Взаимосвязь профессионального самоопределения с жизненными ценностями старших подростков (Московский Государственный Областной Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ Любучанской СОШ.
Выборка: 21 школьник 9 «а» класса.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения и жизненных ценностей старших подростков 6
1.1. Профессиональное самоопределение как начальный этап профессионализации человека 6
1.2. Исследование ценностей и ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии 10
1.3. Особенности профессионального самоопределения и ценностных ориентаций у старших подростков 16
1.4. Ценности и ценностные ориентации в старшем подростковом возрасте 22
Выводы по главе 1………………………………………………………….........26
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи жизненных ценностей и профессионального самоопределения старших подростков 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Методика исследования жизненных ценностей и профессионального самоопределения 29
2.3. Анализ результатов исследования жизненных ценностей и профессионального самоопределения старших подростков 36
Выводы по главе 2 54
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения 67
База исследования: МБОУ Любучанской СОШ.
Выборка: 21 школьник 9 «а» класса.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения и жизненных ценностей старших подростков 6
1.1. Профессиональное самоопределение как начальный этап профессионализации человека 6
1.2. Исследование ценностей и ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии 10
1.3. Особенности профессионального самоопределения и ценностных ориентаций у старших подростков 16
1.4. Ценности и ценностные ориентации в старшем подростковом возрасте 22
Выводы по главе 1………………………………………………………….........26
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи жизненных ценностей и профессионального самоопределения старших подростков 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Методика исследования жизненных ценностей и профессионального самоопределения 29
2.3. Анализ результатов исследования жизненных ценностей и профессионального самоопределения старших подростков 36
Выводы по главе 2 54
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения 67
Актуальность исследования. Современное общество предъявляет высокие требования к способности каждого своего члена осуществлять поиск новых смыслов профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом, т.е. самоопределяться в истории, жизни, профессии [28]. Выбор профессии является одним из ответственных моментов: правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни [29].
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами, т.е. определиться в столь важном вопросе молодые люди должны, еще не повзрослев, не став самостоятельными, не имея достаточного опыта принятия решений [7]. Исследование, проведенное Е. И. Головахой еще в 80-х годах ХХ столетия, показало, что только 32 % восьмиклассников и 45 % десятиклассников за два-три месяца до конца учебного года определились с выбором профессии и считают свой выбор окончательным [22].
С конца ХХ века проблема профессионального развития личности становится перманентной: так, если раньше человек выбирал профессию «на всю жизнь» и редко менял ее, то в настоящее время, в связи с быстро изменяющимися социально-экономическими условиями, ему приходится пробовать себя в различных профессиональных сферах деятельности [44]. Стоит отметить, что исследованию профессионального становления и профессионального самоопределения личности посвящены работы Т. А. Антопольской, И. С. Арон, А. В. Батаршева, Л. Н. Захаровой, Э. Ф. Зеер, Л. М. Митиной, Ю. П. Поваренкова, В. В. Рябухиной, Е. В. Филипенко и др. [4, 5, 6, 16, 17, 35, 41, 48, 52].
Также выбор профессии может быть сделан на основе жизненных ценностей, которые присуще тому или иному индивиду. Ведь в зависимости от того, какие ценности стоят на первом месте у человека, в данном случае мы говорим о старшеклассниках, зависит и то, с какой профессией он свяжет свою судьбу. Если он, к примеру, ставит на первое место такую ценность как общественное признание, то, скорее всего он захочет связать свою судьбу с такими профессиями как актер, певец, музыкант и т.д.
Именно поэтому мой выбор пал на эту тему. Мне захотелось проследить за этой взаимосвязью.
Цель исследования: выявить взаимосвязь профессионального самоопределения с жизненными ценностями старших подростков.
Объект исследования: ценностные ориентации и профессиональное самоопределение старших подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: в старшем подростковом возрасте существует взаимосвязь между ценностными ориентациями и особенностями профессионального самоопределения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности профессионального самоопределения как начального этапа профессионализации.
2. Провести анализ работ, посвященных изучению ценностей и ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии.
3. Выявить особенности профессионального самоопределения и ценностных ориентаций в старшем подростковом возрасте.
