направленность старшеклассников обусловлена не столько значимыми ценностями, сколько отсутствием значимости отдельных ценностей. Можно предположить, что если значимость отдельных ценностей важна во многих профессиях, то непризнание ценностей в качестве таковых «сужает» сферу профессиональной направленности старшеклассников.
Тем не менее, были выявлены ценности, которые прямо коррелируют с профессиональным самоопределением. Так, для школьников, которым больше подойдут практические виды профессиональной деятельности (шофер, механик, электрик) характерно признание честности в качестве основного личностного качества, а счастье всех людей они рассматривают как цель существования. Школьники, предрасположенные к социальному типу профессий (учитель, воспитатель, социальный работник, врач) высоко ценят образованность людей. Те их старшеклассников, для которых больше бы подошли планово-экономические профессии (бухгалтер, экономист) высоко ценят воспитанность, наличие хороших и верных друзей. Старшеклассники, могущие себя реализовать в творческих видах профессий, как правило, высокого ценят в людях твердую волю.
В качестве дальнейших перспектив исследования можно было бы назвать изучение динамики показателей ценностных ориентаций и профессиональной направленности у старшеклассников, а именно выявление различий исследуемых показателей у учащихся 9-х и 11- классов.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебник и практикум / Г. С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2015. ‒ 818 с.
2. Александров А. Д. Истина как моральная ценность / А. Д. Александров // Аксиология: частное и общее. – Новосибирск: Наука, 2006. – С. 96.
3. Алишев Б. С. О психологической сущности ценностей / Б. С. Алишев // Психология человека в современном мире. Том 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – С. 3–14.
4. Антопольская Т. А. Социальное партнерство как условие развития профессиональной ориентации учащейся молодежи / Т. А. Антопольская // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 2 / Отв. ред. Богоявленская Д. Б. – М.: Когито-Центр, 2015. – С. 139–141.
5. Арон И. С. Структурные компоненты психологической готовности к профессиональному самоопределению / И. С. Арон // Путь науки. – 2015. – №8 (18). – С. 84–86.
6. Батаршев А. В. Система психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагога / А. В. Батаршев // Человек и образование. – 2015. – №1 (42). – С. 16–21.
7. Бурдина И. В. Проблемы профориентации в системе непрерывного образования / И. В. Бурдина // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: В 8 т. – СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 2003. – Т. 1. – С. 621–625.
8. Бутакова А. А. Факторы профессионального самоопределения старшеклассников / А. А. Бутакова // XII конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. ‒ Казань: КГПУ, 2012. ‒ С. 28‒32.
9. Волков Б. С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. – М.: Академический Проект, 2007. – 333 с.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: АСТ, 2005. – 672 с.
11. Габдулина Л. И. Ценностно-смысловые аспекты общения / Л. И. Габдулина // Психология личности учебное пособие / под ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008. – С. 331–361.
12. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 693 с.
13. Грецов А. Г. Выбираем профессию: Советы практического психолога / А. Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.
14. Долгова В. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие (монография) / В. И. Долгова, Н. И. Аркаева. ‒ Челябинск: Искра, 2012. ‒ 229 с.
15. Долматова С. В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта / С. В. Долматова // V Cазоновские педагогические чтения. Научно-методическое обеспечение профессионального самоопределения личности в учреждениях образования. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, 18 декабря 2009 года / М-во образования и науки Российской Федерации, Уральское отд-ние РАО, Курганский гос. ун-т, Вузовско-акад. лаб. исслед. проблем проф. самоопределения личности. ‒ Курган, 2010. ‒ С. 123–125.
16. Захарова Л. Н. Системная трансформация профессиональной ориентации молодежи как фактор повышения эффективности управления профессиональным самоопределением // Л. Н. Захарова, Е. С. Калинская // Экономика устойчивого развития. – 2011. – №8. – С. 55–61.
17. Зеер Э. Ф. Содействие профессиональному самоопределению обучающихся в современных социально-экономических условиях / Э. Ф. Зеер // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. – №3-4 (46-47). – С. 30–37.
18. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.
19. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
20. Климов Е. А. «Потемки» и «светильники» в становлении профессионала / Е. А. Климов. ‒ М.: МПСИ, 2007. ‒ 192 с.
21. Ковалева Н. Б. Проблемы исследования и развития ценностных ориентаций и мировоззрение обучающихся / Н. Б. Ковалева, А. И. Дьяконова // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 3 / Отв. ред. Богоявленская Д. Б. – М.: Когито-Центр, 2015. – С. 31‒33.
22. Кон И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 259–266.
23. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2011. – 352 с.
24. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
25. Левин К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. – СПб.: «Сенсор», 2000. – 368 с.
26. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2007. – 511 с.
27. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2006. – 18 с.
28. Любягина О. А. Моделирование системы подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению / О. А. Любягина // Образование и саморазвитие. 2012. ‒ №6 (34). ‒ С. 21‒27.
29. Магомедова Е. Э. Особенности формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению / Е. Э. Магомедова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. ‒ 2014. ‒ № 39. ‒ С. 56‒61.
30. Манько Ю. В. Социология молодежи / Ю. В. Манько, К. М. Оганян. – СПб.: ИД «Петрополис», 2010. – 316 с.