4. Изучить особенности ценностных ориентаций в старшем подростковом возрасте.
5. Определить выраженность показателей профессионального самоопределения старшеклассников по каждой из методик.
6. Определить выраженность показателей ценностных ориентаций старшеклассников по каждой из методик.
7. Исследовать взаимосвязи между показателями ценностей и профессиональной направленности у старшеклассников.
Методы исследования.
Для исследования я использовала следующие методы:
1. Метод опроса:
1.1. Опросник профессиональных склонностей Л. Йоваши (в модификации Г.В. Резапкиной)
2. Методы тестирования:
2.1. Тест смысложизненных ориентаций(СЖО) Д.А. Леонтьева
2.2. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича
2.3. Тест Дж. Холланда на определение профессиональной направленности личности.
Методы математической и статистической обработки результатов исследования: качественный анализ, корреляционный анализ (по Пирсону).
База исследования: МБОУ Любучанская СОШ, ученики 9 класса, 21 человек.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами, т.е. определиться в столь важном вопросе молодые люди должны, еще не повзрослев, не став самостоятельными, не имея достаточного опыта принятия решений [7]. Исследование, проведенное Е. И. Головахой еще в 80-х годах ХХ столетия, показало, что только 32 % восьмиклассников и 45 % десятиклассников за два-три месяца до конца учебного года определились с выбором профессии и считают свой выбор окончательным [22].
С конца ХХ века проблема профессионального развития личности становится перманентной: так, если раньше человек выбирал профессию «на всю жизнь» и редко менял ее, то в настоящее время, в связи с быстро изменяющимися социально-экономическими условиями, ему приходится пробовать себя в различных профессиональных сферах деятельности [44]. Стоит отметить, что исследованию профессионального становления и профессионального самоопределения личности посвящены работы Т. А. Антопольской, И. С. Арон, А. В. Батаршева, Л. Н. Захаровой, Э. Ф. Зеер, Л. М. Митиной, Ю. П. Поваренкова, В. В. Рябухиной, Е. В. Филипенко и др. [4, 5, 6, 16, 17, 35, 41, 48, 52].
Также выбор профессии может быть сделан на основе жизненных ценностей, которые присуще тому или иному индивиду. Ведь в зависимости от того, какие ценности стоят на первом месте у человека, в данном случае мы говорим о старшеклассниках, зависит и то, с какой профессией он свяжет свою судьбу. Если он, к примеру, ставит на первое место такую ценность как общественное признание, то, скорее всего он захочет связать свою судьбу с такими профессиями как актер, певец, музыкант и т.д.
Именно поэтому мой выбор пал на эту тему. Мне захотелось проследить за этой взаимосвязью.
Цель исследования: выявить взаимосвязь профессионального самоопределения с жизненными ценностями старших подростков.
Объект исследования: ценностные ориентации и профессиональное самоопределение старших подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: в старшем подростковом возрасте существует взаимосвязь между ценностными ориентациями и особенностями профессионального самоопределения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности профессионального самоопределения как начального этапа профессионализации.
2. Провести анализ работ, посвященных изучению ценностей и ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии.
3. Выявить особенности профессионального самоопределения и ценностных ориентаций в старшем подростковом возрасте.
4. Изучить особенности ценностных ориентаций в старшем подростковом возрасте.
5. Определить выраженность показателей профессионального самоопределения старшеклассников по каждой из методик.
6. Определить выраженность показателей ценностных ориентаций старшеклассников по каждой из методик.
7. Исследовать взаимосвязи между показателями ценностей и профессиональной направленности у старшеклассников.
Методы исследования.
Для исследования я использовала следующие методы:
1. Метод опроса:
1.1. Опросник профессиональных склонностей Л. Йоваши (в модификации Г.В. Резапкиной)
2. Методы тестирования:
2.1. Тест смысложизненных ориентаций(СЖО) Д.А. Леонтьева
2.2. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича
2.3. Тест Дж. Холланда на определение профессиональной направленности личности.
Методы математической и статистической обработки результатов исследования: качественный анализ, корреляционный анализ (по Пирсону).
База исследования: МБОУ Любучанская СОШ, ученики 9 класса, 21 человек.
Проведенное исследование было направлено на выявление взаимосвязей жизненных ценностей и профессионального самоопределения старшеклассников.
Для достижения поставленной цели нами были рассмотрены особенности профессионального самоопределения. Был проведен анализ работ, посвященных изучению ценностей и ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии. Были выявлены и описаны особенности профессионального самоопределения и ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте. Изучены особенности ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте.
Как показал анализ литературы, профессиональное самоопределение рассматривается как начальный этап профессионализации человека, от которого во многом зависит все его дальнейшее существование, а также особенности его личностного развития.
Профессиональное самоопределение ‒ это сложный, многоступенчатый процесс, в ходе которого человек должен установить баланс между собственными склонностями и предпочтениями и реальными условиями, которые может предложить действительность.
Ценности, или ценностные ориентации являются основной движущей силой человека, предопределяют его поведение, направленность, особенности формирования личности. Ценности можно рассматривать как понятия или убеждения человека, которые является своего рода «мерой» для оценки поведения, реакций, состояний как себя, так и других людей и окружающей действительности в целом. Ценности не привязаны к конкретной ситуации и распространяются на все сферы жизни человека.
В старшем школьном возрасте профессиональное самоопределение и ценности оказываются тесно связаны, поскольку выбор профессии является основной задачей развития на этом возрастном этапе. Перед старшеклассником открывается обширный мир профессий, среди разнообразия которых ему предстоит сделать выбор. Ценности или ценностные ориентации школьника, его отношение к тем или иным сторонам действительности как к особо значимым или не значимым, существенно влияет на выбор профессии.
Исходя из вышесказанного, нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: в старшем подростковом возрасте существуют взаимосвязи между ценностными ориентациями и особенностями профессионального самоопределения.
Для тестирования выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование, в котором принял участие 21 старшеклассник ‒ учащиеся 9-го класса Любучанской средней общеобразовательной школы.
В качестве диагностического инструментария использовались: Тест Дж. Холланда на определение профессиональной направленности личности; Опросник профессиональных склонностей Л. Йоваши (в модификации Г. В. Резапкиной); Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Дж. Крамбо и Л. Махолик, в адаптации Д. А. Леонтьева); Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Полученные в ходе диагностики результаты были подвергнуты методам математической и статистической обработки данных: была подсчитана выраженность каждого исследуемого показателя среди старшеклассников, а затем произведен корреляционный анализ (по Пирсону) между показателями профессиональной направленности и ценностных ориентаций у старшеклассников.
Результаты исследования подтвердили поставленную гипотезу. Были выявлены многочисленные взаимосвязи между исследуемыми показателями. Примечательно, что бóльшая часть взаимосвязей имеет обратную направленность. Это позволяет нам предположить, что профессиональная направленность старшеклассников обусловлена не столько значимыми ценностями, сколько отсутствием значимости отдельных ценностей. Можно предположить, что если значимость отдельных ценностей важна во многих профессиях, то непризнание ценностей в качестве таковых «сужает» сферу профессиональной направленности старшеклассников.
Тем не менее, были выявлены ценности, которые прямо коррелируют с профессиональным самоопределением. Так, для школьников, которым больше подойдут практические виды профессиональной деятельности (шофер, механик, электрик) характерно признание честности в качестве основного личностного качества, а счастье всех людей они рассматривают как цель существования. Школьники, предрасположенные к социальному типу профессий (учитель, воспитатель, социальный работник, врач) высоко ценят образованность людей. Те их старшеклассников, для которых больше бы подошли планово-экономические профессии (бухгалтер, экономист) высоко ценят воспитанность, наличие хороших и верных друзей. Старшеклассники, могущие себя реализовать в творческих видах профессий, как правило, высокого ценят в людях твердую волю.
В качестве дальнейших перспектив исследования можно было бы назвать изучение динамики показателей ценностных ориентаций и профессиональной направленности у старшеклассников, а именно выявление различий исследуемых показателей у учащихся 9-х и 11- классов.
Для достижения поставленной цели нами были рассмотрены особенности профессионального самоопределения. Был проведен анализ работ, посвященных изучению ценностей и ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии. Были выявлены и описаны особенности профессионального самоопределения и ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте. Изучены особенности ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте.