31. Мартишина Д. Д. Особенности ценностной сферы и морально-ценностных ориентаций в подростковом возрасте / Д. Д. Мартишина // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 4 / Отв. ред. Богоявленская Д. Б. – М.: Когито-Центр, 2015. – С. 127‒129.
32. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
33. Матасова И. Л. Особенности ценностных представлений учащихся различных возрастных групп / И. Л. Матасова // Личность как субъект жизненного пути: ценностные представления // Психология человека в современном мире. Том 6. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – С. 184–191.
34. Мельникова М. И. Личностное и профессиональное самоопределение: экзистенциональный подход / М. И. Матасова // Социальная психология XXI столетия. Т. 2. / под редакцией профессора Козлова В. В. – Ярославль, 2002. – С. 192–194.
35. Митина Л. М. Психология личностнопрофессионального развития и профессиональной карьеры: общее и особенное / Л. М. Митина // Российский научный журнал. – 2014. – №4. – С. 96–110.
36. Мурзина К. Е. Формирование ценностных ориентаций у подростков / К. Е. Мурзина // Концепт. ‒ 2015. ‒ №1/
37. Мякишева А. В. Социальные проблемы молодежи: анализ исследований / А. В. Мякишева, Е. А. Небеснюк, В. А. Пяльченков // Социально-экономическое, социально-политическое и социокультурное развитие регионов. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции РФ. – Тюмень, 2013. – С. 282–286.
38. Назаренко Н. Н. Некоторые аспекты профессиональной идентичности / Н. Н. Назаренко // V Cазоновские педагогические чтения. Научно-методическое обеспечение профессионального самоопределения личности в учреждениях образования. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, 18 декабря 2009 года / М-во образования и науки Российской Федерации, Уральское отд-ние РАО, Курганский гос. ун-т, Вузовско-акад. лаб. исслед. проблем проф. самоопределения личности. ‒ Курган, 2010. ‒ С. 12‒15.
39. Ожогина Е. М. Влияние информационно-коммуникационных технологий на систему ценностных ориентаций современных старшеклассников / Е. М. Ожогина // Система ценностей современного общества. ‒ 2012. ‒ №24. ‒ С. 165‒169.
40. Пеньков А. И. Изучение ценностных ориентаций / А. И. Пеньков // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. – 2000. – С. 49 – 50.
41. Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности / Ю. П. Поваренков. – Саратов: СГСЭУ, 2013. – 440 с.
42. Полякова И. В. Личность как субъект жизненного пути: ценностные представления / И. В. Полякова // Психология человека в современном мире. Том 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – С. 279–285.
43. Пряжникова Е. Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 496 с.
44. Пятницкая Г. А. Профессиональные компетентности в формировании готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению / Г. А. Пятницкая Известия Самарского научного центра Российской академии наук. ‒ 2012. ‒ Т. 14. ‒ № 2-5. ‒ С. 1181‒1183.
45. Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы / Г. В. Резапкина. ‒ М.: Генезис, 2005. ‒ 124 с.
46. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 288 с.
47. Румянцева Н. С. К проблеме профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Румянцева // V Cазоновские педагогические чтения. Научно-методическое обеспечение профессионального самоопределения личности в учреждениях образования. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, 18 декабря 2009 года / М-во образования и науки Российской Федерации, Уральское отд-ние РАО, Курганский гос. ун-т, Вузовско-акад. лаб. исслед. проблем проф. самоопределения личности. ‒ Курган, 2010. ‒ С. 576–578.
48. Рябухина В. В. Программа развития готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников / В. В. Рябухина // психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. – 2015. – С. 392–395.
49. Семенюк Л. М. Развитие ценностных ориентаций в старшем подростковом и юношеском возрастах / Л. М. Семенюк // Российские подростки и юношество в социальной реальности ХХI века: Личностное самоопределение, самореализация, взгляд в будущее / под ред. О. В. Лишина. – М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008. – С. 225–240.
50. Солодилова О. П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учебное пособие / О. П. Солодилова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 288 с.
51. Сухоносов А. П. Сравнительное исследование особенностей ценностных ориентаций старшеклассников общеобразовательной школы и воспитательного центра Федеральной службы исполнения наказаний / А. П. Сухоносов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. ‒ 2014. ‒ № 4 (30). ‒ С. 82‒90.
52. Филипенко Е. В. Психологическая готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения / Е. В. Филипенко // Экономика и социум. – 2014. – №4-5 (13). – С. 66–72.
53. Фоминова А. Н. Особенности эмоционального состояния старшеклассников, проживающих в поселениях разного типа / А. Н. Фоминова, В. А. Касенкова // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 3 / Отв. ред. Богоявленская Д. Б. – М.: Когито-Центр, 2015. – С. 67‒69.
54. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М: Прогресс, 1990. – 368 с.
55. Фромм Э. Искусство любить / Э. Фромм. – М.: АСТ, 2010. – 220 с.
56. Хуриев А. Т. Методологические концепции изучения ценностных ориентаций молодежи в условиях социокультурного кризиса / А. Т. Хуриев // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. ‒ 2010. ‒ №2. ‒ С. 131‒135.
57. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум / И. В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2014. – 576 с.
58. Шварц Ш. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т. П. Бутенко, Д. С. Седова, А. С. Липатова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. ‒ 2012. ‒ Т. 9. ‒ 32. ‒ С.63‒70.
59. Яницкий М. С Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. ‒ Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000. ‒ 204 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