Как показал анализ литературы, профессиональное самоопределение рассматривается как начальный этап профессионализации человека, от которого во многом зависит все его дальнейшее существование, а также особенности его личностного развития.
Профессиональное самоопределение ‒ это сложный, многоступенчатый процесс, в ходе которого человек должен установить баланс между собственными склонностями и предпочтениями и реальными условиями, которые может предложить действительность.
Ценности, или ценностные ориентации являются основной движущей силой человека, предопределяют его поведение, направленность, особенности формирования личности. Ценности можно рассматривать как понятия или убеждения человека, которые является своего рода «мерой» для оценки поведения, реакций, состояний как себя, так и других людей и окружающей действительности в целом. Ценности не привязаны к конкретной ситуации и распространяются на все сферы жизни человека.
В старшем школьном возрасте профессиональное самоопределение и ценности оказываются тесно связаны, поскольку выбор профессии является основной задачей развития на этом возрастном этапе. Перед старшеклассником открывается обширный мир профессий, среди разнообразия которых ему предстоит сделать выбор. Ценности или ценностные ориентации школьника, его отношение к тем или иным сторонам действительности как к особо значимым или не значимым, существенно влияет на выбор профессии.
Исходя из вышесказанного, нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: в старшем подростковом возрасте существуют взаимосвязи между ценностными ориентациями и особенностями профессионального самоопределения.
Для тестирования выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование, в котором принял участие 21 старшеклассник ‒ учащиеся 9-го класса Любучанской средней общеобразовательной школы.
В качестве диагностического инструментария использовались: Тест Дж. Холланда на определение профессиональной направленности личности; Опросник профессиональных склонностей Л. Йоваши (в модификации Г. В. Резапкиной); Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Дж. Крамбо и Л. Махолик, в адаптации Д. А. Леонтьева); Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Полученные в ходе диагностики результаты были подвергнуты методам математической и статистической обработки данных: была подсчитана выраженность каждого исследуемого показателя среди старшеклассников, а затем произведен корреляционный анализ (по Пирсону) между показателями профессиональной направленности и ценностных ориентаций у старшеклассников.
Результаты исследования подтвердили поставленную гипотезу. Были выявлены многочисленные взаимосвязи между исследуемыми показателями. Примечательно, что бóльшая часть взаимосвязей имеет обратную направленность. Это позволяет нам предположить, что профессиональная направленность старшеклассников обусловлена не столько значимыми ценностями, сколько отсутствием значимости отдельных ценностей. Можно предположить, что если значимость отдельных ценностей важна во многих профессиях, то непризнание ценностей в качестве таковых «сужает» сферу профессиональной направленности старшеклассников.
Тем не менее, были выявлены ценности, которые прямо коррелируют с профессиональным самоопределением. Так, для школьников, которым больше подойдут практические виды профессиональной деятельности (шофер, механик, электрик) характерно признание честности в качестве основного личностного качества, а счастье всех людей они рассматривают как цель существования. Школьники, предрасположенные к социальному типу профессий (учитель, воспитатель, социальный работник, врач) высоко ценят образованность людей. Те их старшеклассников, для которых больше бы подошли планово-экономические профессии (бухгалтер, экономист) высоко ценят воспитанность, наличие хороших и верных друзей. Старшеклассники, могущие себя реализовать в творческих видах профессий, как правило, высокого ценят в людях твердую волю.
В качестве дальнейших перспектив исследования можно было бы назвать изучение динамики показателей ценностных ориентаций и профессиональной направленности у старшеклассников, а именно выявление различий исследуемых показателей у учащихся 9-х и 11- классов.
Подобные работы
- Личностные ценности современных подростков в контексте
профильного обучения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5770 р. Год сдачи: 2020 - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И ЦЕННОСТЯХ (НА ПРИМЕРЕ УСПЕШНЫХ И НЕУСПЕШНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Групповое психологическое консультирование с элементами сказкотерапии как средство развития смысложизненной сферы у студентов первокурсников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023 - Формирование ценностно-смысловой сферы личности у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022



